Рабочая программа учебного предмета Русский родной язык

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
начального общего образования
срок реализации 4 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Родной (русский) язык»
для учащихся 1 - 4 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Балицкая И.Л.,
учитель начальной школы

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне
начального общего образования
Личностные результаты
Изучение «Родного (русского) языка» дает возможности для полноценного развития
личности ребенка.
Ученик научится:
 осознавать объединяющие силы языка;
 развивать личную ответственность за сохранение родного языка, понимание собственной
роли в развитии языка;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка
или восклицательный знак);
 восприятия объединяющей роли России как государства, территории проживания и
общности языка;
 уважения к своей семье, понимания взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и
друзей;
 внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
 нравственному содержанию поступков.
 внимательного отношения к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
 представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях
русского народа;
 представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания,
 отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
Ученик получит возможность научиться:
 верить в возможности родного языка как языка, на котором формируется, развивается,
совершенствуется личность человека;
 понимать важности бережного отношения к родному языку в условиях поликультурного
общества.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научится:
 определять цели, задачи изучения родного языка;
 планировать учебной деятельности, предположение ожидаемых результатов обучения;
 определять ориентиры для самокоррекции;
 ставить конкретную учебную задачу;
 оценивать правильность выполнения своих учебных действий.
Ученик получит возможность научиться:
 выявлять особенности словоупотребления;
 объяснять и исправлять ошибки;
 соблюдать языковые нормы в своей речи, улучшать качество связной речи, говорить
образно, красиво, полно выражая свои мысли;
 вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
 находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
 выполнять учебные действия в письменной форме.
Познавательные
Ученик научится:
 определять наиболее эффективные способы достижения результата;



искать из интернет-сайтов на русском языке информацию по теме, отбирать необходимую
информацию, набирать текст на русском языке на компьютере (с использованием русских
шрифтов).
Ученик получит возможность научиться:
 находить нужную информацию используя словари, помещенные в учебнике (толковый,
синонимический, фразеологический);
 строить логические суждения, способствующие развитию умственных операций.
Коммуникативные
Ученик научится:
 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(обращение, вежливые слова);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения
оценки и самооценки и следовать им;
 строить монологическое высказывание с учѐтом поставленной коммуникативной задачи;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
 выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и
ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи
(ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром.
Ученик получит возможность научиться:
 ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
 контролировать действия партнѐра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
 учитывать разные мнения и интересы;
 оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и
пытаться учитывать в своей деятельности.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне
начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвѐртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся
научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
 распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная
с
особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами
людей; родственными отношениями);
 распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной
литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
 использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова;
 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
 понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
 использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
 соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);

 соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
 выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
 проводить синонимические замены с учѐтом особенностей текста;
 заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го
лица единственного числа настоящего и будущего времени;
 выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если
сказуемое
выражено глаголом в форме прошедшего времени);
 соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
 пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
 пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарѐм для уточнения происхождения слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
 различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
 использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвала, просьба, извинение, поздравление;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
 владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов
об истории языка и о культуре русского народа;
 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую
связь между фактами;
 составлять план текста, не разделѐнного на абзацы;
 пересказывать текст с изменением лица;
 создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках,
об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
 оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного
и
выразительного словоупотребления;
 редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более
точной передачи смысла;
 соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить
объяснения заголовка текста.
Содержание учебного предмета
1 класс (16,5 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее ( 4 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: 1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы,
горница, светлица, светец, лучина и т. д.); 2) как называлось то, во что одевались в старину
(кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Проектное задание. Словарь в картинках.

Раздел 2. Язык в действии ( 4 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за логическим
ударением в предложении. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за
сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (8,5 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной
речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать взрослого и
сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Имена в
малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Наблюдение за
текстами разной стилистической принадлежности.
2 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок,
свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова,
называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлѐбка, бублик, ватрушка,
калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что
раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например,
каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Проектное задание. Почему это так называется?
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением
места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарѐм ударений. Практическая работа.
Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным
произношением и ударением. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов,
фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную
образную форму. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Приѐмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в
диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить
несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые
этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование
обращения ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.
Различные виды ответов: развѐрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь
предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор. Создание текста: развернутое толкование значения слова. Создание текстаинструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о
посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
3 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например,
правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие природные
явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова,
называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия
людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Слова, обозначающие предметы

традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например,
балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения
(например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений,
наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово?
(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Место, в котором я живу.
Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города. и т. д.
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки
значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга,
книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т.
п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например,
категории рода, числа имѐн существительных). Существительные, имеющие только форму
единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое
овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имѐн существительных
(например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования
предложно-падежных форм существительных. Совершенствование навыков орфографического
оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 ч)
Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам;
об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений
с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование
предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах
изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных
текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч
и т. п.).
4 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова,
называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха,
падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей
(например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных
языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение
значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной
литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские
слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля
и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (3 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за
синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках
изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Особенности озаглавливания
сообщения. Составление плана текста, не разделѐнного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как

результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных
речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания
и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт
использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Рабочая программа рассчитана на 65,7 часов, из них не менее 30% с применением цифровых
образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник,
Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 20 часов.

Тематическое планирование
№

Тема

1

Русский язык: прошлое и
настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Итого

2
3

Всего
31

Количество часов/ класс
1 класс
2 класс
3 класс
4
8
10

4 класс
9

17
19,5
67,5

4
8,5
16,5

3
5
17

5
4
17

5
2
17

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Технические средства обучения:
ноутбук, проектор, интерактивная доска, многофункциональное устройство, цифровой микроскоп,
цифровой фотоаппарат, видеокамера, диктофон, мобильный класс.
Учебно-методическая литература:
1. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.
2. Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
3. Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
4. Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
Технические средства обучения:
• компьютер;
• наборы дисков по темам программы;
• электронные носители;
• музыкальный центр, музыкальные записи к темам программы;
• фотоаппарат.

организаций / О. М.
организаций / О. М.
организаций / О. М.
организаций / О. М.

Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы
(ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы):
Образовательный портал Учи. ру на базе интерактивной платформы для обучения детей:
https://uchi.ru.
Учительская – Яндекс. Учебник: https://education.yandex.ru.
Сдам ГИА: Решу ВПР. Образовательный портал для подготовки к экзаменам: https://rus4vpr.sdamgia.ru.
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru

Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»:
энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

словари,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».