Рабочая программа учебного предмета Русский язык. Начальная школа 21 век

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
начального общего образования
срок реализации 4 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Русскому языку»
для учащихся 1- 4 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Хайдина И. А.,
учитель начальных классов

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты
1) Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину,
российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и
демократические ценностные ориентации.
2) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4) Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7) Эстетические потребности, ценности и чувства.
8) Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
9) Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к
работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
2) Способы решения проблем творческого и поискового характера.
3) Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) Использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных
и познавательных задач.
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе
умение анализировать изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с графическим
сопровождением.
9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10) Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и

аргументировать свою точку зрения.
12) Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и
сотрудничества.
14) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
15) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Предметные результаты
1) Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2) Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3) Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4) Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
5) Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые результаты по предмету «Русский язык»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
•
различать звуки и буквы;
•
характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные;
согласные твѐрдые/мягкие, парные/непарные твѐрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
•
знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться
алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность:
•
научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова
самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения
фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
•
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме представленного в учебнике
материала);
•
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю,
родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
•
различать изменяемые и неизменяемые слова;
•
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
•
находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность:
•
научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в
соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения

разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
•
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
•
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
•
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
•
оценивать уместность использования слов в тексте;
•
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
•
определять грамматические признаки имѐн существительных — род, число, падеж,
склонение;
•
определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род, число, падеж;
•
определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
•
проводить морфологический разбор имѐн существительных, имѐн прилагательных,
глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения
морфологического разбора;
•
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги
вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,
частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
•
различать предложение, словосочетание, слово;
•
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
•
классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
•
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
•
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
•
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
•
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения,
обстоятельства;
•
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
•
различать простые и сложные предложения.
Раздел «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
•
применять правила правописания (в объѐме содержания курса);
•
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
•
безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов;
•
писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
•
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
•
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
•
подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
•
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы

избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
•
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных работах.
Раздел «Развитие речи»
Выпускник научится:
•
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного
возраста;
•
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
•
выражать собственное мнение, аргументировать его с учѐтом ситуации общения;
•
самостоятельно озаглавливать текст;
•
составлять план текста;
•
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты
для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
•
создавать тексты по предложенному заголовку;
•
подробно или выборочно пересказывать текст;
•
пересказывать текст от другого лица;
•
составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
•
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
•
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
•
анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых
текстов);
•
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета «Русский язык»
1 класс (132 ч.)
Фонетика и орфоэпия.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков.
Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой
анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор
слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения
согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского
литературного языка.
Графика и орфография.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:
1) показатель мягкости предшествующего согласного;
2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности.
Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
 раздельное написание слов;
 прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах
собственных;

 обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
 сочетания чк,чн;
 перенос слов;
 непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные
программой);
 знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением.
Слово и предложение. Пунктуация.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью
толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки.
Словообразовательные связи между словами. Родственные слова.
Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов
(ознакомление без введения терминологии).
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи.
Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с
целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое
овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).
Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
2 класс (4 ч. в неделю; 136 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (52 ч.)
1.1. Фонетика и графика (9 ч.)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и
безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных
звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение
парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в
словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
1.2. Орфоэпия (4 ч.)
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка.
1.3. Слово и предложение (6 ч.)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным
значением – имена существительные. Слова, называющие признаки – имена прилагательные.
Слова, обозначающие действия – глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по
эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
1.4. Состав слова (морфемика) (16 ч.)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение
изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях.
Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и
того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть
слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный

способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
1.5. Лексика (17 ч.)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч.)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
 перенос слов;
 проверяемые безударные гласные в корнях слов;
 парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
 непроизносимые согласные;
 непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные
программой);
 разделительные твердый и мягкий знаки;
 правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
 правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
 раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения)
написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных
текстов.
III. «Развитие речи» (28 ч.)
3.1. Устная речь.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного
решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в
ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
3.2. Письменная речь.
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста.
Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс
та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте.
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по
смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац.
Последовательность
абзацев
в
тексте.
Корректирование
текстов
с
нарушенной
последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по
предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение (3 ч.)
3 класс (4 ч. в неделю; 136 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч.)
1.1. Фонетика и графика (5 ч.)

Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова.
1.2. Орфоэпия (2 ч.)
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика) (4 ч.)
Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу.
1.4. Синтаксис (22 ч.)
Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в
предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение,
определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации
перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без
союзов и с союзами и, а, но.
1.5. Морфология (29 ч.)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен
существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных
(на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам.
Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложнопадежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение
принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и
нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными
именами существительными. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен
прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и
притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление
личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (45 ч.)
Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
 приставки, оканчивающиеся на з, с;
 соединительные гласные о, е в сложных словах;
 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные
программой);
 буквы о, ѐ после шипящих в корнях слов;
 буквы и, ы после ц в различных частях слов;
 суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
 мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных;
 безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
 безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие;
 буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; безударные гласные
в падежных окончаниях имен прилагательных;
 раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
 знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (24 ч.)
3.1. Устная речь.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного
решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в

ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного
мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера
при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при
интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы
связи).
3.2. Письменная речь.
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание
текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по
заданному плану.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как
видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом
правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела
«Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов,
антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.
IV. Повторение (5 ч.)
4 класс (4 ч. в неделю; 136 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч.)
1.1. Фонетика и графика (1 ч.)
Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
1.2. Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика) (1 ч.)
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного
анализа.
1.4. Морфология (36 ч.)
Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на
основе морфологического разбора.
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы
совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее
и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по
лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II
спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование
глаголов. Глагол в предложении.
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.
Имя числительное: общее значение.
1.5. Синтаксис (16 ч.)
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения.
Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в
словосочетании. Связи слов в словосочетании.
Различение простых и сложных предложений.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (50 ч.)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание
места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов
решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:

 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные
программой);
 не с глаголами;
 мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
 мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
 безударные личные окончания глаголов;
 суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
 гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
 буквы а, о на конце наречий;
 мягкий знак на конце наречий;
 слитное и раздельное написание числительных;
 мягкий знак в именах числительных;
 запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (27 ч.)
3.1. Устная речь.
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях
учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и
позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению,
осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при
проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при
интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы
связи).
3.2. Письменная речь.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые,
выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинениярассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста
(изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью
письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов,
написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному
плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
IV. Повторение (5 ч.)
Рабочая программа рассчитана на 540 часов (4 часа в неделю), из них не менее 30% с применением
цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник,
Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 162 часа.

Тематическое планирование
№
п /п

1.
2.
3.
4.

Наименование
разделов
программы
I. Обучение грамоте
Фонетика.
Графика.
Письмо.
Слово и предложение.

Всего
часов
88
0
0
63
8

Рабочая программа по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
88
0
0
63
8

0
0
0
0
0

0
0
0
0
0

4 кл.
0
0
0
0
0

5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Орфография.
Развитие речи.
II. Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Графика.
Лексика.
Состав слова (морфемика).
Морфология.
Синтаксис.
Орфография и пунктуация.
Развитие речи.
Повторение.
Итого:

Описание учебно – методического
образовательного процесса

9
8
452
15
12
17
25
75
42
158
89
19
540
и

9
8
44
6
0
2
4
4
2
10
10
6
132
материально

0
0
136
4
9
15
16
6
2
53
28
3
136
–

0
0
136
4
3
0
4
29
22
45
24
5
136
технического

0
0
136
1
0
0
1
36
16
50
27
5
136
обеспечения

Программа составлена в соответствии с требованиями к курсу русского языка в соответствии с
ФГОС общего начального образования. В состав УМК для 1-4 классов входят:
Для учителя:
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов по программе
«Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой:
1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–4-е изд., дораб.
и доп. – М.: Вентана-Граф, 2020 г.
2. Журова Л. Е., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык. Обучение грамоте.
Методические комментарии к урокам. 1 класс. М.: «Вентана-Граф», 2020 г.
3. Методическое пособие. Русский язык. Комментарии к урокам 1 класс. Иванов С. В. – М.:
Вентана-Граф, 2020 г.
4. Методическое пособие. Русский язык. Комментарии к урокам 2 класс. Иванов С. В. – М.:
Вентана-Граф, 2020 г.
5. Методическое пособие. Русский язык. Комментарии к урокам 3 класс. Иванов С. В. – М.:
Вентана-Граф, 2020 г.
6. Методическое пособие. Русский язык. Комментарии к урокам 4 класс. Иванов С. В. – М.:
Вентана-Граф, 2020 г.
7. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: контрольные работы,
диктанты, изложения /Романова В.Ю., Петленко Л.В./Под ред. Иванова С.В. – М.: Вентана-Граф,
2020 г. (Оценка знаний).
Для учащихся:
1. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: 1 класс: Учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2020 г.
2. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: 2 класс: Учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 2020 г.
3. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: 2 класс: Учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2020 г.
4. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: 3 класс: Учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 2020 г.
5. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: 3 класс: Учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2020 г.
6. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: 4 класс: Учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 2020 г.
7. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: 4 класс: Учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2020 г.
8. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.
В 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2020 г.
9. Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф,
2020 г.

10. Кузнецова М.И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях. – М.:
Вентана-Граф, 2020 г.
11. Кузнецова М.И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. – М.:
Вентана-Граф, 2020 г.
12. Кузнецова М.И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. – М.:
Вентана-Граф, 2020 г.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Министерство образования РФ.
2. Примерные программы для начальной школы. Министерство образования РФ.
3. Программа начальной школы «Русский язык» С. В. Иванов. Сборник программ. Москва:
Вентана-Граф, 2018 г.
4. Беседы с учителем: Методика обучения. /Под ред. Журовой Л.Е. – М.: Вентана-Граф,
2019 г. (Начальная школа XXI века).
Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы
(ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы):
https://uchi.ru. Образовательный портал Учи. ру на базе интерактивной платформы для
обучения детей
https://education.yandex.ru. Учительская – Яндекс. Учебник
https://rus4-vpr.sdamgia.ru. Сдам ГИА: Решу ВПР. Образовательный портал для подготовки к
экзаменам.
https://resh.edu.ru Российская электронная школа
https://videouroki.net/ Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net
https://infourok.ru/ Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру
Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»
https://www.yaklass.ru. Якласс
https://statgrad.org/ СтатГрад
http://nachalka.info Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия.
https://uchebnik.mos.ru/catalogue Библиотека МЭШ
http://edu.ru – Система федеральных образовательных порталов.
http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.
http://school-collection.edu.ru – Цифровые образовательные ресурсы.
http://eois.mskobr.ru – Единая Образовательная Информационная Среда.
http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета.
http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык
для всех.
www.1september.ru – Сайт ИД «Первое сентября».
http://testedu.ru – Образовательные тесты.
http://tobemum.ru/deti/kak-nauchit/generator-propisi – Прописи для детей — онлайн генератор.
http://enc-dic.com – Энциклопедии и словари.
http://slovarik-ushakov.info – Толковый словарь Ушакова.
http://www.km.ru – Портал компании «Кирилл и Мефодий».
1. CD. Тематическое планирование. Начальная школа. Программа «Начальная школа XXI
века». – Издательство «Учитель», 2019 г.
2. CD. Электронный образовательный ресурс для работы в классе. Русский язык. 1 класс. –
Вентана-Граф.
3.
CD. Электронный образовательный ресурс для работы в классе. Русский язык. 1
класс. – Вентана-Граф.
4. CD. Весѐлые уроки. Основы грамоты. – ЗАО «Новый диск», 2019 г.
5. DVD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2019
г
6. DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2019 г.
7. DVD Видеоуроки. Русский язык. – ООО «Открытый урок», 2013-2014 гг.

8. CD. Супердетки. Веселый диктант 6-9 лет.
9. CD. Русский язык. Универсальный мультимедийный тренажер. 4 класс. – Издательство
«Учитель», 2013 г.
10. CD. Курс русского языка. Репетитор-тренажер. – МедиаХауз.
11. CD. Полезные уроки. Русский язык за 10 минут в день. – ООО «1С: Образовательная
коллекция», 2011 г.
Средства обучения: кабинеты для занятий оснащены компьютерами, интерактивными
досками, мультимедийными проекторами, демонстрационными и раздаточными дидактическими
материалами, многоразовыми карточками на печатной основе.
Имеются технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся,
учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы.
Таблицы к основным разделам грамматического материла, содержащегося в программе по
русскому языку.
Демонстрационное пособие: «Лента букв и звуков».
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и
словообразовательный словари. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы,
указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой
форме).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».