Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ начального общего образования срок реализации 4 года согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4 классов общеобразовательной школы Составитель программы: Балицкая И. Л., учитель начальных классов Надым Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования Личностные результаты представлены двумя группами. Первая группа отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки; • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; •личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с еѐ участниками. Другая группа результатов передаѐт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; • воспитание уважительного отношения к своей стране, еѐ истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания; • принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий, успешно формирующихся средствами данного предмета: • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учѐтом особенностей собеседников и ситуации общения; • овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений; • готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров; • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей. Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач: • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России; • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; • расширение кругозора и культурного опыта, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. В ходе изучения вводной части курса четвероклассники должны овладеть универсальными учебными действиями: Познавательные универсальные действия: строить алгоритм действий (план) при подготовке проекта; сравнивать темы и идеи произведений фольклора разных народов; анализировать произведения фольклора и религиозные тексты; выделять главную мысль, формулировать нравственные идеи; сравнивать быт, обычаи, традиции разных народов, выделять общее и различное; конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры. Регулятивные универсальные действия: анализировать результаты своей деятельности, сравнивать их с учебной задачей; оценивать своѐ участие в проектной деятельности; анализировать трудности, находить пути их преодоления. Информационные универсальные действия: оценивать полученную информацию в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на географической карте: находить места проживания разных народов (края, республики); анализировать информацию, представленную в разных информационных средствах; осуществлять поиск дополнительной информации для решения задач проектной деятельности. Коммуникативные универсальные действия: характеризовать правила поведения в обществе, на конкретных примерах описывать общечеловеческие ценности; отражать в рассказе-рассуждении последствия нарушения нравственных норм; характеризовать важнейшие особенности традиционных религий (место отправления культа, атрибуты, праздники, памятные даты); составлять рассказы-описания об отдельных событиях и фактах из истории традиционных религий. К концу обучения учащиеся научатся: • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; • выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов; • анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах; • оценивать свои поступки, поступки героев литературных произведений и реальных лиц, высказывания известных личностей, исходя из знания правил нравственности и этики; намечать способы саморазвития; • высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; • описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи; • создавать словесный портрет героя по его изображению; • работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Содержание обучения Вводная (инвариантная) часть курса (17 ч) Россия - многонациональная держава. Родина - место, где человек родился, живѐт, где жили его предки. Россия - наша Родина. Россия, объединившая более 100 разных народов. Общее прошлое народов России. Конституция РФ -Основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в еѐ состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык - государственный язык России. Как всѐ начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровней культуры. Когда люди объединяются. Защита Отечества – долг гражданина вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война - пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов - представителей разных народов. Многообразие культур народов России. Своеобразие культуры каждого народа. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов Российской Федерации: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства - представители разных народов. Культура, рождѐнная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты). Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Пасха, Джума, Курбан-байрам, Мавлид, Навруз, Шаббат, Пурим, Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками. Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, преданность, терпимость — моральные качества, которые ценят все народы. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Общечеловеческие ценности в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей. Проектная деятельность (по выбору учителя). Сообщения-презентации на темы «Чему учит книга „Домострой“ XIV века»; «Литературно-педагогический памятник XVIII века „Юности честное зерцало“»; «Правила поведения, отражѐнные в народных сказках»; «Чему учат пословицы и поговорки»; «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет». Основы мировых религиозных культур (вариативная часть) (17 ч) Религиозная культура. Что такое религия. Чем верующий человек отличается от атеиста. Три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Общечеловеческие ценности в различных религиозных учениях (оживление имеющихся представлений). Христианство — мировая религия. Христианство - самая распространѐнная по числу последователей религия (география распространения христианства). Возникновение христианства. Главные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм. Сын Божий Иисус Христос. Земная жизнь Иисуса Христа в сюжетах фресок Джотто. Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедническая деятельность, мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность. Предательство Иуды Искариота. Священная книга христиан. Библия: Ветхий Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета. Православие в России. Роль православия в развитии образования и культуры русского народа. Монастыри. Троице-Сергиева лавра. Преподобный Сергий Радонежский. Православный храм. Православный храм, особенности его архитектуры, внешнего и внутреннего убранства. Примеры известных православных храмов на территории России. Правила поведения в храме. Православное богослужение. Ценности христианской семьи. Таинство брака. Секреты христианской семьи. Христианские праздники. Православный календарь. Крещение. Благовещение. Основы православной культуры (вариативная часть) (17 ч) Православное христианство. Православие - традиционная религия России. Три главные ветви христианства. Распространение христианства в Древней Руси. Русская Православная Церковь. Вклад православия в развитие русской культуры. Крещение Руси - приобщение к европейской культуре. Монастыри - центры культуры. Церковно-приходские школы. Бог создатель мира. Десять заповедей, данных Богом Моисею, - древнейший слой библейских религиозно-теологических установлений и морально-правовых норм. Сын Божий Иисус Христос. Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедь, мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь. Апостолы - ученики Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность. Священная книга христиан. Состав Библии – Ветхий Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета. Христианская жизнь. Добро и зло. Что такое грех? Ценности православной семьи. Богослужение в православной церкви. Крест – символ православной веры. Священнослужители. Таинства. Молитва. Храм - дом Божий. Традиции православного богослужения. Правила поведения в храме. Православный календарь. Великие православные праздники. История православного церковного календаря и его особенности. Пост. Что это такое? Православные (христианские) праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Значение праздников в сохранении истории и традиций православия. Соотнесѐнность праздника с конкретным событием в истории христианства. Обрядовая сторона праздников. Проектная деятельность. Сообщения, доклады, выставки, презентации (темы по усмотрению учителя). Экскурсии. Православный храм. Основы исламской культуры (вариативная часть) 17 ч Ислам — мировая религия. Понятия «ислам», «мусульманин». Где возник ислам. Ислам в современном мире. Мекка — религиозная столица ислама. Ислам в России. История распространения ислама в России. Мероприятия Екатерины II по встраиванию мусульманского сообщества в систему государственного устройства империи. Положение ислама в современной России. Места проживания мусульман в нашей стране. «Нет Бога, кроме Аллаха…». Аллах — единый, единственный и всемогущий Бог. Аллах вечен, Он создал мир, землю и всѐ, что есть на ней. Аллах — первоначало всего, высший судья (судия). Пророки — избранники Аллаха. Пророк Ибрахим и Кааба. Мухаммад — последний пророк Аллаха. Жизнь и деятельность Мухаммада. Нравственная ценность его высказываний и назиданий. Основы ислама. Пять основных предписаний (столпов) ислама. Обязанности мусульманина: свидетельство веры, молитва, соблюдение поста, благотворительный налог. Паломничество (хадж) — показатель искренней преданности верующего, одно из наилучших деяний для мусульманина, очищающее его от грехов. Дозволенное и запретное в исламе. Коран и Сунна. Коран (собрание боговдохновенных изречений пророка Мухаммада) — Священное Писание, главная книга ислама. Сунна (собрание рассказов (хадисов), содержащих описания поступков и высказываний пророка Мухаммада) — Священное Предание ислама. Чему учит ислам. Мусульманин — пример добродетели. Главные добродетели ислама: миролюбие, добро, трудолюбие. Нравственные нормы и правила ислама. Примеры добродетелей у мусульман. «Место, где совершаются земные поклоны…». Особенности внешнего вида и внутреннего убранства мечети (минареты, растительный орнамент храма, отсутствие изображений человека и животных). Лучшие образцы мечетей в мире и России. Правила поведения в мечети. «Искусство ислама». Каллиграфия. Арабеска. Искусство изготовления ковров. Художественное ремесло. Мусульманская семья. Заповеди ислама о семье и семейной жизни. Быт исламской семьи. Культура питания мусульман. Традиционная одежда мусульманок. Праздники в исламе. Роль, значение, функции, особенности основных исламских праздников. Праздник разговения — Уразабайрам. Праздник жертвоприношения — Курбан-байрам. День рождения пророка. Праздник в память о чудесном вознесении пророка Мухаммада к престолу Аллаха — Раджаб-байрам. Особенности исламского календаря. Проектная деятельность. Сообщения, доклады, выставки, презентации (темы по усмотрению учителя) в соответствии с изучаемым материалом. Экскурсии. Мечеть. Основы светской этики (вариативная часть) 17 ч Чему учит этика. Человек как член общества. Нравственная ответственность перед другими людьми, обществом, государством, самим собой. Истоки этики. Этика светская и религиозная. Сходство и различия между ними. Нравы, нравственность, мораль, добродетели (общая характеристика). Доброе отношение и уважение к представителям разных религий. Любовь к Родине — высшее нравственное чувство. Семья — первая любовь человека. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Семейные отношения. Труд на благо Родины. Зачем человек трудится? Верность делу, трудолюбие, ответственность — нравственные качества человека. Общественно полезный труд. Примеры трудовой доблести граждан России. Самоотверженность. Защита Родины — долг гражданина! Патриотизм как проявление любви к Родине. Примеры патриотизма российских граждан (страницы истории). Нравственные качества, присущие патриоту: чувство долга, справедливость, мужество, смелость. Воинская честь и доблесть. Человек и природа. Природа — естественная среда обитания человека. Бережное отношение к природе — показатель культуры и нравственности человека. О добродетелях и пороках. Добродетели и пороки. Добродетель как правильный склад человеческой души, нравственная красота. Порок как противоположность добродетели. Добродетели характера: умение и желание поступать в соответствии с общественными нормами. Сострадание и равнодушие. Щедрость и милосердие. Бескорыстие. Благотворительность. Справедливость. Честность как нежелание совершать подлые поступки, обманывать, лгать, приспосабливаться к любым обстоятельствам. Порядочность как проявление честности, невозможность совершать аморальные поступки. Жадность — недостойное качество человека. Зависть — путь к вражде. Доброта, доброжелательность, терпимость, отзывчивость — качества гуманного человека. Совесть — наших дел свидетель и судья! Совесть как ответственность за свои поступки и нравственный выбор. «Разговор с совестью» - путь нравственного самосовершенствования. Стыд — эмоциональная оценка своих проступков. Поговорим об этикете. Этикетное поведение как выполнение установленных норм и правил в различных ситуациях. Этикет общения: правила поведения во время разговора с незнакомыми, близкими, старшими, малышами. Соблюдение этикета в общественных местах, учреждениях культуры, в гостях. Деловой этикет школьника. История развития этикета в России. Первые книги об этикете в России. Этикет внешнего вида, одежды. Как вести себя в гостях. Правила столового этикета. Праздник как одна из форм исторической памяти. Проектная деятельность: сообщения, доклады, презентации на темы, предложенные учителем. Тематическое планирование Урок проходит 1 раз в неделю. В первом полугодии проводятся занятия по вводной (инвариантной) части курса в объеме 17 ч. Со второго полугодия проводится вариативная часть (по выбору) в объеме 17 ч. Весь курс составляет 34 ч Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю), из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 10 часов. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Тема Вводная (инвариантная) часть курса (17 ч) «Россия — многонациональное государство». «Как всѐ начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья». «Как всѐ начиналось. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири и Дальнего Востока». «Путешествие в Биробиджан» «Когда люди объединяются». «Что нам стоит дом построить». «Заглянем в бабушкин сундук. Накроем праздничный стол». «Что такое религия?». «Войдѐм в православный храм». «Войдѐм в мечеть». «Войдѐм в буддийский храм. Войдѐм в синагогу». «Народные и религиозные праздники». «Какие ценности есть у человечества?» Традиции религиозной культуры и народные обычаи Итого: Модульная (вариативная) часть курса «Основы мировых религиозных культур» (17 ч) «Три мировые религиозные культуры: буддизм, ислам, христианство». Общечеловеческие ценности в различных религиозных учениях «Христианство - мировая религия. Сын Божий Иисус Христос. Священная книга христиан». «Православие в России». «Православный храм». «Ценности христианской семьи». «Христианские праздники». «Ислам - мировая религия. Чему учит ислам». «Пророки ислама. Главная книга ислама. Место, где совершаются земные поклоны…». «Ислам о семье и семейной жизни. Особенности исламского искусства. Праздники в исламе». «Буддизм - мировая религия. Кто основал буддизм? Чему учит буддизм. Буддийские храмы и монастыри». «Семья — это доверие и любовь. Буддийские праздники». Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 3 17 2 2 1 1 1 1 1 2 2 3 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Итого: Модульная (вариативная) часть курса «Основы православной культуры» 17 ч «Православие - традиционная религия России». «Вклад православия в развитие русской культуры». «Бог - создатель мира». «Сын Божий Иисус Христос». «Апостолы - ученики Иисуса Христа». «Священная книга христиан». «Христианская жизнь». «Богослужение в Русской Православной Церкви». «Православный календарь. Великие православные праздники». Итого: 17 2 1 2 4 1 1 2 2 2 17 Материально-техническое обеспечение 1. Печатные средства обучения: • предметная линия учебников (на каждого ученика): Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: учебник. — М.: Вентана-Граф; Виноградова Н. Ф. Основы православной культуры: 4 класс: учебник. — М.: Вентана-Граф; Виноградова Н. Ф. Основы мировых религиозных культур: 4 класс: учебник. — М.: Вентана-Граф; • сборники произведений фольклора, притчи, легенды разных народов, религиозные тексты; • научно-познавательная, справочно-библиографическая литература и периодические издания; • репродукции произведений живописи, в том числе религиозной тематики (в соответствии с программой обучения); • наборы географических и исторических карт (с ориентировкой на содержание предмета); • методическая литература для учителя. 2. Оборудование для проведения практических занятий: • предметы декоративно-прикладного искусства разных народов; • фотографии костюмов разных народов, религиозных обрядов и праздников; 3 D модели храмов, 3. Технические средства обучения: • компьютер; • наборы дисков по темам программы; • электронные носители; • музыкальный центр, музыкальные записи к темам программы; • фотоаппарат. Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы): Современный учительский портал: https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/videopritchi Видеоуроки и конспекты по ОРКиСЭ: https://videouroki.net/ Православный журнал Фома: https://foma.ru/30-hristianskih-multfilmov.html Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/ Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/ Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»