Рабочая программа учебного предмета Физическая культура 1-4 класс

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
начального общего образования
срок реализации 4 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Физическая культура»
для учащихся 1-4 классов
Общеобразовательной школы

Составители: Хусаинова И.З., Гнатенко Н.Н.,
Агафонов Р.Н., Губин Г.М.

НАДЫМ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. По окончании
изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определѐнные
результаты.
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и
отражают:
- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального
российского oбщecтвa;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметные понятия и
отражают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств
еѐ осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и
сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты включают освоенный школьниками в процессе изучения данного
предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и
отражают:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления
здоровья человека (физического, социального и психологического), о еѐ позитивном влиянии на
развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической
культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;
- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя
зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
2

- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями
основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном
уровне; характеристику признаков техничного исполнения;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта; применение их в игровой и
соревновательной деятельности.
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической
культуры в проведении своего отдыха и досуга;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать еѐ роль и значение в жизни
человека;
- использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовленности человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и
развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных
заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов
их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования,
осуществлять их объективное судейство;
- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
- организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью,
подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном
уровне;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных
условиях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями.
Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание,
ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки.
Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и
инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Организующие командные приемы.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики.
3

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки
по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте
стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты
на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание
приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках,
углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью);
перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и
боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке
вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски;
преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и
левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по
наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади,
зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика.
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением
движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением
рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад,
левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с
нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в
стену.
Лыжные гонки.
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На
лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки»,
«Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони
мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые
задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто
быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К
своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и
ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух
шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».
4

Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски
мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу,
от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и
утки».Подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие физические упражнения.
На материале гимнастики с основами акробатики: развитие гибкости, координации движений,
формирование осанки, развитие силовых способностей : широкие стойки на ногах; ходьба с
включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад,
в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте;
На материале легкой атлетики: развитие координации, быстроты, выносливости, силовых
способностей.
На материале лыжных гонок: развитие координации, выносливости.
2 класс
Знания о физической культуре.
Из истории физической культуры. Как возникли первые соревнования. Понятие «соревнование».
Древние соревнования и их целевое назначение. Роль и значение соревнований в воспитании детей у
древних народов. Основные причины появления мячей у древних народов. Современные игры с
использованием различных по форме мячей.
Как зародились Олимпийские игры. Миф о Геракле. Современные Олимпийские игры, их связь
с правилами и традициями древних Олимпийских игр.
Способы физкультурной деятельности.
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Выполнение простейших закаливающих процедур.
Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.
Измерение длины и массы тела. Определение правильности осанки. Характеристика основных
физических качеств: силы, выносливости, гибкости и равновесия. Игры и занятия в зимнее время года.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Комплексы упражнений утренней зарядки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: строевые действия в
шеренге и колонне; выполнение строевых команд повороты кругом с разделением по команде
«Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной
дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив
ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на
низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Преодоление полосы препятствий.
Легкая атлетика
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением
частоты шагов.Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы. Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по
5

разметкам,
через
препятствия,
в
высоту
с
прямого
разбега;
со
скакалкой.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход. Спуски в основной стойке.
Подъем «лесенкой».Торможение «плугом».
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок»,
«Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати
быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки –
желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты»,
«Мышеловка».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с
поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с
горки» (на лыжах).
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по
прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося
мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом»,
«Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами
правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по
прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок
мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные
движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры:
«Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения.
На материале гимнастики с основами акробатики: развитие гибкости, координации движений,
формирование осанки, развитие силовых способностей,
На материале лѐгкой атлетики: развитие координации движений, быстроты, выносливости,
силовых способностей.
На материале лыжных гонок: развитие координации движений, выносливости.
3 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой
деятельностью, с традициями и обычаями народа. Виды физических упражнений (подводящие,
общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая
нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание,
душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных
физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования
двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных
прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений вовремя и после выполнения физических
упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
6

Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из
положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема;
передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного
двухшажного с попеременным двухшажным. Поворот переступанием.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на
марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит»,
«Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале спортивных игр. Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу
в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м,
длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры:
«Передал — садись», «Передай мяч головой». Баскетбол: специальные передвижения, остановка
прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча
двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка
баскетбольных мячей». Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя
руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая
лапта».
Подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие физические упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики: развитие координации: произвольное
преодоление простых препятствий, передвижение с резко изменяющимся направлением и
остановками в заданной позе, ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну
с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной
игровой позы, игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в
положениях стоя и лежа, сидя), жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий,
включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, комплексы упражнений на координацию с
асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка»
на широкой опоре с фиксацией равновесия, упражнения на переключение внимания и контроля с
одних звеньев тела на другие, упражнения на расслабление отдельных мышечных групп;
передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по
сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды
стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в
постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его
звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги,
комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и
увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по
гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев),
перелазание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа,
7

отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку, прыжковые упражнения с предметом в руках (с
продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и
влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска
партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; бег коротких
отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах
поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с
высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе;
ускорение из разных исходных
положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных
положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с
ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной
скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на
дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление
препятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных
исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных
исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное
выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных
ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров,
расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе, запрыгивание с
последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с
опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах;
скольжение на правой (левой) ноге после двух­трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками
на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в
чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
прохождение тренировочных дистанций.
4 класс.
Знания о физической культуре.
Из истории физической культуры. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Комплекс ГТО. История развития физической культуры в России в XVII—XIX вв., ее роль и значение
для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания
и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по
скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила
предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма
(воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности.
Наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью. Цель и задачи
наблюдения за показателями индивидуального
физического развития и физической
подготовленности. Техника выполнения тестовых заданий для определения уровня развития основных
физических качеств. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по
8

показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических
комбинаций из разученных упражнений. Изменение роста, массы тела, окружности грудной клетки,
плеча и силы мышц. Оформление результатов измерения показателей физического развития и
физической подготовленности в течение учебного года.
Физическое совершенствование.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Акробатические
упражнения. Упоры, седы, упражнения в группировке, перекаты, стойка на
лопатках, кувырки вперѐд и назад, гимнастический мост.
Акробатические комбинации:
1) мост из положения лѐжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лѐжа
на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;
2) кувырок вперѐд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до
упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперѐд.
Опорный прыжок через гимнастического козла. Упражнения на низкой гимнастической перекладине:
висы, перевороты, перемахи.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые
упражнения: прыжки в высоту. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Низкий старт.
Стартовое ускорение. Финиширование.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту,
спрыгивание и запрыгивание. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход, повороты, спуски,
подъѐмы, торможение, чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.
Подвижные игры.
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений
типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев
тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным
правилам («Мини-футбол»).Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и
остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в
баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).Волейбол: передача мяча через сетку
(передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на
месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым)
боком, игра в «Пионербол». Подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие упражнения
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких
выпадов, в приседе, взмахами ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах;
выпады и полушпагаты на месте; выкруты с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи
поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях;
комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание туловища (в стойках и седах),
прогибание туловища; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
9

Развитие координации движений: произвольное преодоление простых препятствий; передвижения с
изменяющимися направлениями движения, с остановками в заданной позе,ходьба по гимнастической
скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и
приседаниями, воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания,
концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа,
седах), жонглирование мелкими предметами, преодоление полос препятствий, включающих в себя
висы, упоры, простые прыжки, перелазание через горку из матов; комплексы упражнений на
координацию движений с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами;
равновесие (например, ласточка на широкой ограниченной опоре с фиксацией равновесия различных
положений),жонглирование мелкими предметами в процессе передвижения, упражнения на
переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие, упражнения на
расслабление отдельных мышечных групп, передвижение шагом, бегом, прыжками в разных
направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу, жонглирование мелкими предметами в
движении (правым и левым боком, вперед и назад).
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды
стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в
постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его
звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на
локальное развитие мышц туловища с использованием тяжести своего тела и дополнительных
отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы
упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся
отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и
наклонной гимнастической скамейке: в упоре на коленях и в упоре присев), перелазание и
перепрыгивание через препятствия с опорой на руки, подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание
лежа с опорой на гимнастическую скамейку, прыжковые упражнения с предметом в руках (с
продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо
и влево),прыжки вверх-вперед толчком одной и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска
партнера в парах; комплексы упражнений с дополнительным отягощением и индивидуальные
комплексы избирательной направленности на отдельные мышечные группы.
На материале раздела «Легкая атлетика»
Развитие координации движений: бег с изменяющимся направлением во время передвижения, бег по
ограниченной опоре, пробегание коротких отрезков из разных исходных положений, прыжки через
скакалку на месте на одной и двух ногах, поочередно на правой и левой.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с низкого
и высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег, бег «с горки» в максимальном
темпе; ускорение из разных исходных положений; броски теннисного мяча в стенку и ловля его в
максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами; рывки с места и в движении по
команде (по сигналу).
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с
ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной
скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); бег на
дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление
препятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных
исходных положений, метание набивных мячей (1—2 кг) одной и двумя руками из разных исходных
положений различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди), повторное выполнение беговых
10

нагрузок «в горку»; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с
продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной
высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе, запрыгивание на горку из матов и
последующее спрыгивание с нее.
На материале раздела «Лыжная подготовка»
Развитие координации движений: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении,
прыжком с опорой на палки), комплексы общеразвивающих упражнений, стоя на лыжах, скольжение
на правой (левой) ноге после двух-трех шагов, спуск с горы на лыжах с изменяющимися стойками
подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах различными способами в режиме умеренной
интенсивности, с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
прохождение тренировочных дистанций.
Для учеников с ЗПР и ОВЗ.
Учитывая особые образовательные потребности школьника, в процессе обучения осуществляются
следующие требования:
- реализация принципа индивидуализации обучения (эффективное сочетание словесных, наглядных и
практических методов обучения) при опросе, объяснении и закреплении нового материала на всех
этапах урока;
- предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная
поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки) и направляющей (повторение и разъяснение
инструкции к заданию);
- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципов необходимости и
достаточности;
- учет индивидуального темпа работы ученика при освоении программного материала (предоставление
учащемуся дополнительное время для выполнения заданий, учитывая его работоспособность, темп
выполнения заданий);
- подбор заданий, дающих ощущение собственной состоятельности ученика;
- стимулирование познавательного интереса, оказание помощи в осознанном запоминании материала,
поощрение ответов ученика;
- осуществление проверки знаний при использовании приемов коррекционно-стимулирующей
направленности;
- отражение динамики и качества усвоения материала, систематичное и регулярное осуществление
контроля;
- вовлечение ученика в процесс общения с одноклассниками, помощь в преодолении трудностей в
процессе общения.
Результаты освоения учеником инвариантной части программы будут соответствовать базовому
уровню планируемых результатов основного общего образования. Ученик должен усвоить
информацию, обязательную к усвоению и в те же сроки, что и его сверстники. С целью осуществления
дифференциации обучения, ученику может быть предложен облегченный вариант домашнего задания,
уменьшение объема. В ходе учебного занятия для облегчения усвоения материала используются
карточки, схемы, таблицы, мультимедийные презентации.
Данная рабочая программа рассчитана на 272 часа (два часа в неделю), из них не менее 30 % с
применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа,
Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру, и др.), что составляет 81 часа.
11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№
п/п

Разделы и темы

Количество часов
Класс
1
2

Знания о физической культуре
История физической культуры.
Основные понятия о физической
культуре
Физическая культура человека
Физическое совершенствование

I
1
2
3
II

- легкая атлетика;
- лыжная подготовка;
- гимнастика с основами акробатики
Подвижные и спортивные игры
Всего

III

3

4

В процессе уроков
в течении учебного года

Класс
1
24
10
14
18
66

2
26
12
14
16
68

3
26
12
14
16
68

4
26
12
14
16
68

Рабочая программа по учебному предмету физическая культура для 1-4 классов разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и примерной программой по предмету «Физическая культура».
Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвееев. 14 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / А.П. Матвеев. – 5е изд. – М.
Просвещение, 2019. - 63.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная программа обеспечена учебниками для общеобразовательных организаций автора А.П. Матвеева:
Физическая культура. 1 класс;
Физическая культура. 2 класс;
Физическая культура. 3класс;
Физическая культура. 4 класс.

Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы),
сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы)
Учительский портал. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/102-1-0-13511;
К уроку.ru. - Режим доступа:http://www.k-yroky./load/71-1-0-6958;
Сеть творческих учителей. - Режим доступа:http://www.it-n.ru/communities.aspx;
Pedsovet.Su. - Режим доступа:http://pedsovet.su;
Proшколу.Ru - Режим доступа:http://www.proshkolu.ru;
Педсовет.org. - Режим доступа:http://pedsjvet.org.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№

Наименование
объектов и

Необходимое
количество

Примечания

12

п/п

средств
материально-технического
оснащения

1

Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего
образования
Примерные программы основного
общего образования.
Физическая культура

Д

3

Физическая
культура.
Примерные рабочие
программы.
Предметная линия
учебников А. П.
Матвеева.
5–9 классы

Д

4

Дидактические материалы по основным
разделам и темам
учебного предмета
«Физическая культура»

Г

5

Научно-популярная и художественная литература по
физической культуре,
спорту, олимпийскому движению

Д

В составе библиотечного фонда

6

Методические издания по физической
культуре для учителей

Д

Методические пособия и рекомендации,
журнал «Физическая культура в школе»

7

Таблицы по стандартам физического
развития и физической подготовленности

2

Основная школа

Портреты выдающихся спортсменов,
деятелей физической
культуры, спорта и
олимпийского движения

Д

9

Видеофильмы
по основным
разделам и темам
учебного пред- мета
«Физическая
культура»

Д

Аудиозаписи

Комплекты разно- уровневых тематических заданий, дидактических карточек

Д

8

10

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие
программы входят в состав обязательного
программно-методического обеспечения
кабинета по физической культуре (спортивного зала)

Д

Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям,
проведения спортивных соревнований и
физкультурных праздников

13

11

12
13
14

Аудиоцентр с системой озвучивания
спортивных залов и
площадок
Радиомикрофон
(петличный)
Мегафон
Мультимедийный
компьютер

Д

Аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD-RW, МР3,
а также магнитных записей

Д
Д
Д

15

Сканер

Д

16

Принтер лазерный

Д

17

Копировальный
аппарат

Д

18

Стенка гимнастическая

Г

19

Бревно гимнастическое напольное

Г

20

Бревно гимнастическое высокое

Г

21

Козѐл гимнастический

Г

22

Конь гимнастический

Г

23

Перекладина гимнастическая

Г

24

Брусья гимнастические разновысокие

Г

25

Брусья гимнастические параллельные

Г

27

Канат для лазанья
с механизмом крепления

Г

28

Мост гимнастический подкидной

Г

29

Скамейка гимнастическая жесткая

Г

30

Скамейка гимнастическая мягкая

Г

31

Комплект навесного оборудования

Г

Технические требования: графическая
операционная система, привод для чтениязаписи ком- пакт-дисков, аудиовидеовходы/выходы, возможность выхода в
Интернет. Оснащѐн
акустическими колонками, микрофоном
и наушниками. С пакетом прикладных
программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

Может входить в материально-техническое оснащение образовательной
организации

В комплект входят перекладина, брусья,
мишени для метания

14

32

Штанги тренировочные

Г

33

Гантели наборные

Г

34

Вибрационный
тренажѐр
М. Ф. Агашина

Г

35

Коврик гимнастический

К

36

Маты гимнастические

Г

37
38
39

Мяч набивной
(1 кг, 2 кг, 3 кг)
Мяч малый (теннисный)
Скакалка гимнастическая

Г
К
К

40

Мяч малый (мягкий)

К

41

Палка гимнастическая

К

42

Обруч гимнастический

К

43

Секундомер настенный с защитной
сеткой

Д

44

Сетка для переноса
малых мячей

Д
Лѐгкая атлетика

Планка для прыжков в высоту

Д

Стойки для прыжков в высоту

Д

47

Барьеры легкоатлетические тренировочные

Г

48

Флажки разметочные на опоре

Г

49

Дорожка разметочная для прыжков в
длину с места

Г

50

Рулетка измерительная (10 м, 50 м)

Д

45
46

51

Номера нагрудные

Г

Комплект щитов
баскетбольных с
кольцами и сеткой

Д

53

Щиты баскетбольные навесные с
кольцами и сеткой

Г

54

Мячи баскетбольные

Г

52

15

55

Сетка для переноса
и хранения мячей

Д

56

Жилетки игровые с
номерами

Г

57

Стойки
волейбольные
универсальные

Д

58

Сетка волейбольная

Д

59

Мячи волейбольные

Г

60

Сетка для переноски и хранения
баскетбольных мячей

Д

61

Ворота для минифутбола

Д

Сетка для ворот
мини-футбола

Д

Мячи футбольные

Г

64

Номера нагрудные

Г

65

Компрессор для
накачивания мячей

Д

62
63

66
67

Палатки туристские (двухместные)
Аптечка медицинская

Г
Д

Для отражения количественных показателей в таблице использована следующая система условных
обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговорѐнных случаев);
К – комплект (из расчѐта на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько
учащихся.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».