Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
среднего общего образования
срок реализации 2 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110
Рабочая программа по учебному предмету
«Родной язык (русский)»
для учащихся 10-11 классов
общеобразовательной школы
Составители программы:
Буторина С.А., учитель русского языка и литературы
Горбачева М.С., учитель русского языка и литературы
Имкина Л.Ф., учитель русского языка и литературы
Надым
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 10- 11
классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной рабочей
программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень» под редакцией А.И.
Власенкова, Л.М. Рыбченковой с использованием предметной линии учебника для
общеобразовательной организации «Русский язык. 10-11. Базовый уровень». (Москва
«Просвещение» 2019).
Планируемые результаты
изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях —
личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение
и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности
и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного
и межкультурного общения.
Предметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык» являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного
языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям
языка,
особенностей
языкового
оформления,
использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
В
результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик
должен знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного
языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официальноделового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль
речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным
компонентом;
различать разговорную речь и язык художественной литературы;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и
диалога;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии
с изученным языковым материалом;
извлекать информацию из различных источников;
находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять
их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться
орфографическими словарями;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить
знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в
предложении в соответствии с изученными правилами;
производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов,
синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему
текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной
литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение,
конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат,
выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и
диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование
межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в
практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать
нормы
русского
речевого
этикета;
уместно
использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических
средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам и продолжения образования.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа для изучения русского языка предусматривает следующее количество часов:
10 класс- 0,5 часа
11 класс- 0,5 часа
из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ
(Российская электронная школа, Учи.ру, Яндекс. Учебник, Инфоурок, videouroki.net,
Skysmart и другие), что составляет не менее
10 класс- 5 часов
11 класс- 5 часов
10 класс
Язык и его функции. Речь. Культура речи. (3)
Язык и его функции. Писатели о языке и речи.
Речь. Культура речи. Стихотворение С. Острового «Первородство».
Орфография. Стихотворение В. Шефнера «Это так, а не иначе».
Лексика и лексическая стилистика (4)
Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка. Синонимы и их
употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.
Словари. «Собиратели слов» (По В. Одинцову).
Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.
Состав слова и словообразование. (1)
Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари.
Грамматика и грамматическая стилистика (2)
Назначение грамматики. Тексты Л.К. Граудиной и В. Белова.
Морфология и стили речи.
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев.
Части речи и их происхождение.
Имя существительное. (5)
Имя существительное и его роль в художественных текстах.
Собственные имена существительные в литературе.
«Журавли» Н. Рубцова и Р. Гамзатова.
Употребление падежных форм имен существительных.
Употребление несклоняемых имен существительных.
Имя прилагательное (2,5)
Трудности в употреблении имен прилагательных.
Употребление имен прилагательных в художественной литературе.
11 класс
Имя числительное. (1)
Употребление числительных в речи и художественной литературе.
Местоимение. (1)
Употребление местоимений в речи.
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.
Глагол.(4)
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. Лексико-семантические
группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского
глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.
Причастие.(2)
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.
Деепричастия. (3)
Деепричастие как часть речи.
Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.
Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П. Ершова «Конекгорбунок»)
Наречие. (2)
Правила написания наречий.
Употребление наречий. В. Короленко «Все-таки впереди – огни!»
Служебные части речи. (2)
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»
Употребление частиц и междометий в художественной литературе.
Язык и культура (2,5)
Языковая картина мира. К.Д. Ушинский. «О родном языке». Слово как концепт
культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край», «Добро»
Информационно-методические интернет- ресурсы:
Цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые)
образовательные ресурсы (ЦОРы)
Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru
Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login
Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА:
РЕШУ.ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/
6. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/
7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
8. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
9. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/
10. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
11. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/
12. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/
13. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция
видеоуроков по предметам программы основного образования
14. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»
1.
2.
3.
4.
5.
Тематическое планирование
10-11 классы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема
Язык и его функции. Речь. Культура речи
Лексика и лексическая стилистика
Состав слова и словообразование
Грамматика и грамматическая стилистика
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Причастие
Деепричастие
Наречие
Служебные части речи
Язык и культура
Итого
№ п/п Дата проведения
По плану факт
10 класс
Язык и речь
1
2
3
Кол-во часов
3
4
1
2
5
2,5
1
1
4
2
35
Тема урока
Кол-во
часов
3
Язык и его функции. Писатели о языке и речи.
Речь. Культура речи. Стихотворение С.
Острового «Первородство».
Орфография. Стихотворение В. Шефнера «Это
так, а не иначе
Лексика и лексическая стилистика
4
4
Слово – единица лексики. Писатели о
богатстве русского языка.
5
Синонимы и их употребление в
творчестве писателей и поэтов, в
фольклоре
Примечания
Словари.
«Собиратели
слов»
(По
В.Одинцову). Фразеологизмы и их
употребление в фольклоре и литературе
7
Р.р. Лингвистическое сочинение о
значении какого-либо фразеологизма
или крылатой фразы
Состав слова и словобразование
1
8
Словообразование
и
стилистика.
Этимология. Этимологические словари
Грамматика и грамматическая стилистика
2
9
Назначение грамматики. Тексты Л.К.
Граудиной и В. Белова. Морфология и
стили речи
10
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов
и Н.К. Дмитриев. Части речи и их
происхождение
Имя существительное
5
Имя существительное и его роль в 1
11
6
12
13
14
15
Имя прилагательное
16
17
11 класс
Имя числительное
18
Местоимение
19
Глагол
20
21
22
23
Причастие
24
художественных текстах. Собственные имена
существительные в литературе
Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. 1
Обучение лингвистическому анализу
Употребление падежных форм имен
1
существительных. Употребление
несклоняемых имен существительных
Р.р. Сочинение-описание портрета девушки 1
(юноши), который нравится
Тестирование по теме «Имя существительное 1
Трудности в употреблении имен
прилагательных
Р.р.
Лингвистический
стихотворения И. Бунина
2,5
1,5
анализ 1
1
Употребление числительных в речи и 1
художественной литературе.
1
Разряды местоимений. Местоимения в 1
художественной литературе.
4
Употребление глаголов в связной речи. 1
Глаголы речи
Лексико-семантические группы глаголов. 1
(Глаголы-синонимы, антонимы,
омонимы). Текст «Сила русского глагола»
Формы
глагола
в
художественной 1
литературе. Олицетворения
Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно 1
выбранную тему
2
Употребление причастий в речи и в
25
Деепричастие
26
27
художественной литературе
Р.р. Сочинение-описание картины с
использованием причастий. (В. Перов
«Дети, бегущие от грозы»)
3
Деепричастие как часть речи
1
Употребление деепричастий в фольклоре 1
и литературе
28
Образ коня в фольклоре и литературе. 1
(Отрывки из сказки П. Ершова «Конекгорбунок»)
Наречие
2
29
Правила написания наречий
1
30
Употребление наречий. В. Короленко 1
«Все-таки впереди –огни!»
Служебные части речи
2
31
Предлог. Употребление предлогов в речи. 1
Текст «Какой продукт едят все народы?»
32
Употребление частиц и междометий в 1
литературе
Язык и культура
2,5
33
Языковая картина мира.
1
К.Д. Ушинский. «О родном языке».
34-35
1,5
Р.р. Слово как концепт культуры.
Концепты «Родина», «Мой родной
край», «Добро»