Рабочая программа учебного предмета Технология по программе Перспектива

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
начального общего образования
срок реализации 4 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Технология»»
для учащихся 1- 4 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Кричфалуший С.А.,
учитель начальных классов

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология» на уровне начального
общего образования
1 класс
Личностные результаты
У учащихся будет сформировано:
 положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;
 бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
 представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
 представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в
учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»;
 представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа
взаимодействия детей при изготовлении изделия;
 представление об основных правилах и нормах поведения;
 умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования
инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
 представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;
 стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты; уход за
мебелью, комнатными растениями).
Учащийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
 этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при
изготовлении изделия;
 эстетических чувств (красивого и не красивого, аккуратного и не аккуратного);
 потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и
способностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
 понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
 соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым
планом;
 составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и
проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;
 осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
 контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана;
 оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике
критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их.
Учащиеся получат возможность научиться:
 работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного
технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить
самооценку;
 воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
Познавательные
Учащийся научится:
 находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и
иллюстраций;
 использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника;
 выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
 высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
 проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять
существенные признаки;
 сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по
заданным критериям.

Учащийся получит возможность научиться:
 использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных учебнике;
 выделять информацию из текстов учебника;
 использовать полученную информацию для принятия несложных решений;
 использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической деятельности.
Коммуникативные
Учащийся научится:
 задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
 слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
 выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
 выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
Учащийся возможность научиться:
 приводить аргументы и объяснять свой выбор;
 вести диалог на заданную тему;
 соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы.
Предметные
результаты
Учащийся научится:
 воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном
пространстве;
 называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
 организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами
(бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и
инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
 соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при
выполнении изделия;
 различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и
приспособления в зависимости от вида работы;
 проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому
материалу;
 объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
Учащийся получит возможность научиться:
 уважительно относится к труду людей;
 определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
 организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
 отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
 анализировать предметы быта по используемому материалу.
2 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
 положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как
создателя и хранителя этнокультурного наследия;
 ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека
и культурно историческому наследию;
 интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника;
 представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
 основные критерии оценивания деятельности других учеников на основе заданных в
учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога»;
 этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении
изделия, работе в паре и выполнении проекта;
 потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для
качественного выполнения изделия;

 представления о значении проектной деятельности.
 интерес к конструктивной деятельности;
 простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды);
Обучающиеся получат возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой
деятельности;
 этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении
изделия;
 ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта;
 способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям еѐ успешность
или неуспешность;
 представление о себе как о гражданине России;
 бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны и
родного края;
 уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
 потребность в творческой деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные
У учащихся будут сформированы:
 принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
 дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в
учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
 изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
 проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
 осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
 контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
 проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов
юного технолога» и корректировать их.
Учащиеся получат возможность для формирования:
 работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного
технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над
изделием, распределять роли;
 проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
 выделять познавательную задачу из практического задания;
 воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в
свои действия;
Познавательные
У учащихся будут сформированы:
 находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
 высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами
учебника,
 проводить защиту проекта по заданному плану;
 использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с
материалами учебника;
 проводить анализ изделий
и определять или дополнять последовательность их
выполнения под руководством учителя;
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;
 находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными
объектами и явлениями под руководством учителя;
Учащиеся получат возможность для формирования:
 создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные
знания и опыт;



выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные
знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи;
 проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным
критериям;
 находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
 читать и работать с текстами с целью использования информации в практической
деятельности.
 Коммуникативные
У учащихся будут сформированы:
 слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
 уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при
работе в паре и над проектом;
 выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с
партнером в соответствии с определѐнными правилами;
 формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
 проявлять инициативу в ситуации общения.
Учащиеся получат возможность для формирования:
 воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
 соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку,
 приводя аргументы «за» и «против»;
 учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
 вести диалог на заданную тему;
 использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Учащийся научится:
 - воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия (
на примере народных традиционных ремесел России) в различных сферах на Земле, в
Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
 - называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека:
гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.
 - организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой,
пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой,
желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
 - с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
 - с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для разрезания), циркуль
 -соблюдать правила безопасной работы с инструментамипри выполнении изделия;
 - различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты
в зависимости от вида работы;
 - при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому
материалу, назначению;
 - объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе
эффективного использования различных материалов.
Учащийся получат возможность научиться:
 - определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
 - называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
 - осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России.
 - познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью,
Городецкой росписью,
дымковской игрушкой), их особенностями, историей
возникновения и развития, способом создания.
 Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
 Учащийся научится:
 - узнавать и называть основные материалы и их свойства;

 - узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе
3 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
 - положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в
городской среде;
 - ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности
профессиональной деятельности человека;
 - интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и
с учетом собственных интересов;
 - представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
 - основные критерии оценивания собственной
деятельности других учеников как
самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»;
 - этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении
проекта;
 - потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов
для качественного выполнения изделия;
 - представления о значении проектной деятельности.
 - интерес к конструктивной деятельности;
 - простейшие навыки самообслуживания;
Учащиеся получат возможность для формирования:
 - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой
деятельности;
 - этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия
профессиональной деятельности людей;
 - ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;
 - способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям еѐ
успешность или не успешность и определяя способы ее корректировки;
 - представление о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни;
 - бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
 - уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
 - эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
 - потребность в творческой деятельности;
 - учет при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.
Метапредметные результаты
Регулятивные
У учащихся будут сформированы умения:
 следовать определенным правилам при выполнении изделия;
 дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в
учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или
самостоятельно;
 выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
 корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
 проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;
 вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
 действовать в соответствии с определенной ролью;
 прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и
«Вопросов юного технолога» под руководством учителя;
Учащиеся получат возможность для формирования умения:
 работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель;
составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять
роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
 ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;



выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения
изделия;
 прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта:
 оценивать качества своей работы.
Познавательные
У учащихся будут сформированы умения:
 выделять информацию из текстов заданную в явной форме;
 высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые
из текста и иллюстраций учебника,
 проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
 использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с
материалами учебника;
 проводить анализ изделий
и определять или дополнять последовательность их
выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;
 выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
 находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными
объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;
 проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Уащиеся получат возможность для формирования умения:
 осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей,
используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
 высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с
учетом конкретных условий;
 устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
 проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным
критериям;
 находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
Коммуникативные
У учащихся будут сформированы умения:
 слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения;
 находить точки соприкосновения различных мнений;
 приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных
обсуждениях;
 осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при
выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
 оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и
поступками;
 формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
 проявлять инициативу в ситуации общения.
 Учащиеся получат возможность для формирования умения:
 строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог
на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
 учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
 задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;
 осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Учащийся научится:
 воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой
деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в
Информационном пространстве ;



называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод,
архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник,
дворник, и т.д.
 бережно относиться к предметам окружающего мира;
 организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых
инструментов и материалов;
 соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
 отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости
от вида работы, с помощью учителя заменять их;
 проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому
материалу;
 проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под
руководством учителя и самостоятельно;
 осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
 определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и
слайдового плана, работы с технологической картой.
получит возможность научиться:
 осмыслить понятие «городская инфраструктура»;
 уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
 осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной
жизни человека;
 осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность
 Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
 научится:
 узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в
жизни;
 узнавать и называть свойства материалов, изученных в 3 классе:
4 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:













положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на
производстве;
ценностное и бережное отношение к результату профессиональной деятельности человека;
осмысление видов деятельности человека на производстве;
осмысление понятия «универсальные специальности» (слесарь, электрик и т. д.);
осмысление значения промышленного производства для развития нашего государства;
интерес к поисковой и исследовательской деятельности, широкая познавательная
мотивация;
ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям;
этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие, сопереживание);
интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей;
представление о производствах, расположенных в регионе проживания ученика, и
профессиях, необходимых на данных производствах;
навыки самообслуживания.

Учащийся получит возможность для формирования:




внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, преобладания учебнопознавательных мотивов и умений оценивать результат своей деятельности;
умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач;
осознания причин успешности и неуспешности собственной деятельности;










осмысления способов решения проблемных ситуаций с позиции партнѐра по общению и
взаимодействию;
бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
осмысления значения производств для экономического развития страны и региона
проживания;
уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;
этических чувств (гордость, ответственность, стыд);
осознанных устойчивых этических предпочтений и ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой деятельности;
потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов;
учѐта при выполнении изделия интересов, склонностей, способностей и потребностей
других учеников.

Метапредметные результаты
Регулятивные
У учающегося будут сформированы умения:










применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта;
учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом
учебном материале;
создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия;
определять необходимые этапы выполнения проекта;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;
различать способ и результат действий;
корректировать своѐ поведение в соответствии с определѐнной ролью;
оценивать свою деятельность в групповой и парной работе на основе заданных в учебнике
критериев и рубрики «Вопросы юного технолога».

Учащийся получит возможность для формирования умений:







работать над проектом: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа
работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять
план работы в зависимости от условий;
самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции
изделия;
определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые
способы решения учебной задачи;
прогнозировать затруднения, возможные при определении способа выполнения изделия
или изменении конструкции изделия;
определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в
процесс выполнения изделия.

Познавательные УУД
У учащихся будут сформированы умения:





выделять из текста информацию о технологии производственного процесса;
использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и
собственного кругозора;
использовать различные знаково символические средства для представления информации и
решения учебных и практических задач;
использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и при работе с
материалами учебника;









самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность
их выполнения;
самостоятельно находить закономерности, устанавливать причинноследственные связи
между реальными объектами и явлениями;
самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям;
работать с информацией, представленной в различных формах;
обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным
критериям;
выделять существенные признаки изучаемых объектов;
овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач.

Учащийся получит возможность для формирования умений:








осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной учителем
задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного
учреждения;
осознанно и произвольно строить сообщение;
строить логические суждения, включающие причинноследственные связи;
создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в
соответствии с конкретными условиями;
находить информацию в соответствии с заданными требованиями.

Коммуникативные УУД
У обучающегося будут сформированы умения:







вести диалог при работе в паре и группе;
находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою
точку зрения;
строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог
на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
контролировать свои действия и действия партнѐра;
принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и обсуждении;
проявлять инициативу в ситуации общения.

Учащийся получит возможность для формирования умений:





учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач;
соотносить свою позицию с позицией партнѐра;
выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы,
обсуждения;
ориентироваться на партнѐра при работе в паре и группе.

Предметные результаты
Учащийся научится:



воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей и творческой
деятельности человекасоздателя (на примере производственных предприятий России);
называть основные виды профессиональной деятельности человека на производстве и в
производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал,
раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик, обувщик, столяр, кондитер,
технологкондитер, слесарьэлектрик, электрик, электромонтѐр, агроном, овощевод, лоцман,
докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, лѐтчик, космонавт, редактор,
технический редактор, корректор, художник;










называть наиболее распространѐнные профессии своего региона и выделять основные виды
деятельности людей данных профессий;
определять основные этапы создания изделий на производстве;
сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла
выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке;
самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность;
отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты для выполнения
изделия в зависимости от вида работы;
проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемым
материалам, способам применения, вариантам отделки;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы,
заполнять технологическую карту.

Обучающийся получит возможность научиться:











знакомиться с производством и производственными циклами: вагоностроением, добычей
полезных ископаемых, производством фарфора, обувным, кондитерским, швейным,
деревообрабатывающим производс твом, очисткой воды, тепличным хозяйством,
издательским делом;
осмыслять или объяснять понятия «производственный процесс», «производственный
цикл»;
осмыслять понятие «универсальность профессии»;
осмыслять значение производства для экономического развития страны;
узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах, в которых они
расположены;
знакомиться с процессом создания изделий на производстве;
воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия;
осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессий;
выполнять самостоятельно проект.

Содержание учебного курса « ТЕХНОЛОГИЯ»
1 класс.
Давайте познакомимся (3 ч)
Как работать с учебником. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными
обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с
соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и
предпочтений и заполнение анкеты.
Материалы и инструменты. Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация
рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов.
Уборка рабочего места
Что такое технология. Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и
процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках. Понятие:
«технология».
Человек и земля (21 ч)
Природный материал. Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе,
приемы и способы работы с ними. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия:
«аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый).
Изделие: « Аппликация из листьев».
Пластилин. Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с
пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование
«Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии. Понятия: «эскиз»,
«сборка».
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином.
Составление тематической композиции. Понятие: «композиция». Изделие «Мудрая сова».

Растения. Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с
профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян.
Понятие: «земледелие», Изделие: «заготовка семян»
Проект «Осенний урожай». Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом
уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности.
Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов
работы с пластилином, навыков использования инструментов. Понятие: «проект». Изделие. «Овощи из
пластилина».
Бумага. Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила
безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием,
соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических
фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. Понятия:
«шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы». Изделие. Закладка из бумаги.
Насекомые. Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов
жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение
изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски). Изделие
«Пчелы и соты».
Дикие животные. Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение
аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре. Проект
«Дикие животные».Изделие: «Коллаж «Дикие животные»
Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Освоение проектной деятельности: работа в
парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Украшение на
елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону.
Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной
бумаги. Изделие: «украшение на елку» Украшение на окно. Изделие: «украшение на окно»
Домашние животные. Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни
человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с
пластилином. Изделие: «Котенок».
Такие разные дома. Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке.
Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с
использованием гофрированного картона и природных материалов. Понятия: «макет»,
«гофрированный картон». Изделие: « Домик из веток».
Посуда. Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование
посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Выполнение разных изделий по одной
технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза. Понятия:
«сервировка», «сервиз». Проект «Чайный сервиз»
Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»
Свет в доме. Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и
современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков
вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. Изделие: « Торшер».
Мебель Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления.
Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение
модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу. Изделие: «Стул»
Одежда Ткань, Нитки Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее
изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и
применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.
Понятия: «выкройка», «модель» Изделие: «Кукла из ниток»
Учимся шить Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки
стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя
и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление
игрушки при помощи пуговиц.
Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок».
Передвижение по земле Знакомство со средствами передвижения в различных климатических
условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его
деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки. Изделие:
«Тачка».

«Вода в жизни человека» 3 часа
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и
растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по
определению всхожести семян. Проращивание семян.
Понятие: «рассада». Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»
Питьевая вода. Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные
материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и
природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.
Изделие: «Колодец»
Передвижение по воде. Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека.
Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его
сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на
плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами.
Осуществление работы над проектом.
Понятие: «оригами». Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
«Человек и воздух» 3 часа.
Использование ветра. Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой.
Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство
со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели
флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу. Понятие: «флюгер». Изделие:
«Вертушка»
Полеты птиц. Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со
способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами
экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение
аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Понятие: «мозаика». Изделие: «Попугай»
Полеты человека. Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение
модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать
по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. Понятия: «летательные аппараты».
Изделие: «Самолет», «Парашют»
Человек и информация - 3 часа.
Способы общения. Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном,
глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации
в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаковосимволической системы для передачи информации (кодирование, шифрование). Изделия: «Письмо на
глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо».
Важные телефонные номера. Правила движения. Знакомство со способами передачи информации
Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для
обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое
изображение.
Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.
Компьютер. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и
поиска информации.
Понятия: «компьютер», «интернет».
2 класс
Что ты уже знаешь? Как работать с учебником (1 ч)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки
изделия по разным основаниям. Материалы. Рубрика «Вопросы юного технолога»
Человек и земля (23 ч)
Земледелие. Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных
культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях. Наблюдение за ростом
растения и оформление записей происходящих изменений. Понятие: земледелие. Профессии: садовод,
овощевод.
Практическая работа: «Выращивание лука»
Посуда. Виды посуды и материалы, из которых изготавливается. Способы изготовления посуды из
глины и оформление еѐ при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов.

Плетение корзин. Понятия: керамика, глазурь. Профессии: гончар, мастер-корзинщик. Изделие:
«Корзина с цветами».
Закрепление приѐмов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление
композиции с использованием природных материалов. Изделие «Семейка грибов на поляне».
Практические работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые».
Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Сравнение приѐмов работы с
солѐным тестом и приѐмов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря и кондитера.
Инструменты, используемые пекарем и кондитером. Национальные блюда, приготовленные из теста.
Понятия: тестопластика. Профессии: пекарь, кондитер.
Изделие: «Игрушка из теста».
Изготовление из пластичных материалов (по выбору учителя). Сравнение свойств солѐного теста,
глины и пластилина (по внешним признакам, составу, приѐмам работы, применению). Анализ формы и
вида изделия, определение последовательности выполнения работы. Проект: «Праздничный стол»
Народные промыслы
Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного
орнамента. Способы нанесения орнамента на объѐмное изделие.
Техника: папье-маше, грунтовка. Понятия: народно-прикладное искусство, орнамент.
Изделие: «Золотая хохлома».
Особенности народного промысла городецкая роспись. Особенности создания городецкой росписи.
Выполнение аппликации из бумаги. Понятия: имитация, роспись, подмалѐвок.
Изделие: «Городецкая роспись».
Особенности народного промысла дымковская игрушка. Особенности создания дымковской
игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана работы по
изготовлению изделия.
Изделие: «Дымковская игрушка».
История матрѐшки. Работа резчика по дереву и игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы,
подготовка формы под роспись, роспись, лакировка). Разные способы росписи матрѐшек: семѐновская,
вяцкая, загорская, (сергиево-посадская), полховско-майдановская, авторская. Анализ изготовления
изделия согласно заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение
деталей из разных материалов при помощи клея. Профессии: игрушечник, резчик по дереву.
Изделие: «Матрѐшка».
Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с
пластилином и составлять тематическую композицию. Приѐм получение новых оттенков пластилина.
Понятия: рельеф, пейзаж.
Изделие: пейзаж «В деревне».
Домашние животные и птицы
Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадьми. Конструирование из
бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание движущейся конструкции. Закрепление навыков
разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. Подвижное соединение деталей изделия
при помощи иглы и ниток, скрепок.
Понятия: лицевая сторона, изнаночная сторона. Профессии: животновод, коневод, конюх.
Изделие: «Лошадка». Практическая работа: «Домашние животные»
Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и т.д. Свойства
природных материалов и приѐмы работы с этими материалами. Аппликация из природного материала.
Приѐм нанесения разметки при помощи кальки.
Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика.
Изделие: «Курочка из крупы», «Цыплѐнок», «Петушок» ( по выбору учителя) .
Групповая работа. Распределение обязанностей в группе. Самостоятельное составление плана
работы на основе рубрики «Вопросы юного технолога». Изготовление объѐмных изделий на основе
развѐртки. Понятие: развѐртка.
Проект: «Деревенский двор»
Новый год
История возникновения ѐлочных игрушек и традиций празднования Нового года. Симметричные
фигуры. Приѐмы изготовления изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной
технологии. Художественный труд.
Изделие «Новогодняя маска», «Ёлочные игрушки из яиц» (по выбору учителя).

Строительство
Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Различные виды построек
деревянного зодчества. Значение слов «родина», «родной».
Конструкция русской избы (венец, наличник, причелина). Инструменты и материалы,
используемые при строительстве избы. Понятия: кракле, венец, наличник, причелина.
Изделие: «Изба», «Крепость» (по выбору учителя). Профессия: плотник.
В доме
Традиции оформления русской избы, правила приѐма гостей. Традиции и поверья разных народов.
Правила работы с новым инструментом – циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе
помпона. Работа с нитками и бумагой.
Понятие: циркуль. Изделие: «Домовой». Практическая работа: «Наш дом»
Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток.
Материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе печника. Печная утварь и способы
еѐ использования. Сравнение русской печи с видами печей региона проживания. Изготовление модели
печи из пластичных материалов. Самостоятельное составление плана изготовления изделия по
иллюстрации.
Понятия: утварь, лежанка, устье, шесток. Профессии: печник, истопник.
Изделие: «Русская печь»
Проект: «Убранство избы» Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями (половики, ковры).
Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изготовление модели ковра, освоение способа
переплетения полосок бумаги. Выполнение разных видов переплетений. Понятия: переплетение,
основа, уток.
Изделие: «Коврик» Мебель, традиционная для русской избы. Конструкции стола и скамейки.
Конструирование мебели из картона. Завершение проект «Убранство избы»: создание и оформление
композиции «Убранство избы».
Изделие: «Стол и скамья»
Народный костюм
Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы региона
проживания. Соотнесение материалов, из которых изготавливаются национальные костюмы,
природными особенностями региона. Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон. Внешние
признаки тканей из натуральных волокон. Работа с нитками и картоном. Освоение приѐмов плетения в
три нитки.
Понятия: волокна, виды волокон, сутаж, плетение.
Изделие: «Русская красавица»
Создание национального костюма (женского и мужского). Элементы мужского и женского
костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с помощью технологической карты.
Знакомство с правилами разметки по шаблону.
Изделие: «Костюмы Ани и Вани»
Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по
шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и их назначение. Правила работы иглой, правила
техники безопасности при шитье. Организация рабочего места при шитье.
Изделие: «Кошелѐк»
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы,
инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурных
стежков. Использование литературного текста для получения информации.
Понятие: пяльцы.
Профессии: пряха, вышивальщица.
Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка»
Человек и вода (3 ч)
Рыболовство Вода и еѐ роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособления для рыболовства.
Новый вид техники – «изонить». Рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем
месте. Понятия: рыболовство, изонить. Профессия: рыболов.
Изделие: композиция «Золотая рыбка».
Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок. Композиция из природных
материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры природных материалов с реальными объектами.
Понятие: аквариум. Изделие «Аквариум»

Полуобъѐмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Знакомство со
сказочными морскими персонажами. Использование литературных текстов для презентации изделия.
Понятия: русалка, сирена. Изделие «Русалка»
Человек и воздух (3 ч)
Птица счастья
Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание.
Освоение техники оригами. Понятия: оберег, оригами.
Изделие: «Птица счастья»
Использование ветра.
Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объѐмной модели мельницы
на основе развертки. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Понятие: мельница.
Профессия: мельник.
Изделие: «Ветряная мельница»
Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Новый вид материала –
фольга (металлизированная бумага). Свойства фольги. Использование фольги. Соединение деталей при
помощи скрепки. Понятия: фольга, флюгер.
Изделие: «Флюгер»
Человек и информация (4 ч)
Книгопечатание
История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книга для человека. Оформление
разных видов книг. Выполнение чертежей, разметка по линейке. Правила разметки по линейке.
Понятия: книгопечатание, книжка-ширма. Изделие: «Книжка-ширма».
Поиск информации в Интернете
Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск в Интернете информации.
Понятия: компьютер, Интернет, набор текста.
Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете»
Заключительный урок
Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших
работ.
3 класс
Введение (1 ч)
Элементы содержания темы.

Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе
рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества
изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурноисторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность
человека в городской среде.
Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод

Человек и Земля (20 час)
Элементы содержания темы.

Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила
безопасной работы ножом. Объѐмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.
Понятия: архитектура, каркас, чертѐж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развѐртка, линии
чертежа
Назначение городских построек, их архитектурные особенности.
Проволока: свойства и способы работы (скручивание,
сгибание, откусывание). Правила безопасной работы
плоскогубцами, острогубцами.
Объѐмная модель телебашни из проволоки.
Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных
материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной
композицией.

Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое
искусство, тяпка, секатор.
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности.
Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объѐмной модели из бумаги.
Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация
результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех
технологических операций, оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают
разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья.
Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды
— вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием
пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.
Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.
Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа,
выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма,
шов.
Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. . Свойства бисера и способы его
использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с
бисером Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе.
Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.
Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической
обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены
при приготовлении пищи.
Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства
продуктов.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток.
Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик,
бухгалтер).
Информация об изделии (продукте) на ярлыке.
Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки.
Еѐ
использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и
горячий способы. Изготовление аппликации из соломки.
Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания
цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен
(взрослому или ребѐнку, мальчику или девочке).
Работа с картоном. Построение развѐртки при помощи вспомогательной сетки. Технология
конструирования объѐмных фигур.
Анализконструкции готового изделия. Детали конструктора.
Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения
(подвижное и неподвижное).
Человек и вода (4 часа)
Элементы содержания темы.

Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные
особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона.
Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки
ипр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук,
балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.
Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым
конструктором. Конструирование.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские,
полуобъѐмные и объѐмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объѐмной модели фонтана из
пластичных материалов по заданному образцу.

Человек и воздух (3 часа)
Элементы содержания темы.
История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами:
классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание.
Знакомство с особенностями конструкции вертолѐта. Особенности профессий лѐтчика, штурмана, авиаконструктора.
Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта.
Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный
блок, обложка, переплѐт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплѐтчика.

Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.
Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора,
Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.

кукловода.

Человек и информация (5 часов)
Элементы содержания темы.

Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc.
Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере.
Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.
Обобщение изученного (1 час)
4 класс
Введение. Как работать с учебником (1ч)
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах.
Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Человек и земля (21ч)
Вагоностроительный завод (2ч)
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного
назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развѐртки вагона,
чертѐж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.
Полезные ископаемые (2ч)
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением
месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического
конструктора.
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления
предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями).
Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление
отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися.
Автомобильный завод (2ч)
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «Камаз». Имитация бригадной
работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных
учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).
Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана
изготовления изделия. Совершенствование навыка работы с различными видами конструкторов.
Монетный двор (2ч)
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым
приѐмом – тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с
металлизированной бумагой – фольгой.
Фаянсовый завод (2ч)
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с
соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений
работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей,
работающих на фабриках по производству фаянса.
Швейная фабрика (2ч)
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и
профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра.

Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса
швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой,
ножницами, циркулем.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно
определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него
разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно
составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной
технологии.
Обувное производство (2ч)
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемые для производства
обуви. Виды обуви и еѐ назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви
(конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице
размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление
знаний о видах бумаги, приѐмах и способах работы с ней.
Деревообрабатывающее производство (2ч)
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и
последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы
их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для
производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа
с древесиной. Конструирование.
Кондитерская фабрика (2ч)
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией
производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на
кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление
пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила
пользования газовой плитой.
Бытовая техника (2ч)
Знакомство с понятием «бытовая техника» и еѐ значением в жизни людей. Правила
эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой
электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое
использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации
батареек. Освоение приѐмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы.
Тепличное хозяйство (1ч)
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для
жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на
пакетике для определения условий выращивания растений. Уход за растениями. Создание минитеплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Человек и вода (3ч)
Водоканал (1ч)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений.
Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и
способом экономного расходования воды , определение количества расходуемой воды при помощи
струемера.
Порт (1ч)
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов
крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление
важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с
использованием способа крепления морскими узлами.
Узелковое плетение(1ч)
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме».
Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских
узлов и узлов в технике «макраме».
Человек и воздух (3ч)
Самолѐтостроение. Ракетостроение (3ч)
Первоначальные сведения о самолѐтостроении, о функциях самолѐтов и космических ракет,
конструкция самолѐта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолѐта из

конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Ракета-носитель. Закрепление основных знаний о самолѐтостроении, о конструкции самолѐта и
ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.
Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея.
Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием.
Оформление изделия по собственному эскизу.
Человек и информация (6ч)
Создание титульного листа (1ч)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи
информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей,
участвующих в создании книги. Элементы книги и использование еѐ особенностей при издании.
Работа с таблицами (1ч)
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.
Создание содержания книги (1ч)
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс
редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере.
Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового
проекта «Издаѐм книгу».
Переплѐтные работы (2ч)
Знакомство с переплѐтными работами. Способ соединения листов, шитьѐ блоков нитками втачку
(в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных
элементов в структуре переплѐта (форзац, слизура). Изготовление переплѐта дневника и оформление
обложки по собственному эскизу.
Итоговый урок (1ч)
Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание
своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших.
Выставка работ.
Рабочая программа рассчитана на 135 часов (1 часа в неделю), из них не менее 30% с применением
цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Видеоурок.net,
Инфоурок.ру и др.), что составляет 40,5 часа.

Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.

Наименование разделов, тем
Давайте познакомимся
Человек и земля
Вода в жизни человека
Человек и воздух
Человек и информация
ИТОГО

Количество
часов
3
21
3
3
3
33ч

2 класс
Раздел 1
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.

Что ты уже знаешь? Как работать с учебником.
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация
ИТОГО

1
23
3
3
4
34 ч

3 класс
Раздел 1.

Введение. «Здравствуй, дорогой друг! »

1

Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.

Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация
Обобщение
ИТОГО

20
4
3
5
1
34ч

4 класс
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.

Как работать с учебником
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация
ИТОГО
Общее количество часов 1-4 класс

1
21
3
3
6
34ч
135 часов

Материально-техническое обеспечение
Технология. Рабочие программы . Предметная линия учебников «Перспектива» 1- 4 классы
Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова. – М.: Просвещение, 2016
Учебники
1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс.
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология: Учебник: 2 класс.
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В.Технология: Учебник: 3 класс.
4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова С.В.Технология: Учебник: 4класс.
Рабочие тетради
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 1 класс.
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология: Рабочая тетрадь: 2 класс.
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология: Рабочая тетрадь: 3 класс.
4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова С.В.. Технология: Рабочая тетрадь: 4 класс.
Методические пособия для учителя:
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 1 класс.
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 2 класс.
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 3 класс.
4. Шипилова Н.В. Уроки технологии: 4 класс.
Технические средства обучения:
компьютер;
мобильный класс;
моноблок; электронная доска;
фотоаппарат.
Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы
(ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы):
https://resh.edu.ru Российская электронная школа
http://nachalka.info Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия.
https://uchebnik.mos.ru/catalogue Библиотека МЭШ
https://videouroki.net/ Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net
https://infourok.ru/ Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру
Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»
https://pedsovet.org. Педсовет
Электронные материалы на сайте http://school-collection.edu.ru/
Дидактические средства обучения
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения:
1. Организация рабочего места:
- при работе с пластилином,
- при работе с бумагой и картоном,
- при работе с природным материалом,
- при работе с текстилем (ткань, кружево, пряжа),

- при работе с набором деталей «Конструктор»,
- при работе с пластиком и пенопластом.
2. Обработка бумаги и картона:
- разметка деталей,
- разметка деталей копированием,
- разметка деталей по линейке,
- разметка деталей по угольнику,
- линии чертежа,
- чертеж, эскиз, рисунок,
- разметка деталей с помощью циркуля,
- разметка объемных деталей. Развертка.
3. Обработка бумаги и картона:
-ножницы – режущий инструмент,
- приемы резания ножницами,
- деление листа бумаги на части,
- формообразование бумажных деталей,
- приемы наклеивания бумажных деталей,
- деление круга на части: две, три, четыре, пять, шесть,
- технология изготовления изделия.
4. Обработка ткани:
- швейные инструменты и приспособления
- отмеривание и вдевание нитки в иглу,
- закрепление нитки на ткани,
- выкройка. Изготовление изделия,
- строчка прямого стежка и еѐ варианты,
- строчка косого стежка и еѐ варианты,
- строчка петельного стежка и еѐ варианты,
- строчка петлеобразного и крестообразного стежков,
- разметка ткани для выполнения строчек (вышивания),
- пришивание пуговиц (1),
- пришивание пуговиц (2).
5. Обработка природного материала и пластика. Проекты:
- соединение деталей из природного материала,
- приемы работы с деталями набора «Конструктор»,
- приѐмы обработки пластика,
- технологический проект,
- информационный проект,
- анализ образца изделия.
6. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала
7. Коллекция "Бумага и картон" (демонстрационная)
8. Коллекция "Хлопок"
9. Коллекция "Лен"
10. Коллекция "Шерсть"
11. Комплект таблиц «Введение в информатику»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».