Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение. Начальная Школа 21 век

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
начального общего образования
срок реализации 4 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
для учащихся 1 – 4 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Ланбина И.А.,
учитель начальных классов

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»
на уровне начального общего образования
К планируемым результатам освоения основной образовательной программы отнесены:
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской
идентичности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться
(функциональной грамотности) и обеспечивающие овладение межпредметными понятиями.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники начальной школы
овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную
цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники начальной школы
научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие
приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут
умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому
предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной
области.
Личностные универсальные учебные действия
у выпускника начальной школы будут сформированы:
•
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации
на содержание образования и принятия образца «хорошего ученика»;
•
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
•
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
•
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
•
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
•
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания
«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
•
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
•
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и конвенциональных норм;
•
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
•
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
•
установка на здоровый образ жизни;
•
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать
в
своей
деятельности
нормам
природоохранного,
нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
•
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
•
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
•
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
•
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
•
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник начальной школы научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей; различать способ и результат действия;
Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные)
и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;



осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров

в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций
всех участников;

учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
Предметные результаты
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего
развития и успешного обучения по другим предметам. У учащихся будет формироваться
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие
школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать
собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению, будет
достигнут необходимый уровень читательской грамотности (компетентности), речевого развития,
сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и
познавательные интересы.
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научнопопулярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Иными словами у учеников сформируется грамотность чтения.
Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать
чтение с учетом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного
опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной
информации);

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов
текстов);

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и
декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только для
художественных текстов);

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое,
поисковое/выборочное – в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать
их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):



для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст,
передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию
(конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по
содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой
справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать
текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте
требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой
план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями,
чувствами героев, опираясь на содержание текста;
Выпускник получит возможность научиться:

удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;

осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в
зависимости от цели чтения;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный),
опираясь на особенности каждого вида текста;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Содержание учебного предмета
3 класс (136 ч)
Раздел (тема)
Программное содержание
программы
1
2
Восприятие
Анализ текста по восприятию на слух: тема, герои, действующие лица,
фольклорных
и сюжет. Мотив чтения,
художественных
контроль и оценка результата деятельности
произведений
Техника
чтения, Чтение вслух и «про себя». Мотив и цель чтения. Самопроверка чтения
подготовка
к «про себя». Выразительные средства при чтении вслух: интонация,
выразитель
ному темп, ритм, сила голоса, паузы, логические ударения.
чтению
Жанры
Малые фольклорные формы — пословицы (значение, назначение,
фольклора
и
характеристика, нравственная основа). Характеристика былин как
художественной
героического песенного сказа, их особенности (композиция, язык).
Легенды, героические сказки, сказы (особенности тем, сюжета, средств
литературы
художественной выразительности). Авторские сказы, близкие к
фольклорным. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры эпоса:
рассказ, очерк, повесть. Жанры лирики: стихотворение, песня.
Басня — лиро-эпический жанр. Жанр драмы — пьеса.
Работа
с Тема произведения, главная мысль текста. Развитие сюжета: начало,
фольклорными
и завязка действия, кульминация, развязка.
художественными
текстами
Развитие речи
Учебный диалог. Вопрос — ответ; собственное высказывание,
суждение, описание. Активный словарь: образные слова, пословицы,
крылатые выражения. Постоянные эпитеты, сравнения, метафоры,
олицетворения, синонимы, гиперболы как средства художественной
выразительности речи.
Библиографическая
Правила юного читателя. Каталог, библиографическая карточка.
культура
Оформление книги, структурные элементы оформления: оглавление,
глава, иллюстрация.
(работа с книгой)
Выбор книги в библиотеке. Книги-сборники, собрания сочинений.
Справочная литература: словари, справочники; их функции. Периодика:
детские журналы, газеты. Аннотация
4 класс (102)
Раздел (тема)
программы
1
Восприятие
фольклорных
художественных
произведений
Техника чтения,
подготовка к
выразительному
чтению

Программное содержание
2
Чтение вслух с ориентацией на слушателя и учебную задачу.
и Главная мысль прослушанного текста, отличительные особенности
выразительных средств. Эмоциональное состояние чтеца и слушателя

Техника чтения: чтение вслух с ориентацией на слушателя и учебную
задачу, в индивидуальном темпе, обеспечивающем
адекватное
восприятие текста слушателем. Выразительные средства при чтении
вслух: темп, ритм, сила голоса, интонационный рисунок текста. Паузы
и логическое ударение в соответствии с поставленной учебной задачей.
Чтение «про себя», выбор информации для решения учебной задачи.
Мотивация чтения: самостоятельное определение цели чтения,
результат решения учебной задачи.
Жанры фольклора и Разные виды народных песен: календарные, корильные и др. Предания

художественной
литературы

и легенды как исторические рассказы с вымыслом.
Особенности содержания, формы, языка. Сказочники. Собиратели
фольклора.
Фольклор как источник возникновения художественной литературы.
Сюжеты и образы фольклора в авторских художественных
произведениях.
Авторская сказка русских и зарубежных авторов.
Юмористические произведения: назначение и особенности
Страницы истории Детская литература в ХIХ–XX веках. Включение в «золотой фонд»
детской литературы детской литературы произведений, написанных не для детей.
Стихотворные и прозаические произведения, написанные для детей.
Первые книги для детского чтения.
Работа
с Назначение произведений и их характер.
фольклорными и
Сюжет, главная мысль произведения. Герои, их значение в
художественными
повествовании, характеристика, поступки, отношения.
текстами
Развитие речи
Источники получения информации: словари, справочники,
энциклопедии.
Тексты-описания
с
использованием
средств
художественной
выразительности.
Пересказ: разные виды и способы.
Сочинения повествовательного и описательного характера.
Библиографическая Элементы библиографической культуры. Автор, составитель,
культура (работа с переводчик. Краткие биографические сведения о поэтах и прозаиках
книгой)
XIX–XX веков — классиках детской литературы. Советские
иллюстраторы детской книги.
Каталог. Элементы книги: обложка, титульный лист. Аннотация

Тематическое планирование
Рабочая программа рассчитана на 238 ч (в 3 классе по 4 часа в неделю, в 4 классе 3 часа в неделю), из них
не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная
школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 71 час.

№

Тема

Количество часов / класс
3 класс

4 класс

Всего

1.

Виды речевой и читательской деятельности

24

9

33

2.

Круг детского чтения

54

46

100

3.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

42

36

78

4.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных

6

7

14

Чтение: работа с информацией

10

4

14

Итого:

136

102

238

произведений)
5.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, интерактивная доска, многофункциональное
устройство, цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат, видеокамера, диктофон.
Программа составлена в соответствии с требованиями к предмету «Литературное чтение» в
соответствии с ФГОС среднего общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 3 и 4
классов, также входят:
УМК по литературному чтению в 3 классе представлен:
•
Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций:
в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019.
•
Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций:
в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2018.
•
Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных
организаций: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 3-е изд.,дораб. – М.: ВентанаГраф, 2018.
•
Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных
организаций: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. –3-е изд.,дораб. – М.: ВентанаГраф, 2018.
•
Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных
организаций / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019.
•
Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных
организаций / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019.
УМК по литературному чтению в 4 классе представлен:
•
Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций:
в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019.
•
Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций:
в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019.
•
Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных
организаций: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – 3-е изд.,дораб. – М.: ВентанаГраф, 2018.
•
Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных
организаций: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. –3-е изд.,дораб. – М.: ВентанаГраф, 2018.
•
Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных
организаций / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019.
•
Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных
организаций / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и
словообразовательный словари.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и
методических пособиях по литературе языку (в том числе и в цифровой форме).
Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы
(ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы):
https://uchi.ru. Образовательный портал Учи. ру на базе интерактивной платформы для обучения
детей
https://education.yandex.ru. Учительская – Яндекс. Учебник
https://resh.edu.ru Российская электронная школа
http://nachalka.info Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия.
https://uchebnik.mos.ru/catalogue Библиотека МЭШ
https://videouroki.net/ Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net
https://infourok.ru/ Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру
Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».