Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ среднего общего образования срок реализации 2 года согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы Составители программы: Буторина С.А., учитель русского языка и литературы Горбачева М.С., учитель русского языка и литературы Имкина Л.Ф., учитель русского языка и литературы Надым Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 10- 11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной рабочей программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень» под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой с использованием предметной линии учебника для общеобразовательной организации «Русский язык. 10-11. Базовый уровень». (Москва «Просвещение» 2019). Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык» являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик должен знать/понимать: роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официальноделового стилей, языка художественной литературы; особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; различать разговорную речь и язык художественной литературы; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом; извлекать информацию из различных источников; находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями; находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами; производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами); аудирование и чтение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа для изучения русского языка предусматривает следующее количество часов: 10 класс- 0,5 часа 11 класс- 0,5 часа из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учи.ру, Яндекс. Учебник, Инфоурок, videouroki.net, Skysmart и другие), что составляет не менее 10 класс- 5 часов 11 класс- 5 часов 10 класс Язык и его функции. Речь. Культура речи. (3) Язык и его функции. Писатели о языке и речи. Речь. Культура речи. Стихотворение С. Острового «Первородство». Орфография. Стихотворение В. Шефнера «Это так, а не иначе». Лексика и лексическая стилистика (4) Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка. Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре. Словари. «Собиратели слов» (По В. Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе. Состав слова и словообразование. (1) Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари. Грамматика и грамматическая стилистика (2) Назначение грамматики. Тексты Л.К. Граудиной и В. Белова. Морфология и стили речи. Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев. Части речи и их происхождение. Имя существительное. (5) Имя существительное и его роль в художественных текстах. Собственные имена существительные в литературе. «Журавли» Н. Рубцова и Р. Гамзатова. Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных. Имя прилагательное (2,5) Трудности в употреблении имен прилагательных. Употребление имен прилагательных в художественной литературе. 11 класс Имя числительное. (1) Употребление числительных в речи и художественной литературе. Местоимение. (1) Употребление местоимений в речи. Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе. Глагол.(4) Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения. Причастие.(2) Употребление причастий в речи и в художественной литературе. Деепричастия. (3) Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П. Ершова «Конекгорбунок») Наречие. (2) Правила написания наречий. Употребление наречий. В. Короленко «Все-таки впереди – огни!» Служебные части речи. (2) Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» Употребление частиц и междометий в художественной литературе. Язык и культура (2,5) Языковая картина мира. К.Д. Ушинский. «О родном языке». Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край», «Добро» Информационно-методические интернет- ресурсы: Цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы) Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/ Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/ Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ.ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/ 6. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/ 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 8. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/ 9. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/ 10. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/ 11. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/ 12. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/ 13. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция видеоуроков по предметам программы основного образования 14. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум» 1. 2. 3. 4. 5. Тематическое планирование 10-11 классы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема Язык и его функции. Речь. Культура речи Лексика и лексическая стилистика Состав слова и словообразование Грамматика и грамматическая стилистика Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие Служебные части речи Язык и культура Итого № п/п Дата проведения По плану факт 10 класс Язык и речь 1 2 3 Кол-во часов 3 4 1 2 5 2,5 1 1 4 2 35 Тема урока Кол-во часов 3 Язык и его функции. Писатели о языке и речи. Речь. Культура речи. Стихотворение С. Острового «Первородство». Орфография. Стихотворение В. Шефнера «Это так, а не иначе Лексика и лексическая стилистика 4 4 Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка. 5 Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре Примечания Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе 7 Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы Состав слова и словобразование 1 8 Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари Грамматика и грамматическая стилистика 2 9 Назначение грамматики. Тексты Л.К. Граудиной и В. Белова. Морфология и стили речи 10 Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев. Части речи и их происхождение Имя существительное 5 Имя существительное и его роль в 1 11 6 12 13 14 15 Имя прилагательное 16 17 11 класс Имя числительное 18 Местоимение 19 Глагол 20 21 22 23 Причастие 24 художественных текстах. Собственные имена существительные в литературе Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. 1 Обучение лингвистическому анализу Употребление падежных форм имен 1 существительных. Употребление несклоняемых имен существительных Р.р. Сочинение-описание портрета девушки 1 (юноши), который нравится Тестирование по теме «Имя существительное 1 Трудности в употреблении имен прилагательных Р.р. Лингвистический стихотворения И. Бунина 2,5 1,5 анализ 1 1 Употребление числительных в речи и 1 художественной литературе. 1 Разряды местоимений. Местоимения в 1 художественной литературе. 4 Употребление глаголов в связной речи. 1 Глаголы речи Лексико-семантические группы глаголов. 1 (Глаголы-синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола» Формы глагола в художественной 1 литературе. Олицетворения Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно 1 выбранную тему 2 Употребление причастий в речи и в 25 Деепричастие 26 27 художественной литературе Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В. Перов «Дети, бегущие от грозы») 3 Деепричастие как часть речи 1 Употребление деепричастий в фольклоре 1 и литературе 28 Образ коня в фольклоре и литературе. 1 (Отрывки из сказки П. Ершова «Конекгорбунок») Наречие 2 29 Правила написания наречий 1 30 Употребление наречий. В. Короленко 1 «Все-таки впереди –огни!» Служебные части речи 2 31 Предлог. Употребление предлогов в речи. 1 Текст «Какой продукт едят все народы?» 32 Употребление частиц и междометий в 1 литературе Язык и культура 2,5 33 Языковая картина мира. 1 К.Д. Ушинский. «О родном языке». 34-35 1,5 Р.р. Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край», «Добро»