ДОП-УЧ.ПЛАН-Пояснит.записка 2022-23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного плана
Учебный план дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов» обеспечивает реализацию дополнительных
образовательных программ по различным направленностям, фиксирует объём дополнительной
нагрузки обучающихся, распределяет время занятий.
Содержание учебного плана соответствует статусу образовательного учреждения,
способствует созданию единой образовательной среды, формирующей ключевые
образовательные компетенции обучающихся. Учебный план отражает выполнение
необходимых требований, предъявляемых к дополнительному образованию в образовательных
учреждениях в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Нормативно-правовая основа учебного плана
Федеральный уровень:
 Федеральный законом РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование»,
утвержденным на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам от 03.09.2018;
 Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474;
 План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027
года (распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 года №122-р);
 Стратегия государственной национальной политики до 2025 года, утвержденной Указом
Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об
утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
 Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016г. №11;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 (в редакции приказа Минпросвещения
России от 30.09.2020 №533);
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования
и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации»);
 Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей (приложение к
письму Минобрнауки Российской Федерации от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций»);
 Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, (письмо
Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 №ГД-39/04);
 Методические рекомендации по созданию и функционированию мобильных технопарков
«Кванториум», утвержденными распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 01.03.2019 №Р-25;
1

 Методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий (приложение к письму Минпросвещения России
от 07 мая 2020 г. № ВБ-976/04);
 Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ
от 23.08.2017 №816;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства науки и
высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 №882/391;
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28;
 Санитарные правила и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года №2.
Региональный уровень
 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО «Об образовании
в Ямало-Ненецком автономном округе»;
 Государственная программа ЯНАО «Развитие образования на 2014-2024 годы», утверждённой
постановлением Правительства ЯНАО от 25.12.2013 г. № 1132-П;
 Концепция развития дополнительного образования детей и системы воспитания в ЯНАО,
утверждённой приказом департамента ЯНАО от 17.07.2013 года № 1044;
 Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденным протоколом от
12.12.2018 №13 заседания Совета по управлению проектами при Губернаторе ЯмалоНенецкого автономного округа;
 Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.12.2019 №1274-П
«Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе».
 Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.07.2019 №714-П
«О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей в Ямало-Ненецком автономном округе» (в редакции от 26.11.2019 №1232-П);
 Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.07.2019 №582
«О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования детей в ЯмалоНенецком автономном округе в 2019-2020 годах» (с изменениями от 06.06.2020 № 346);
 Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2021 №405
«О реализации региональной целевой модели дополнительного образования детей в ЯмалоНенецком автономном округе»;
 Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.01.2021 №53
«О реализации комплекса мер («Дорожной карты») по внедрению целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей в Ямало-Нененецком автономном
округе»;
 Приказ Департамента образования ЯНАО от 02.03.2021 №144 «О создании и
функционировании в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской
местности и малых городах, центров образования естественнонаучной и технологической
направленностей «Точка Роста» с 2021 года в ЯНАО».
Муниципальный уровень
 Дорожная карта по реализации национального проекта «Образование» до 2024 года в системе
образования Надымского района, утвержденной приказом Департамента образования
Администрации муниципального образования Надымский район от 26.04.2019 №454 (с
изменениями от 16.09.2019);

2

 Муниципальная программа муниципального образования Надымский район «Развитие
образования» годы, утвержденной Постановлением Администрации муниципального
образования Надымский район от 18.08.2016 № 489 (далее - муниципальная программа);
 Положение об организации предоставления дополнительного образования детей в
муниципальных
образовательных
организациях,
расположенных
на
территории
муниципального образования Надымский район, утвержденным постановлением
Администрации муниципального образования Надымский район от 10.08.2020 №434 (с
изменениями от 16.02.2021 №88-пк);
 Административный регламент предоставления муниципальными образовательными
организациями муниципального образования Надымский район муниципальной услуги
«Зачисление
в
муниципальную
образовательную
организацию»,
утверждённым
постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 18
декабря 2019 года № 745 (с изменениями от 09.02.2021 №64-пк);
 Постановление Администрации Надымский район от 03.09.2019 №531 «Об утверждении
Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории
муниципального образования Надымский район» (с изменениями от 19.05.2021 №405-пк, от
25.01.2022 №36-пк);
 Приказ Департамента образования Надымского района от 17.12.2021 № 1349 «О создании и
функционировании в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской
местности и малых городах, центров образования естественнонаучной и технологической
направленностей «Точка роста» с 2022 года в Надымском районе»;
 Приказ Департамента образования Надымского района от 25.07.2018 № 814 «Об утверждении
форм муниципальных реестров, навигаторов программ дополнительного образования и
внеурочной деятельности в системе образования Надымского района».
Институциональный уровень:
 Устав школы, утвержденный приказом Департамента образования Администрации
муниципального образования Надымский район от 15 сентября 2020 года №740 (с
изменениями);
 Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов» (с
изменениями);
 Основная образовательная программа основного общего образования «Средняя
общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (с
изменениями);
 Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов» (с
изменениями);
 Положение о предоставлении бесплатного дополнительного образования детей в МОУ
«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
(с изменениями), утвержденное решением педагогического совета от 31.08.2016 №1;
 Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации в учебных объединениях
дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным
изучением отдельных предметов»;
 Положение об использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном
процессе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением
отдельных предметов».
Цель и задачи
Цель дополнительного образования: выявление и развитие способностей каждого ребенка,
формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности,
обладающей базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности,
способной в дальнейшем к осознанному выбору своей профессиональной деятельности и
гражданской позиции.
Дополнительное образование должно обеспечить ситуацию успеха каждому ученику;
содействовать самореализации личности ребенка, создавать равные стартовые возможности и
3

предоставлять варианты для поиска индивидуального образовательного пути для каждого
обучающегося.
Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением
отдельных предметов» направлен на обеспечение доступности, эффективности и качества
дополнительного образования.
Дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям
школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения, помогают ребенку
сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его
самообразование и саморазвитие.
Программы дополнительного образования предлагаются детям по выбору, в соответствии с их
природными склонностями, способностями и интересами. Набор учебных объединений
дополнительного образования определяется запросами обучающихся, их родителями, творческим
потенциалом педагогов и имеющимися в школе возможностями.
Цель – формирование образовательной среды, которая поможет обеспечить каждому
обучающемуся доступное, отвечающее его запросам, качественное дополнительное образование
на основе эффективных личностно – ориентированных педагогических технологий, развитие
социальной активности и реализация творческого потенциала обучающихся.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов
обучающихся через расширение видов деятельности;
- создание оптимальных условий для адресной поддержки учащихся различных категорий
(одаренных детей, ОВЗ, состоящих на различных видах учета) с учетом их интересов и
психологических особенностей с целью успешной адаптации в социуме;
-создание условий для ранней профориентации обучающихся;
- увеличение внеаудиторных занятий до 30% от общего количества занятий.
Освоение программ дополнительного образования в условиях средней общеобразовательной
школы обеспечивает интеграцию общего и дополнительного образования в учебной и
воспитательной областях.
Занятия способствуют расширению образовательно-воспитательного пространства школы,
росту мотивации осознанного обучения, определению спектра внеурочных интересов,
обучающихся и, как следствие, активной и успешной социализации и ранней профориентации
детей и подростков.
При разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение с учетом требований порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Формы обучения и аттестация
В 2022/2023 учебном году Школа функционирует в одну смену. Для функционирования
объединений дополнительного образования установлена 5-дневная учебная неделя. Занятия по
дополнительному образованию проводятся во внеурочное время, до и после учебного процесса;
продолжительность одного занятия – 40 минут.
Учебный план устанавливает проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками.
Наполняемость групп - 15 человек. Занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого
класса, так и в смешанных группах, состоящих их обучающихся нескольких классов. Занятия в
учебных объединениях дополнительного образования проводятся как в учебные недели, так и в
каникулярные дни. В каникулярное время расписание занятий может быть изменено. При
реализации дополнительных общеразвивающих программ могут предусматриваться как
аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или
индивидуально.
Распределение учебных часов осуществляется на основе дополнительных образовательных
программ с целью их последовательного и полного освоения обучающимися. Все программы
основываются на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности,
патриотической направленности, поддержки самоопределения воспитанника.
4

В рамках дополнительного образования обучающихся предусмотрена организация
разнообразных форм деятельности: экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты,
олимпиады, соревнования, проекты, общественно – полезная практика, интеллектуальные клубы,
библиотечные вечера, литературные гостиные, конкурсы, викторины, познавательные игры и др.
Для полноценной реализации дополнительных образовательных программ организуется
социальное партнерство школы и учреждений города (Центр детского творчества, библиотеки,
музеи, клубы и др.)
При реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением дистанционных
образовательных технологий деятельность обучающихся может организовываться с
использованием:
 образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки,
тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме
реального времени при помощи телекоммуникационных систем);
 возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных,
просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте
Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для
самостоятельного использования обучающимися);
 бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции
спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к
музейным, литературным, архивным фондам;
 ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи,
фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала
«Моя школа в online»);
 образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и
междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества
образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные
учебные издания).
По индивидуальным запросам родителей (законных представителей) обучающихся могут
проводиться дистанционные консультации по вопросам планирования активностей для
обучающихся в период каникул, организации профильного обучения в следующем учебном году,
изменения образовательных маршрутов обучающихся, психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также по вопросам подготовки к
итоговой аттестации.
В рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ могут быть организованы
в дистанционном режиме:
 занятия и мастер-классы педагогов дополнительного образования;
 творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися
работ;
 занятия в спортивных секциях в формате видеоконференций или с дистанционной передачей
видеозаписей упражнений;
 спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного присутствия (шахматы,
шашки, киберспортивные дисциплины);
 чемпионаты по программированию, робототехнике и другим дисциплинам в области
информационных технологий.
Организация аттестации. Контрольные мероприятия проводятся в соответствии с
программами и в рамках промежуточной и итоговой аттестации. Форму определяет педагог с
учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им
образовательных технологий. Итоговая аттестация освоения программ проводится по завершению
полного курса дополнительной образовательной программы и может быть осуществлена в
следующих формах: защита проекта; экзамен; выставка работ; концертное прослушивание;
собеседование.
При реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением дистанционных
образовательных технологий необходимость и формы промежуточной аттестации и текущего
контроля определяются образовательной организацией:
5




различные формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций,
выполнение исследовательских, проектных или творческих работ, участие в конкурсах и
соревнованиях для зачета в качестве результатов освоения образовательных программ;
сведения о достижениях в освоении дополнительных общеразвивающих программ,
результативном участии в мероприятиях в рамках программы воспитания и социализации,
в том числе о выполненных проектных и творческих работах, победах в конкурсах для
формирования портфолио обучающихся, на условиях их (или их родителей (законных
представителей) добровольного согласия на обработку персональных данных.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ

Художественная направленность
Целью дополнительных общеразвивающих программ базового уровня художественной
направленности является овладение и совершенствование обучающимися художественных
навыков и компетенций, воспитывая при этом желание создавать прекрасное своими руками.
№
программы
краткая характеристика программы
1. Мастерская
Программа нацелена на развитие специальных предметных компетенций
«Арт-дизайн» художественного творчества, на расширение представлений обучающихся о
национальной культуре и традициях северных народов Ямала.
1 год
На занятиях творческого объединения происходит развитие коммуникативных
обучения
качеств, формирование и развитие художественно-творческих способностей,
креативного мышления (ассоциативно-образного, художественного), воспитание
4 часа в
эмоционально-творческого отношения к действительности. Дети получают первые
неделю
допрофессиональные навыки мастерства по составлению орнамента, шитью
национальных изделий, художественного оформления картин с использованием
природного материала.
Результат: выполнение практических и творческих работ, результативное
участие в конкурсах «Северная мозаика» (3%), «Золотые купола» (2%). Форма
представления итогового результата: выставка творческих работ (100%).
Результатом освоения дополнительных программ художественной направленности развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
3% детей будут включены в муниципальную базу одаренных детей; 2% представят свои
портфолио на муниципальную награду «Уникум», 100% обучающихся примут участие в
творческих конкурсах.
Социально-гуманитарная направленность
Целью дополнительных общеразвивающих программ стартового уровня социально –
гуманитарной направленности является формирование активной, социально – мобильной
личности, способной сделать свой жизненный выбор.
№ программы
краткая характеристика программы
2. Газета
Программа реализуется на базе центра «Точка роста».
"Тинейджер" Цель программы – воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма на
Точка роста героических примерах прошлого, повышение качества и эффективности
организации и проведения гражданско-патриотического воспитания учащихся
1 год
Программа способствует успешной социализации обучающихся, позволяет юношам
обучения
и девушкам вырабатывать собственные цели, определять дальнейший
профессиональный путь, участвовать в разработке проектов преобразования
4 часа в
общества (например, школьного сообщества), реализовывать социально и
неделю
личностно-значимые проекты.
Результат: промежуточная аттестация – самостоятельно выполненное творческое
задание по выбранному направлению (корреспондент известий, «тематическая
колонка», фото-репортаж и пр.) (100%). Итоговая аттестация – самостоятельный
выпуск тематической газеты (100%)
Продукт: выпуск школьной газеты 1 раз в 2 месяца (100%)
3. Патриотическ Цель программы – обеспечить многофункциональность участия школьников в
6

ий отряд
коллективной деятельности как фото-операторов, корреспондентов, редакторов,
"Троицкий
верстальщиков и др.
герой"
Программа способствует успешной социализации обучающихся, создание
1 год
эффективной системы работы по профилактике преступлений и правонарушений в
обучения
молодёжной среде – улучшение правового воспитания;
2 часа в
Результат: результативное участие в муниципальных конкурсах «Зарница»,
неделю
«Юный патриот, своими делами славь Отечество!»
Результатом освоения дополнительных общеразвивающих программ социально –
гуманитарной направленности станет формирование у обучающихся социального
коммуникативного поведения, формирование способности креативно подходить к проблемным
задачам. Представление своих творческих работ на конкурсах различного уровня: конкурс
литературного жанра «Как победить ВИЧ?» (2%), конкурс социальной рекламы (5%), конкурс
творческих работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Письмо
водителю» (20%), международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы
«Вместе против коррупции!».

№
4.

5.

6.

Естественнонаучная направленность
Цель дополнительной общеобразовательной программы базового уровня естественнонаучной
направленности – расширить и обогатить содержание экологической составляющей предметной
области «Естествознание» за счёт межпредметной интеграции естественно математического и
социогуманитарного компонентов образования.
программы
краткая характеристика программы
1«Инженеры
Программа реализуется на базе центра «Точка роста».
будущего»
Цель программы – формировать представление об инженерных науках как
«Точка
одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий
роста»
между природой и человеком, о взаимосвязи мира живой и неживой природы,
развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.
1 год
В ходе обучения учащиеся приобретают практические инженерные навыки; у
обучения
них формируется активная жизненная позиция; начальная инженерная
грамотность, ответственность за свои действия; разумное отношение к своему
2 часа в
здоровью; потребность заниматься природоохранными мероприятиями;
неделю
развивается способность к адекватной самооценке, саморазвитию и
самопознанию; определяется направленность личности в профессиональном
выборе; совершенствуется коммуникативная культура.
Результативность полученных знаний определяется при выполнении
практических и исследовательских работ определенного уровня сложности по
темам программы.
Формы отслеживания результатов: участие в научно – исследовательских
конференциях (5%), анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся,
родителей, учителей школы.
Портфолио 1 обучающегося будет представлено на муниципальную награду
«Уникум».
Лаборатория
Цель программы: развитие у учащихся познавательных интересов,
"ФизТех"
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
исследовательских
и
экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и
1 год
самостоятельного приобретения новых знаний
обучения
Результативность полученных знаний определяется при выполнении
практических и исследовательских работ определенного уровня сложности по
4 часа в
темам программы.
неделю
Формы отслеживания результатов: участие в научно-исследовательских
конференциях (5%), анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся,
родителей, учителей школы.
Продукт: подготовка выступлений на школьной и муниципальной научнопрактических конференциях
Лаборатория
Цель программы: формирование информационной грамотности обучающихся
"Непоседы" на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира,
7

1 год
обучения
2 часа в
неделю

развитие мотивации младшего школьника к познанию и творчеству, к занятиям
дополнительным образованием. Формирование навыков культурного досуга
школьников.
Результаты:
Дети по окончании программы:
будут знать:
- вещества живой и неживой природы;
- иметь представление об основных физических свойствах окружающего мира
освоят навыки:
- проведения простых экспериментов;
- соблюдения техники безопасности при проведении экспериментов;
- делать выводы по результатам исследования
разовьют:
- коммуникативные навыки и коллективизм;
- кругозор и интерес к экспериментам и опытам;
- бережное отношение к своему здоровью и природе
примут участие:
- в представлении «Там, на неведомых дорожках...»

Техническая направленность
Целью дополнительной общеобразовательной программы стартового уровня технической
направленности является приобщение воспитанников объединений к компьютерной грамотности
и начальной компетентности в использовании информационных и коммуникативных технологий.
№ программы
краткая характеристика программы
7. Медиа-студия Программа реализуется на базе центра «Точка роста».
«Взгляд»
Цель программы – освоение методов создания и управления современным
Точка роста медиаконтентом.
В ходе обучения учащиеся приобретают практические навыки пользования
2 года
компьютером для создания, редактирования и сохранения текстовых и
обучения
гипертекстовых документов, обработки фотоизображений, аудио- и видеофайлов,
пользования веб-браузерами, внешними носителями информации и т.д., получат
2 часа в
знания и умения по созданию различных видов публикаций в профессиональной
неделю
компьютерной программе по верстке.
Результат: обучающиеся получат опыт практической деятельности по изданию
средств массовой информации. Научатся работать в программе компьютерной
верстки Adobe InDesign, будут уметь осуществлять верстку материала различных
видов печатных публикаций на компьютере (информационный лист, буклет,
брошюра, газета), будут уметь представлять авторские информационные материалы
(печатные, фото, видео) в сети Интернет; будут иметь представление о профессиях,
связанных с издательской деятельностью.
Итоговый контроль – анкетирование, участие в конкурсах, участие в круглом столе
– представление своей лучшей публикации, обсуждение степени приобщения к
процессу выпуска печатных и медиапубликаций.
Обучающиеся на протяжении учебного года участвуют в мероприятиях проекта
Worldskills в компетенции «Видеопроизводство» (100%).
8. IT-клуб «Я в Цель программы:
цифровом
формирование
основ
информационно-коммуникационной
мире» Точка компетентности (овладение школьниками навыками работы на компьютере,
Роста
умением работать с различными видами информации и освоение основ проектнотворческой деятельности).
1 год
Результат:
обучения
повышение ИКТ-компетентности учащихся, участие в конкурсах «Я – гражданин
электронного государства», «Урок цифры», «Единый урок безопасности в
2 часа в
интернете», «День IТ-знаний»,
8

неделю
9. Мастерская
Цель программы:
«ТехноЛазер» формирование комплекса знаний, умений и навыков в области лазерных
Точка Роста технологий для обеспечения эффективности процессов проектирования и
изготовления изделий.
1 год
Результат:
обучения
- научатся читать несложные чертежи; обращаться с измерительными
инструментами и проводить обмер детали,
получат знание об основных типах
2 часа в
соединений в изделиях, собираемых из плоских деталей,овладеют основными
неделю
приемами инженерного 3D-моделирования в САПР, познакомятся с приемами
создания объемных конструкций из плоских деталей, освоят экспорт эскизов или
граней деталей в плоском векторном формате, пригодном для лазерной резки
(.DXF), технологию лазерной резки, научатся понимать принцип работы и
устройство станка с ЧПУ для лазерной резки, освоят программу управления
лазерным станком, овладеют основными операциями с лазерным станком,
результативное участие в конкурсах «Северная мозаика»
Продукт: оформление здания и территории школы с соблюдением требований
концепции праздничного оформления школьных территорий Надымского района
10. Радиостудия Цель программы – вывести обучающегося на проблему управления
«SCHOOL
социокультурным пространством своего существования через технологию радио –
FM
– творчества, сценирование, режиссуру социальных игр, формировать социальное и
большая
коммуникативное поведение школьников.
перемена»
Программа обеспечивает многофункциональность участия школьников в
коллективной деятельности (роли, режиссеров, операторов, корреспондентов,
1 год
организаторов и др.)
обучения
Результат: промежуточная аттестация – коллективные выпуски тематических
радио-программ (1 раз в месяц). Итоговая аттестация – выпуск радио-программы
2 часа в
обучающиеся должны выполнить самостоятельно, используя сформированные
неделю
компетенции в области радиовещания (100%).
Продукт: создание базы музыкальных композиций для проведение школьных
праздников.
11. Студия
Цель программы:
«Графический овладение умениями использования графических редакторов векторной и
дизайн» Точка растровой графики при создании цифровых изображений.
Роста
Результат:
1 год
Основным результатом обучения является достижение базовой информационнообучения
коммуникационной компетентности учащегося.
2 часа в
Продукт: полиграфическая продукция для сопровождения мероприятий
неделю
институционального, муниципального и регионального уровней
12. Клуб
Цель программы:
«Авиамодели формирование готовности к социальному и профессиональному самоопределению,
через индивидуальную и самостоятельную работу по выбору, проектированию и
рование»
изготовлению различных летающих моделей.
1 год
Результат:
обучения
- формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, а именно
авиамоделирования, исследовательского типа мышления, активной жизненной
2 часа в
позиции;
неделю
- развитие творческой активности ребенка, через индивидуальную и
самостоятельную работу по выбору, проектированию и изготовление различных
моделей.
Продукт: изготовление различных моделей техники для участия в соревнования
различных уровней – институциональных, муниципальных, региональных,
федеральных, выставка работ.
Физкультурно-спортивная направленность
9

№
1.

2.

3.

Целью дополнительных общеразвивающих программ стартового уровня физкультурноспортивной направленности является привлечение учащихся к регулярным занятиям физической
культурой и спортом, повышение уровня физической подготовленности.
Целью дополнительных общеразвивающих программ базового уровня физкультурно-спортивной
направленности является формирование у воспитанников навыков по некоторым видам спорта,
совершенствование физических качеств посредствам физической культуры, первичная профилизация
обучающихся.
Программы реализуются за счет ставки инструктора по физической культуре (по 4 часа на
каждую программу)
программы
краткая характеристика программы
Шахматный
Программа реализуется на базе центра «Точка роста».
клуб «Белая
Цель программы: на основе обучения учащихся игре, сопровождения их в
ладья»
на мир
шахмат,
содействовать
интеллектуальному,
эстетическому
и
базе центра общекультурному развитию детей.
«Точка
Программа содействует накоплению и развитию опыта игры, умению
роста»
логически мыслить, просчитывать последствия своих действий, формирует
установку у детей и родителей на восприятие шахмат как материала для работы
1 год
мозга, в том числе выработку культуры принятия решений.
обучения
Результат: обучающиеся будут знать азы свода шахматных правил;
шахматную терминологию; основные правила ведения партий;
2 часа в
знать геометрию шахматной доски и шахматной нотации.
неделю
Аттестация проводится в виде мониторинга: промежуточный (уровень
освоения программного материала) и итоговый (решение шахматных этюдов)
100% обучающихся примут участие в институциональных соревнованиях по
шахматам, 30% обучающихся примут участие в муниципальных соревнованиях
по шахматам.
Спортивный
Цель программы:
клуб
формирование у учащихся двигательных навыков и умений посредством
«Вставай на лыжного спорта.
лыжи!»
Программа физического воспитания учащихся по лыжной подготовке
направлена на содействие улучшению здоровья учащихся.
1 год
Результат:
обучения
Ребята научатся контролировать и регулировать функциональное состояние
организма
при
выполнении
физических
упражнений,
добиваться
4 часа в оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
неделю
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и
профилактики травматизма на тренировочных занятиях, оказывать первую
помощь при травмах и несчастных случаях; пользоваться современным
спортивным инвентарем и оборудованием.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
- выполнение контрольно-переводных нормативов;
- участие в соревнованиях школы (60%), города (10%).
80% обучающихся зарегистрируются в ЕИС «ГТО», 30% сдадут все
нормативы ГТО
Школа
Цель программы:
«Миниобучить организации и проведению соревнований, правилам игры, научить
футбол»
более сложным приемам игры, индивидуальной тактике, методике выполнения
физических упражнений футболиста.
1 год
На практике осваиваются упражнения по общей и специальной физической
обучения
подготовке. Программа является средством для привлечения к постоянным
занятиям физической культурой широких масс учащихся. По разносторонности
2/4 часа в
воздействия на организм футбол представляет идеальное средство для развития
неделю
жизненно необходимых навыков и совершенствования физических качеств.
Результат: Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебнотренировочного годового цикла. 100 % обучающихся примут участие в

10

институциональных соревнованиях по мини-футболу, 40% - в районных соревнованиях.
4.

5.

Молодежное
Целью движения ГТО является повышение эффективности использования
движение
возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья,
«ГТО»
гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и
обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания
1 год
молодежи.
обучения
Систематические занятия по подготовке и сдаче норм комплекса ГТО,
особенно учащейся молодежи, позволяют постепенно приобщаться к физической
2 часа в
культуре и спорту, подниматься по ступенькам спортивного мастерства.
неделю
Организация работы по подготовке граждан к выполнению нормативов и
требований ГТО основывается на принципах добровольности и доступности,
оздоровительной и личностноориентированной направленности, обязательности
медицинского контроля, учета региональных особенностей и национальных
традиций.
Результат: 100% регистрация в ЕИС «ГТО», 100% сдача нормативов ГТО на
протяжении учебного года
Секция
Цель программы:
«Волейбол»
обучить организации и проведению соревнований, правилам игры, научить
более сложным приемам игры, индивидуальной тактике, методике выполнения
1 год
физических упражнений волейболиста.
обучения
На практике осваиваются упражнения по общей и специальной физической
подготовке. Программа является средством для привлечения к постоянным
4 часа в занятиям физической культурой широких масс учащихся. По разносторонности
неделю
воздействия на организм волейбол представляет идеальное средство для развития
жизненно необходимых навыков и совершенствования физических качеств.
Результат: Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебнотренировочного годового цикла. 100 % обучающихся примут участие в
институциональных соревнованиях по волейболу, 40% - в районных соревнованиях.

6.

Секция
«Теннис»
1 год
обучения
2 часа в
неделю

7.

Клуб
спортивных
игр
1 год
обучения
4 часа в
неделю

8.

Секция

Цель программы:
является удовлетворение потребностей обучюащихся в занятиях настольным
теннисом, развитие и поддержка одаренных обучающихся, максимальная
реализация индивидуальных особенностей, способностей и интересов
обучающихся.
Результат:
положительное отношение обучающихся к занятиям двигательной
(физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в
умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых
результатов в физическом совершенстве.
- участие в соревнованиях;
- выполнение нормативов ОФП согласно возрастным требованиям.
Цель программы:
мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения
спортивных игр, формирование у подростков чувства прекрасного, гармонии
физического и духовного состояния, чувства патриотизма через проведение
соревнований между командами.
Занятия спортивными играми позволяют успешно решать задачу
формирования и совершенствования у молодежи способности видеть,
чувствовать и правильно понимать красоту и другие физические и эстетические
ценности спорта.
Результат:
обучающиеся познакомятся с различными спортивными играми. Текущий
итог – участие в школьных соревнованиях.
30% обучающихся зарегистрированы в ЕИС «ГТО», 20% сдадут все
нормативы ГТО
Цель программы:
11

«Баскетбол»
1 год
обучения
4 часа
неделю

обучить организации и проведению соревнований, правилам игры, научить
более сложным приемам игры, индивидуальной тактике, методике выполнения
физических упражнений баскетболиста.
На практике осваиваются упражнения по общей и специальной физической
подготовке. Программа является средством для привлечения к постоянным
в занятиям физической культурой широких масс учащихся.
Результат: Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего
учебно-тренировочного годового цикла. 100% обучающихся примут участие в
институциональных соревнованиях по волейболу, 40% - в районных
соревнованиях.

9.

Результатом
освоения
общеразвивающих
программ
физкультурно–спортивной
направленности является повышение двигательной активности обучающихся, качества участия в
муниципальных и районных конкурсах, увеличение на 10% золотых знаков, 10% серебряных
знаков и 20% бронзовых знаков ГТО, обучающиеся примут участие в муниципальных
соревнованиях по мини-футболу (20%), в муниципальном этапе всероссийских спортивных
соревнований школьников «Президентские состязания» (20%). 2% обучающихся представят свои
портфолио на муниципальную награду «Уникум». 2% обучающихся будут внесены в
муниципальную базу одаренных детей.
Ресурсное обеспечение образовательного процесса
Материальное и информационно-техническое оснащение школы позволяет обеспечить
полную реализацию учебного плана, использование современных технологий, в том числе и
здоровьесберегающих. Для организации дополнительного образования используются: учебные
кабинеты, в том числе кабинет изобразительного искусства, кабинеты технологии для девочек и
мальчиков, мастерские: швейная - для девочек, деревообработки - для мальчиков, два спортивных
зала, кабинет ритмики. В школе функционируют: актовый зал на 100 посадочных мест,
оборудованный современной сценической аппаратурой, библиотека с читальным залом на 20 мест,
оснащенная ПК и выходом в Интернет.
Для осуществления социально-психологического сопровождения образовательного процесса
работают три педагога-психолога, социальный педагог, учитель-логопед. Для занятий и
консультаций созданы и полностью оснащены необходимым оборудованием кабинеты психолога
и социального педагога.
Учебно-методический комплекс
программы
Литература, научно-методические пособия
Мастерская 1. Журнал «Ручная работа» №1,4/2007
"Арт-дизайн" 2. Журнал «Чудесные мгновения» №2/2007
3. Издание для досуга. Идеи для рукоделия. Мн.: Харвест, 2005
4. Конышева Н.М. Секреты мастеров (ремесла древние и современные) – М.: 2000. – 128 с.
5. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия.. 5-7
классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. - 265 с.
6. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. М.,2003.
7. Григорьева Н.Я. Роспись по ткани. С-П., 2001.
8. Кожохина С.К. Батик. Ярославль, 2000.
9. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М., 2000.
10. Синеглазова М.О. Батик. М., 2002.
11. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М., 2001.
12. Энциклопедия художника, Искусство батика, М., 2000.
13. Стопплман М., Кроу К. Ткани и другой текстиль. С-П., 2000.
14. Берсенева Г.К. Ткань, бумага, тесто. М., 2001.
15. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи. Ростов-на-Дону, 2004.
16. Плотникова Т.В. Стильные аксессуары для вашего дома. Ростов-на-Дону, 2004.
17. Маркин А.В. Декорирование домашнего интерьера. Ростов-на-Дону, 2003.
18. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина, Дерево. М., 2001.
Газета
1. Газетный дизайн /Тим Харроуэр
"Юнкор2. Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея
тинейджер" Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2004
год – 368 с.
3. Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы

12

Патриотичес
кий отряд
«Троицкий
герой»

Инженеры
будущего
(умный дом,
квадрокоптер
ы,
робототехни
ка)

Медиастудия
«Взгляд»

Радиостудия
«SCHOOL
FM –

творческой деятельности журналиста» - М.: РИП – холдинг, 2003 – 222 с.
4. Информационные технологии в журналистике – Ростов м/Д: Феникс, 2004 (серия «Волшебный образ»)
– 160 с.
5. Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева – М.: Аспект – Пресс, 2003
6. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. /Г.В. Лазутина – М.: Аспект –
Пресс, 2001г.
7. Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. / Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2000 г.
8. Основы паблик – рилейшнз/М.: Рефл – бук, 2001 г – 528 с.
9. Ради единого слова/ В.А. Аграновский
10. Репортер: профессионализм и этика./ М.И. Шостак – М.: РИП – холдинг, 2001 –
11. Энциклопедический словарь PR и рекламы./ С. Ильинский, 2002 год – 72 с.
12. Телевизионная журналистика/ редакционная коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский – М.:
Высшая школа, 2002 год – 180 с.
13. Универсальный журналист/перевод с английского А. Порьяза под редакцией В.Харитонова
1. Дни воинской славы России/ А.П. Пашкович, Е.В. Шитов. – М.: Глобус, 2007. – 174 с.
2. Дисциплинарный устав ВС РФ.
3. Конституция Российской Федерации. – М. Юридическая литература, 1993.
4. Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по
патриотическому воспитанию обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 2001
5. Маргелов А.В., Маргелов В.В. Десантник № 1 генерал армии Маргелов. – М.: ОЛМА-ПРЕСС
Образование – 2003, - 638 с.
6. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников/ А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев,
А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с.
7. Патриотическое воспитание/ Л.И. Гайдина, В.А. Яровенко, О.Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2009. – 224 с.
8. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика/ А.К. Быкова, А.Н.
Вырщикова. М., 2005
9. Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях
10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной
службе» № 1441 от 31 декабря 1999 г.
11. Положение о подготовке граждан РФ к военной службе.
12. Постановление Правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»
№ 551 от 24 июля 2000 г.
13. Приказ Министерства Образования РФ №575 от 23 февраля 2000г. «О подготовке к военной службе в
образовательных учреждениях РФ»
14. Строевой устав ВС РФ.
15. Устав внутренней службы ВС РФ.
16. Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ.
17. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» № 53 от 28 марта 1998 г.
18. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений»
1. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред.-сост. З.И. Невдахина.- Вып. З.М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007.416с.
2. Алиева Л.В. «Школа жизни- окружающий мир». Программно- методическое обеспечение туристкокраеведческой деятельности в дополнительном образовании детей-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.-60с.
3. Теплов Д.Л. Экологическое воспитание в дополнительном образовании.-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД,
2006.-64с.
4. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные
аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5 за знания, 2005.-208с.
5. Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие/Сост. Л.Д. Черемисина. –М.:
АРКТИ, 2006.-88с.
6. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники
на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
7. Робототехника для детей и родителей. С.А. Филиппов. СПб: Наука, 2010.
8. Аленина Т.И., Енина Л.В., Колотова И.О., Сичинская Н.М., Смирнова Ю.В., Шаульская Е.Л. под рук
В.Н. Халамова Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в
условиях введения ФГОС НОО: учебно-методическое пособие
1. Adobe InDesign CC: Официальный учебный курс/пер. с англ. М.А.Райтмана. – М.:Эксмо, 2016. – 496 с. +
CD – (Официальный учебный курс).
2. Е.Н.Ястребцева Мультимедийная журналистика. Москва: ЮНПРЕСС, 2015 г.
3. А.Г.Качкаева, С.А.Шомова Мультимедийная журналистика. Изд.дом Высшей школы экономики, 2017г.
4. Ю.В.Чемякин Основы теории и истории журналистики. Флинта, 2018 г.
5. В.М.Амиров Деловая журналистика. Флинта, 2018 г.
6. В.О.Шпаковский, Н.В.Розенберг, Е.С.Егорова Интернет – журналистика и интернет – реклама. Инфра –
Инженерия, 2018 г.
1. Васильева А.А. «Делаем новости» , М. 2011 г.
2. Зверева Н.В. «Школа тележурналиста» М. 2010 г.
3. Лазутина Г.В. «Основы творческой деятельности журналиста», М. 2010 г.

13

большая
перемена»

4. Лукина М.М. «Технология интервью» М. 2013 г.
5. Методическое пособие для учителей 5-11 классов «Первые шаги в мире радиостанций» (пакет
педагогических программных средств «Страна Фантазия»), изд. С-Петербург, 2011г.
6. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. Павлов А.Н. – М.:
изд. НЦЭНАС, 2009.
7. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2009 г.
8. Журналистика в школе. Спирина Н.А., Волгоград., «Учитель». 2010 г
Студия
1. Курушин, В. Д. Графический дизайн и реклама / В. Д. Курушин.– М.: ДМК Пресс, 2016. – 272 с.
«Графически 2. Мудров А.Н. Основы рекламы: учебник/ А.Н. Мудров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2008. –
й дизайн»
397 с.: ил.
3. Постников Н.О. Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного
образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного
искусства: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.О. Постников. – М., 1995.– 244 с.
Клуб
1. Горский В.А., Техническое конструирование. – М.: Издательство ДОСААФ СССР,1977
«Авиамодели 2. Ермаков А.М. Авиамодельный спорт. – М., ДОСААФ, 1969.
рование»
3. Колотилов В.В. Техническое моделирование и конструирование. – М.: Просвещение, 1983.
4. Павлов Л.П. Твоя первая модель. – М., ДОСААФ, 1979.
5. В.С. Рожков Авиамодельный кружок: Пособие для руководителей кружков. – 2-е изд., перераб. – М.,
Просвещение, 1986.-14с.
6. Б.В. Тарадеев «Летающие модели-копии» - М:, Издательство ДОСААФ СССР, 1983
7. А.С. Яковлев «Советские самолеты» - М: из-во «Наука» 1975г.
8. Р.Вилле «Постройка летающих моделей – копий» / пер. с нем. В.Н.Пальянова. – М.: ДОСААФ, 1986. 223с
9. В.Е. Мерзликин «Радиоуправляемые модели планеров» . – М.: ДОСААФ,1982. – 160с.
Шахматный 1. Ткаченко С.Н."Единица шахматного веса", 2015
клуб «Белая 2. Туров Б.И. Пять шахматных олимпиад, 2014г.
ладья»
3. Авербах Ю.Л. Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство, 2013.
4. www. chess-partner.ru (шахматы-детям!)
5. www. checkers. ru (шашки детям)
6. Чернев Ирвинг. Основы шахмат. Шаг за шагом.- Москва: Издательство «Э», 2017
7. Городецкий В.Г. «Книга о шашках»
8. Козырев Н.Г. «Шашечные окончания»
9. Капабланка Г.Б. «Тактика защиты»
Клуб
1. Линда Рэ Чеппел Как стать первоклассным тренером по черлидингу, «Патриот», Москва, 2004 г.
спортивных 2. Правила соревнований по черлидингу, РОО «Федерация черлидерс – группы поддержки спортивных
игр
команд», Москва, 2005 г.
3. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления. – Москва, 1998г.
4. Сборник зачетных рефератов «Черлидинг. Теория и методика спортивной тренировки», Москва, 2006г.
5. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры» Москва, ФиС, 1991г.
6. Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств черлидерс –
групп поддержки спортивных команд, Москва, 2000г.
7. Положение о соревнованиях по черлидингу. – Европейская ассоциация черлидинга, 1995г.
8. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – Москва,
ФиС, 1978г.
9. Методическое пособие «Учебный план и программный материал подготовки тренеров по черлидингу»,
Москва, 2001г.
10. Положение о соревнованиях по черлидингу. – Международная федерация черлидерс группы
поддержки спортивных команд, 1999г.
Спортивный 1. Ромашова Л.Т., Тухватулин Р.М., Комарова Т.К., Кореневская Г.П., Пирог А.В. Планирование учебной
клуб
работы по физической культуре в общеобразовательной школе: Учебное пособие для преподавателей,
«Вставай на методистов, студентов институтов физической культуры, учителей физической культуры
лыжи!»
общеобразовательных школ. - Смоленск: СГИФК, 1993.
2. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
3. Гурская Л.А. Организация, содержание и проведение лыжной подготовки в общеобразовательной
школе: Учебное пособие для студентов академий и институтов физической культуры, учителей физической
культуры, общеобразовательных школ. - Смоленск: СГИФК, 1996.- 73с.
4. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов педагогических институтов. - М: Просвещение.
5. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для ИФК.- М.: физкультура и спорт.
6. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ. Издательство
"Советский Спорт", 2014г.
Школа
1. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015гг.».
«МиниУтверждена Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006г. №7.
футбол»
2. В.И. Столяров, Н.В. Кудрявцев «Новые формы физкультурно-спортивной работы», РГАФК, Москва,
2004.
3. Л.Д. Назаренко. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
4. В.Г. Чайцев, И.В. Пронина. Новые технологии физического воспитания школьников. М.: Аркти, 2007.
5. С.А. Хоботов. К вопросу о совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы в школе.

14

Материалы научно-практической конференции. Иркутск: Иркутский гос. пед. ун-т, 2002.
6. Внеурочная деятельность школьников / Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2010. – 223 с.
7. А.В. Исакова, Н.В. Васильева. 300 упражнений с мячом. Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009.
8. А.Г. Сухарев. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. С.77-85, 91106.
Секция
1. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. - М 2014.
«Теннис»
2. Байгулов Ю.П. Роль подачи и как её тренировать. // Настольный теннис. –2015, №8.
3. Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. – М.,2016.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые
играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 2014.
5. Гуревич П.А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию. Минск, «Вышейшая
школа», 2015.
6. Иванов В.С. Теннис на столе. - М 2016.
7. Зимкин Н.В. Физиология человека. М: ФиС, 2015.
8. Корнелиус Х. Фейр Шошана. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М., 2016.
9. Лян Джо – Хуэй, Фу Ци – Фан. Развитие настольного тенниса в Китае. 2014.
10. Матыцин О.М.Атака – это дух времени. // Настольный теннис. - 2018 №7.
11. Марков В.Н. Желанная победа //«Настольный теннис. 2017 №3
12. Марков В.Н. Спортсмен года. // Настольный теннис. – М. 2015 №1.
13. Основы морфологии и физиологии детей и подростков. Под ред.А.А.Максименко, В.Г.
14. Никитушкина – Киев, 2016
15. Орман Л.И. Современный настольный теннис. – 2017.
16. Правила. Международная федерация настольного тенниса (ИИТФ) Лондон – Москва. 2017
17. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: «Форум», 2015.
18. Сборник «Новое в методике воспитания физических качеств у юных спорсменов». ФиС, 2018 г.
19. Спортивные и подвижные игры. Под ред. Чумакова П.А., М., ФиС, 2015.
20. Ширяев А.Г.,Алексеев Б.П. Актуальные проблемы спортивной тренировки, 2016.
21. Филин В.П, Воспитание физических качеств у юных спортсменов.- М: ФиС,2015
22. Харрс Д. Учение о тренировке. М: ФиС, 2014
23. Шпрах С.Д. У меня секретов нет…// Настольный теннис. – М. 2015 №1
24. Шпрах С.Д. Прием подач. // Настольный теннис. – М. 2014 №1.
Молодежное 1. Решение Государственного Совета РФ от 30 января 2002г. «О повышении роли физической культуры и
движение
спорта в формировании здорового образа жизни россиян».
«ГТО»
2. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540)
3. https://www.gto.ru/
4. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): Указ от 24
марта 2014 г., № 172 / Президент Российской Федерации// Сборник официальных документов и
материалов. – 2014. – № 3. – С. 34.
5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: утв.
распоряжением от 7 августа 2009 г., № 1101р / Правительство Российской Федерации // Сборник
официальных документов и материалов. – 2009. – № 10. – С. 1432.
6. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической
культуры и спорта»: постановление от 16 августа 2014 г., № 821 / Правительство Российской Федерации//
Сборник официальных документов и материалов. – 2014. – № 9. – С. 1030.
7. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и
обороне» (ГТО): постановление от 11 июня 2014 г., № 540 / Правительство Российской Федерации//
Администратор образования. – 2014. – № 14. – С. 2226.
8. Об утверждении Порядка организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): приказ от 29 августа 2014 г., №
739 / Министерство спорта Российской Федерации // Сборник официальных документов и материалов. –
2014. – № 11. – С. 6770.
Секция
1. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол/.
«Баскетбол» 2. Джон Р. Вуден. Современный баскетбол/ Д.Р. Вуден. – М.: Физкультура и спорт, 2012.– 308 с.
3. Зельдович Т.И. Подготовка юных баскетболистов/ Т.И Зельдович, С.К. Кершинас . –М.: Физкультура и
спорт, 2015. – 294 с.
4. Зинин А.М. Детский баскетбол/ А. М. Зинин. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 206с.
5. Каинова А.И. «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград,
2016
6. Кудряшов В.А. Технические приемы игры в баскетбол/ В.А. Кудряшов, Р.В. Мирошникова. – Волгоград,
2016. – 148 с.
7. Линдберг Ф.И. Баскетбол: Игры и обучение/ Ф. И. Линдберг. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 115 с.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2017.
– 256 с.
9. Нестеровский Д.И. Все о баскетболе. Теория и методика/ Д. И. Нестеровский, Ю.Д. Железняк . –
Волгоград, 2013. – 119 с.

15

Секция
«Волейбол»

1.
2.

3.
4.

10. Новикова Г.В. Организация и проведение соревнований по баскетболу и стритболу: Учебное пособие/
Г. В. Новикова, Т.Г. Коваленко, А.В. Швардыгулин. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2017. – 266 с.
11. Пельменев В.К. Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов: Учебное пособие/
В.К. Пельменев. – Калининград: Изд-во КГУ, 2016. – 205 с.
1. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.:
Просвещение, 2011.-77с.: ил.-(Работаем по новым стандартам).
2. Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1976. 111с. авт.:В.А. Голомазов, В.Д.
Ковалев, А.Г. Мельников.
3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный,
начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт. 2005.-112с.
4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный,
начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с.
5. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).
6. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: :
Учитель, 2011.- 251с.
7. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт, 1983.-144с.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для
студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с.

Ожидаемые результаты реализации учебного плана дополнительного образования
Выполнение Указов Президента в части «Доступное дополнительное образование»,
муниципального задания (100%)
По итогам реализации плана ожидается повышения участия обучающих в исследовательских
проектах различного уровня на 5%, повышения уровня участия в спортивных соревнованиях на
5%, улучшение показателя сдачи нормативов ГТО на 30%.
Удовлетворение родителей качеством преподавания (98% положительных отзывов) и
удовлетворение обучающихся качеством преподавания (98 %положительных отзывов)
Участие педагогов дополнительного образования в конкурсах профмастерства (2%).
Источники информации
 Нормативно-правовые
уровней.

документы

федерального,

регионального и

муниципального

Интернет-ресурсы
 Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование»
http://dopedu.ru/about-project.html;
 Школа успешного учителя - http://edu-lider.ru/socialnye-proekty/
 Внешкольник(сайт о дополнительном образовании) http://dop-obrazovanie.com
 Реализация ФЗ «Об образовании в РФ»
http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7-03
Научно-методическая литература
1. Алиева Л.В., Озерская О.В., Трубачева М.Е. Инновационная деятельность учреждения
дополнительного образования - база формирования педагога нового типа. Сборник из опыта
работы. Под редакцией: М.:Издательство ООО "Ритм", 2008
2. Апшева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей.
М:МД ЭБЦ, 2011
3. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского
образования: Учебно-метод.пособие. - М.: АНО "Диалог культур", 2007
4. Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне:
методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2005 http://www.vevivi.ru/best/Metodicheskayadeyatelnost-ref155973.html
5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования:
учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / В.П. Голованов. - М.:
Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
16

6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя М.: Просвещение, 2011.
7. Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование. Феникс,
2011.
8. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под ред. Е.Б.
Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. - М.: АРКТИ, 2006.
9. Кульневич С.В., Иваниченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба:
Практич. Пособие – Ростов на Дону: Изд-во "Учитель", 2005.
10. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях
дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Под общ. ред.
Н.К. Беспятовой. - 2-е изд. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004
11. Методическая работа в системе дополнительного образования. Материалы, анализ, обобщение
опыта/ авт.-сост. Кайгородцева М.В. - Волгоград: Учитель, 2009.
12. Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах.
ЭкоПресс, 2012
13. Рябченко А.М., Иванченко В.Н. Настольная книга директора учреждения дополнительного
образования детей. Феникс, 2011

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».