Рабочая программа учебного предмета Русский язык. Перспектива

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
начального общего образования
срок реализации 4 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
для учащихся 1 – 4 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Дудникова Е.В.,
учитель начальных классов

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне
начального общего образования

























Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание
значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении,
сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства еѐ осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать
способы их решения.
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и
практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами обучения. Осознанное выстраивание речевого
высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и
письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и
причинно-следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным
понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать
диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных
задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей еѐ достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное поведение.
Готовность конструктивно разрешать конфликты с учѐтом интересов сторон и в духе
сотрудничества.



Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
 Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических,
лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих
существенные связи, отношения и функции.
 Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания
слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
 Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 6. Формирование
позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей
культуры и гражданской позиции человека.
 Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
приобретѐнные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Содержание учебного предмета
Русский язык (обучение грамоте), 1 класс (132 часа)
Обучение грамоте
Давайте знакомиться (подготовительный этап) (92ч). Мир общения. Слово в общении.
Слова и предметы . Рисунки и предметы в общении. Мир полон звуков. Гласные и согласные
звуки. Твѐрдые и мягкие согласные. Звучание и значение слова. Слова и слоги. Ударение в слове.
Слово и предложение. Страна АБВГДЕйка (букварный (основной) этап). Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.Повторение — мать учения! Старинные азбуки и буквари. Про всѐ на
свете (послебукварный период).
Русский язык, 1 класс .(40 ч)
В мире общени. Роль слова в общении. Слово и его значение. Имя собственное.
Слова с несколькими значениями. Слова, близкие и противоположные по значению.
Группы слов. Звуки и буквы. Алфавит. Слоги. Перенос слов. Ударение. Ударные и безударные
гласные звуки. Обозначение их буквами. Твѐрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение
мягкости согласных звуков на письме. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Разделительный мягкий знак. Разделительный твѐрдый знак. Звонкие и глухие согласные звуки.
Обозначение их буквами. От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения.
Русский язык, 2 класс (136 ч)
Мир общения (13ч). Собеседники. Слово, предложение и тест в речевом общении.
Главный помощник в общении – родной язык. Звуки и буквы(58 ч). Слог. Ударение.
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Звук й и буква й. Звук э и буква э. Твердые
и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания
жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Слог. Перенос слов. Ударение. Ударный слог. Безударные
гласные звуки. Их обозначение на письме. Правописание слов с непроверяемыми написаниями.
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Слова с удвоенными согласными.
Непроизносимые согласные. Разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ). Слово и его значение
(16ч). Что рассказало слово. Имена собственные и нарицательные. Слова с несколькими
значениями. Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова,
близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы).
Устойчивые сочетания слов. Тематические группы слов. Состав слова (13 ч). Как собрать и
разобрать слово. Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные слова). Приставка.
Суффикс. Окончание. Части речи (23ч). Что такое части речи. Имя существительное. Глагол. Имя
прилагательное). Предлог. Предложение. Текст (15ч). Повторение изученного за год (3 ч).

Русский язык, 3 класс (136ч)
Мир общения (15ч). Язык – главный помощник в общении (35 ч). Язык – главный помощник в
общении. Звуки и букв. Слог, ударение. Девять правил орфографии. Слово и его значение.
Словосочетании. Предложение. Главные члены предложении. Предложения с однородными
членами. Состав слова (15 ч). Повторение значимых частей слова. Корень. Приставка. Суффикс.
Окончание. Как образуются слова. Части речи (88 ч). Систематизация знаний по разделу « Части
речи». Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем. Число имен существительных.
Род имен существительных. Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих.
Изменение имен существительных по падежам (склонение). Как разобрать имя существительное.
Местоимение. Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма
глагола. Изменение глаголов по числам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Не с
глаголами. Разбор глагола как части речи. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен
прилагательных по родам, числам и падежам. Разбор имени прилагательного как части речи.
Повторение раздела «Части речи». Повторение изученного за год (10 ч).
Русский язык, 4 класс(136ч)
Повторяем – узнаем новое (16ч). Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого
общения. Речевая культура. Обращение. Текст как речевое произведение. Язык как средство
общения (28 ч). Средства общения. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Предложения с однородными членами. Простые и сложные предложения. Слово и его значение.
Состав слова (23 ч). Слово как часть речи (57 ч). Целостное представление о частях речи. Их роль
в предложении. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол. Имя
числительное. Наречие. Повторение (12ч).
Рабочая программа рассчитана на 540 часов (4 часа в неделю), из них не менее 30% с применением
цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник,
Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 162 часа.

Тематическое планирование
1 класс – (132ч)
Раздел
1.

Тема

Количество часов

Обучение грамоте

92

Рисуй, думай, рассказывай
Пропись «Мой алфавит»
Пропись «Пишу красиво»
2.

Русский язык

40

В мире общения
Слово и его значение
Предложение и текст
Итого

132
Тематическое планирование
2 класс (136 ч)

Раздел

Тема

Количество
часов

1.

Мир общения

11

2.

Звуки и буквы. Слог. Ударение

49

3.

Слово и его значение

16

4.

Состав слова

16

5.

Части речи

22

6.

Предложение. Текст

9

7.

Повторение изученного за год

13

Итого

136
Тематическое планирование
3 класс (136ч)

Раздел

Тема

Количество
часов

1.

Мир общения. Повторяем — узнаѐм новое

15

2.

Язык — главный помощник в общении

40

3.

Состав слова

18

4.

Части речи:

53

Систематизация знаний по разделу
Имя существительное
Местоимение
Глагол
Имя прилагательное
5.

Повторение

10

Итого

136
Тематическое планирование
4 класс

Раздел

Тема

Количество
часов

1.

Повторяем- узнаем новое

11

2.

Текст как речевое произведение

5

3.

Язык как средство общения

28

4.

Состав слова. Однокоренные слова

19

5.

Слово как части речи

67

Имя существительное

22

Имя прилагательное

9

Местоимение

5

Глагол

18

Имя числительное

3

6.

Наречие

5

Повторение

6

Итого

136

Материально-техническое обеспечение
УМК по предмету представлены:
 Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы.
В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к
структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены
результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с
характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое
обеспечение.
 Учебники Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Азбука. Учебник. 1 – 4 класс. В 2 ч.
Учебный материал подобран и структурирован в «Азбуке» таким образом, что при работе с
ней успешно решаются традиционные задачи обучения письму и чтению, а также развития речи.
Значительная часть заданий посвящена знакомству детей с культурно-историческим аспектом
письменной речи, формированию у них духовно-нравственных ценностей, а также навыков
речевого общения и взаимного понимания. Методический аппарат учебников позволяет учителю
на каждом уроке выстраивать систему работы как с не читающими, так и с уже читающими
учениками. В учебнике представлены тексты для совместного чтения детей и взрослых.
В учебниках реализован комплексный подход к изучению языка, обеспечивающий: развитие
функциональной грамотности учащихся; повышение уровня их общей культуры и творческой
активности; обучение детей общению; формирование представлений о языке как знаковой
системе. Содержание учебников обеспечивает преемственность в работе на всех этапах обучения.
Система обучения русскому языку органически связана с обучением грамоте. Методический
аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение пройденного материала,
усвоение его на более глубоком уровне, систематизацию и обобщение изученного. В учебники
включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках
разнообразные активные формы обучения, позволяющие формировать у учащихся личностные,
коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.
Рабочие тетради, прописи
 Рабочая тетрадь. 1 класс. Л. Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. Л. Ф.
Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч.
 Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 – 4 классы. В 2 ч. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка,
обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а
также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Значительное внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников —
развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом.
Методические рекомендации.
В пособиях раскрываются особенности содержания курса и структура учебников. В
разработках уроков представлены методические приѐмы, обеспечивающие развитие умений
принимать, сохранять учебные цели и следовать им, действовать по плану, контролировать
процесс учѐбы и оценивать результаты своей деятельности. Предложенная методика построения
уроков позволяет учителю применить творческий подход в процессе подготовки уроков,
учитывать особенности класса и применять дифференцированный подход в обучении




ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Диапроектор.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.



Компьютер.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ CD
 Русский язык. 1, 2, 3, 4 классы. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г.
Макеевой.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие
тематике программы по русскому языку (по возможности). Слайды (диапозитивы),
соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности). Мультимедийные
(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку
Электронное приложение содержит дополнительные задания на закрепление изученного
материала. Задания, представленные в игровой форме, способствуют активизации учащихся,
повышению интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей развиваются внимание,
память, самостоятельность, сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оценивать
результат. Материал можно использовать как на уроках для работы со всем классом и
индивидуально, так и в домашних условиях для самостоятельной работы
Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы
(ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы):
https://uchi.ru. Образовательный портал Учи. ру на базе интерактивной платформы для обучения
детей
https://education.yandex.ru. Учительская – Яндекс. Учебник
https://rus4-vpr.sdamgia.ru. Сдам ГИА: Решу ВПР. Образовательный портал для подготовки к
экзаменам.
https://resh.edu.ru Российская электронная школа
https://www.yaklass.ru. Якласс
http://nachalka.info Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия.
https://videouroki.net/ Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net
https://infourok.ru/ Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру
Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»
http://www.school-russia.prosv.ru Перспектива
https://uchebnik.mos.ru/catalogue Библиотека МЭШ
http://www.edu.ru/info/goscom/dokum/doc98/1235-1.html - обязательный минимум содержания
начального общего образования;
http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz - вся орфография и пунктуация в таблицах, толковый словарь
Даля.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».