Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение. Начальная школа 21 века. Е. А. Виноградова

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
начального общего образования
срок реализации 4 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
для учащихся 1-4 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Александрова К.А.,
учитель начальных классов

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение» на уровне
начального общего образования
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование
ценностей
многонационального
российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- анализировать текст разного вида и жанра: определять тему и главную мысль;
- находить в предъявленном тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
- определять самостоятельно источники получения информации: пользоваться словарями,
справочниками, энциклопедиями;
- сопоставлять особенности разных видов текста (познавательно-информационного, справочного,
инструктивного);
- осуществлять поиск информации по заданной теме в предложенных источниках по выбору
(текст, иллюстрация, таблица);
- сопоставлять, сравнивать, обобщать представленную информацию;
- анализировать «пространство» текста: находить абзац; делить текст на части, озаглавливать их;
выделять эпизоды;
- «читать» информацию, представленную в схематическом виде;
- представлять информацию в схематическом виде.
Коммуникативные УУД:
- владеть чтением текстов различных стилей и жанров;
- осознавать прочитанный «про себя» текст, выделять его главную мысль и тему;
- находить в тексте информацию для решения речевой задачи;
- строить доказательства для аргументации своей точки зрения;
- сравнивать объекты, представленные в тексте, по самостоятельно выбранным критериям;
- определять значение слова по контексту;
- осуществлять поиск значения слова по справочнику;
- строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- восстанавливать нарушенную последовательность событий (действий в познавательноинформационном и справочном текстах);
- составлять тексты (описание, рассуждение, повествование) в устной и письменной формах;
- составлять план пересказа;
- пересказывать текст, используя разные виды пересказа (подробно /полно, кратко, фрагментарно);
- составлять краткую аннотацию текста.

Регулятивные УУД:
- контролировать процесс и результат выполнения задания; находить ошибки в работе (в том
числе собственной);
- объяснять причину ошибку, исправлять ее;
- оценивать объективно выполненную работу.
Предметные результаты
- соотносить изученные произведения с его автором;
- анализировать текст: самостоятельно определять тему и главную мысль художественного текста,
обосновывая примерами из него;
- характеризовать героя, используя текст произведения;
- делить текст на смысловые части, озаглавливать их;
- составлять цитатный план пересказа художественного текста;
- ориентироваться в каталоге, используя каталог, составлять библиографическую карточку.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Содержание программы литературного образования учащихся 1–4 классов отобрано и
выстроено с учетом общих целей начального образования и специфики данной
образовательной области. Авторы исходили из того, что содержание обучения должно
удовлетворять познавательные запросы детей младшего школьного возраста,
использовать их возможности самостоятельного чтения.
В содержании предмета «Литературное чтение» в учебниках для 1-4 классов может быть выделено
8 разделов:
I.
Восприятие фольклорных и художественных произведений
II.
Техника чтения, подготовка к выразительному чтению
III.
Жанры фольклора и художественной литературы (общее представление)
IV.
Работа с фольклорными и художественными текстами
V.
Развитие речи
VI.
Библиографическая культура (работа с книгой)
VII. Произведения для слушания
VIII. Произведения для самостоятельного чтения
Содержание учебного предмета
1 класс
Восприятие фольклорных и художественных произведений
Внимательное слушание чтения учителя: слежение за сюжетом, запоминание последовательности
действий, имен героев. Воспроизведение отдельных событий прослушанного произведения.
Эмоциональная реакция на текст, воспринимаемый на слух (настроение, мимика, жесты).
Универсальные учебные действия (начальный уровень). Различать на слух фольклорные
произведения разных жанров (потешки, загадки, сказки и др.). Сравнивать на слух произведения:
определять настроение, которое они создают (серьезное, шуточное, грустное). Словесно выражать
свои впечатления от прослушанного произведения.
Техника чтения, подготовка к выразительному чтению
Дыхание при чтении. Темп речи. Знаки препинания при чтении. Ритм стихотворной речи. Плавное
чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Знаки
препинания при чтении. Средства выразительности при чтении текстов различных жанров:
зависимость интонаций от особенностей текста и конкретных образов произведения.
Универсальные учебные действия (начальный уровень). Выполнять упражнения на дыхание:
регулировать вдох и выдох; рационально расходовать запас воздуха при чтении (проговаривании).
Произносить текст ритмично. Проговаривать скороговорки, потешки с разным темпом.
Конструировать ответ на вопросы в соответствии с заданным смысловым (логическим) ударением.
Анализировать текст: находить слова, подсказывающие интонационный рисунок чтения (по
образцу). Четко проговаривать слова в предложении, последовательно изменяя ударное слово.
Подчеркивать голосом слова, выделенные в тексте. Читать отдельные слова, предложения,
стихотворные строчки с разной интонацией (просьба, приказ, удивление, испуг и др.).

Жанры фольклора и художественной литературы (общее представление)
Устное народное творчество как средство живого непосредственного общения со слушателем
(«общение рядом и вместе»). Особенности малых фольклорных форм (колыбельных песенок,
потешек, дразнилок, загадок, скороговорок): игровой сюжет, динамичность, повторяемость слов и
др. Докучная сказка как шутка-балагурка, шутливая «приставалка». Особенности докучной
сказки: краткость, отсутствие сюжета, повторение одних и тех же слов и выражений, совпадение
начала и конца.
Сказка о животных — повествование о проделках, приключениях домашних и диких животных.
Особенности сказок о животных: герои-животные ведут себя, как люди, обладают качествами,
которые им присущи (доброта, хитрость, ум, жадность и др.). Нарицательные качества героев
сказок (лиса хитрая, волк жадный, заяц трусливый и др.). Авторские произведения, близкие к
фольклорным. Сказки К.И. Чуковского, В.Г. Сутеева.
Стихотворные произведения. Темы стихотворений. Случаи совпадения темы и названия
произведения. Особенности стихотворных произведений: напевность, рифма, ритм (практическое
ознакомление).
Универсальные учебные действия (начальный уровень). Узнавать, называть различные малые
фольклорные жанры. Находить в тексте слова, помогающие распознать жанр фольклорного
произведения: колыбельная, потешка, докучная сказка. Сравнивать фольклорные жанры по
назначению (баюкать; играть; развивать речь, шутливо приставать и т.д.).
Соотносить пословицу с названием произведения; выбирать (из предложенных) пословицу,
соответствующую смыслу сказки и отражающую ее главную мысль. Объяснять значение
пословиц. Узнавать сказку по иллюстрации, отрывку.
Различать стихотворные и прозаические тексты. Анализировать ряд слов: подбирать слова-рифмы.
Сочинять окончания стихотворных строчек, соблюдая рифмы.
Работа с фольклорными и художественными текстами
Назначение произведений: порадовать, поучить, поиграть и т.д. Чувства, которые они вызывают:
радость, жалость, сопереживание, печаль и др.
Основной смысл произведения: что хотел рассказать автор, чему научить, от чего уберечь.
Выразительные средства, которые помогли автору раскрыть задуманное: основная интонация,
отдельные слова и выражения, диалог и др. (общие представления). Герои произведения, их
краткая характеристика.
Универсальные учебные действия (начальный уровень). Объяснять (кратко характеризовать)
назначение разных фольклорных форм (успокоить, поиграть, порадовать). Сопоставлять события,
происходящие в произведении, с теми, которые случаются в жизни ребенка. Сравнивать
эмоциональные состояния и чувства в реальной жизни и в художественном произведении.
Анализировать текст: сравнивать произведения по настроению, которое они вызывают,
элементарно оценивать их с этой точки зрения («грустно», «весело», «забавно», «хочется играть»).
Конструировать загадки (по рисункам, небольшим текстам). Восстанавливать (по иллюстрациям)
последовательность событий сказки, рассказа. Определять главную мысль произведения.
Используя текст, обосновывать свой ответ.
Сравнивать и оценивать поступки героев, кратко характеризовать их качества.
Сравнивать описания на одну тему, но разные по выразительности; используя текст, обосновывать
свое суждение. Анализировать текст: находить слова, характерные для состояния человека
(радость, печаль и др.), но приписанные автором объектам природы.
Анализировать стихотворный текст: находить в тексте рифмованные слова.
По образцу и самостоятельно строить алгоритм — последовательность действий при решении
отдельных учебных задач (определение особенности построения загадки, докучной сказки,
выделение выразительных средств произведения). Находить в художественном тексте сравнения.
Развитие речи
Активный словарь: обогащение словами-характеристиками. Лексическое значение незнакомых
слов, встречающихся в тексте. Фразеологические обороты, доступные для понимания
первоклассниками.
Пересказ разного вида: по иллюстрациям, по частям, по известному началу.

Универсальные учебные действия (начальный уровень). Объяснять лексическое значение
незнакомых слов (по рисункам, текстам). Высказывать предположения о значении
фразеологических оборотов, встречающихся в текстах (без предъявления термина).
Пересказывать небольшие сказки (рассказы) с опорой на иллюстрации и без них. Анализировать
текст: находить описания; рифмованные слова. Подбирать рифмованные слова по образцу.
Заканчивать прослушанный (прочитанный) отрывок произведения, соблюдая последовательность
действий. Пересказывать текст по иллюстрациям. Читать по ролям небольшие диалоги из сказок.
Конструировать загадки (по рисункам, небольшим текстам); переделывать описательный текст в
загадку и загадку в описательный текст). Составлять небольшие описания (по иллюстрациям,
опорным словам).
Библиографическая культура (работа с книгой)
Автор, читатель, писатель (поэт). К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.Л. Барто, С.В. Михалков, В.Г.
Сутеев, Н.Н. Носов — авторы книг для детей. Обложка книги. Значение иллюстраций в книге.
Связь фольклора с народным изобразительным искусством. Художники-иллюстраторы: Ю.А.
Васнецов, В.Г. Сутеев.
Универсальные учебные действия (начальный уровень). Составлять краткую характеристику
книги: автор, название, обложка, иллюстрации.
Соотносить
иллюстрацию с текстом
прочитанного произведения: находить рисунки, соответствующие (не соответствующие) тексту.
Различать по иллюстрациям героев реалистических и сказочных. Характеризовать героя по
рисунку /иллюстрации/ (трусливый, умный, хитрый, злой и пр.). Высказывать предположение по
иллюстрации, о чем будет произведение. Рассказывать о своей любимой книге. Конструировать
словесно сюжеты иллюстраций (воображаемая ситуация «если бы я был художником»).
Произведения для слушания
Произведения фольклора. Два жадных медвежонка (венгерская сказка). Жихарка (русская
народная сказка). Колыбельные народные песенки. Кот и лиса (русская народная сказка). Кот,
петух и лиса (русская народная сказка). Потешки: Сорока-сорока. Ладушки. Скок-поскок.
Александрова З.Н. Капель. Благинина Е.А. Бесконечная песенка. Сказка про белого бычка.
Горький М. Самовар. Драгунский В.Ю. Двадцать лет под кроватью. Есенин С.А. Пороша.
«Заметает пурга...». Береза. Катаев В.П. Грибы. Козлов С.Г. Львенок и черепаха. Маршак С.Я.
Усатый-полосатый. Курочка ряба и десять утят. Михалков С.В. Как старик корову продавал. Муур
Л. Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду. Некрасов Н.А. «В зимние сумерки…». Дедушка Мазай и
зайцы. Носов Н.Н. На горке. Как Незнайка сочинял стихи. Пляцковский М.С. Ежик, которого
можно было погладить. Приходько В.А. Улетали лебеди. Пришвин М.М. Ребята и утята. Прейсен
А. Про Козленка, который умел считать до десяти. Сладков Н.И. Золотой дождь. Медведь и
солнце. Ветер и снег. Сутеев В.Г. Мешок яблок. Кот-рыболов. Толстой Л.Н. Лебеди. Тютчев Ф.И.
Весенние воды. Зима недаром злится. Усачев А.А. Жужжащие стихи. Чуковский К.И. Путаница.
Бутерброд. Юдин Г.Н. Рыжий город.
Произведения для самостоятельного чтения
Произведения фольклора. Два жадных медвежонка (венгерская сказка, отрывки). Журавль и цапля
(русская народная сказка). Как лисичка бычка обидела (эскимосская сказка). Колосок (украинская
народная сказка). Лиса и журавль (русская народная сказка). Фольклорные докучные сказки.
Аким Я.Л. Тихая песня. Бальмонт К.Д. Осень. Баратынский Е.А. «Весна, весна…» Барто А.Л.
Весна идет. Вам не нужна сорока? Мой пес. Благинина Е.А. Посидим в тишине. Эхо. Берестов
В.Д. Аист и соловей. Данько В.Я. Радость. Демьянов И.И. Как у нашего Степана. Драгунский
В.Ю. Двадцать лет под кроватью. Дриз О.О. Стеклышки. Есенин С.А. Береза. Катаев В.П. Грибы.
Козлов С.Г. Львенок и черепаха поют песню. Котляр Э.П. Хомячок. Лунин В.В. Камаринская.
Мазнин И.А. Стихи о весне. Майков А.Н. «Ласточка примчалась…». Мамин-Сибиряк Д.Н.
Нерешенный вопрос. Маршак С.Я. Сказка о глупом мышонке. «Мой веселый, звонкий мяч…».
Полосатые лошадки. Апрель. Михалков С.В. Непоседа. Песенка друзей. Бараны. Муур Л. Крошка
Енот и тот, кто сидит в пруду. Носов Н.Н. На горке. Фантазеры. Остер Г.Б. Эхо. Павлова Н.М.
Травка-пупавка. Пермяк Е.А. Как Маша стала большой. Самое страшное. Прейсн А. Про
Козленка, который умел считать до десяти. Сапгир Г.В. «Повстречалась туча с тучей…». Сладков
Н.И. Золотой дождь. Чудные мгновения. Скребицкий Г.А. Весна света. Соколов-Микитов И.С. В

лесу. На краю леса. Петька. Сутеев В.Г. Мешок яблок. Кот-рыболов. Сухомлинский В.А.
Вороненок и Соловей. Тихомиров О.К. Сказка про мышку Алену. Токмакова И.П. «К нам весна
шагает…». Толстой Л.Н. Лебеди. Пришла весна. Тувим Ю. Шалуны. Усачев А.А. Шуршащая
песенка. Ушинский К.Д. Васька. Утренние лучи. Два козлика. Цыферов Г.М. Цыпленок. Лосенок.
Чарушин Е.И. Воробей. Чуковский К.И. Телефон. Черепаха. Радость. Шим Э.Ю. Солнечная капля.
Юдин Г.Н. Рыжий город. Поэты.
2 класс
Восприятие фольклорных и художественных произведений.
Устойчивый интерес к слушанию чтения учителя и сверстников. Воспроизведение
последовательности событий прослушанного произведения небольшого по объему.
Эмоциональный отклик на прослушанное. Осознание собственного эмоционального состояния,
которое рождается при восприятии произведения. Универсальные учебные действия (начальный
уровень). Узнавать характер героя по интонации чтения (добрый, злой, ласковый, трусливый и
др.). Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои,
главная мысль. Оценивать свое эмоциональное состояние, возникшее во время слушания. На
основе прослушанного текста
представлять в воображении картины, описанные в нем.
Техника чтения, подготовка к выразительному чтению
Беглое мотивированное (с ориентировкой на учебную задачу) чтение вслух с индивидуальным
темпом, позволяющим осознать текст. Паузы, интонации, отражающие характер героев.
Чтение «про себя», элементы самоконтроля: слежение за решением поставленной учебной задачи
(мотив чтения).
Чтение с продолжением. Целостное восприятие текста, запоминание последовательности развития
сюжета.
Выборочное чтение. Чтение частей текста в соответствии с учебной задачей: выбор эпизодов,
которые отражаются в иллюстрации; нахождение описания героев и др.
Имитационные упражнения на основе текста произведения.
Универсальные учебные действия (начальный уровень). Читать с учетом поставленных учебных
задач: вслух, «про себя», с продолжением, выборочно. Контролировать выполнение поставленной
учебной задачи при чтении: «могу ответить на этот вопрос; запомнил ли…». «Удерживать» в
памяти последовательность событий текста, прочитанного «про себя» и при чтении с
продолжением.
Читать с разными интонациями: весело, задорно, шутливо, ласково, с любованием, с усмешкой.
Анализировать текст: находить слова, подсказывающие интонационный рисунок чтения.
Подчеркивать голосом выделенные в тексте слова. Читать диалоги в сказках, передавая
особенности разных персонажей. Читать присказки в сказках, соблюдая нужный темп речи и
основной тон чтения (протяжно, нараспев).
Читать наизусть стихотворные тексты, используя необходимые выразительные средства.
Соблюдать паузы. Работая в парах (группах), размечать паузы в тексте.
Жанры фольклора и художественной литературы (общее представление)
Сказка как выражение народной мудрости, средство воспитания.
Главная мысль сказки, определяющая ее значение для воспитания.
Бытовая сказка как повествование о повседневной жизни людей. Ее особенности: время и место
событий; герои — люди и животные; явная и скрытая мораль; сочетание реальных и
фантастических ситуаций; диалоги; завязка. Волшебная сказка, ее особенности: победа добра над
злом; повторы; волшебство и превращения; нереальные герои и чудесные предметы; время и
место событий; зачин и концовка. Присказка.
Сказки народов России: общность тем и выразительных средств; передача особенностей жизни и
быта разных народов-героев. Пословица как название сказки.
Авторская сказка. Общность тем в народных и авторских сказках. Рассказ как повествование о
жизни людей, животных, «зеркало» жизни. Особенность рассказа: реалистичность происходящих
событий, героев (людей и животных); непродолжительность протекания действия. Название
рассказа как отражение его главной мысли.

Стихотворные произведения и их особенности: рифма, ритм, выразительные средства.
Универсальные учебные действия (начальный уровень). Различать сказки бытовые и волшебные.
Анализировать сказки: выделять их видовые особенности. Сравнивать рассказ, сказку,
стихотворение на одну тему.
Сравнивать различные тексты по теме, выразительным средствам. Называть признаки
произведения как определенного жанра.
Работа с фольклорными и художественными текстами
Главная мысль сказок разного вида (бытовых, волшебных). Схожесть тем и сюжетов сказок
разных народов. Завязка как начало важных событий сказки. Средства выразительности в сказках:
постоянные эпитеты (без предъявления термина), сравнения. Диалог в сказке.
Темы стихотворных произведений. Особенности выразительных средств стихотворений разной
тематики.
Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания и главной мысли произведения.
Универсальные учебные действия (начальный уровень). Определять тему, главную мысль
произведения.
Соотносить тему урока с темой прочитанных произведений. Находить в тексте слова,
подтверждающие тему, главную мысль, характеристику (описание) героя.
Анализировать название произведения, соотносить его с соответствующей пословицей. Различать
сказочный и реалистический тексты (сюжет). Сопоставлять реалистические события с
необычными, сказочными, фантастическими. Различать сказки бытовые и волшебные.
Анализировать структуру сказки: находить начало, завязку, конец. Кратко характеризовать
особенности сказки. Находить в тексте слова, подтверждающие их (повторы, волшебные события,
сказочные герои и др.).
Устанавливать последовательность событий (действий) сюжета, восстанавливать события в
тексте.
Обсуждать совместно (в парах, в группах): значение пословицы, соответствие названия сказки и
пословицы; подбирать пословицы, отражающие главную мысль сказки, ее название.
Сравнивать стихотворный и прозаический тексты: находить различия.
Анализировать текст: находить описания; сравнивать разные описания природы. Находить в
тексте сравнения, объяснять, как они влияют на его выразительность. Характеризовать приемы,
используемые автором (сравнения, диалог, описание).
Находить в тексте диалоги, характеризовать их участников. Выделять отрывки, которые
произвели наибольшее впечатление.
Характеризовать героя, используя текст произведения. Группировать (классифицировать) героев
произведения по принципу «положительный—отрицательный».
Соотносить иллюстрации с текстом, отдельными его эпизодами. Узнавать название и текст
произведения по иллюстрациям. Восстанавливать нарушенную последовательность иллюстраций,
ориентируясь на текст.
Развитие речи
Словарный запас речи: обогащение образными словами, пословицами, крылатыми выражениями.
Смысл пословиц, постоянных эпитетов, сравнений, архаизмов, встречающихся в тексте.
Разные виды пересказа произведения: по плану (данному и составленному самостоятельно), по его
части; тексту, прочитанному вслух и «про себя». Пересказ выборочный и полный.
Рассказ по иллюстрациям. Описательный рассказ с использованием текста произведения.
Драматизация и чтение по ролям небольших сказок (потешек).
Универсальные учебные действия (начальный уровень). Ориентироваться в выразительной
стороне речи, «игре слов», которые используются в тексте произведения. Объяснять крылатые
выражения, встречающиеся в произведении и понятные по контексту. Находить в тексте слова для
краткой характеристики настроения, которое создает произведение. Высказывать суждения о
значении пословиц, крылатых слов и выражений, употребляемых в тексте сказок (рассказов).
Участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы
других участников.
Конструировать план пересказа, пересказывать по плану, составленному коллективно, и любой его
части. Придумывать названия к иллюстрациям, на их основе конструировать план пересказа.

Озаглавливать разные части сказки. Пересказывать полно, выборочно отдельные эпизоды сказок
(рассказов), а также небольшие по объему тексты. Пересказывать небольшой текст, прочитанный
«про себя», не заглядывая в него.
Рассказывать небольшие по объему сказки и рассказы. Рассказывать по иллюстрациям:
восстанавливать сюжет, заканчивать (начинать) рассказ с учетом изображенных событий.
Составлять словесный портрет героя (отвечать на вопрос
«Какой он?»), используя опорные слова.
Описывать картинки природы (по аналогии с текстом).
Предполагать действия, которые могут произойти в воображаемых ситуациях («Если бы…»).
Представлять в воображении картины, описанные в произведении. Разыгрывать небольшие сценки
по тексту потешек, сказок, исполнять разные по характеру роли (девочка, медведь, лиса и пр.),
использовать соответствующие интонации, жесты и мимику.
Библиографическая культура (работа с книгой)
Роль книги в жизни человека. Познавательная книга. Книги«воспитатели» (С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, В.А. Осеевой и др.). Авторы сказок:
А.С. Пушкин, братья Гримм и др. Переводчики.
Элементы книги: обложка, оглавление, иллюстрация.
Иллюстраторы (И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, Ю.А. Васнецов и др.). Художники, чьи картины
могут служить иллюстрацией к тексту произведений (И.И. Левитан, А.А. Пластов, В.Д. Поленов,
И.И. Шишкин, Ю.М. Непринцев, Т.Н. Яблонская, Ф.В. Сычков, П. Пикассо).
Каталог, каталожная карточка, их назначение. Выбор книги по каталогу.
Универсальные учебные действия (начальный уровень). Ориентироваться в каталоге: выбирать
книгу по фамилии автора. Объяснять назначение каталожной карточки. Заказывать книгу по
каталожной карточке.
Высказывать предположение о теме и событиях произведения по обложке книги и иллюстрациям.
Воспроизводить название произведения и его автора по иллюстрациям к тексту.
Произведения для слушания
Произведения фольклора. Мороз и Морозец (литовская народная сказка в переводе С.В.
Михалкова). Петухан Куриханыч (русская народная сказка). Айога (нанайская сказка).
Бунин И.А. Листопад. Лесли Р. Медведи и я. Невлев И. Русь. Михалков С.В. Фома. Полуянов И.Д.
Шепот снегов. Суриков И.З. Детство. Твардовский А.Т. Рассказ танкиста. Тютчев Ф.И. «Есть в
осени первоначальной...». Ярмыш Ю.Ф. Осенняя сказка.
Произведения для самостоятельного чтения
Произведения фольклора. Белый медведь и бурый медведь (ненецкая сказка). Бычок — смоляной
бочок (русская народная сказка). Два лентяя (татарская сказка). Жар-птица и Василиса- царевна
(русская народная сказка в пересказе А.Н. Афанасьева). Два Мороза (русская народная сказка).
Золотая рыбка (русская народная сказка). Как бедняк гуся делил (татарская сказка). Кто не
работает, тот не ест (сербская сказка). Каша из топора (русская народная сказка). Лисичкасестричка и серый волк (русская народная сказка). Не плюй в колодец — пригодится воды
напиться (русская народная сказка). Сестрица Аленушка и братец Иванушка (русская народная
сказка). Снегурочка (русская народная сказка). Упрямый слоненок (африканская сказка). Четыре
ленивца (мордовская сказка). Шурале (татарская сказка).
Абрамцева Н.К. Осенняя сказка. Алатырцев В.И. Песня о черемухе. Александрова З.Н. Родина.
Снежок. Астафьев В.П. Игра. Баруздин С.А. «На улице Садовой…». Белозеров Т.М. День Победы.
Берестов В.Д. Прощание с другом. «Деду нравятся березки…». Бианки В.В. Книга зимы.
Бондаренко А. Вот оно, начало лета! Булатов М.А. О сказках. Брюсов В.Я. «Сухие листья, сухие
листья…». Вересаев В.В. Братишка. Воронкова Л.Ф. Кружка молока. Глинская М. Хлеб. Горький
М. Детство. Гримм братья. Бременские музыканты. Дементьев А.Д. Слепой заяц. Дягутите Я.
Каравай. Егоров Н.М. Листопад. Ермолаев Ю.И. Проговорился. Есенин С.А. Пороша. Береза.
Житков Б.С. Галка. Жуковский В.А. Мальчик с пальчик. Заходер Б.В. Мы — друзья. Исаковский
М.В. «Осторожно ветер…». Кассиль Л.А. Сестра. Катаев В.П. Дудочка и кувшинчик. Лавренев
Б.А. Большое сердце. Лебедев-Кумач В.И. Здравствуй, елка! Луганский Н.Л. Музыка леса. МаминСибиряк Д.Н. Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Маршак

С.Я. «Я прохожу по улицам твоим…». Маяковский В.В. «Посочувствуй родителям Власа…».
Митяев А.В. Кто нужнее? Отпуск на четыре часа. Михалков С.В. А что у вас? Событие. Быль для
детей. Молчанов В.Ю. «Детство... Цветы... Лужайка...». Некрасов Н.А. Перед дождем. Никитин
И.С. Встреча зимы. Образцов С.В. Дружок. Орлов В.В. «Кра! — кричит ворона…». Осеева В.А.
Добрая хозяюшка. Почему. Что легче? Паустовский К.Г. Барсучий нос. Перекалова В.С. Чистик.
Пермяк Е.А. Волшебные краски. Плещеев А.Н. Внучка. Погореловский С.В. «Стань добрым
волшебником…». Пришвин М.М. Осеннее утро. Журка. Пушкин А.С. «Уж небо осенью
дышало…». «Вот север, тучи нагоняя…» (Евгений Онегин, отрывки). Росимов Г.В. Говорит
мама. Сеф Р.С. Ночная музыка. Сладков Н.И. Лиса и мышь. Скребицкий Г.А., Чаплина В.В.
Новогодняя елка в лесу. Соколов Д. Паровозик. Соколов-Микитов И.С. Лес осенью. Степанов В.
Шинель. Суриков И.З. Первый снег. Сутеев В.Г. Яблоко. Кораблик. Твардовский А.Т. Василий
Теркин (отрывок). Токмакова И.П. «Опустел скворечник…». Толстой Л.Н. Лгун. Трутнева Е.Ф.
Первый снег. Тургенев И.С. Осень. Усачев А.А. Самый лучший в мире дом. Снежная книга.
Федорова Н. Бабуля Варя. Паровозик. Под снегом. Фет А.А. «Кот поет, глаза прищу- ря…». «Я
пришел к тебе с приветом…». «Чудная картина…». Чаплина В.В. Нюрка. Чарушин Е.И.
Страшный рассказ. Черкесов В. Воробей. Чехов А.П. Весной. Чуковский К.И. Курица. Щипачев
С.П. «Был у нас кот Васька…».
3 класс
Восприятие фольклорных и художественных произведений
Сосредоточенное слушание чтения учителя, сверстников, а также аудиосредств. Учебнопознавательная мотивация слушания. Тема, сюжет (последовательность событий), герои,
действующие лица прослушанного произведения. Самоконтроль и самооценка решения учебных
задач при слуховом восприятии текстов.
Универсальные учебные действия. Представлять в воображении картины, нарисованные автором.
Различать на слух реалистические и сказочные произведения. Воспроизводить имена героев,
действующих лиц, последовательность событий прослушанного произведения. Оценивать
качество своего восприятия текста на слух.
Техника чтения, подготовка к выразительному чтению
Мотивированное чтение: принятие цели чтения, удержание ее в памяти до конца чтения. Чтение
«про себя», решение учебных задач, связанных с чтением «про себя».
Выразительное чтение: самостоятельный анализ текста с точки зрения выбора выразительных
средств, их воплощения при чтении. Чтение по ролям, драматизация.
Универсальные учебные действия. Принимать цель чтения, удерживать ее в памяти в процессе
чтения. Самостоятельно мотивировать процесс чтения: «Зачем я читаю это произведение, на какой
вопрос хочу получить ответ?» Читать текст, подчеркивая голосом выделенные в нем слова; читать
текст с разными интонациями. Контролировать реализацию поставленной цели чтения.
Анализировать текст: выбирать средства для его выразительного прочтения.
Интонационно оформлять собственное высказывание. Читать по ролям, драматизировать
несложные произведения фольклора и художественной литературы.
Жанры фольклора и художественной литературы
Пословицы как отражение мудрости, нравственных взглядов народа.
Былины как героический песенный сказ. Особенности былины: композиция, язык. Легенды,
героические сказки. Сказ как разновидность сказки. Авторские сказы, близкие к фольклорным.
Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры эпоса: рассказ, очерк, повесть. Жанры лирики:
стихотворение, песня. Басня — лиро-эпический жанр. Жанр драмы — пьеса.
Эпические повествовательные произведения.
Рассказ. Особенности рассказа: реальность событий, кратковременность протекания действия.
Описание в рассказе. Объекты описания: природа, портрет человека, предметы быта, обстановка и
др. Юмористический рассказ: назначение, особенности.
Очерк: назначение (познавательность, изложение научных фактов, произошедших событий),
особенности (реальность, определенность места и времени протекания событий).
Повесть: особенности, структура (построение текста), отличие от рассказа.

Лирические произведения. Передача чувств автора как главная особенность лирики. Средства
выразительности, используемые в лирических произведениях; слова и выражения, передающие
настроение автора.
Басня как произведение лиро-эпического жанра: назначение, особенности (стихотворная или
прозаическая форма; наличие морали).
Пьеса как произведение драматического жанра: отнесенность к литературе и театру; особенности
структуры текста.
Универсальные учебные действия. Анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру.
Сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам. Сравнивать
произведения одного жанра, но разной тематики. Анализировать текст: определять признаки
данного жанра. Исследовать текст басни: находить прямую и скрытую мораль.
Работа с фольклорными и художественными текстами
Тема произведения, главная мысль текста. Сюжет: начало, завязка действия, кульминация,
развязка. Развитие сюжета.
Главный герой, его характеристика. Действующие лица (персонажи), их характеристика. Лицо, от
которого ведется повествование. Рассказ от первого лица.
Средства художественной выразительности в тексте: гипербола, метафора, олицетворение. Слова
и словосочетания, передающие отношение писателя к героям. Диалог.
Части текста, эпизод. Абзац в тексте. План текста.
Универсальные учебные действия. Анализировать текст: определять тему и главную мысль.
Делить текст на части, озаглавливать их. Находить в тексте заданный эпизод. Исследовать текст:
находить завязку, кульминацию, развязку. Характеризовать героя; используя текст, сравнивать
поступки разных героев. Восстанавливать нарушенную последовательность событий, дополнять
предложенный (не полный) перечень событий в соответствии с текстом.
Конструировать самостоятельно план текста: выделять основные смысловые части текста,
определять главную мысль каждой части, озаглавливать их. Дополнять (корректировать)
предложенный план. Анализировать текст: находить в тексте эпитеты, синонимы, сравнения,
гиперболы, метафоры, олицетворения. Выбирать наиболее выразительные из предложенных слов
и выражений. Оценивать их значение для понимания текста.
Исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров. Сравнивать разные
описания (пейзаж, портрет, обстановка): выделять особенности использованных автором
средств художественной выразительности. Восстанавливать
«рассыпанные» строчки стихотворения.
Подбирать иллюстрации к тексту. Соотносить произведения литературы и изобразительного
искусства по тематике, настроению, средствам выразительности, образам.
Развитие речи
Словарный запас: обогащение речи образными словами, пословицами, крылатыми выражениями.
Назначение постоянных эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, синонимов, гипербол.
Разные виды пересказа произведения: по плану (составленному самостоятельно), по тексту,
прочитанному вслух и «про себя». Пересказ выборочный и полный.
Рассказ по иллюстрациям. Описательный рассказ с использованием текста произведения.
Универсальные учебные действия. Формулировать вопросы по основным событиям текста.
Интонационно оформлять собственное высказывание.
Оценивать решение учебных задач с точки зрения использования выразительных средств речи.
Анализировать текст: находить метафоры, олицетворения, гиперболы и другие средства
выразительности; оценивать их значение для понимания текста. Выбирать из текста устаревшие
слова, используя словарик, объяснять их значение. Объяснять значение пословиц, самостоятельно
подбирать их к названию текста, его главной мысли; использовать в речи.
Пересказывать произведения (полно, выборочно, отдельный эпизод) от лица любого героя.
Интонационно оформлять собственный пересказ. Выразительно исполнять стихотворные
произведения, создавая соответствующее настроение.
Создавать описания с использованием текста произведения. Сочинять простые истории
сказочного, комического характера (по картине, по аналогии с произведением). Инсценировать

эпизоды пьес-сказок: выбирать роль, определять манеру еѐ исполнения в соответствии с
характером героя.
Библиографическая культура (работа с книгой)
Книголюб, правила юного читателя. Книга как художественная ценность: связь содержания и
формы. Оформление книги.
Выбор книги в библиотеке. Книги-сборники, собрания сочинений. Справочная литература:
словари, справочники, их функции. Периодика: детские журналы, газеты.
Универсальные учебные действия. Выбирать
книгу в библиотеке, пользуясь каталогом.
Рассказывать о прочитанной книге. Составлять аннотацию.
Произведения для слушания
Фольклорные произведения. Илья Муромец и Соловей- разбойник.
Гончаров И.А. Обломов (отрывок). Ершов П.П. Конек- Горбунок (отрывки). Михалков С.В.
Данила Кузьмич. Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (отрывки).
Произведения для самостоятельного чтения
Произведения фольклорные: Басни (в обработке И.И. Дмитриева). Илья Муромец и Соловейразбойник (отрывок). Масленичные песни. Никита Кожемяка. Песни.
Александрова З.Н. Родина. Астафьев В.П. Летняя гроза (отрывок). Баныкин В.И. В гости к солнцу.
Бажов П.П. Серебряное копытце. Барто А.Л. Перед сном. Бороздин В.П. Первый в космосе.
Брюсов В.Я. «Великая радость — работа…». Бунин И.А. «Лес, точно терем расписной…». Глинка
Ф.Н. Москва (отрывок). Горький М. Пепе (Сказки об Италии (отрывок)). Как сложили песню
(отрывок). Драгунский В.Ю. Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах… (отрывок). Дрожжин С.Д.
«Я для песни задушевной…». Есенин С.А. С добрым утром! Черемуха. Ершов П.П. КонекГорбунок (отрывок). Железников В.К. История с Азбукой (После уроков). Зощенко М.М. Пора
вставать! Интересно придумала. Глупый вор и умный поросенок. К.К. Киньябулатова (Перевод Н.
Матвеевой) Будь счастливой, Родина моя! (отрывок). Коваль Ю.И. Сирень и рябина. Кольцов А.В.
Русская песня. Короленко В.Г. Слепой музыкант. Красильников Н.Н. Последний гриб. Крылов
И.А. Чиж и Голубь. Кукушка и Петух. Свинья под Дубом. Мартышка и Очки. Ворона и Лисица.
Куприн А.И. Белый пудель (отрывок). Лебедев- Кумач В.И. Марш веселых ребят (отрывок).
Линкова И. «Книга стоит бумажная и неподвижная…». Мамин-Сибиряк Д.Н. Емеля-охотник
(отрывок). Маршак С.Я. Книга — ваш друг и учитель. Книжка про книжки. Мерзляков А.Ф.
«Среди долины ровныя…». Михалков С.В. «У меня есть внучка…». «У меня пропал щенок…».
Зеркало. Мусатов А.И. Оружие (отрывок). Найденова Н.П. Мой друг. Никитин И.С. «Ярко звезд
мерцанье…». Русь (отрывок). Николаева Г.Е. «Утром за прихваченными сухим морозцем окнами
по-зимнему холодно…». Как пахнет ноябрем! Вот и взаправдашняя зима. Никулина И. Бабушкин
кактус. Новокрещенов И.В. Письмо на фронт. Носов Н.Н. Заплатка. Огурцы. Олеша Ю.К. Золотая
полка. Окуджава Б.Ш. «Виноградную косточку в теплую землю зарою…» (отрывок). Ошанин Л.И.
Течет Волга (отрывок). Хороша земля (отрывок). Панова В.Ф. Сережа (отрывок). Панов Р.
Лосенок. Паустовский К.Г. Кот- ворюга. Заячьи лапы (отрывок). Пермяк Е.А Маркел-Самодел и
его дети. Дедушкин характер. Знакомые следы. Тараканий охотник. Плещеев А.Н. Сельская
песенка. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!..». Пришвин М.М. Еж. Белый ожерелок. Пушкин
А.С.
«Я ждал тебя…». Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (отрывок). Туча. Зимнее утро.
Распе Р. Верхом на ядре. Симонов К.М. Родина. Сладков Н.И. «Вошел человек в лес…». Суриков
И.З. Рябина. Толстой Л.Н. Булька. Котенок (быль).
«Сережа был смуглый, курчавый мальчик…». Отец и сыновья (басня). Ворон и лисица. Трефолев
Л.Н. Дубинушка. Тургенев И.С.
«Все зашевелилось, проснулось…». «Малый он был не глупый, с характером…». Тютчев Ф.И.
Весенние воды. Ушинский К.Д. Ветер и солнце. Шаферан И.Д. «Красно солнышко…». Шварц
Е.Л. Красная Шапочка (отрывок). Шмелев И.С.
«Ветерок сыроватый, мягкий…». Шолохов М.А. Судьба человека (отрывок). Фет А.А. «Я пришел
к тебе с приветом…». Осень. Федорова Н. Проводы зимы. Чехов А.П. Ванька (отрывок). Членов
А.Ф. Какие они, полярники? (отрывок). Языков Н.М. «Мой друг! Что может быть милей…».
Яснов М.Д. «Я у мамы!..».

4 класс
Восприятие фольклорных и художественных произведений
Сосредоточенное слушание чтения одноклассников (сверстников). Чтение вслух, ориентированное
на слушателей и на учебную задачу. Внимание к технике чтения вслух (своей и других детей).
Выделение главной мысли прослушанного текста, отличительных особенностей средств
выразительности. Эмоциональная реакция на художественный текст, выразительно прочитанный
другими; использованные чтецом выразительные средства.
Универсальные учебные действия. Решать учебные задачи на основе прослушанного текста или
восприятия собственного прочтения: воспроизведение последовательности событий в
прослушанном произведении; оценка техники чтения. Анализировать выразительные средства,
используемые чтецом, оценивать их с точки зрения соответствия особенностям текста.
Техника чтения, подготовка к выразительному чтению
Универсальные учебные действия. Читать вслух с ориентацией на слушателя и учебную задачу.
Читать бегло вслух текст, правильно передавая его ритмический рисунок и интонацию.
Мотивировать чтение: самостоятельно определять цель выразительного исполнения. Читать «про
себя», оценивать свое чтение с точки зрения адекватного понимания и запоминания текста.
Самостоятельно готовить художественное исполнение произведения: подбирать выразительные
средства (интонации, логические ударения, темп речи, тембр голоса). Оценивать выступление свое
и одноклассников с точки зрения передачи особенностей произведения и героев. Использовать
элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений. Критически оценивать свое
выразительное чтение: соотносить его качество с поставленной учебной задачей и особенностями
текста.
Читать вслух и «про себя», ориентируясь на поставленную учебную задачу.
Самостоятельно анализировать текст для адекватного использования художественных средств при
его выразительном исполнении. Взаимодействовать с партнером при чтении диалогов, по ролям и
др.
Жанры фольклора и художественной литературы
Фольклор как народная духовная культура, комплекс словесных и словесно-музыкальных
произведений народного творчества. Сходство фольклора разных народов по тематике,
художественным образам и форме — бродячие сюжеты (без предъявления термина).
Фольклорные календарные праздничные песни, особенности их содержания и формы: тематика;
средства художественной выразительности (постоянные эпитеты, обратный порядок слов в
словосочетаниях, напевность и др.). Предания как исторические рассказы с вымыслом,
фантастикой, преувеличением. Особенности преданий: наличие чуда, исторические персонажи и
их славные дела; конкретность места протекания действия, открытая оценка героев. Легенды —
эпические произведения. Особенности легенд: фантастическое представление явлений живой и
неживой природы, мира людей; протекание во времени (от прошлого к будущему),
предостережение от недоброго, утверждение надежды на райское время.
Собиратели фольклора. Сказочники.
Фольклор как источник возникновения художественной литературы. Использование сюжетов и
образов фольклора в авторских сказках и художественных произведениях.
Русская и зарубежная авторская сказки.
Особенности песни как лирического произведения: тематика, средства выразительности.
Юмористические произведения: назначение и особенности.
Универсальные учебные действия. Характеризовать жанр произведения. Обосновывать
принадлежность произведения к данному жанру. Группировать (классифицировать) произведения
по жанрам.
Страницы истории детской литературы
Рождение детской литературы (ХIХ век). Включение в «золотой фонд» детской литературы
произведений, написанных не для детей.
Первые стихотворные произведения, написанные для детей.
Прозаические произведения для детей. Первые книги для детского чтения.

Детская литература в начале XX века. Включение в «золотой фонд» детской литературы
произведений, написанных не для детей.
Советские писатели — детям. Тематика стихотворных и прозаических произведений.
Познавательная книга для детей.
Универсальные учебные действия. Соотносить произведение с его автором. Рассказывать о
тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях. Выделять в авторском
тексте элементы фольклора.
Работа с фольклорными и художественными текстами
Назначение произведений: познавательные, воспитательные, исторические, приключенческие,
юмористические и др. Главная мысль произведения. Герои произведения: поступки, отношения.
Образный строй произведения: сюжет, герои, их значение в повествовании и характеристика; язык
произведения.
Универсальные учебные действия. Оценивать значимость произведения (назначение, решение
нравственных проблем, художественные достоинства и др.).
Анализировать текст: самостоятельно определять главную мысль (отвечать на вопрос «О чем
автор хотел рассказать своим произведением?»), обосновывая примерами из текста; описывать
героя, используя текст. Оценивать мнение автора о героях и свое отношение к ним.
Характеризовать героя с использованием текста произведения: находить в тексте описания героев
(внешности, поступков, мыслей). Выдвигать предположения о характере героя на основе его
поступков, находить в тексте подтверждение выдвинутым предположениям.
Сравнивать особенности фольклорных и художественных текстов: выделять средства
художественной выразительности, характерные для разных жанров. Самостоятельно подбирать
пословицы, подходящие по смыслу к идее произведения, поведению героев.
Исследовать язык произведения: находить в нем средства художественной выразительности
(сравнение, метафору, олицетворение, гиперболу); характеризовать значение описаний (героя,
природы, обстановки) для усиления выразительности образов. Анализировать диалоги героев:
характеризовать их отношение к происходящим событиям и друг к другу.
Анализировать пространство текста: находить абзац; делить текст на части; выделять эпизоды;
характеризовать структуру текста (главы, эпизоды); находить части текста, соответствующие
иллюстрациям.
Развитие речи
Универсальные учебные действия. Самостоятельно определять источники получения информации
(при объяснении лексического значения незнакомых слов): пользоваться словарями,
справочниками, энциклопедиями.
Конструировать самостоятельно описания: составлять небольшие тексты с использованием
сравнений, гипербол, метафор, олицетворений.
Пересказывать текст в соответствии с собственным замыслом (выборочно, полно, кратко);
самостоятельно определять способ пересказа произведения (от первого, третьего лица).
Сочинять небольшие тексты описательного и повествовательного характера. Сочинять
фольклорные произведения отдельных жанров: загадка, потешка, считалка. Писать небольшие
отзывы о книге.
Драматизировать небольшие произведения: выбирать роль, играть ее в соответствии с
особенностями персонажа, выбирать интонационный рисунок для текста роли; соблюдать правила
культурного диалога.
Библиографическая культура (работа с книгой)
Элементы книги: обложка, титульный лист. Аннотация.
Автор, составитель, переводчик. Краткие биографические сведения о поэтах и прозаиках XIX и
XX веков — классиках детской литературы.
Советские иллюстраторы детской книги (Ю.А. Васнецов, И.Я. Билибин).
Универсальные учебные действия. Характеризовать книгу по ее элементам. Рассказывать
основные биографические сведения о поэтах и прозаиках, соотносить произведения с их именами.
Составлять аннотацию к книге.

Произведения для слушания и чтения
Русские народные песни. Русские народные сказки:
Морозко; Сивка-бурка; Сорока. Былины, предания, легенды: Добрыня и Змей; Дождь и лягушки;
Илья Муромец и Соловей- разбойник; Легенда о старом плаще. Библейские предания: Блудный
сын; Каин и Авель.
Аксаков И.С. Аленький цветочек. Андерсен Х.-К. Гадкий утенок. Принцесса на горошине. Бажов
П.П. Медной горы Хозяйка. Барто А.Л. Игра в слова. На заставе. Берестов В.Д. Спасибо сказке!
Старинные песни. Бианки В.В. Первая охота. Бунин И.А. А.П. Чехов. Воронкова Л.Ф.
Необыкновенный учитель. Гайдар А.П. Дым в лесу (отрывок). Гарин-Михайловский Н.Г. Детство
Темы (отрывок). Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и мышиный король. Братья Гримм. Корольлягушонок, или Железный Генрих. Соломинка, уголек и боб. Горький М. Автобиография
(отрывок). Воробьишко. Детство (отрывок). Случай с Евсейкой. Даль В.И. Ворона. Жуковский
В.А. Котик и козлик. Мальчик с пальчик. Жаворонок. Киплинг Р. Как верблюд получил свой горб.
Рикки-Тикки-Тави. Лихачев Д.С. Любите читать. Майков А.Н. Колыбельная песня. МаминСибиряк Д.Н. Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий
хвост. «Скоро сказка сказывается…» (отрывок). Морозов А.А. Небылицы в лицах. Носов Н.Н.
Мишкина каша. Одоевский В.Ф. Городок в табакерке (отрывок). Мороз Иванович. Озаровская О.
Бабушкины старины. Паустовский К.Г. Стальное колечко (отрывок). Перро Ш. Кот в сапогах.
Плещеев А.Н. Шаловливые ручонки. Пушкин А.С. «...В те дни в таинственных долинах...». Зимнее
утро. Какая ночь! Зимний вечер. Зимняя дорога. Певец. Птичка. «Сказка о царе Салтане…». «У
лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»). Родари Дж. Солнце и туча.
Свеченовская И. «Моя жизнь — пре- красная сказка…». Саша Черный. Дневник Фокса Ники
(отрывок). Скребицкий Г.А. Чир Чирыч. Сладков Н.И. Сушеные камни. Соколов-Микитов И.С.
«Из глубины памяти…». Колокольчики. Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения
Буратино (отрывок). Толстой Л.Н. Волк и собака. Игры (отрывок из книги «Детство»). Прыжок.
Тургенев И.С. Певцы (отрывок). Ушинский К.Д. Два плуга. Дети в роще. Лиса Патрикеевна.
Мышки. Фет А.А. «Мама! глянь-ка из окошка...». Фраерман Р.И. Знание детского сердца. Чехов
А.П. Белолобый. Мальчики (отрывок). Шер Н.С. А.П. Чехов (отрывок). Шергин Б.В. Собирай по
ягодке — наберешь кузовок. Шлыгин А.И. Обращение к Барто. Щипачев С.П. В гостях у бабушки.
Рабочая программа рассчитана на 506 часов (в 1-3 классах по 4 часа в неделю, в 4 классе 3 часа в
неделю), из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ
(Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что
составляет 152 часа.

Тематическое планирование
№

Тема

Количество часов/класс
Всего

1

1

2

3

4

Восприятие фольклорных и художественных
96
произведений
Техника чтения, подготовка к выразительному 67
чтению

32

22

18

16

18

21

12

3

Жанры фольклора и художественной литературы 45
(общее представление)

9

12

13

11

4

Работа с фольклорными и художественными 152
текстами

39

40

45

28

5

Развитие речи

60

11

21

17

11

6

Библиографическая культура (работа с книгой)

17

3

6

5

3

2

24

7

Произведения для слушания

39

14

11

8

6

8

Произведения для самостоятельного чтения

30

8

6

9

7

132

136

136

102

Итого: 506

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, интерактивная доска, многофункциональное
устройство, цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат, видеокамера, диктофон.
Учебно-методический комплект:
Литературное чтение. 1 класс (ч.1, 2), автор – Виноградова Н.Ф., Сафонова И.В., Хомякова И.С.,
изд-во Вентана-Граф.
- Литературное чтение. 2 класс (ч.1, 2), автор – Виноградова Н.Ф., Сафонова И.В., Хомякова И.С.,
изд-во Вентана-Граф.
- Литературное чтение. 3 класс (ч.1, 2), автор – Виноградова Н.Ф., Сафонова И.В., Хомякова И.С.,
изд-во Вентана-Граф.
- Литературное чтение. 4 класс (ч.1, 2), автор – Виноградова Н.Ф., Сафонова И.В., Хомякова И.С.,
изд-во Вентана-Граф.
Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы
(ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы):
Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
Учительская – Яндекс. Учебник: https://education.yandex.ru
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари,
энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Учительская – Яндекс. Учебник: https://education.yandex.ru
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
Портреты писателей
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы
Иллюстрации к художественным произведениям
Детская периодика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».