Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ начального общего образования срок реализации 4 года согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для учащихся 3 – 4 классов общеобразовательной школы Составитель программы: Исмагилова А.З., учитель музыки Надым Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего образования В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определѐнные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Музыка»: Личностные результаты 1. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; 2. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий; 3. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; 4. Уважительное отношение к культуре других народов; 5. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; 6. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; 7. Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; 8. Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; 9. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества Метапредметные результаты Характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; 4. Определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; 5. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; 6. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; 7. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; 8. Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой еѐ содержания, в устной и письменной форме; 9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; 10. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Предметные результаты Изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: 1. Формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; 2. Формирование общего представления о музыкальной картине мира; 3. Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; 4. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; 5. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; 6. Умение воспринимать музыку и выражать своѐ отношение к музыкальным произведениям; 7. Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, — понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; 8. Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Планируемые результаты В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: 1. воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своѐ отношение к нему в различных видах деятельности; 2. Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; 3. Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности; 4. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; 5. Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); 6. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; 7. Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Содержание учебного предмета «Музыка» В содержании предмета «Музыка» в учебниках для 3-4 классов может быть, выделено семь крупных разделов. В начальной школе содержание учебного предмета «Музыка» построено по принципу концентрического метода, а также на увлечѐнность, триединство деятельности композитора исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Темы 1 класса • Музыка вокруг нас • Музыка и ты Темы 2 класса • «Россия — Родина моя» • «День, полный событий» • «О России петь — что стремиться в храм» • «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» • «В концертном зале» • «В музыкальном театре» • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Темы 3 класса • «Россия — Родина моя» • «День, полный событий» • «О России петь — что стремиться в храм» • «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» • «В концертном зале» • «В музыкальном театре» • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Темы 4 класса • «Россия — Родина моя» • «О России петь — что стремиться в храм» • «День, полный событий» • «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» • «В концертном зале» • «В музыкальном театре» • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Содержание учебного предмета 1 класс (33 часа) Музыка вокруг нас И Муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки - мелодия Мелодия осени Азбука, азбука каждому нужна... Музыкальная азбука Музыкальные инструменты - гусли, дудочка Садко Музыкальные инструменты - флейта, арфа. Звучащие картины (Обобщение тем 1 четверти) Музыкальная азбука. Разыграй песню Пришло Рождество, начинается торжество Родной обычай старины Добрый праздник среди зимы Наш оркестр Я – артист (Обобщение тем 1 четверти) Музыка и ты Край, в котором ты живешь Поэт, художник, композитор Музыка утра. Музыка вечера Музыкальные портреты Разыграй сказку. Музыкальная азбука У каждого свой музыкальный инструмент. Наш оркестр Музы не молчали Музыкальные инструменты - пианино Мамин праздник Музыкальные инструменты - лютня, клавесин Чудесная лютня. Звучащие картины Музыкальная азбука Музыка в цирке Дом, который звучит Опера - сказка Ничего на свете лучше нету... Я - артист. Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик 3 класс (34 часа) Россия — Родина моя Мелодия – душа музыки Природа и музыка Звучащие картины Виват, Россия! Наша слава – Русская держава Кантата «Александр Невский» Опера «Иван Сусанин» Музыкальная азбука День, полный событий Утро Портрет в музыке В каждой интонации спрятан человек В детской Игры и игрушки На прогулке Вечер Музыкальная азбука О России петь — что стремиться в храм Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся Древнейшая песнь материнства Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! Вербное воскресение Вербочки Святые Земли русской Музыкальная азбука Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины Былина о Садко и Морском царе Лель, мой Лель… Звучащие картины Прощание с Масленицей Я – артист В музыкальном театре Опера «Руслан и Людмила» Опера «Орфей и Эвридика» Опера «Снегурочка» Опера «Садко» Балет «Спящая красавица» В современных ритмах Я – артист В концертном зале Музыкальное состязание Музыкальные инструменты. Флейта Звучащие картины Музыкальные инструменты. Скрипка Сюита «Пер Гюнт» «Героическая» Мир Бетховена Музыкальная азбука Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Острый ритм – джаза звуки Певцы родной природы Мир Прокофьева Прославим радость на земле Исследовательский проект 4 класс (34 часа) Россия – Родина моя Мелодия – душа музыки Ты запой мне эту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей… Как сложили песню Звучащие картины Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! Музыкальная грамота О России петь- что стремиться в храм Святые земли русской Илья Муромец Кирилл и Мефодий Праздников праздник, торжество торжеств Родной обычай старины Светлый праздник Музыкальная грамота День полный событий Приют спокойствия трудов и вдохновения… Зимнее утро Зимний вечер Что за прелесть эти сказки! Три чуда Ярморочное гулянье Святогорский монастырь Приют, сияньем муз одетый… Образы А.С. Пушкина в кино Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Композитор – имя ему народ Музыкальные инструменты России Оркестр народных инструментов Музыкант – чародей Наш оркестр «Троица» А.Рублева Музыкальная грамота В концертном зале Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо Старый замок Счастье в сирени живет Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната Годы странствий Царит гармония оркестра Музыкальная грамота В музыкальном театре Опера «Иван Сусанин» Исходила младѐшенька Русский Восток Театр музыкальной комедии Я – артист! Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Прелюдия Исповедь души Революционный этюд Мастерство исполнителя В интонации спрятан человек Музыкальные инструменты Рассвет на Москве-реке Исследовательский проект Данная рабочая программа рассчитана на 135 часов (один урок в неделю), из них не менее 30 % с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру, и др.), что составляет 40 часов. Тематическое планирование 3 класс № урока I 1. 2. 3. 4. 5. II 6. 7. 8. 9. III Тема урока 1 четверть Россия — Родина моя Мелодия – душа музыки Природа и музыка. Звучащие картины Виват, Россия! Наша слава – Русская держава Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин» Музыкальная азбука. День, полный событий Утро. Вечер Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек В детской. Игры и игрушки. На прогулке Музыкальная азбука (Обобщающий урок I четверти) 2 четверть О России петь — что стремиться в храм Кол-во часов 9 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 8 4 10. (1) 11.(2) 12.(3) 13.(4) IV 14.(5) 15.(6) 16.(7) 17.(8) V 18.(1) 19.(2) 20.(3) 21.(4) 22.(5) 23.(6) VI 24.(7) 25.(8) 26.(9) 27.(10) 28.(1) 29.(2) VII 30.(3) 31.(4) 32.(5) 33.(6) 34.(7) Итого: Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! Вербное воскресение. Вербочки. Святые Земли русской Музыкальная азбука Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе Лель, мой Лель… Звучащие картины. Прощание с масленицей Я – артист (Обобщающий урок II четверти) 3 четверть В музыкальном театре Опера «Руслан и Людмила» Опера «Орфей и Эвридика» Опера «Снегурочка» Опера «Садко» Балет «Спящая красавица» В современных ритмах. В концертном зале Музыкальное состязание Музыкальные инструменты. Флейта. Звучащие картины Музыкальные инструменты. Скрипка Я – артист. Музыкальная азбука (Обобщающий урок III четверти) 4 четверть Сюита «Пер Гюнт» «Героическая». Мир Бетховена Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Острый ритм – джаза звуки Певцы родной природы Мир Прокофьева Прославим радость на земле. Исследовательский проект (Обобщающий урок IV четверти) 1 1 1 1 4 1 1 1 1 10 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 7 1 1 5 1 1 1 1 1 34 часа 4 класс № урока I 1. 2. 3. 4. II 5. 6. 7. 8. Тема урока 1 четверть Россия – Родина моя Мелодия – душа музыки Ты запой мне эту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей… Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! О России петь- что стремиться в храм Святые земли русской Илья Муромец. Кирилл и Мефодий Праздников праздник, торжество торжеств. Родной обычай старины. Светлый праздник Кол-во часов 9 4 1 1 1 1 5 1 1 1 9. III 10.(1) 11.(2) 12.(3) 13.(4) 14.(5) IV 15.(6) 16.(7) 17.(8) V 18. (1) 19. (2) 20.(3) 21.(4) 22.(5) 23.(6) VI 24.(7) 25.(8) 26. (9) 27.(10) 28.(1) VII 29.(2) 30.(3) 31.(4) 32.(5) 33.(6) 34.(7) Итого: Музыкальная грамота (Обобщающий урок 1 четверти) 2 четверть День полный событий Приют спокойствия трудов и вдохновения… Зимнее утро. Зимний вечер Что за прелесть эти сказки! Три чуда Ярморочное гулянье. Святогорский монастырь Приют, сияньем муз одетый… Образы А.С. Пушкина в кино Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Композитор – имя ему народ Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов Наш оркестр. Музыкальная грамота (Обобщающий урок II четверти) 3 четверть В концертном зале Музыкальные инструменты. Виолончель и скрипка. Вариации на тему рококо Старый замок. Счастье в сирени живет Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната Годы странствий Царит гармония оркестра В музыкальном театре Опера «Иван Сусанин». Исходила младѐшенька Русский Восток Музыкальная грамота. Я - артист (Обобщение материала III четверти) 4 четверть Театр музыкальной комедии Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Прелюдия Исповедь души. Революционный этюд Мастерство исполнителя В интонации спрятан человек Музыкальные инструменты. Гитара Рассвет на Москве-реке. Исследовательский проект (Обобщение материала IV четверти) 1 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 10 6 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 7 1 2 1 1 34 часа Рабочая программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения) 1 – 4 класс 2021/2022 учебный год по примерной программе начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке- «Музыка. Начальная школа», авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной – М.: Просвещение 2020 Учебно-методический комплект Рабочая программа составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. 1 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 1 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2020.- 80 2 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 2 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2017.- 80 3 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 3 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2020.- 80 с. 4 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 4 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2021.- 80 с. Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы) 1. 2. 3. 4. https://videouroki.net https://www.yaklass.ru/ https://resh.edu.ru http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Музыка» в соответствии с ФГОС основного общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 3 и 4 классов, также входят: Музыка. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2017 (используется на уроке только для индивидуальной или групповой работы по усмотрению учителя); Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3,4 класс (Ноты): пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ сост. Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2017; методические пособия для учителя; комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru). Интерактивные уроки по школьному курсу музыка с 1 по 4 класс (далее Российская электронная школа), размещенные на сайте: https://resh.edu.ru/ Требования к комплектации музыкального класса Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе на уроках музыки является установка в классе одного компьютера (рабочего места) для педагога и мобильного компьютерного класса для школьников. Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы. Кроме того, в кабинете музыки должны быть: • принтер на рабочем месте учителя; • проектор на рабочем месте учителя; • сканер на рабочем месте учителя • электронное пианино • комплект детских музыкальных инструментов • комплект таблиц по музыке