Рабочая программа учебного предмета Родная литература

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
начального общего образования
срок реализации 4 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Родная (русская) литература»»
для учащихся 1- 4 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Балицкая И. Л.,
учитель начальных классов

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родная (русская) литература» на
уровне начального общего образования
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника начальной школы будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации
на содержание образования и принятия образца «хорошего ученика»;
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
 основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания
«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания;
 развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
 установка на здоровый образ жизни;
 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
 осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия;
 профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа
произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора);
 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
 положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
 установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;




осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник начальной школы научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
 различать способ и результат действия;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учѐта характера сделанных ошибок,
 выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
 использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные)
и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
 обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;






























устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приѐмов решения задач. осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а
что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнѐра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать
относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций
всех участников;
с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно
использовать
речевые
средства
для
эффективного
решения
разнообразных
коммуникативных задач.
Выпускник научится:
читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и
изучающего чтения;



























определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части,
составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и
подробно;
представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе,
указывать их авторов и названия;
перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное
содержание (на уровне рубрик);
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных
произведений; выявлять авторское отношение к герою;
читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно
воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать
его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница
«Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение
согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную
тему);
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично
воспринимать мнения одноклассников;
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и
справочники разного направления).
представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного
творчества к авторским формам;
отличать народные произведения от авторских;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе
(сравнение, олицетворение, повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы
получит возможность научиться:
отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира и
русских народных сказках;
обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на
примере классической и современной поэзии);
понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании
художественного произведения;
понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные,
музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического
сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в
произведении мыслей и переживаний).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы
получит возможность научиться:
читать вслух стихотворный и прозаический тексты;
обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с
точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими
личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных
текстов, музыкальных и живописных произведений.
«Предметные результаты изучения предметной области «Родная (русская)
литература»:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;








понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание учебного предмета
Родная (русская) литература, 1 класс (16,5 часов)
Русский язык: прошлое и настоящее (5 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы,
горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину
(кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах,
поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание. Словарь в картинках.
Язык в действии (3 часа)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном
художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Секреты речи и текста (8,5 часов)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной
речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание).
Родная (русская) литература, 2 класс (17 часов)
Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки,
волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка,
крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлѐбка, бублик,
ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка,
валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например,
каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами
и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий
смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в
лес с дровами (тат.).

Язык в действии (5 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением
места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. Обогащение активного и
пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учѐтом особенностей текста.
Уточнение лексического значения антонимов. Сравнение русских пословиц и поговорок с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных
языках общий смысл, но различную образную форму. Практическая работа: «Слушаем и учимся
читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и
ударением». Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Секреты речи и текста (4 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как
правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета.
Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения;
использование обращения ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебнонаучной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом
уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор. Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований:
заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста:
развѐрнутое толкование значения слова.
Родная (русская) литература, 3 класс (17 часов)
Русский язык: прошлое и настоящее (10 часов)
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие
город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер,
мастеровой); 2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского
костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник,
кокошник, кичка, сорока, позатыльник). Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение
которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать
спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром). Проектное задание: «Русский народный
костюм».
Язык в действии (5 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи). Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и
эмоционально окрашенные. Знакомство со словарѐм синонимов. Изобразительно- выразительные
средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте,
определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной
речевой ситуации. Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с
элементами словообразования.
Секреты речи и текста (2 часов)
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили
речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую
принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование,
описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в
художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение
дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учѐтом речевой ситуации.
Родная (русская) литература, 4 класс (17 часов)
Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)
Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Речевая
(коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит– кому (адресат) – что – с какой целью. Виды
общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение.

Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное);
общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности
употребления несловесных средств. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их
взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации
Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение,
громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Правила для собеседников
Неподготовленная и подготовленная устная речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны.
Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый
словарь. синонимов. Словарь языка писателей.
Язык в действии (3 ч)
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Вторичные речевые жанры.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). История
возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Секреты речи и текста (7 ч)
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и
заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни
Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Способы сжатия текста. Отзыв-отклик
(экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия
исходного текста. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе
выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах. Аннотация. Сжатое
изложение содержания книги в аннотации. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении.
Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное
описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два
способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в
сказках, рассказах и т.д. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Рассуждение: тезис и вывод.
Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на
авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и
правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Невыдуманный
рассказ (о себе). Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами
художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях. Рассказ как речевой
жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Рабочая программа рассчитана на 65,7 ч , из них не менее 30% с применением цифровых
образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник,
Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 20 часов.

Тематическое планирование
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста

Итого:
30
16
21
Итого: 67,5

1 класс
5
3
8,5
16,5

2 класс
8
5
4
17

3 класс
10
5
2
17

4 класс
7
3
7
17

Материально-техническое обеспечение
УМК по предмету представлены:
 Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М.
Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.
 Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М.
Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.




Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М.
Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М.
Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на
сайте единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru

Технические средства обучения:
• компьютер;
• мобильный класс;
• моноблок;
 электронная доска;
• фотоаппарат.
Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы
(ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы):
https://uchi.ru. Образовательный портал Учи. ру на базе интерактивной платформы для обучения детей
https://education.yandex.ru. Учительская – Яндекс. Учебник
https://resh.edu.ru Российская электронная школа
https://www.yaklass.ru. Якласс
https://statgrad.org/ СтатГрад
http://lit.1september.ru/index.htm – электронная версия газеты «Литература»;
http://www.prosv.ru/– издательство «Просвещение»;
http://gramota.ru/class/istiny – азбучные истины;
http://www.oshibok-net.ru/for-all/ – Международный информационно-просветительский проект: русский
язык для журналистов, русский язык для всех и каждого, русский язык как иностранный;
https://pushkininstitute.ru/learn – портал «Образование на русском»
https://videouroki.net/ Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net
https://infourok.ru/ Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру
Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»

Словари:
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка – М.;
Жуков В.П. Школьный фразеологический Словарь русского языка. – М.: Просвещение.;
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.;
Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. – М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».