Рабочая программа учебного предмета ОРКСЭМ

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
начального общего образования
срок реализации 4 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Основы религиозной культуры и светской этики»
для учащихся 4 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Балицкая И. Л.,
учитель начальных классов

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» на уровне начального общего образования
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая группа отражает
изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки;
• высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
•личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с еѐ участниками.
Другая группа результатов передаѐт социальную позицию школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, еѐ истории, любви к родному краю, своей
семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности,
вероисповедания;
• принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий,
успешно формирующихся средствами данного предмета:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учѐтом особенностей собеседников и ситуации общения;
• овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своѐ мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных
задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность
к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта, формирование умения воспринимать мир не только
рационально, но и образно.
В ходе изучения вводной части курса четвероклассники должны овладеть универсальными
учебными действиями:
Познавательные универсальные действия:

строить алгоритм действий (план) при подготовке проекта;

сравнивать темы и идеи произведений фольклора разных народов;

анализировать произведения фольклора и религиозные тексты; выделять главную мысль,
формулировать нравственные идеи;

сравнивать быт, обычаи, традиции разных народов, выделять общее и различное;

конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской
культуры.
Регулятивные универсальные действия:

анализировать результаты своей деятельности, сравнивать их с учебной задачей;

оценивать своѐ участие в проектной деятельности;

анализировать трудности, находить пути их преодоления.
Информационные универсальные действия:

оценивать полученную информацию в соответствии с учебной задачей;

ориентироваться на географической карте: находить места проживания разных народов (края,
республики);

анализировать информацию, представленную в разных информационных средствах;

осуществлять поиск дополнительной информации для решения задач проектной деятельности.
Коммуникативные универсальные действия:

характеризовать правила поведения в обществе, на конкретных примерах описывать
общечеловеческие ценности;

отражать в рассказе-рассуждении последствия нарушения нравственных норм;

характеризовать важнейшие особенности традиционных религий (место отправления культа,
атрибуты, праздники, памятные даты);

составлять рассказы-описания об отдельных событиях и фактах из истории традиционных
религий.
К концу обучения учащиеся научатся:
• воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
• выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
• анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и
религиозных текстах;
• оценивать свои поступки, поступки героев литературных произведений и реальных лиц,
высказывания известных личностей, исходя из знания правил нравственности и этики; намечать
способы саморазвития;
• высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения
человека;
• участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников
беседы, добавлять, приводить доказательства;
• описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения
живописи, иконописи;
• создавать словесный портрет героя по его изображению;
• работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.


Содержание обучения
Вводная (инвариантная) часть курса (17 ч)
Россия - многонациональная держава. Родина - место, где человек родился, живѐт, где жили
его предки. Россия - наша Родина. Россия, объединившая более 100 разных народов. Общее
прошлое народов России. Конституция РФ -Основной закон, гарантирующий равноправие и
самоопределение входящих в еѐ состав народов, а также право на сохранение каждым народом
родного языка и культуры. Русский язык - государственный язык России. Как всѐ начиналось.
История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север,
Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Исторические примеры дружбы людей
разных национальностей и уровней культуры. Когда люди объединяются. Защита Отечества –
долг гражданина вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая
Отечественная война
- пример исполнения патриотического долга гражданами
многонациональной страны. Подвиги воинов - представителей разных народов. Многообразие
культур народов России. Своеобразие культуры каждого народа. Жизнь и быт народов,
населяющих Россию. Культурные традиции разных народов Российской Федерации: особенности
жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели,
деятели искусства - представители разных народов. Культура, рождѐнная религией. Традиционные
религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Особенности разных вероисповеданий
(храм, служба, атрибуты). Народные и религиозные праздники народов России: Новый год,
Рождество, Пасха, Джума, Курбан-байрам, Мавлид, Навруз, Шаббат, Пурим, Весак, Цаган Сар.
Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в
обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к
общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание
родителей, преданность, терпимость — моральные качества, которые ценят все народы.
Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры
следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим
ценностям в представлениях разных религий. Общечеловеческие ценности в фольклоре разных
народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе,
произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
Проектная деятельность (по выбору учителя). Сообщения-презентации на темы «Чему учит
книга „Домострой“ XIV века»; «Литературно-педагогический памятник XVIII века „Юности
честное зерцало“»; «Правила поведения, отражѐнные в народных сказках»; «Чему учат пословицы
и поговорки»; «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет».
Основы мировых религиозных культур (вариативная часть) (17 ч)
Религиозная культура. Что такое религия. Чем верующий человек отличается от атеиста.
Три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Общечеловеческие ценности в различных
религиозных учениях (оживление имеющихся представлений).
Христианство — мировая религия. Христианство - самая распространѐнная по числу
последователей религия (география
распространения христианства). Возникновение
христианства. Главные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм. Сын Божий
Иисус Христос. Земная жизнь Иисуса Христа в сюжетах фресок Джотто. Важнейшие события
земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедническая деятельность,
мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Ученики и
последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность.
Предательство Иуды Искариота. Священная книга христиан. Библия: Ветхий Завет и Новый Завет.
Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета. Православие в
России. Роль православия в развитии образования и культуры русского народа. Монастыри.
Троице-Сергиева лавра. Преподобный Сергий Радонежский.
Православный храм. Православный храм, особенности его архитектуры, внешнего и
внутреннего убранства. Примеры известных православных храмов на территории России. Правила
поведения в храме. Православное богослужение. Ценности христианской семьи. Таинство брака.
Секреты христианской семьи. Христианские праздники. Православный календарь. Крещение.
Благовещение.
Основы православной культуры (вариативная часть) (17 ч)
Православное христианство. Православие - традиционная религия России. Три главные
ветви христианства. Распространение христианства в Древней Руси. Русская Православная
Церковь. Вклад православия в развитие русской культуры. Крещение Руси - приобщение к
европейской культуре. Монастыри - центры культуры. Церковно-приходские школы. Бог создатель мира. Десять заповедей, данных Богом Моисею, - древнейший слой библейских
религиозно-теологических установлений и морально-правовых норм. Сын Божий Иисус Христос.
Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедь, мученическая
смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь.
Апостолы - ученики Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать
апостолов и их миссионерская деятельность. Священная книга христиан. Состав Библии – Ветхий
Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового
Завета. Христианская жизнь. Добро и зло. Что такое грех? Ценности православной семьи.
Богослужение в православной церкви. Крест – символ православной веры. Священнослужители.
Таинства. Молитва. Храм - дом Божий. Традиции православного богослужения. Правила
поведения в храме. Православный календарь. Великие православные праздники. История
православного церковного календаря и его особенности. Пост. Что это такое? Православные
(христианские) праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Значение праздников в сохранении
истории и традиций православия. Соотнесѐнность праздника с конкретным событием в истории
христианства. Обрядовая сторона праздников. Проектная деятельность. Сообщения, доклады,
выставки, презентации (темы по усмотрению учителя). Экскурсии. Православный храм.

Основы исламской культуры (вариативная часть) 17 ч
Ислам — мировая религия. Понятия «ислам», «мусульманин». Где возник ислам. Ислам в
современном мире. Мекка — религиозная столица ислама. Ислам в России. История
распространения ислама в России. Мероприятия Екатерины II по встраиванию мусульманского
сообщества в систему государственного устройства империи. Положение ислама в современной
России. Места проживания мусульман в нашей стране. «Нет Бога, кроме Аллаха…». Аллах —
единый, единственный и всемогущий Бог. Аллах вечен, Он создал мир, землю и всѐ, что есть на
ней. Аллах — первоначало всего, высший судья (судия). Пророки — избранники Аллаха. Пророк
Ибрахим и Кааба. Мухаммад — последний пророк Аллаха. Жизнь и деятельность Мухаммада.
Нравственная ценность его высказываний и назиданий. Основы ислама. Пять основных
предписаний (столпов) ислама. Обязанности мусульманина: свидетельство веры, молитва,
соблюдение поста, благотворительный налог. Паломничество (хадж) — показатель искренней
преданности верующего, одно из наилучших деяний для мусульманина, очищающее его от грехов.
Дозволенное и запретное в исламе. Коран и Сунна. Коран (собрание боговдохновенных изречений
пророка Мухаммада) — Священное Писание, главная книга ислама. Сунна (собрание рассказов
(хадисов), содержащих описания поступков и высказываний пророка Мухаммада) — Священное
Предание ислама. Чему учит ислам. Мусульманин — пример добродетели. Главные добродетели
ислама: миролюбие, добро, трудолюбие. Нравственные нормы и правила ислама. Примеры
добродетелей у мусульман.
«Место, где совершаются земные поклоны…». Особенности внешнего вида и внутреннего
убранства мечети (минареты, растительный орнамент храма, отсутствие изображений человека и
животных). Лучшие образцы мечетей в мире и России. Правила поведения в мечети.
«Искусство ислама». Каллиграфия. Арабеска. Искусство изготовления ковров. Художественное
ремесло. Мусульманская семья. Заповеди ислама о семье и семейной жизни. Быт исламской семьи.
Культура питания мусульман. Традиционная одежда мусульманок. Праздники в исламе. Роль,
значение, функции, особенности основных исламских праздников. Праздник разговения — Уразабайрам. Праздник жертвоприношения — Курбан-байрам. День рождения пророка. Праздник в память о чудесном вознесении пророка Мухаммада к престолу Аллаха — Раджаб-байрам.
Особенности исламского календаря. Проектная деятельность. Сообщения, доклады, выставки,
презентации (темы по усмотрению учителя) в соответствии с изучаемым материалом.
Экскурсии. Мечеть.
Основы светской этики (вариативная часть) 17 ч
Чему учит этика. Человек как член общества. Нравственная ответственность перед
другими людьми, обществом, государством, самим собой. Истоки этики. Этика светская и
религиозная. Сходство и различия между ними. Нравы, нравственность, мораль, добродетели
(общая характеристика). Доброе отношение и уважение к представителям разных религий.
Любовь к Родине — высшее нравственное чувство. Семья — первая любовь человека.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Семейные отношения. Труд на благо Родины. Зачем
человек трудится? Верность делу, трудолюбие, ответственность — нравственные качества
человека. Общественно полезный труд. Примеры трудовой доблести граждан России.
Самоотверженность. Защита Родины — долг гражданина! Патриотизм как проявление любви к
Родине. Примеры патриотизма российских граждан (страницы истории). Нравственные качества,
присущие патриоту: чувство долга, справедливость, мужество, смелость. Воинская честь и
доблесть. Человек и природа. Природа — естественная среда обитания человека. Бережное
отношение к природе — показатель культуры и нравственности человека.
О добродетелях и пороках. Добродетели и пороки. Добродетель как правильный склад
человеческой души, нравственная красота. Порок как противоположность добродетели.
Добродетели характера: умение и желание поступать в соответствии с общественными нормами.
Сострадание и равнодушие. Щедрость и милосердие. Бескорыстие. Благотворительность.
Справедливость. Честность как нежелание совершать подлые поступки, обманывать, лгать,
приспосабливаться к любым обстоятельствам. Порядочность как проявление честности,
невозможность совершать аморальные поступки. Жадность — недостойное качество человека.
Зависть — путь к вражде. Доброта, доброжелательность, терпимость, отзывчивость — качества
гуманного человека. Совесть — наших дел свидетель и судья! Совесть как ответственность за
свои поступки и нравственный выбор. «Разговор с совестью» - путь нравственного

самосовершенствования. Стыд — эмоциональная оценка своих проступков. Поговорим об
этикете. Этикетное поведение как выполнение установленных норм и правил в различных
ситуациях. Этикет общения: правила поведения во время разговора с незнакомыми, близкими,
старшими, малышами. Соблюдение этикета в общественных местах, учреждениях культуры, в
гостях. Деловой этикет школьника. История развития этикета в России. Первые книги об этикете в
России. Этикет внешнего вида, одежды. Как вести себя в гостях. Правила столового этикета.
Праздник как одна из форм исторической памяти. Проектная деятельность: сообщения, доклады,
презентации на темы, предложенные учителем.
Тематическое планирование
Урок проходит 1 раз в неделю. В первом полугодии проводятся занятия по вводной
(инвариантной) части курса в объеме 17 ч. Со второго полугодия проводится вариативная часть
(по выбору) в объеме 17 ч. Весь курс составляет 34 ч
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю), из них не менее 30% с
применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа,
Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 10 часов.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема
Вводная (инвариантная) часть курса (17 ч)
«Россия — многонациональное государство».
«Как всѐ начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья».
«Как всѐ начиналось. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири и
Дальнего Востока».
«Путешествие в Биробиджан»
«Когда люди объединяются».
«Что нам стоит дом построить».
«Заглянем в бабушкин сундук. Накроем праздничный стол».
«Что такое религия?».
«Войдѐм в православный храм».
«Войдѐм в мечеть».
«Войдѐм в буддийский храм. Войдѐм в синагогу».
«Народные и религиозные праздники».
«Какие ценности есть у человечества?»
Традиции религиозной культуры и народные обычаи
Итого:
Модульная (вариативная) часть курса «Основы мировых религиозных
культур» (17 ч)
«Три мировые религиозные культуры: буддизм, ислам, христианство».
Общечеловеческие ценности в различных религиозных учениях
«Христианство - мировая религия. Сын Божий Иисус Христос. Священная
книга христиан».
«Православие в России».
«Православный храм».
«Ценности христианской семьи».
«Христианские праздники».
«Ислам - мировая религия. Чему учит ислам».
«Пророки ислама. Главная книга ислама. Место, где совершаются земные
поклоны…».
«Ислам о семье и семейной жизни. Особенности исламского искусства.
Праздники в исламе».
«Буддизм - мировая религия. Кто основал буддизм? Чему учит буддизм.
Буддийские храмы и монастыри».
«Семья — это доверие и любовь. Буддийские праздники».

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
17

2
2
1
1
1
1
1
2
2
3
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Итого:
Модульная (вариативная) часть курса «Основы православной
культуры» 17 ч
«Православие - традиционная религия России».
«Вклад православия в развитие русской культуры».
«Бог - создатель мира».
«Сын Божий Иисус Христос».
«Апостолы - ученики Иисуса Христа».
«Священная книга христиан».
«Христианская жизнь».
«Богослужение в Русской Православной Церкви».
«Православный календарь. Великие православные праздники».
Итого:

17

2
1
2
4
1
1
2
2
2
17

Материально-техническое обеспечение
1. Печатные средства обучения:
• предметная линия учебников (на каждого ученика):
Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы религиозных культур и светской этики:
4 класс: учебник. — М.: Вентана-Граф;
Виноградова Н. Ф. Основы православной культуры: 4 класс: учебник. — М.: Вентана-Граф;
Виноградова Н. Ф. Основы мировых религиозных культур: 4 класс: учебник. — М.: Вентана-Граф;
• сборники произведений фольклора, притчи, легенды разных народов, религиозные тексты;
• научно-познавательная, справочно-библиографическая литература и периодические издания;
• репродукции произведений живописи, в том числе религиозной тематики (в соответствии с
программой обучения);
• наборы географических и исторических карт (с ориентировкой на содержание предмета);
• методическая литература для учителя.
2. Оборудование для проведения практических занятий:
• предметы декоративно-прикладного искусства разных народов;
• фотографии костюмов разных народов, религиозных обрядов и праздников;

3 D модели храмов,
3. Технические средства обучения:
• компьютер;
• наборы дисков по темам программы;
• электронные носители;
• музыкальный центр, музыкальные записи к темам программы;
• фотоаппарат.
Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы
(ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы):
Современный учительский портал: https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/videopritchi
Видеоуроки и конспекты по ОРКиСЭ: https://videouroki.net/
Православный журнал Фома: https://foma.ru/30-hristianskih-multfilmov.html
Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».