Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство 1-4 класс

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
начального общего образования
срок реализации 4 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для учащихся 1-4 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Салиндер Л. Ю.
учитель изо

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительного
искусство» на уровне среднего общего образования
Личностные результаты
1) сформированность понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в
культурное и художественное наследие мира;
2) сформированность интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному
мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность основы художественной культуры, эмоционально-ценностного отношения к
миру и художественного вкуса;
4) сформированность навыков самостоятельной работы в процессе выполнения художественнотворческих заданий;
Метапредметные результаты
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного
мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и
самостоятельно решать творческие задачи;
2) наличие элементов визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в
мире, в ближайшем окружении; сформированность представлений о цикличности и ритме в жизни
и в природе;
3) сознательный подход к восприятию эстетического в действительности и в искусстве, а так же
сознательное отношение к собственной творческой деятельности;
4) активное
использование
речевых,
музыкальных,
знаково-символических
средств,
информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и
познавательных задач, стремление к саморазвитию и самовыражению; накопление знаний и
представлений о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) наличие способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного
вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое), умения накапливать
знания и развивать представления об искусстве и его истории; умение и готовность слушать
собеседника и вести беседу;
6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
1) устойчивый интерес к изобразительному творчеству, способность воспринимать, понимать, и
ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) формирующееся индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве,
сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях
полихудожественного воспитания;
4) использование в собственных творческих работах фантазии и воображения: цветовых
фантазий; фантазий в области форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
5) сформированность представлений о видах пластического искусства, об их специфике;
овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
6) проявление эмоциональной отзывчивости, умение воспринимать произведения
изобразительного искусства и выражать свое отношение к ним; использование
изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных
композиций, художественных событий, импровизации по мотивам литературных произведений.

Содержание учебного предмета
1 класс (34 часа)
Кто такой художник? Освоение техники работы кистью и красками. «Листопад»
Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня,
дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приѐмами работы красками и кистью
Чем и как рисовали люди. «Волшебная паутина»
Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья,
ракушки, кору деревьев и др.). Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая
неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения.
Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков «Осенний пейзаж»
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в
цвете своѐ настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
Изображать по памяти и представлению.
О чѐм говорит искусство? Посещение выставки творческих работ, посвящѐнных Спрынчану
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.
Различать средства художественной выразительности. Высказывать своѐ эстетическое отношение к
работе.
Художник-живописец. Композиция. Одеваем персонажи
Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину. Выражать своѐ отношение и объяснять
роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об
отображении времѐн года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии
Художник-график. Знакомство с художественными материалами (Пастель, тушь, карандаш,
гуашь). Оформляем тарелку
Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке
направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных
положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий
графическими материалами).
Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим. Узор для калейдоскопа.
Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать
контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение
различий и сходства).
Идем в музей. Художник-скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас.
Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики».
Проводить коллективные исследования о творчестве художников. Представлять особенности работы
скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. оценивать скульптуру
Лепка рельефа на свободную тему
Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре. Воспринимать и
оценивать скульптуру
Времена года. Теплые и холодные цвета. «Разноцветное мороженое»
Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь
замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе
Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка. Заколдованный зимний сад
Снежной королевы
Получать сложные цвета путѐм смешения двух красок (жѐлтый-красный, синий-жѐлтый, красныйсиний); составлять оттенки цвета, используя белую и чѐрную краски. Передавать с помощью цвета
настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.
Освоение техники бумажной пластики. Аппликация. Поваленной дерево
Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями.
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате
восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).
Экскурсия в творческую мастерскую художника.
Наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные
рассуждения о художниках и их работе. Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают
художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец
Художник-архитектор. Конструирование замкнутого пространства. Строим детскую площадку

Понимать, каким образом художник изображает предметы и события Различать жанры
изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить. Воспринимать и
эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Эстетическое
отношение к работе.
Идѐм в музей. Виды художественной деятельности. Выставка игрушек региональной тематики
Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора,
скульптора.
Художник-прикладник. Создание фантастических композиций по представлению. Роспись
посуды.
Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.
Различать средства художественной выразительности. Высказывать своѐ эстетическое отношение к
работе.
Делаем игрушки сами. Кукла из ниток.
Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора,
скульптора. Понимать, каким образом художник изображает предметы и события.
Кляксография. Освоение техники «от пятна». Импровизация
Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.
Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды,
жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме,
в школе, в лесу). Работать графическими материалами: акварель, пастель
Какие бывают картины? Пейзаж. Вид из моего окна
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать
простейшую плановость пространства и динамику.
Какие бывают картины? Портрет. Рисуем портрет близкого человека
Передавать характерные черты внешнего облика человека. Использовать пропорциональные
соотношения лица. Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу
Какие бывают картины? Сюжет. Жѐлтый кот в жѐлтой траве
Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и
конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке
разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей,
звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц).
Какие бывают картины? Натюрморт. Рисование с натуры предметов разной формы
Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и
конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке
разнообразие цвета, форм, настроений в природе и окружающей
Идѐм в музей. Жанры изобразительного искусства. Понятие «музей», «экспозиция»
Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные
украшения изделий прикладного искусства. Выражать своѐ отношение и объяснять роль и значение
искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве
Иллюстрация: рисунок в книге
Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму,
цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе
Иллюстрирование сказки «Теремок»
Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Уметь работать с
палитрой и акварельными красками. Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном
искусстве; цвета и настроения.
Природа – великий художник. Сказочная рыба
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике
отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое
пространство, не нарушая его целостности
Времена года. Создание композиций по впечатлению.
Создавать подарки своими руками. Уметь видеть и передавать необычное.
Рисуем шумы и звуки: шум ветра, журчание ручья
Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные
украшения изделий прикладного искусства. Выражать своѐ отношение и объяснять роль и значение

искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве
Акварель. Освоение техники «по сырому». Рисуем подснежники»
Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных
произведений. Использовать в работе готовые объѐмные формы, цветную бумагу, гуашь.
Украшать изделие аппликацией или росписью
Сказка с помощью линии. Дворец царя Нептуна
Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий. Развивать
представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать
графическими материалами: карандашом, фломастером
Рисование животных из клякс. Кошка на прогулке.
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники
отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.
Объѐм – основа языка скульптуры. Лепим животных. Изготовление птиц из бумаги на основе
наблюдения.
Наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные
рассуждения о художниках и их работе.
Разноцветный мир природы. Контраст и ньюанс в разных видах искусства. Зима – лето
Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики»,
«Что и как изображает художник-живописец
2 класс (34 часа)
Форма
Передача в рисунке формы. Рисование вазы в форме цветка
Изучать окружающий мир природы. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы
стеблей, листьев, лепестков у цветов). Передавать, рисуя вазу, разнообразие форм цветов.
Выполнять работы различными
художественными материалами: акварелью, карандашом,
фломастером, с помощью аппликации.
Использование в работе симметрии, стилизация форм и цвета. Рисование и роспись цветка
Применять в работе симметрию базовых форм лепестков цветка. Видеть разнообразие форм
окружающих нас объектов природы, предметов быта. Выполнять работы различными
художественными материалами: гуашью, акварелью, восковой пастелью. Арт. терапия (клякса)
Использовать в своих работах тѐплую и холодную гаммы цвета.
Представление о художественных средствах изображения. Рисунок дерева
Изучать окружающий мир природы. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы
стволов, ветвей, листьев, корней деревьев). Уметь: изображать ветки деревьев с определенным
характером. Иметь представление о художественных средствах изображения.
Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения вызванные от встречи с природой, от
наблюдений за природой (два состояния). Выполнять работы различными художественными
материалами: карандашом, фломастером, с помощью техники обрывной аппликации
Работа по представлению и воображению. Машина для жителя Цветочного города
Работать с литературными текстами. Передать характер персонажа жителя Цветочного города в форме
машинки для него. Перевоплощать литературно-сказочные словесные описания в зрительно-цветовые
образы. Выполнять работы различными художественными материалами.
Работа по представлению и воображению. Рисунок сосуда для аромата цветка
Выражать первые представления о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в
определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука, аромата) с тем окружением, в котором
он находится. Чувствовать, ощущать в пространстве свои ароматы и звуки, которые создают
настроение и форму.
Передача в рисунке контраста и нюанса цвета и формы. Рисование птиц
Изучать окружающий мир природы. Наблюдать за разнообразием размеров, форм и цвета птиц в
природе (формы хвоста, крыльев, клюва). Передавать, рисуя двух разных птиц, разнообразие форм.
Выполнять работы различными
художественными материалами: акварелью, карандашом,
фломастером, с помощью аппликации.
Работа различными художественными материалами. Рисунок необычного воздушного змея
Изучать окружающий мир природы. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета.
Понятие о дизайне. Украшать работы различными художественными материалами: акварелью,

карандашом, фломастером, росписью, узором, с помощью аппликации с учѐтом формы изделия и его
назначения.
Дом сказочного героя
Изучать окружающий мир природы. Передать через форму крыши, балкона, окон, дверей дома
характер и увлечения сказочного героя, а украшая дом – подчеркнуть его форму. Выполнять работы
различными художественными материалами: фломастерами, цветными карандашами, пастелью.
Использование тѐплой и холодной гаммы цвета. Зимний пейзаж
Сравнивать и сопоставлять природные формы (горы – это небо, покрытое камнем и снегом),
осваивать приемы создания пейзажа и линий горизонта на севере и юге, на западе и востоке.
Понимать разницу в изображении природы в разное время суток, года, в различную погоду.
Принимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.
Различать тѐплые (СОЛНЦЕ): - красный, жѐлтый, оранжевый и холодные (ЗИМА) цвета - белый,
голубой, фиолетовый. Использовать в своих работах тѐплую и холодную гаммы цвета. Определять
зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и
воображению
Цвет
Использование тѐплой и холодной гаммы цвета. Смешивание красок. Подобрать цвет для
каждой ноты
Различать тѐплые (СОЛНЦЕ): - красный, жѐлтый, оранжевый и холодные (ЗИМА) цвета - белый,
голубой, фиолетовый. Ощутить эмоциональные возможности цвета, объединяя тепло и холод,
получать сложные цвета путѐм смешения двух красок (жѐлтый- красный, синий - жѐлтый, красныйсиний); составлять оттенки цвета, используя белую и чѐрную краски. Передавать с помощью цвета
настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ. Использовать в своих работах
тѐплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от
содержания и замысла. Работа по представлению и воображению. Выполнять упражнения на цветовое
восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный,
оранжевый, жѐлтый, зелѐный, голубой, синий, фиолетовый).
Передача наглядной перспективы. Пейзаж по мотивам стихов Тютчева.
Создавать зрительные художественные образы. Уметь работать с литературными произведениями.
Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в
изображениях природы. Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в
изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное
уменьшение удалѐнных предметов, использовать загораживание. Видеть ночь и день (знакомство со
светом и тенью в природе). Видеть краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового
освещения Земли при закате и на рассвете).
Архитектурный проект. Создание объѐмно-пространственной композиции с помощью цветного
пластилина. Проект детской площадки
Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь
представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта
его содержанию. Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте.
Работа различными материалами. "Птицы Ямала"
Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
- разницу в изображении природы в разное время суток, в различную погоду. Различать и передавать в
художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним
средствами художественного языка. Улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением
Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения.
Рисунок солнечного и пасмурного дня.
Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости
от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием
природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.
Работа различными художественными материалами: гуашь, акварель. Рисование осенних
листьев
Наблюдать за разнообразием формы и цвета листьев растений в природе. Использовать в работе
различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Иметь представление
о художественных средствах изображения
Цветная бумага. Аппликация. Композиция «Корзина с фруктами»

Создавать композицию принимая целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их
роль в пространстве картины, рисунка, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность
элементов, выстраивать последовательность планов «ближе-дальше», «больше-меньше», «вышениже». Выполнить работу в технике обрывной аппликации, используя бумагу разных цветов.
Композиция
Передача в работе волшебства сказки. Композиция «Заколдованный лес»
Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки «Аленький цветочек» С.Т.
Аксакова. Применять «золотые правила» композиции. Передавать в работе волшебство сказки
Работа с литературными произведениями для создания композиций. Иллюстрация к
стихотворению К.И. Чуковского «Федорино горе»
Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением стихотворения К.И. Чуковского
«Федорино горе». Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс
цвета и формы. Воплотить в работе волшебство сказки и ритм стиха.
Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Автопортрет в интерьере
Использовать в работе знания о замкнутом пространстве. Использовать в работе различные
композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Изобразить себя в своей комнате,
предметы которой расскажут об увлечениях хозяина. Участвовать в беседах о художниках, о
произведениях, на которых изображѐн интерьер. Осваивать и изображать в рисунке замкнутое
пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображѐн интерьер
Создание плоскостных композиций. Графическая композиция – схема маршрута путешествия с
друзьями
Создавать плоскостную графическую композицию с использованием значков.
Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалѐнных предметов, использовать
загораживание
Передача своих впечатлений от прочитанного. Рисунок сказочного замка
Представлять и объяснять, почему у каждого народа своѐ природное пространство и своя архитектура:
изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях.
Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры.
Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры
Передача в работе волшебства сказки. Сказочный образ зверя, птицы, насекомого по контуру
раскрытой ладони
Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Осознавать
разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве. Передавать в работе волшебство сказки.
Работа с литературными произведениями для создания композиций. Иллюстрирование сказки
«Теремок»
Иметь представление о работе художника-иллюстратора. Участвовать и вносить свои предложения
при обсуждении тем: «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских
книг».
Создание плоскостных композиций. Рисование флюгеров для домов двух разных мастеров
Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и
фактуры, формы и назначения, формы и украшения.
Трансформация литературно- сказочных образов в зрительно-цветовые образы. Образ
Костромы из книги А. Ремизова «Посолонь»
Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания в зрительноцветовые образы.
Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики, аппликации.
Карнавальная маска.
Проявлять интерес к искусству разных стран и народов. Развивать нравственные, эстетические,
этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты на уроках изобразительного
искусства.
Фантазия
Красота форм в архитектуре. Знакомство с архитектурой своего города
Иметь представление об архитектурном проекте. Участвовать в обсуждении тем: «Красота форм в
архитектуре». Иметь представление о связи архитектурных элементов. Создавать свой архитектурный
проект. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.
Коллективный проект «Архитектура моего города»

Создавать коллективный проект «Архитектура моего города» в природном ландшафте.
Находить в поисковых системах Интернета достопримечательные архитектурные объекты Армавира.
Понимать связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и
особенностями региона.
Средства художественной выразительности
Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного,
прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.
Красным по зеленому. Загадка красных рыбок
Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в
картине. Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над
композицией и работа над колоритом».
Представление о работе художника-иллюстратора. Е.И. Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов
Иметь представление о работе художников. Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении
состоянии природы. Передавать характер и намерения объекта в иллюстрациях
Представление о работе художника-иллюстратора. В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, М.П.
Митурич
Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.
Воплотить в работе волшебство сказки и ритм произведений.
Разнообразие оттенков цвета природных объектов. И.И. Шишкин
Разнообразие оттенков цвета природных объектов. И.И. Левитан
Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.
Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. Уметь находить образы
природы в произведениях живописи (в том числе в поисковых системах Интернета).
3 класс (34 часа)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
Природное пространством в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. "Букет из осенних
листьев"
Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие ее растения, звери, птицы).
Знакомство с разнообразием и красотой природы
Освоение картинной плоскости. Отображение содержания литературного произведения в
живописи и графике средствами изобразительного искусства
Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы, переданное языком
изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства
Открытое и закрытое пространство. "Облака и птицы в небе"
Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир,
недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса создают в природе
особый рисунок)
Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. природный ландшафт: горы, реки, леса, поля
Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию).
Рассматривание деревьев, цветов. Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша,
возвышенности, моря, реки, океаны и др.)
Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции "Закат
солнца, сумерки"
Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор
формата листа
Освоение понятий "перспектива" и "воздушная перспектива".
Изображение полета журавлиной стаи в композиции "Журавлиная стая на восходе солнца"
Перспектива как способ передачи пространства в картине с помощью планов: чем
дальше объекты от зрителя, тем они мельче. Воздушная перспектива
Главные и дополнительные, звонкие и глухие цвета. "Яхты в море"
Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и
дополнительные цвета
Освоение понятий "тематический натюрморт". Составление натюрморта и его изображение
Тематический натюрморт. Составление натюрморта. Изображение натюрморта

Изображение человека в движении, за характерными для разных времен года
занятиями
Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по
наблюдению)
Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры предмета округлой
формы - яблока, чашки
Передача объема в живописи и графике
Освоение картинной плоскости. Отображение содержания литературного произведения в
живописи и графике средствами изобразительного искусства
Понятие стилизации. Использование приема стилизации в создании предметов объемной формы на
примере строения насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект
Освоение разнообразных видов штрихов. Рисунок с натуры предмета
округлой формы- яблока, чашки
Передача объема в живописи и графике
Освоение приемов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров.
Выполнение набросков насекомых, создание эскиза летательного аппарата по выполнненым
наброскам
Понятие стилизации. Использование приема стилизации в создании предметов объемной формы на
примере строения насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект
Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры предмета округлой формы апельсина, воздушного шарика
Передача объема в живописи и графике
Освоение приемов стилизации объектов животного мира в творчестве художников-дизайнеров
Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам. Передавать характер и намерения объекта
в иллюстрации к авторским и русским народным сказкам. Передавать в работе волшебство сказки.
Контраст и нюанс в объемных формах: форму, содержание, и динамику в скульптуре отражают
материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина», «Стойкий
оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина»
Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура)
Освоение приемов лепки фигуры чело века вытягиванием деталей из целого куска пластилина
и удалением лишнего. Примерные темы композиции «Артисты на арене цирка», «Игры на
перемене», «Футбол»
Передача динамики в объемном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении
Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. Композиция «Детский
городок»
Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины.
Использование простого каркаса из проволоки и палочек
Создание композиций по мотивам литературных произведений по сказкам Н. Носова
«Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе»
Создание эскизов архитектурных сооружений на основе форм в технике рельефа
Создание «Вазы из камня»
Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративно- прикладном искусстве:
обобщенность, силуэт
Создание «Кораллового острова» и «Заселение» его морскими растениями и животными
Выявление декоративных форм в природе и искусстве.
Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зеленые, желтые, малиновые, голубые
Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике
Раскрытие взаимосвязи. Элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной).
Цветовое Богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии
Композиции на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши»
Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения.
Смысловая зависимость между форматом листа и материалом
Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев,
птиц. Образное определение звуков в цвете и форме
Развитие художественных представлений
Чтение художественных произведений с подробными описаниями природы какой- либо

местности, настроения, внешности человека; их передача в графических образах
Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. (Интеграция с уроком
внеклассного чтения)
Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах
Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и общим
художественным оформлением текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных
произведений
Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения. «Архитектура в Стране
снов -домик, в котором живет твой сон»
Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации.
Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка класса, сцены для
проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре
Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Лепка кувшина «Поющий петух»
Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами
Создание знаков для Города мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник»,
«Сапожник», «Портной», «Кузнец»
Разнообразие форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника
(архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение
особенностей работы на небольших форматах
Художественно-образное восприятие произведений искусства
Эмоционально-образные характеристики произведений музыки, поэзии, живописи, графики
Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образноэстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия
произведений искусства
Создание рисунка с картины Шишкина
Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в
народном декоративно-прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность
произведений народного искусства
Изображение «Шара» скульптурной фигуры царя леса, Арктики – медведя
Изображение Вечного огня, обелиска «Памяти павших»
Изображение облика стелы – символа города
Изображение скульптурной группы "Мамонт с мамонтенком"
Красота архитектурных сооружений. Уникальность
4 класс (34 часа)
Песня природы твоего родного края
Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и
др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики:
линии, штриха, пятна. Примерная тема композиции: «Пейзажи родного края». Создание
коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима»
Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от
наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков,
ароматов, ритмов, игры света и тени.
Эскиз крыльца деревянного терема и окна
Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Эскизы
рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги
большого формата. Примерная тема композиции: «Деревенская улица» (изба, хата, хижина, сакля,
юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование
представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.
Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве
Освоение разнообразия тем, сюжетов творческих работ художников. Пейзажные и сюжетные
композиции. Передача художником своего впечатления от увиденного. Создание своих творческих
работ по материалам наблюдений и зарисовок. Примерные темы композиций: «Цветущий луг»,
«Перед грозой», «Весна в парке» (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу,
горах)» с учѐтом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об
ахроматической и хроматической гамме.
Природные формы. Жостовский поднос
Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве.

Активизация интереса к миру природы и еѐ отображению в разных видах изобразительного искусства.
Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей
действительности: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой
композиционный центр)
Народные промыслы в области художественной росписи. Хохломская роспись
Организация и проведение индивидуальных и групповых исследований окружающей флоры и фауны;
отображение еѐ объектов в местных народных росписях Отображение в декоре элементов
окружающей природы
Природные мотивы в росписи национальной одежде
Исследование: изучение традиций народа. Примерная тема композиции: «Чайная церемония в Китае».
Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов; беседы со взрослыми. Создание декоративных
композиций по результатам исследования, например в технике аппликации. Примерные темы
композиций: натюрморт, игра, ремесло, праздник. Работа на большом формате, в малых группах по 2–
3 человека. Материалы: гуашь, акварель, белила изучение условий жизни и занятий разных народов
(казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чѐм это
проявляется, причины)
Природные мотивы в росписи национальной одежде Симметрия и асимметрия в природе и ДПИ
Изучение флоры, фауны региона. Создание своего орнамента на основе результатов исследования.
Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета.
Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений.
Передача на плоскости и в объѐме характерных особенностей предмета с учѐтом его пропорций
и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны
региона в народном орнаменте
Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция
Проведение коллективного исследования — изучение символов, встречающихся в русских узорах, их
значения на примере изделий старых мастеров. Составление собственных узоров для крестьянской
одежды, например мужской рубашки и женского сарафана. Создание эскиза ковра из войлока, в
орнаменте которого используется символика и цветовая гамма, присущие казахскому народному
искусству. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и
ремѐсел в близлежащих областях и населѐнных пунктах. Особенности традиционного декоративноприкладного искусства у разных народов. Зависимость народного искусства от особенностей
местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей
Рисование с натуры одного предмета
Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов, изображѐнных на
разных картинах, так, чтобы по натюрморту можно было определить, с каким народом эти предметы
традиционно связаны. Посещение этнографического музея, выполнение зарисовок интерьера и
предметов, находящихся в нѐм. Передача объѐма предметов: соблюдение соотношения целого и
частей(домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача
окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных
отношений (чѐрно-белое изображение).
Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба,
деталей, выразительности формы
Архитектура разных народов
Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы (гор, степей, морей, лесов) с
помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные
композиции). Колорит — средство выразительности изобразительного искусства. Фотосъѐмка
архитектурных сооружений. Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием
художественного решения и декоративного оформления
Развитие понимания того, что каждый народ живѐт в своѐм природном пространстве с присущим ему
ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной
Народные праздники
Работа с литературой: традиции, отображѐнные в сказках народов Кавказа, Центральной России,
Казахстана, Китая и др. Самостоятельные исследования, посвящѐнные народной музыке и
музыкальным инструментам разных народов (использование книг; беседы со взрослыми). Создание
небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений
персонажей. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих
временам года и сезонным работам . Примерные темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник
дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, занятого определѐнным видом деятельности
Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции,
масштаба, деталей, выразительности формы
Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды,
утвари от климатических условий.

Художественный образ в произведениях разных видов искусства
Чем похожи и чем различаются картины, произведения декоративно-прикладного искусства разных
художников друг от друга? О чѐм они рассказывают зрителю? Что общего и в чѐм разница в картинах
представленных художников? В каком уголке земли, в какой стране могли появиться пейзажи,
изображѐнные на картинах и рисунках? (изобразительное искусство, архитектура, декоративноприкладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает
природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде
Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве
Создание коллективной объѐмно-пространственной композиции в природном пространстве
(ландшафте) по мотивам народной сказки или былины. Использование выполненных ранее фигур
(домов, деревьев и т. п.). Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги
(газеты), клея. Примерная тема композиции: «Аул в горах». Создание объѐмно-пространственной
композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в
природной среде
Изображение замкнутого пространства
Создание проекта интерьера (закрытого пространства). Любой человек, обустраивая жилище
(квартиру, дом, комнату), выражает свои представления о красоте и пользе. Создание в классе «музеяуголка» народного искусства из собранных учащимися экспонатов, пополнение ими школьного музея.
Ремѐсла и виды народного творчества, характерные для региона, где живут ученики .(длина, высота,
глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве
народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и
красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из
которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе
(растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях
Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов
Создание коллективной объѐмно-пространственной композиции. Примерные темы: «Посиделки»,
«Весна-красна», «Масленица», «Святки». Знакомство с колыбельными песнями разных народов.
Изображение интерьера, в котором могла бы звучать полюбившаяся колыбельная Описание в сказках
характера героев, природного и бытового пространства
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учѐтом организации плоскости рисунка как единого
образа
Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых
объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади,
у колодца и т. д.
Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять
цветовую гамму композиции; проанализировать, как от этого изменяется эмоциональное звучание
картины. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты.
Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над
произведением
Анималистический жанр
Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре:
живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.)
Отражение формы, характера движений (динамику), смыслового содержания
Рисуем песню
Заочные экскурсии и путешествия, знакомящие с искусством разных эпох и народов. Изучение жизни
разных этнических и социальных групп. Примерные темы композиций: «Рисуем песню», «Как
поговорка рассказала о своѐм народе», «Мудрое Эхо» представлению на обозначенные исторические
темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения)
Организация и проведение работ по памяти или наблюдению
Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции
(наброски с образцов народной архитектуры, находящихся в регионе, с природных объектов,
пейзажей). Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж. Нахождение
ракурсов, при которых видны две стороны постройки. Использование в работе линейной перспективы
на темы по выбору: развитие многофигурных композиций представлений о композиции на основе
кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приѐмов, средств
художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета
Знакомство с пропорциями тела человека
Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в
движении. Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В избе (юрте, сакле, касса маре,
хижине, хате)». Отображение в композиции традиционного крестьянского труда (ремесло крестьян, их
одежда). Передача колорита, настроения, динамики в соответствии с выбранным форматом. Передача

характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причѐски, одежды) графическими
средствами — в набросках, зарисовках.
Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека
Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства
Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека — один
из главных элементов композиции. Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему. Что
отличает одного художника от другого? Какими выразительными средствами пользуется художник
для передачи характера человека, для создания художественного образа? : (живопись, графика,
скульптура, декоративно-прикладное искусство )(В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т.
Конѐнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики,
характера и манеры изображения у каждого художника
Пропорции человека и их отображение в объѐме
Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определѐнным
видом деятельности (погонщик верблюдов, балалаечник, лотошник, сапожник, гончар, пастух с
животными) Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными
традициями
Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре
Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох,
например народных, колыбельных, праздничных песен, на темы: костюм, предметы быта, украшения,
печи и др. Аппликация, коллаж , через воспроизведение конкретной среды
Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства
Изготовление в технике бумажной пластики кукольных персонажей — героев народных сказок.
Экскурсии на природу, сбор материала для создания орнамента (эскизы растений, цветов).
Изготовление эскизов костюмов, игрушек, предметов быта по материалам исследований
традиционного народного искусства. Создание декоративных композиций по мотивам народных
промыслов — Жостова, Городца, Хохломы; народной матрѐшки. Примерные темы композиций:
«Новый год», «Масленица», «Весна-красна» Форма изделий народных промыслов определялась их
прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления
вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Художник-прикладник создаѐт вещи для
жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение)
Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек
Творческое исследование.
Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета,
формы и украшения. Создание декоративных композиций. Примерные темы композиций: «Мы под
радугой живѐм в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное
растение» . Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке.
Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной
игрушке
Символика узоров народного орнамента
Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов
орнамента, которые кажутся наиболее интересными, которые его создали: каким они представляли
себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?
Народная архитектура: форма, декоративное украшение
Формирование понятий «природные условия», «рельеф местности». Беседа о влиянии природных
условий на особенности и характер народной архитектуры. Размышление на тему: «Архитектура не
нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы» Особенности и своеобразие
формы народной архитектуры, еѐ зависимость от природных условий региона.
Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением
Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве — в мифах, былинах,
сказаниях, легендах, песнях. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и
мифов. Проведение коллективных исследований (путешествий) по былинам и сказкам народов мира.
Как описывается происхождение мира у разных народов? В чѐм сходство и различие этих
представлений? Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на
представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести
и справедливости. величие природы в большом и малом.
Путешествия на машине времени
Организация коллективных «путешествий» (в том числе «музыкальных», «поэтических») всем
классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. Создание на эти темы объѐмнопространственных коллективных композиций, например: космических зданий, предметов быта,
одежды. Коллективная работа в реальной среде: создание необычного пространства (в классе, в

школьном музее, в игровой комнате) («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее,
космические путешествия).
Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская)
Народные художественные промыслы: игрушка (богогодская, семѐновская)
Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре
игрушек. Формирование способности самостоятельно сопоставлять, сравнивать, анализировать
произведения народных промыслов России. Например: лепка из глины или пластилина героев
народных сказок, в том числе по мотивам народной игрушки. Работа в небольших группах по 4–6
человек. Развитие умения находить образы природных объектов в элементах украшения); роспись
(жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы.
Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живѐте? Какие
природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки
росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?
Формирование представления о композиции без конкретного изображения «Барыня»
Выполнение цветовых, графических и объѐмных композиций без конкретного изображения. Создание
композиции по мотивам «образной хореографии». Абстрактная объѐмная форма на передачу
активного движения. Лепка по мотивам народной музыки и танца. Примерные темы композиций:
«Хоровод», «Барыня» (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики,
колорита, исторического времени
Подготовка «художественного события» на тему: «Жизнь на Земле через 1000 лет
Организация и проведение в классе или между классными коллективами «художественного события»,
посвящѐнного народному искусству своего региона» на темы сказок или на такие как : «Жизнь на
Земле через 1000 лет», «Космическая
музыка»
Данная рабочая программа рассчитана на 144 часов (один час в неделю), из них не менее 30% с
применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа,
Учу.ру, Видеоурок.net, Инфоурок.ру, и др.), что составляет 43 часа.
Тематическое планирование
№
п/п
1

2
3

Содержание программного
материала
Развитие дифференцированного
зрения: перевод наблюдаемого в
художественную форму
(изобразительное искусство и
окружающий мир)
Развитие фантазии и воображения
Художественно-образное
восприятие изобразительного
искусства (музейная педагогика)

Количество часов
1 класс
2 класс
16
17

3 класс
17

4 класс
17

11
6

11
6

11
6

11
6

Итого

33

34

34

34

Тематическое планирование
Базовый курс, по 1 часу в неделю в 1 классе (всего 34 часа)
Таблица 1.

№
1
2
3

Тема
Кто такой художник? Освоение техники работы кистью и красками.
«Листопад»
Чем и как рисовали люди. «Волшебная паутина»
Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков «Осенний
пейзаж»

Кол-во

1
1
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

О чѐм говорит искусство? Посещение выставки творческих работ,
посвящѐнных Спрынчану
Художник-живописец. Композиция. Одеваем персонажи
Художник-график. Знакомство с художественными материалами
(Пастель, тушь, карандаш, гуашь). Оформляем тарелку
Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим. Узор для калейдоскопа.
Идем в музей. Художник-скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас.
Лепка рельефа на свободную тему
Итого:
Времена года. Теплые и холодные цвета. «Разноцветное мороженое»
Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка.
Заколдованный зимний сад Снежной королевы
Освоение техники бумажной пластики. Аппликация. Поваленной дерево
Экскурсия в творческую мастерскую художника.
Художник-архитектор. Конструирование замкнутого пространства.
Строим детскую площадку
Идѐм в музей. Виды художественной деятельности. Выставка игрушек
региональной тематики
Художник-прикладник. Создание фантастических композиций по
представлению. Роспись посуды.
Итого:
Делаем игрушки сами. Кукла из ниток.
Кляксография. Освоение техники «от пятна». Импровизация
Какие бывают картины? Пейзаж. Вид из моего окна
Какие бывают картины? Портрет. Рисуем портрет близкого человека
Какие бывают картины? Сюжет. Жѐлтый кот в жѐлтой траве
Какие бывают картины? Натюрморт. Рисование с натуры предметов
разной формы
Идѐм в музей. Жанры изобразительного искусства. Понятие «музей»,
«экспозиция»
Иллюстрация: рисунок в книге
Иллюстрирование сказки «Теремок»
Природа – великий художник. Сказочная рыба
Итого:
Времена года. Создание композиций по впечатлению.
Рисуем шумы и звуки: шум ветра, журчание ручья
Акварель. Освоение техники «по сырому». Рисуем подснежники»
Сказка с помощью линии. Дворец царя Нептуна
Рисование животных из клякс. Кошка на прогулке.
Объѐм – основа языка скульптуры. Лепим животных.
Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения.
Разноцветный мир природы. Контраст и ньюанс в разных видах
искусства. Зима – лето
Итого:

1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Базовый курс, по 1 часу в неделю в 2 классе (всего 34 часа)
Таблица 2.

№
1
2
3
4
5

Тема
Передача в рисунке формы. Рисование вазы в форме цветка
Использование в работе симметрии, стилизация форм и цвета. Рисование
и роспись цветка
Представление о художественных средствах изображения. Рисунок дерева
Работа по представлению и воображению. Машина для жителя
Цветочного города
Работа по представлению и воображению. Рисунок сосуда для аромата

Кол-во

1
1
1
1
1

6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

цветка
Передача в рисунке контраста и нюанса цвета и формы. Рисование птиц
Работа различными художественными материалами. Рисунок необычного
воздушного змея
Дом сказочного героя
Использование тѐплой и холодной гаммы цвета. Зимний пейзаж
Использование тѐплой и холодной гаммы цвета. Смешивание красок.
Подобрать цвет для каждой ноты
Передача наглядной перспективы. Пейзаж по мотивам стихов Тютчева.
Архитектурный проект. Создание объѐмно-пространственной композиции
с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки
Работа различными материалами. "Птицы Ямала"
Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в
зависимости от освещения. Рисунок солнечного и пасмурного дня.
Работа различными художественными материалами: гуашь, акварель.
Рисование осенних листьев
Цветная бумага. Аппликация. Композиция «Корзина с фруктами»
Передача в работе волшебства сказки. Композиция «Заколдованный лес»
Работа с литературными произведениями для создания композиций.
Иллюстрация к стихотворению К.И. Чуковского «Федорино горе»
Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Автопортрет в
интерьере
Создание плоскостных композиций. Графическая композиция – схема
маршрута путешествия с друзьями
Передача своих впечатлений от прочитанного. Рисунок сказочного замка
Передача в работе волшебства сказки. Сказочный образ зверя, птицы,
насекомого по контуру раскрытой ладони
Работа с литературными произведениями для создания композиций.
Иллюстрирование сказки «Теремок»
Создание плоскостных композиций. Рисование флюгеров для домов двух
разных мастеров
Трансформация литературно- сказочных образов в зрительно-цветовые
образы. Образ Костромы из книги А.Ремизова «Посолонь»
Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной
пластики, аппликации. Карнавальная маска.
Красота форм в архитектуре. Знакомство с архитектурой своего города
Коллективный проект «Архитектура моего города»
Средства художественной выразительности
Красным по зеленому. Загадка красных рыбок
Представление о работе художника-иллюстратора. Е.И. Чарушин, Т.А.
Маврина, Ю.А. Васнецов
Представление о работе художника-иллюстратора. В.М. Конашевич, В.В.
Лебедев, М.П. Митурич
Разнообразие оттенков цвета природных объектов. И.И. Шишкин
Разнообразие оттенков цвета природных объектов. И.И. Левитан
Итого:

Базовый курс, по 1 часу в неделю в 3 классе (всего 34 часа)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Таблица 3.

№

Тема

Кол-во

1

Природное пространством в творчестве художника: пейзаж, натюрморт.
"Букет из осенних листьев"
Освоение картинной плоскости. Отображение содержания литературного
произведения в живописи и графике средствами изобразительного
искусства

1

2

1

3
4
5
6

7
8
9
10
11
12

13
14
15

16

17

18

19
20
21
22
23
24

25
26
27

Открытое и закрытое пространство. "Облака и птицы в небе"
Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. природный ландшафт: горы, реки,
леса, поля
Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании
композиции "Закат солнца, сумерки"
Освоение понятий "перспектива" и "воздушная перспектива".
Изображение полета журавлиной стаи в композиции "Журавлиная стая на
восходе солнца"
Главные и дополнительные, звонкие и глухие цвета. "Яхты в море"
Освоение понятий "тематический натюрморт". Составление натюрморта и
его изображение
Изображение человека в движении, за характерными для разных времен
года занятиями
Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры предмета
округлой формы - яблока, чашки
Освоение разнообразных видов штрихов. Рисунок с натуры предмета
округлой формы- яблока, чашки
Освоение приемов стилизации объектов живой природы в творчестве
художников-дизайнеров. Выполнение набросков насекомых, создание
эскиза летательного аппарата по выполнненым наброскам
Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры предмета
округлой формы -апельсина, воздушного шарика
Освоение приемов стилизации объектов животного мира в творчестве
художников-дизайнеров
Контраст и нюанс в объемных формах: форму, содержание, и динамику в
скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций:
«Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик, китайский
болванчик и балерина»
Освоение приемов лепки фигуры чело века вытягиванием деталей из
целого куска пластилина и удалением лишнего. Примерные темы
композиции «Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол»
Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции.
Композиция «Детский городок»

1
1

Создание композиций по мотивам литературных произведений по сказкам
Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в
Солнечном городе»
Создание «Вазы из камня»
Создание «Кораллового острова» и «Заселение» его морскими растениями
и животными
Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в
живописи, графике
Композиции на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище
полевой мыши»
Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов,
травы, деревьев, птиц. Образное определение звуков в цвете и форме
Чтение художественных произведений с подробными описаниями
природы какой- либо местности, настроения, внешности человека; их
передача в графических образах
Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах,
журналах
Выполнение эскизов архитектурных сооружений, эле-ментов украшения.
«Архитектура в Стране снов -домик, в котором живет твой сон»
Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Лепка кувшина
«Поющий петух»

1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

28
29
30
31
32
33
34

Создание знаков для Города мастеров, указывающих на ремесло хозяина
дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец»
Эмоционально-образные характеристики произведений музыки, поэзии,
живописи, графики
Создание рисунка с картины Шишкина
Изображение «Шара» скульптурной фигуры царя леса, Арктики – медведя
Изображение Вечного огня, обелиска «Памяти павших»
Изображение облика стелы – символа города
Изображение скульптурной группы "Мамонт с мамонтенком"
Итого:

Базовый курс, по 1 часу в неделю в 4 классе (всего 34 часа)

1
1
1
1
1
1
1
34

Таблица 4.

№

Тема

Кол-во

1
2
3

Песня природы твоего родного края
Эскиз крыльца деревянного терема и окна
Пространственные отношения между предметами в открытом
пространстве
Природные формы. Жостовский поднос
Народные промыслы в области художественной росписи. Хохломская
роспись
Природные мотивы в росписи национальной одежде
Природные мотивы в росписи национальной одежде Симметрия и
асимметрия в природе и ДПИ
Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная
функция
Рисование с натуры одного предмета
Архитектура разных народов
Народные праздники
Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его
пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы
Художественный образ в произведениях разных видов искусства
Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве
Изображение замкнутого пространства
Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных
народов
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учѐтом организации плоскости
рисунка как единого образа
Анималистический жанр
Рисуем песню
Организация и проведение работ по памяти или наблюдению
Знакомство с пропорциями тела человека
Изображения человека средствами разных видов изобразительного
искусства
Пропорции человека и их отображение в объѐме
Выражение исторического времени в изобразительном искусстве,
литературе, театре
Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства
Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек
Символика узоров народного орнамента
Народная архитектура: форма, декоративное украшение
Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением
Путешествия на машине времени
Народные
художественные
промыслы:
игрушка
(дымковская,

1
1
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33
34

филимоновская)
Народные
художественные
промыслы:
игрушка
(богогодская,
семѐновская)
Формирование представления о композиции без конкретного
изображения «Барыня»
Подготовка «художественного события» на тему: «Жизнь на Земле через
1000 лет
Итого:

1
1
1
34

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (базовый уровень) для 1-4
классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта, на основе Примерной программы по изобразительному искусству (1-4 классы), авторской
программы Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство: интегрированная программа. 1-4 классы
УМК:
Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. - 3-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2018.
Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы),
сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы)
1. interneturok.ru,
2. uchi.ru,
3. krugosvet.ru,
4. https://resh.edu.ru/,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».