Правильная речь - залог успешной учёбы

29.08.2020


       Современное образование предъявляет к ребенку очень высокие требования. Сформированная речь – важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе. Ребёнок  становится учеником,  личностью и основным видом  деятельности – получение знаний, а не игра, как раньше. Развитие детей, поступающих в школу, определяется как готовность к школьному обучению или «психологическая готовность».  В это понятие входит несколько  компонентов: интеллектуальная, личностная, физическая и  речевая готовность.

         Перед родителями, чьи дети собираются стать первоклассниками, встаёт вопрос: «А готов ли ваш ребенок к обучению в школе?» Некоторые взрослые считают, что для обучения в школе достаточно научить  ребенка читать и считать, другие – дать ему большой запас знаний, расширить кругозор, третьи – научить ребёнка быть внимательным, чётко выполнять инструкции, поручения, для четвёртых самым важным кажется купить портфель и школьные принадлежности, а остальному научат  в школе. Все дети разные, и готовить к обучению их надо тоже по-разному, помня, что быть готовым к школе – не значит   уметь читать, считать,  много знать,  а  значит  быть готовым всему этому научиться.

         Ярким показателем готовности к школьному обучению является  уровень речевого развития ребёнка. Наличие  даже небольших отклонений  в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к  серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Формирование грамматически правильной,  лексически богатой  и фонетически чёткой речи, дающей  возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важнейших задач по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнку с хорошо развитой речью легко общаться с окружающими, он понятно выражает свои мысли, желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, и может наложить отпечаток на его характер.

      Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка со сверстниками. В школе ребёнку придётся отвечать и задавать вопросы в присутствии других детей, читать вслух. Правильное произношение звуков особенно необходимо при овладении грамотой. Фонетические и фонематические дефекты - одна из причин  возникновения нарушений чтения и письма.

         Речевая готовность к школе подразумевает: достаточный уровень речевой коммуникации; необходимый словарный запас; определенный уровень сформированности грамматического строя речи и навыков словообразования; возможность элементарных практических обобщений в области различных явлений языка; умение связно рассказывать и пересказывать; сформированный фонематический слух; самостоятельные высказывания должны  отличаться полнотой, логической последовательностью. К семи  годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации, ясно и последовательно выражать свои мысли и пользоваться нормами речевого этикета. К этому возрасту у ребёнка  должен быть достаточный словарный запас. В словаре будущего первоклассника должны быть все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы. А также он  должен активно использовать антонимы (грустный – весёлый, молодой – старый, высоко – низко), синонимы (собака - пёс, псина).  Одним из важных критериев достаточного словарного запаса является знание  обобщающих понятий: «мебель», «овощи», «фрукты» и т.д. Можно проверить, как будущий ученик пользуется предложениями: простыми и сложными. Ребёнок должен употреблять в своей речи различные союзы, которые соединяют простые предложения в сложные. Важно также, чтобы не было ошибок при изменении слов.

Если у вашего ребёнка большой словарный запас – это хорошо, но не менее важно  уметь грамотно строить предложения. Это позволяет ребёнку понятно высказываться, точно выражать свои мысли, общаться со сверстниками, и с взрослыми. Будущий первоклассник должен свободно описывать картинку, игрушку, предмет, давать характеристику различным явлениям, уметь передавать содержание сказки, фильма, спектакля, составлять рассказ по серии сюжетных картинок. А также одним из составляющий хорошо развитой связной речи является умение пересказывать текст – не просто перечислять события, а именно с  повествованием, в котором соблюдается логическая последовательность изложения, законченность мысли.

         Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь  говорить правильно сами, находить больше времени для общения с ребёнком.

А теперь некоторые рекомендации и советы для родителей:

1. Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.

2. Попросите ребенка найти 5 -10 слов (названий предметов), где первым был бы какой-то определенный звук.
3. Попросите, чтобы ваш малыш назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.

4. Для обогащения словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи (например, апельсин), продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.

5. Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит какое-нибудь ваше задание, повторит за вами скороговорку. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.Хочу такой сайт

6. Обязательно читайте вслух!

7. Лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы.

         И помните о том, что любые совместные игры и развлечения, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. И они принесут пользу только тогда, когда выполняются в игровой форме, без принуждения, с хорошим эмоциональным настроем. 
         Уважаемые родители, если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой.

 

 

Ирина Евай,

учитель-логопед школы №1 города Надым

 

https://videouroki.net/razrabotki/psikhologho-piedaghoghichieskaia-ghotovnost-riebienka-k-obuchieniiu-v-shkolie.html

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 01.09.2020

Дата обновления: 01.09.2020

Дата публикации: 29.08.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».