Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ начального общего образования срок реализации 4 года согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа учебного предмета «Математика» для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы Составитель программы: Дудникова Е.В., учитель начальных классов Надым Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования Личностные результаты Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства еѐ осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Формирование умения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика». Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты Умение использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, объяснения процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчѐта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно - практических задач. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями; представлять, анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач. Овладение действием моделирования при решении текстовых задач. Содержание учебного предмета «Математика» Числа и величины Счѐт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чѐтные и нечѐтные числа. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости(литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби. Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объѐм работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи на приведение к единице, сравнение, нахождение неизвестного по двум суммам, нахождение неизвестного по двум разностям. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе —дальше, между и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертѐжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус) и их элементов (вершины, грани и рѐбра куба, параллелепипеда, пирамиды; основания цилиндра; вершина и основание конуса). Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.). Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развѐрткам. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближѐнное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счѐтом (пересчѐтом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («...и/или...», «если..., то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «найдѐтся», «не»);определение истинности высказываний. Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Рабочая программа рассчитана на 540 часов (4 часа в неделю), из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 162 часа. Тематическое планирование 1 класс № Раздел п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Сравнение и счѐт предметов. Множества и действия над ними. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (продолжение) Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание. Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (продолжение) Числа от 11 до 20. Нумерация. Сложение и вычитание. Итого: 2 класс (136ч) № п/п Раздел 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сложение и вычитание. Числа от 1 до 20. Число 0. Умножение и деление. Умножение и деление (продолжение). Деление. Числа от 0 до 100. Нумерация. Числа от 0 до 100. Нумерация (продолжение). Сложение и вычитание. Сложение и вычитание (продолжение). Умножение и деление. Итого: 3 класс (136ч) Количество часов 12 9 15 9 19 39 6 23 132 Количество часов 3 11 22 4 21 3 18 22 16 16 136 № п/п 1. 2. 3. 5. 6. 8. 9. Раздел Числа от 0 до 100. Повторение. Числа от 0 до 100. Сложение и вычитание. Числа от 0 до 100. Умножение и деление. Числа от 100 до 1000. Нумерация. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Устные приѐмы вычислений. Умножение и деление. Письменные приѐмы вычислений. Итого: Количество часов 7 32 55 7 16 8 11 136 4 класс (136ч) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Раздел Числа от 100 до 1000. Приѐмы рациональных вычислений. Числа, которые больше 1000. Нумерация. Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. Повторение Итого: Кол-во часов по программе 18 33 14 11 28 30 2 136 Материально-техническое обеспечения образовательного процесса Книгопечатная продукция Учебник. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Математика. Рабочие программы. 1—4 классы В программе определены цели начального обучения математике; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся. Рабочая тетрадь. 1 – 4 кл. В 2 ч. Ч. 1. 2. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Тетради предназначены для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Пособия представляют собой систему разнообразных тренировочных и развивающих упражнений по всем основным вопросам начального курса обучения математике. Печатная основа тетрадей позволяет значительно сократить время на выполнение заданий Методические рекомендации с поурочными разработками. 1 – 4 кл. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Математика. В пособиях представлены методические комментарии к учебникам и рекомендации по изучению конкретных тем; разработки отдельных уроков, варианты контрольных работ и примерное тематическое планирование Печатные пособия Разрезной материал по математике (приложения к учебникам 1–4 классов) Разрезной материал предназначен для практической дея тельности учащихся. Включает в себя наборы предметных картинок, разменных монет, полоски различной длины, части мозаики для изображения животных и птиц, а также развѐртки моделей куба, пирамид с разным основанием, прямоугольного параллелепипеда, цилиндра и конуса. Технические средства обучения Классная доска. Магнитная доска. Персональный компьютер. Принтер. Ксерокс. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Наборы счѐтных палочек Наборы муляжей овощей и фруктов Набор предметных картинок Наборное полотно Набор геометрических тел: куб, различные пирамиды, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, шар Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы): https://uchi.ru/ Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа. https://education.yandex.ru - Учительская – Яндекс. Учебник. https://resh.edu.ru - Российская электронная школа. https://videouroki.net/ - Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://infourok.ru/ - Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум» http://school-collection.edu.ru - единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов; http://nachalka.info/about/193 - презентации уроков «Начальная школа»; www.festival. 1september.ru - я иду на урок начальной школы (материалы к уроку); www.km.ru/ education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»; http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx - официальный сайт УМК «Перспектива».