Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ начального общего образования срок реализации 4 года согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы Составитель программы: Ланбина И.А., учитель начальных классов Надым Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования К планируемым результатам освоения основной образовательной программы отнесены: Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности) и обеспечивающие овладение межпредметными понятиями. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники начальной школы овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники начальной школы научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области. Личностные универсальные учебные действия у выпускника начальной школы будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержание образования и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник начальной школы научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Предметные результаты Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. У учащихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению, будет достигнут необходимый уровень читательской грамотности (компетентности), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы. Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научнопопулярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы. Иными словами у учеников сформируется грамотность чтения. Выпускник научится: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учетом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации); читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов); читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только для художественных текстов); использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное – в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; Выпускник получит возможность научиться: удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения; осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Содержание учебного предмета 3 класс (136 ч) Раздел (тема) Программное содержание программы 1 2 Восприятие Анализ текста по восприятию на слух: тема, герои, действующие лица, фольклорных и сюжет. Мотив чтения, художественных контроль и оценка результата деятельности произведений Техника чтения, Чтение вслух и «про себя». Мотив и цель чтения. Самопроверка чтения подготовка к «про себя». Выразительные средства при чтении вслух: интонация, выразитель ному темп, ритм, сила голоса, паузы, логические ударения. чтению Жанры Малые фольклорные формы — пословицы (значение, назначение, фольклора и характеристика, нравственная основа). Характеристика былин как художественной героического песенного сказа, их особенности (композиция, язык). Легенды, героические сказки, сказы (особенности тем, сюжета, средств литературы художественной выразительности). Авторские сказы, близкие к фольклорным. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры эпоса: рассказ, очерк, повесть. Жанры лирики: стихотворение, песня. Басня — лиро-эпический жанр. Жанр драмы — пьеса. Работа с Тема произведения, главная мысль текста. Развитие сюжета: начало, фольклорными и завязка действия, кульминация, развязка. художественными текстами Развитие речи Учебный диалог. Вопрос — ответ; собственное высказывание, суждение, описание. Активный словарь: образные слова, пословицы, крылатые выражения. Постоянные эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, синонимы, гиперболы как средства художественной выразительности речи. Библиографическая Правила юного читателя. Каталог, библиографическая карточка. культура Оформление книги, структурные элементы оформления: оглавление, глава, иллюстрация. (работа с книгой) Выбор книги в библиотеке. Книги-сборники, собрания сочинений. Справочная литература: словари, справочники; их функции. Периодика: детские журналы, газеты. Аннотация 4 класс (102) Раздел (тема) программы 1 Восприятие фольклорных художественных произведений Техника чтения, подготовка к выразительному чтению Программное содержание 2 Чтение вслух с ориентацией на слушателя и учебную задачу. и Главная мысль прослушанного текста, отличительные особенности выразительных средств. Эмоциональное состояние чтеца и слушателя Техника чтения: чтение вслух с ориентацией на слушателя и учебную задачу, в индивидуальном темпе, обеспечивающем адекватное восприятие текста слушателем. Выразительные средства при чтении вслух: темп, ритм, сила голоса, интонационный рисунок текста. Паузы и логическое ударение в соответствии с поставленной учебной задачей. Чтение «про себя», выбор информации для решения учебной задачи. Мотивация чтения: самостоятельное определение цели чтения, результат решения учебной задачи. Жанры фольклора и Разные виды народных песен: календарные, корильные и др. Предания художественной литературы и легенды как исторические рассказы с вымыслом. Особенности содержания, формы, языка. Сказочники. Собиратели фольклора. Фольклор как источник возникновения художественной литературы. Сюжеты и образы фольклора в авторских художественных произведениях. Авторская сказка русских и зарубежных авторов. Юмористические произведения: назначение и особенности Страницы истории Детская литература в ХIХ–XX веках. Включение в «золотой фонд» детской литературы детской литературы произведений, написанных не для детей. Стихотворные и прозаические произведения, написанные для детей. Первые книги для детского чтения. Работа с Назначение произведений и их характер. фольклорными и Сюжет, главная мысль произведения. Герои, их значение в художественными повествовании, характеристика, поступки, отношения. текстами Развитие речи Источники получения информации: словари, справочники, энциклопедии. Тексты-описания с использованием средств художественной выразительности. Пересказ: разные виды и способы. Сочинения повествовательного и описательного характера. Библиографическая Элементы библиографической культуры. Автор, составитель, культура (работа с переводчик. Краткие биографические сведения о поэтах и прозаиках книгой) XIX–XX веков — классиках детской литературы. Советские иллюстраторы детской книги. Каталог. Элементы книги: обложка, титульный лист. Аннотация Тематическое планирование Рабочая программа рассчитана на 238 ч (в 3 классе по 4 часа в неделю, в 4 классе 3 часа в неделю), из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 71 час. № Тема Количество часов / класс 3 класс 4 класс Всего 1. Виды речевой и читательской деятельности 24 9 33 2. Круг детского чтения 54 46 100 3. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) 42 36 78 4. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных 6 7 14 Чтение: работа с информацией 10 4 14 Итого: 136 102 238 произведений) 5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Технические средства обучения: ноутбук, проектор, интерактивная доска, многофункциональное устройство, цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат, видеокамера, диктофон. Программа составлена в соответствии с требованиями к предмету «Литературное чтение» в соответствии с ФГОС среднего общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 3 и 4 классов, также входят: УМК по литературному чтению в 3 классе представлен: • Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019. • Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2018. • Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 3-е изд.,дораб. – М.: ВентанаГраф, 2018. • Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. –3-е изд.,дораб. – М.: ВентанаГраф, 2018. • Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019. • Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019. УМК по литературному чтению в 4 классе представлен: • Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019. • Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019. • Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 3-е изд.,дораб. – М.: ВентанаГраф, 2018. • Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. –3-е изд.,дораб. – М.: ВентанаГраф, 2018. • Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019. • Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по литературе языку (в том числе и в цифровой форме). Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы): https://uchi.ru. Образовательный портал Учи. ру на базе интерактивной платформы для обучения детей https://education.yandex.ru. Учительская – Яндекс. Учебник https://resh.edu.ru Российская электронная школа http://nachalka.info Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. https://uchebnik.mos.ru/catalogue Библиотека МЭШ https://videouroki.net/ Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://infourok.ru/ Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»