Научно-методическое сопровождение ФГОС ВИКТОР СТЕФАНОВИЧ БАСЮК Декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, Заместитель президента РАО, Доктор психологических наук СОВРЕМЕННАЯ ЕДИНАЯ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Единые стандарты образовательного пространства страны Сильная система поддержки Усердие и настойчивость ГАРАНТИЯ РАВЕНСТВА РЕСУРСОВ, УСЛОВИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ 2 ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ФГОС ЯВЛЯЕТСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Единства образовательного пространства Российской Федерации; Преемственности основных образовательных программ; Вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, то есть запросом участников образовательных отношений; Государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения 3 ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС 01 ПРИВОДЯТ СТАНДАРТЫ В СООТВЕТСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 02 УСТАНАВЛИВАЮТ ВАРИАТИВНОСТЬ СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ (НЕ ТОЛЬКО В СТОРОНУ УВЕЛИЧЕНИЯ, НО И В СТОРОНУ СОКРАЩЕНИЯ) 03 ДЕТАЛИЗИРУЮТ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 04 КОНКРЕТИЗИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СИСТЕМАТИЗИРОВАНЫ 05 ОПТИМИЗИРОВАНЫ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ И РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ 4 КЛЮЧЕВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ИНИЦИИРУЮЩИХ ДЕЙСТВИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода Личностные результаты (ценности и мотивация) СИСТЕМНОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Ориентация на формирование системы ценности и мотивов Метапредметные результаты («soft skills») Три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия Предметные результаты Предметные результаты Формулировки личностных результатов: «ценностное отношение к…», «уважительное отношение к…», «интерес к…» Формулировки метапредметных результатов: «находить…», «выявлять…», «устанавливать..», «выбирать…» Формулировки предметных результатов: «осознавать…», «понимать…», «владеть…», «использовать…», «приобретение опыта…» 5 ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА № 474 ОТ 21.07.2020 Г. ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ отражены: в требованиях к предметным результатам (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, обществознание), в требования к личностным результатам (гражданско-патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание) 6 ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА № 474 ОТ 21.07.2020 Г. ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И КРЕАТИВНОСТЬ -> требования к метапредметным результатам (базовые логические действия и работа с информацией) КОММУНИКАЦИЯ -> метапредметные компетенции (универсальные учебные коммуникативные действия – общение); 7 СОТРУДНИЧЕСТВО -> метапредметные компетенции (совместная деятельность) ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА № 474 ОТ 21.07.2020 Г. ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ -> требования к личностным результатам (ценность научного познания) УПОРСТВО / НАСТОЙЧИВОСТЬ И ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ -> требования к метапредметным результатам (универсальные 8 коммуникативные и регулятивные действия); ЛИДЕРСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ -> требования к метапредметным результатам (совместная деятельность) ВВЕДЕНИЕ ФГОС Комплексный анализ готовности введения ФГОС (региональный, муниципальный уровень + ОО) Разработка ПООП июнь-декабрь 2021 г II полугодие 2021 г. Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ООО Утверждение ФГОС НОО и ООО с 1 сентября 2022 года переход на ФГОС до 2025-2026 г. Май 2021 г. УСЛОВИЯ: ДЕЙСТВУЮЩИЕ/ НОРМАТИВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ ДЕФИЦИТОВ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС Финансовые Материально технические Кадровые в разрезе муниципалитетов и ОО Изменение НПА по бюджетному финансированию реализации ООП Корректировка системы мероприятий государственных программ «Развития образования» Корректировка государственных заданий региональных организаций ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПО ПЕРЕХОДУ ДЛЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОО ПРОГРАММА ЗАДАЧА ПО ПЕРЕХОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Формирование рабочей группы по анализу и изменению ООП Постановка задач по изменению рабочих программ Анализ рабочих программ (далее – РП) Изменение РП в части структуры, содержания Формирование запроса на изменение условий 9 ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 2021 Обновлены ФГОС НОО, ФГОС ООО Обновлены примерные ООП НОО, ООП ООО Организована методическая поддержка педагогов и семей с детьми Обновлен ФГОС СОО и программы СОО 2022 10 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФГОС: КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ Единая схема для программ ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: 1.Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане. 2.Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы: - личностные; - метапредметные; - предметные (по годам обучения). ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАСКРЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ПРЕДМЕТА. 3. Содержание учебных предметов по годам обучения. 4. Тематическое планирование. Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся 12 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФГОС Единый информационный ресурс edsoo.ru -размещение методических материалов, - конструктор рабочих программ 13 ПОДДЕРЖКА ШКОЛ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ (ШНОР) Федеральный институт оценки качества образования Поддержка работы кураторов, предоставление методик, диагностического инструментария, консультирование, мониторинг 14 РУМО Результаты оценочных процедур (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР) Муниципальные методические службы Мониторинг качества знаний Метод объединения ОО Промежуточный (текущий контроль) ШНОР (школы с низкими образовательными результатами) Общественное профессиональное объединение учителей МЕХАНИЗМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФГОС В РЕГИОНАХ 15 Спасибо за внимание! ВИКТОР СТЕФАНОВИЧ БАСЮК Декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова,Заместитель президента РАО, Доктор психологических наук Сайт ФПО МГУ Инстаграм ФПО МГУ 16 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)