Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ начального общего образования срок реализации 4 года согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для учащихся 1 - 4 классов средней общеобразовательной школы Составитель программы: Коваль М. В., учитель начальных классов Надым Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка» на уровне среднего общего образования Личностные результаты • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»; • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; • наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству и жизни; • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всѐм многообразии его стилей, форм и жанров; • потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира; • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; • овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально – творческой деятельности; • учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • развитие этических чувств; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни; • чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. К концу обучения в 4 классе выпускники должны: • проявлять общую осведомлѐнность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях; • проявлять интерес, определѐнные пристрастия и предпочтения (любимы е произведения, любимые композиторы, любимые жанры и исполнители); • мотивировать выбор той или иной музыки; • ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности); • понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) в своей собственной музыкальной деятельности; • выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: выразительно исполнять песню, найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле, хоровое пение, музыкальная драматизация, игра на музыкальных инструментах. Выпускник научится: • воспринимать музыку различных жанров; • размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; • эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своѐ отношение к нему в различных видах музыкально – творческой деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений; • выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке; • выражать своѐ эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений) пения, игры на детских музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования и др.) Основные закономерности музыкального искусства Выпускник научится: • соотносить выразительные и изобразительные интонации; • узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; • воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; • решать учебные и практические задачи; • проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора; • выделять интонационно – стилевые особенности народной музыкальной культуры; • самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции. Выпускник получит возможность научиться: • определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению); • узнавать характерные черты музыкальной речи разных (отдельных) композиторов; • воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности; • проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, созданию элементарного аккомпанемента; • различать на слух народную музыку и музыку, сочинѐнную композиторами в «народном духе». Музыкальная картина мира Выпускник научится: • оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира: • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; • узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая); • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно – творческой деятельности; • понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) в своей собственной музыкальной деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и высказывать мнение о нѐм; • узнавать музыку (из произведений программы) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира; • самостоятельно решать творческие задачи • проявлять личностные чувства на музыку, еѐ исполнение и сочинение во всех видах учебной деятельности; • применять ключевые знания в области музыки за курс начальной школы; • применять информационно – коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности. Содержание учебного предмета Основное содержание образования в рабочей программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, мюзикл, кантата, сюита. Отечественные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка, Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Основные средства музыкальной выразительности. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем и художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки: Одночастные, двухчастные и трехчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложивших традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. 1класс Истоки возникновения музыки (8 ч.) Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание». Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально – художественных образах жизненных явлений. Содержание и формы бытования музыки (16ч.) Отражение в музыке добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, прекрасного и безобразного, дня и ночи, осени и весны. Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт. Язык музыки (6ч.) Музыкально – выразительные средства: метро – ритмические и фактурные особенности, с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык Повторение (3ч.) Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности Музыка композиторов России П.И.Чайковский, пьеса из «Детского альбома», «Мелодия», фрагменты из балета «Спящая красавица» («Интродукция», «Пролог», «Вальс»); финал Четвертой симфонии, балет «Щелкунчик», пьесы из цикла «Времена года». С.С.Прокофьев, «Марш», «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам», фрагменты из балета «Ромео и Джульетта», «Золушка», фрагменты из кантаты «Александр Невский» и симфоническая сказка «Петя и волк». М.П.Мусоргский, «Балет невылупившихся птенцов», «Гном», «Баба – Яга». Д.Д.Шостакович, «Вальс-шутка». С.В.Рахманинов «Итальянская полька», Прелюдия соль-минор. Н.А. Римский-Корсаков, фрагменты из оперы «Снегурочка» и «Сказка о царе Салтане» Музыка композиторов западных стран Э.Григ «Утро», «Весной», 1-часть фортепианного концерта. К.В.Глюк, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». В.А.Моцарт, фрагменты оперы «Волшебная флейта». К.Сен-Санс, «Карнавал животных. Д.Верди, «Марш» из оперы «Аида». О.Лассо, «Эхо». 2класс Всеобщее в жизни и в музыке (8ч.) Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры) – песенность, танцевальность, маршевость как состояние природы, человека, искусства. Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному. Раскрытие в музыке внутреннего мира человека. Музыка – искусство интонируемого смысла (10ч.) Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация – «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского итонационного замысла). «Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа (10ч.) Одно из основных понятий музыки: «тема» - единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. «Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия. Развитие как становление художественной формы (6ч.) Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы – двухчастная, трѐчастная, рондо, вариации. Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности Музыка композиторов России П.И.Чайковский, «Сладкая греза», «Камаринская», финал Четвертой симфонии. М.П.Мусоргский, сцена Юродивого с мальчишками из оперы «Борис Годунов», «На сон грядущий». С.В.Рахманинов, «Вокализ», «Богородице Дево, радуйся». С.С.Прокофьев, «Болтунья». М.И.Глинка, опера «Иван Сусанин». А.С.Даргомыжский, Романсы. Г.В.Свиридов, Кантата «Снег идет», С. И Т. Никитины, «Снег идет». Н.А. Римский-Корсаков, фрагменты из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве. Февронии» (Духовный стих) И.О.Дунаевский, Увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта». А.Б.Бородин, романс «Спящая княжна». Музыка композиторов западных стран Ф.Шопен, Полонез ля-мажор и «Юношеский», Ноктюрн си-минор, Прелюдия №7 и №20. Э.Григ «Песня Сольвейг», пьесы из сюиты «Пер Гюнт». Л.Бетховен, Пятая симфония, Экспозиция. А.Майкапар, «Сиротка». Р.Шуман, Фортепианные пьесы и романс в исполнении Ф.И.Шаляпина «Два гренадера». К.Дебюсси, «Лунный свет». И.С.Бах, Хоральные прелюдии ми бемоль мажор и фа минор. Ф.Шуберт, «В путь». 3 класс Характерные черты русской музыки (8ч.) Введение: интонационно – образный язык музыки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М.П.Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка – различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее – интонационные корни. Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности (12ч.) Обрядовость как ведущее начало русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные и плясовые наигрыши. Истоки русского классического романса (6ч.) Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика, старинный романс. Композиторская музыка для церкви (2ч.) Народная и профессионально – композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6ч.) Обработка народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути – точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности Музыка композиторов России М.И.Глинка, «Патриотическая песня», «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин», «Камаринская», «Я помню чудное мгновенье», «Вальс-фантазия». П.И.Чайковский. Финал Четвертой симфонии: «Средь шумного бала», «Соловей» и др. М.П.Мусоргский. опера «Борис Годунов» и «Детская» (фрагменты). С.В.Рахманинов. «Вокализ», романсы, Фортепианный концерт ре-минор. Д.Б.Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром-2ч. Ю.А.Шапорин. Фрагменты из кантаты «На поле Куликовом». Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», «Садко». С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты). И.Г.Чесноков. «Да исправится молитва моя», «Заступница усердная». А.А.Архангельский.«Помышляю день страшный». Романсы русских композиторов: А.А.Алябьева, А.Л.Гурелева, А.Е.Варламова 4 класс Многоцветие музыкальной картины мира (7ч.) Музыка стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западно – европейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8ч.) Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное – через взаимодействие музыкальны культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического. Музыкальное общение без границ (10ч.) Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Белоруссии, Украины, Молдовы, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт, Шопен, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства. Искусство слышать музыку (9ч.) Восприятие произведений крупной формы как этап развития музыкальной культуры человека. Общение проблематики начальной школы – от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности. И.С.Бах. Органная токката и фуга ре минор. Ф.Шуберт песни «В путь», «Мельник и ручей», «Баркарола», баллада «Лесной царь». В.А.Моцарт «Фантазия до минор», увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», Симфония №40 (экспозиция). Ф.Шопен. Мазурки №5, № 47, полонез ля мажор, ноктюрны. Итальянские народные песни «Ты, моѐ солнце», «Тарантелла», «Санта – Лючия». Э.Григ. Концерт для ф – но с орк., «Заход солнца», «Лебедь», «Лесная песня». К.Дебюсси. «Лунный свет». Ф.Лист. Рапсодия №2, 6, 12. «Тарантелла». Дж. Гершвин. «Ко2ыбельная» из оперы «Порги и Бесс». Р.Роджерс. Фрагменты из кинофильма «Звуки музыки». Л.Бетховен. Третья «Героическая» симфония, финал симфонии №9. А.И.Хачатурян. Балет «Гаянэ» (фр.). Н.А.Римский – Корсаков. «Шехеразада» симфоническая сюита, опера «Садко» песни Варяжского, Веденецкого. А.П.Бородин. «Хор половецких девушек» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». М.И.Глинка. «Я здесь, Инезилья», увертюра из оперы «Руслан и Людмила». П.И.Чайковский. Симфония №4, Концерт №1 для фортепиано с оркестром и др. Рабочая программа рассчитана на 135 часов (1час в неделю), из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 40, 5 часов. Тематическое планирование 1 класс № 1 2 3 4 Тема раздела Истоки возникновения музыки Содержание и форма бытования музыки Язык музыки Резерв Кол-во часов 8 16 6 3 Итого: 33 2 класс № 1 2 3 4 Тема раздела Всеобщее в жизни и в музыке Музыка – искусство интонируемого смысла «Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа Развитие как становление художественной формы Итого: Кол-во часов 8 10 10 6 34 3 класс № 1 2 3 4 5 Тема раздела Характерные черты русской музыки Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности Истоки русского классического романса Композиторская музыка для церкви Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре Итого: Кол-во часов 8 12 6 2 6 34 4 класс № Тема раздела Кол-во часов 1 Многоцветие музыкальной картины мира 7 2 3 Музыка мира сквозь «призму» русской классики Музыкальное общение без границ 8 10 4 Искусство слышать музыку 9 Итого: 34 Материально-техническая база Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы): Российская электронная школа: https://resh.edu.ru Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193 Pedsovet.su.: https://pedsovet.su/load/94 Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru Портал «Музеи России» http://www.museum.ru Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/ Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум» Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/ Энциклопедия классической музыки / «Коминфо»: https://1c.ru/vendors/cominfo/prod/music.html Информационные источники: электронные словари, энциклопедии; мультимедийные презентации к урокам. Наглядные пособия: Музыкальный центр Микрофоны Комплект детских музыкальных инструментов Народные инструменты Средства ИКТ: моноблок; проектор; интерактивная доска; мобильный компьютерный класс. .