Описание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублѐнным изучением отдельных предметов» Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) разработана соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), особенностями образовательной организации, образовательных потребностей и запросов учащегося и его родителей, на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район. АООП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения учащихся с ЗПР с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. В основу разработки и реализации АООП НОО учащегося с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя учащемуся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности учащегося с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной ему деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности учащегося, обеспечивающий овладение им содержанием образования. контексте АООП НОО учащегося с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает: • придание результатам образования социально и личностно значимого характера; • прочное усвоение учащимся знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность его самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ребѐнком системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Целью реализации АООП НОО является обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей учащегося с ЗПР, обеспечивающих усвоение им социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО учащегося с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности учащегося с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; • овладение учебной деятельностью, сохранение и укрепление здоровья учащегося; • достижение планируемых результатов освоения АООП НОО учащимся с ЗПР с учетом его особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; • создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей учащегося ЗПР; • минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности учащегося с ЗПР для освоения им АООП НОО; • обеспечение доступности получения начального общего образования; • выявление и развитие возможностей и способностей учащегося с ЗПР через организацию его общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведения спортивных, творческих и других соревнований. АООП НОО учащегося с ЗПР (вариант 7.1) состоит из следующих разделов: Пояснительная записка. Цели и задачи реализации адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с задержкой психического развития. Особые образовательные потребности учащегося с задержкой психического развития. Планируемые результаты освоения учащимся с ЗПР адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования. Система оценки достижения учащимся с ЗПР планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Коррекционная работа. Направления программы коррекционной работы. Программа коррекционной работы. Учебный план. План внеурочной деятельности. Годовой календарный график. Система условий реализации адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования. Обучение осуществляется с использованием учебно-методического комплекса системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими курсовую подготовку в рамках инклюзивного образования. Медицинское сопровождение ребенка с ЗПР осуществляет медицинский работник (медсестра), закрепленный за школой. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для учащегося с ЗПР определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Программа коррекционной работы обеспечивает осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО. Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса. Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО учащимся с ЗПР, позволяющего учитывать его особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Задачи программы: - определение особых образовательных потребностей учащегося с ЗПР; - повышение возможностей учащегося с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс; -создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психологомедико-педагогической коррекции; - оказание родителям (законным представителям) учащегося с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам. Коррекционная работа с учащимся с ЗПР осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса: - через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); - в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия); - в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения учащегося. Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающегося с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления: 1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья учащегося с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения им содержанием АООП НОО. 2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащегося, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению им содержания образования. 3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащегося с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с ребенком, его семьи по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащегося с ЗПР. 4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания учащегося с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, родителями (законными представителями). Коррекционная работа с ребѐнком с ЗПР осуществляется посредством коррекционноразвивающих логопедических и психокоррекционных занятий, группового и/или индивидуального типа. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)