Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение по программе Перспектива

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
начального общего образования
срок реализации 4 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
для учащихся 1- 4 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Кричфалуший СА.,
учитель начальных классов

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение» на уровне
начального общего образования
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной,
гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы
из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного
построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной форме.
2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и
коммуникативных задач.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения
рассуждений.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество;
книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами
гуманитарно - эстетического цикла.
6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства их осуществления.
7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно- нравственных ценностей великой русской литературы и литературы
народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем
учебным предметам; формирование потребности в систематичном чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя,
элементарными
приѐмами
интерпретации,
анализа
и
преобразования
художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий.
Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и
алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей
читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу
«Литературное чтение»
1класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров художественного слова;
Заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения;
Обмениваться впечатлениями от прочитанного;
Читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно;
Отвечать на вопросы по содержанию текста;
Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание ребѐнка;
Пересказывать знакомые сказки;
Воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
Сосредотачиваться на чтении текста;
Слушать собеседника; громко, чѐтко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и
при чтении;
Делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;
Грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить высказывания;
Доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и взрослому;
Читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание произведения;
Понимать значения слов и выражений исходя из контекста.
Соблюдать интонацию различных типов предложения;
Наблюдать за языком художественного произведения; доказывать и подтверждать фактами (из
текста) собственное суждение
Раздел «Творческая деятельность»
Воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений
Сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;
Сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом.
Различать сказку, рассказ и стихотворение
Учащиеся 1 класса получат возможность научиться :
Придумывать свой вариант развития сюжета сказки;
Передавать свои впечатления в устной речи и через рисунок;
Сравнивать художественные тексты с произведениями художников и музыкантов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Учащиеся 1 класса научатся:
Знать наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
Знать автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;
Знать имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе;
Высказывать собственное мнение о прочитанном, эмоционально откликаться на прочитанное;
Внимательно относиться к авторскому слову в художественном тексте.
Учащиеся 1 класса получат возможность научиться :
Наблюдать за языком художественного произведения;
Находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу;
Отличать прозаический текст от поэтического;
Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

2 класс.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Учащиеся 2 класса научатся:
Осознанно воспринимать произведения в исполнении мастеров художественного слова;
стихотворения в исполнении взрослого или подготовленного ребѐнка (в сочетании с музыкальным
сопровождением);
Четкой дикции, умению правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или
уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи;
Читать целыми словами без разделения на слоги двух и трехсложных слов;
Читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
Сознательно, правильно читать ( без пропусков и искажений) в темпе 50-60 слов в минуту;
Читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений
различного типа;
Подробно пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая
последовательность изложения событий; пересказывать по предложенному картинному плану;
пересказывать выборочно с опорой на вопросы и иллюстрации;
Ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом
учебника.
Учащиеся 2 класса получат возможность научиться:
Делить текст на части, находить главную мысль прочитанного ( с помощью учителя).
На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описаниехарактеристика героя);
Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и
справочной литературой.
Раздел «Творческая деятельность»
Учащиеся 2 класса научатся:
Выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно;
Различать слова авторов и героев;
Определять тему произведения по заглавию;
Составлять небольшой рассказ по картинке или серии картинок, объединѐнных общей темой;
Высказывать своѐ отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
Отгадывать загадки;
Читать по ролям литературное произведение;
Использовать различные способы работы с деформированным текстом;
Создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта
Читать по ролям литературное произведение; использовать различные способы работы с
деформированным текстом
( устанавливать причинно - следственные связи, последовательность событий, этапность в
выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе
плана);
Создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта..
Учащиеся 2 класса получат возможность научиться :
Рисовать словесные картины на основе прочитанного текста ( с помощью учителя);
Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Учащиеся 2 класса научатся:
Знать наизусть 5-6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
Знать 5- 6 русских народных пословиц считалок, загадок;
Знать имена и фамилии 5-6 отечественных писателей;

Находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на
слова точно, как, словно;
Отличать прозаический текст от поэтического
Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три
существенных признака;
Отличать прозаический текст от поэтического;
Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
Учащиеся 2 класса получат возможность научиться:
Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,
автор) и средств художественной выразительности
( сравнение, олицетворение, метафора);
Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,
используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)
3 класс.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Учащиеся 3 класса научатся:
Читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
Читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания подробно и
выборочно;
Читать текст выразительно, передавая своѐ отношение к прочитанному, выделяя при чтении
важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
Делить несложный текст на части;
Составлять план прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста;
Находить предложения, выражающие главную мысль, уметь соотносить главную мысль с
пословицей;
Размышлять над мотивами поступков персонажей, сравнивать героев, находить слова и
выражения для их характеристики;
Давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные
оценки;
Обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку;
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;
Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и
справочной литературой.
Учащиеся 3 класса получат возможность научиться :
Выбирать интонацию (тон, темп речи и чтения, логические ударения и паузы) в зависимости от
содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или
недовольство, сочувствие или осуждение;
Читать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д (с помощью
учителя);
Распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова
по контексту;
Ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать
полученную информацию в практической деятельности;
Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению)
литературного произведения по заданному образцу.
Раздел «Творческая деятельность»
Учащиеся 3 класса научатся:
Самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания
учебника;
Рисовать словесные картины к художественным произведениям;
Находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои,
события, природа;
Находить в произведении средства художественной выразительности ( сравнения, эпитеты);

Составлять рассказ на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей,
семьи и др.;
Воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия,
героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения;
Отбирать из словесной ткани произведения детали и объединять их для создания целостного
художественного образа;
Читать по ролям литературное произведение;
Использовать различные способы работы с деформированным текстом;
Читать по ролям литературное произведение; использовать различные способы работы с
деформированным текстом
( устанавливать причинно - следственные связи, последовательность событий, этапность в
выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе
плана);
Создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта
Учащиеся 3 класса получат возможность научиться:
Внимательно слушать собеседника, т.е анализировать речь, улавливать еѐ смысл, поддерживая
диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе
доброжелательности, миролюбия и уважения;
Драматизировать художественные произведения; участвовать в игровых ситуациях с переменой
ролей: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссѐра, художника, автора
текста;
Составлять рассказы в стиле определѐнного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель,
например, о птице или звере);
Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения ;
Творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Учащиеся 3 класса научатся:
Знать имена 3-4 авторов и классиков русской литературы;
Знать 2-4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
Знать наизусть 7-8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной
литературы;
Знать имена и фамилии 7-8 писателей – авторов прочитанных произведений;
Различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
Выделять особенности стихотворных произведений – рифму, ритм;
Ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии
автора, объединять произведения на определѐнную тему;
Различать художественные и научно - познавательные произведения;
Находить книгу из рекомендуемого списка литературы;
Самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста.
Учащиеся 3 класса получат возможность научиться:
Распознавать особенности построения фольклорных форм ( сказки, загадки, пословицы)
Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три
существенных признака;
Отличать прозаический текст от поэтического;
Распознавать особенности построения фольклорных форм ( сказки, загадки, пословицы)
4 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
Читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 100-120 слов в минуту;
Читать про себя произведения различных жанров;
Читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе
текста;

Передавать при чтении своѐ отношение к содержанию, героям произведения;
Находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
Находить метафоры и сравнения на примере загадки;
Различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов;
Пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
Соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
Составлять план, озаглавливать текст;
Выбирать
при выразительном чтении
интонацию, темп, логические ударения, паузы,
соответствующие содержанию произведения;
Находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
Находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое,
событиях;
Пользоваться ориентировочно- справочным аппаратом учебника ( оглавление, вопросы, заголовки,
подзаголовки, сноски, абзацы);
Определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации,
предисловие;
Произносить текст с различными смысловыми оттенками ( подтекстом): похвалой, одобрением,
насмешкой, осуждением и т.д;
Распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова
по контексту;
Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на
содержащуюся в нѐм информацию, но и на жанр, структуру, язык;
Составлять
краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению)
литературного произведения по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в
зависимости от цели чтения; писать отзыв о прочитанной книге;
Работать с тематическим каталогом;
Определять авторскую позицию и высказывать своѐ отношение к герою и его поступкам;
На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование –
создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание характеристика героя);
Воспринимать художественную литературу как вид искусства;
Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать
собственное суждение;
Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в
зависимости от цели чтения;
Определять авторскую позицию и высказывать своѐ отношение к герою и его поступкам;
Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование –
создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание характеристика героя); писать отзыв о прочитанной книге;
Работать с тематическим каталогом;
Работать с детской периодикой
Раздел «Творческая деятельность»
Выпускник научится:
Пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего, внешнего вида героя,
обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
Придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ
элементы описания, рассуждения;
Устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
Предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения
героев;
Воссоздать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его
настроение;

Самостоятельно описывать текст по аналогии с прочитанным, использовать сравнения,
олицетворения, эпитеты;
Передавать рассказанную смешную историю в грустную и т.д;
Самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в
художественном описании природы или какого- либо предмета.
Выпускник получит возможность научиться:
Точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему
внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в
общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником;
Придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х.
Андерсена;
Описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;
Создавать свой вариант сказки на известный сюжет;
Составлять загадки с использованием метафор;
Составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания,
повествования, рассуждения;
Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
Знать наизусть 10-12 стихотворений;
Знать 5-6 книг по темам детского чтения;
Различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать своѐ отношение к
прочитанным произведениям;
Различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины,
выделять их характерные признаки;
Сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные
особенности текста, настроения героев и авторского видения;
Сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета
( лилии, ромашки, щенка и т. д);
Сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой
Выпускник получит возможность научиться:
Сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля
автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно - этической оценки, видения
мира, нравственной оценки изображѐнных событий; составление общего представления об авторе
произведения. Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя
два - три существенных признака;
Отличать прозаический текст от поэтического;
Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,
используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)
Содержание учебного курса
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его
значения.
Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове,
фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и
мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких,
звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на стога, открытый и закрытый
слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов,
ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом
обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ѐ, ю, я; их
двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков
с помощью букв и, е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение
алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов
(пиктография). Понимание ценности современного письма.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный
звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии
со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале
небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и
самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение
над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника
в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих
отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
• употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
• употребление ъ и ь как разделительных знаков;
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в
тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при
самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на
смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного
текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по
материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на
доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Адекватное понимание содержания звучащего речи, умение отвечать на вопросы по содержанию
услышанного произведения; определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания. Уметь задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведению.
Чтение вслух
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв
и слогов в словах. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному, плавному
чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличения от
класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на
смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово ( словосочетание и предложение) с его
значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей

отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в
соответствии с речевой задачей и целями общения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передачи их с помощью
интонирования.
Чтение «про себя»
Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объѐму и
жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приѐмов контроля и коррекции
путѐм воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно - познавательном тексте, используя
различные виды чтения: изучающее, просмотровое, выборочное. Понимание особенностей
разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-познавательном и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов
организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и
оформлению.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; структуры; деление текста на
смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание;
составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно
сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным
словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической
последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание,
рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу).
Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать
выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение
справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя,
обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чѐм говорили собеседники,
основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно - познавательных произведений. Наблюдение и различение
целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то,
объяснить читателю).
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси
и начало книгопечатания (общее представление). Книга: учебная, художественная, справочная.
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о
художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная
(с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам
в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на
него. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на
вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»).
Определение особенностей
художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью
изображѐнных картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его
значения, прямое и переносное значения слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать)
картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения с использованием
выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в

художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по
эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и
мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный, краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии
или по контрасту, нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной
мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя, Самостоятельный
выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих
составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске,
характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек,
скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных
произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в
фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно- нравственным традициям
России.
Осмысление нравственно - этических понятий, раскрытых в литературно- художественных
произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость.
Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений
литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно - духовного общения людей: не делай другого того, чего не
желаешь себе, люби другого человека, как самого себя; умение применить их в повседневном
общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть
сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения,
основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои
отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви,
терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своѐ слово,
избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своѐ мнение.
Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям
литературных произведений.
Работа с учебными , научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос:
«Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и научнопопулярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих
особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов ( по отрывкам или небольшим
текстам). Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установление
причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по
воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями.
Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы,
выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в
вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с
опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с
особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание
небольшого объѐма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нѐм
основной мысли и еѐ доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с
учѐтом специфики научно- популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу сначала, что скажу
затем и чем закончу своѐ высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью
высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или
заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм
речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи )
Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характера героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному
произведению), отзыв о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с
использованием приѐмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков
отечественной (с учѐтом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX –
XX веков; классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России
и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные,
научно - популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература,
детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для
чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения с
детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки,
песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, еѐ истории и
природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости;
юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение», «Читалочка- обучалочка»,
предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и
большие секреты страны Литературии», «Мы идѐм в библиотеку», где приводится
рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств художественной выразительности,
используемых в художественной речи: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
олицетворений, звукописи (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор
(рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение
автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания:
повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя,
диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения
(различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного
смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция).
Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк – общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность учащихся
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением,
включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта
развития сюжета сказки (с помощью учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование,
выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с

деформированным текстом ( установление причинно- следственных связей, последовательности
событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения,
создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),
репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного
опыта.
Сопоставление произведений словесно- художественного, музыкального, изобразительного
творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки с стихов, выражение
своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
1 класс
I. Мир общения (20 ч).
Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая
форма общения, собеседники.
Слово в общении.
Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в
общении.
Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия
конкретных предметов и слова с обобщающим значением.
Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают
ли предметы? Слова и предметы.
Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.
«Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных
произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.
Рисунки и предметы в общении.
Предыстория письменной речи.
Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как
подготовка к осмыслению письменной речи.
Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.
Сообщения, записанные знаками-символами.
Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных,
групповых и индивидуальных форм работы.
Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами
и др.
Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.
Первоначальное обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова - наши посредники в общении с
людьми, средства общения.
Слово как главное средство общения.
Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.
Звуковая структура слова.
Звуки в природе.
Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и
твердые согласные звуки, их обозначение.
Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование
условными обозначениями).
Звучание и значение слова.
Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как
двусторонняя единица языка (без терминологии).
Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет).
Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как
последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к
письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.
Слова и слоги. Ударение в слове.
Слог - минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово - номинативная
(назывная) единица, слог - единица произношения. Слогообразующая функция гласных.
Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения .
Смыслоразличительная роль ударения (замок - замок, кружки - кружки).

Слово и предложение.
Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.
Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.
Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов.
Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и
постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.
II. Страна АБВГДейка (64 ч).
Гласные звуки и буквы.
Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.
Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).
Звучание и значение слова.
Согласные звуки и буквы.
Согласные звуки, обозначение их буквами.
Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их
артикуляция. Обозначение звуков буквами.
Смыслоразличительная функция звуков.
Мягкие и твердые согласные.
Звонкие и глухие согласные.
Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов.
Открытый и закрытый слоги.
Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами:
ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.
Буквы е, ѐ, ю, я.
Двойное значение букв е, ѐ, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука
и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука [й']и гласного а,
о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого
знаков).
Буквы ъ и ъ.
Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
Употребление ь и ъ как разделительных знаков.
Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости
согласных.
Повторение - мать учения! Старинные азбуки и буквари.
Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).
Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная
роль.
III. Про все на свете (8 ч).
Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к
собеседнику.
Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).
Звуко-слоговой состав слов.
Слово и предложение.
Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь.
Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи
и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм
речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения
(умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте
является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме
деятельности.
I. Книги - мои друзья (5 часов)
Скороговорки. Стихи С.Михалкова, А.С. Пушкина, К. И. Чуковского. Рассказы В.Осеевой,
К.Ушинского

II. Радуга –дуга (5 часов)
Песенки, загадки русского народа. Песенки, пословицы, поговорки разных народов.
III. Здравствуй, сказка! (6 часов)
Произведения Г.Юдина, Т.Коти, Н.Кончаловской, В.Лунина, Т.Павловой, Л. Пантелеева,
С.Михалкова, Е. Благининой, И.Гамазковой. Сказки разных народов.
IV. Люблю всѐ живое (6 часов)
Стихи В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой, И.Пивоваровой, С.Михалкова, С.Маршака.
Рассказы В.Бианки, Н.Сладкова, Б.Житкова, Л. Толстого.
V. Хорошие соседи, счастливые друзья (8 часов)
Стихи В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой, С.Михалкова, Ю.Мориц, Э.Шима. Рассказы
Е.Пермяка, В.Осеевой, Л.Толстого, В.Сутеева.
VI. Край родной, навек любимый (9 часов)
Произведения П.Воронько, А .Плещеева, С.Есенина, А.С.Пушкина, В.Берестова, Г.Виеру,
К.Ушинского, Л.Толстого, Н.Сладкова, А.Майкова и др.
VII. Сто фантазий (1 час)
Стихи Р.Сефа, В.Маяковского, В. Викторова, Ю.Мориц, И. Пивоваровой. Рассказ Г.Цыферова.
Программа 2 класса состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый
раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные
знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и
завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов,
внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс
по предмету.
Раздел «Любите книгу» (9 часов)
«Любите книгу». Рассказы о любимых книгах. Ю.Энтин «Слово про слово». В.Боков.
«Книга – учитель…» .Г.Ладонщиков «Лучший друг».
«Книги из далѐкого прошлого». Книги из далѐкого прошлого и современные книги.
Славянская письменность. Н. Кончаловская «В монастырской келье».
«Мы идѐм в библиотеку». Мы идѐм в библиотеку. Справочная и энциклопедическая
литература.
«Мои любимые художники – иллюстраторы». Мои любимые художники-иллюстраторы. Ю.
Мориц « Трудолюбивая старушка».
Раздел «Краски осени» (13 часов)
«Краски осени». А. С. Пушкин «Унылая пора...»А. Аксаков «Осень». Работа
с
репродукциями картин. В. Поленов «Осень в Абрамцево». А. Куинджи «Осень». А. Майков
«Кроет уж лист золотой…» С. Есенин «Закружилась листва золотая»
«Осень наступила». А. Плещеев «Осень наступила». И. Токмакова. «Опустел скворечник»
Осенние загадки
«Мы идѐм в библиотеку». Мы идѐм в библиотеку. С. Маршак «Октябрь». Н. Сладков
«Сентябрь». Л. Яхнин «Осень в лесу»
«Наш театр». Наш театр. Н. Сладков «Осень»
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Маленькие и большие секреты
страны Литературии. Чем стихи отличаются от прозы. Н. Никитин «Встреча зимы» И. Бунин.
«Листопад». А. Майков «Летний дождь».
Раздел «Мир народной сказки» (17 часов)
«Мир народной сказки». Мир народной сказки.
«Битый небитого везѐт, битый небитого везѐт». Русская народная сказка «Лисичкасестричка и волк». Битый небитого везѐт. Корякская сказка «Хитрая лиса»
«У страха глаза велики». Русская народная сказка «Зимовьѐ». Русская народная сказка «У
страха глаза велики». Белорусская сказка «Пых»
«Мы идѐм в библиотеку». Мы идѐм в библиотеку. Работа с тематическим каталогом
Хантыйская сказка «Идэ».

Тема: «Ближе матери друга нет». Ближе матери друга нет. Нанайская сказка «Айога».
Ненецкая сказка «Кукушка». Инсценирование ненецкой сказки «Кукушка». Сравнение нанайской
сказки «Айога» и ненецкой сказки «Кукушка».
«Наш театр». Наш театр. Сказка «Лиса и журавль».
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Маленькие и большие секреты
страны Литературии. Работа со сказками. Лиса – сказочный герой и животное.
Раздел «Весѐлый хоровод» (10 часов)
«Весѐлый хоровод». Весѐлый хоровод. Музей народного творчества
«Народные заклички, приговорки, потешки, перевѐртыши, весѐлые стихи, которые создали
авторы». Народные заклички, приговорки, потешки, перевѐртыши. Э. Успенский «Память». Ю.
Мориц «Хохотальная путаница». Мы идѐм в библиотеку. Устное народное творчество.
«Небывальщина». Д. Хармс «Весѐлый старичок». «Небывальщина»
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Маленькие и большие секреты
страны Литературия К. Чуковский «Храбрецы». С. Маршак «Храбрецы»
«Праздник, праздник у ворот». Подготовка праздника «Весѐлый хоровод» Праздник,
праздник у ворот
Раздел «Мы – друзья» (10 часов)
«Мы друзья». Мы - друзья. Михаил Пляцковский «Настоящий друг». В. Орлов «Я и мы»
«Хорошая горка получилась». Н. Носов «На горке». Мы идѐм в библиотеку. Т.Коти «Замок
на песке»
«Друзья познаются в беде». С. Михалков «Как друзья познаются». Э. Успенский «Крокодил
Гена и его друзья»
«Наш театр». Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». «Маленькие и большие секреты
страны Литературии». Басня. Мораль басни. Как пересказать произведение?
Раздел «Здравствуй, матушка Зима!» (11 часов)
«Готовимся к празднику». Готовимся к празднику. Здравствуй, матушка Зима!
«Чародейкою Зимою околдован лес стоит…». А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…». Ф.
Тютчев «Чародейкою Зимою…». С. Есенин «Поѐт зима, аукает…»; «Берѐза»
«Зимние праздники». С. Чѐрный «Рождественское». Ф. Фофанов «Ещѐ те звѐзды не
погасли...». К. Бальмонт «К зиме». С. Маршак «Декабрь». А. Барто «Дело было в январе...». С.
Дрожжин «Улицей гуляет…»
«Загадки зимы». Загадки зимы.
«Праздник начинается, конкурс предлагается». Подготовка к коллективному
инсценированию. Праздник начинается, конкурс предлагается
Раздел «Чудеса случаются»(17 часов)
«Чудеса случаются». Чудеса случаются. А. С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Много
захочешь – последнее потеряешь. Создание обложки к книге А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке»
«Герои литературных сказок». Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алѐнушкины сказки». Д. Н.
Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Дж.
Харрис «Сказки дядюшки Римуса». Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик».
«Мы идѐм в библиотеку». Э. Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки». Мы идѐм в
библиотеку. Сказки Г. Х. Андерсена
«Мои любимые писатели». К.Чуковский «Я начинаю любить Бибигона». К.
Чуковский «Бибигон и пчела». Бибигон и барон Мюнхгаузен.
«Наш театр». Наш театр. Определение этапности подготовки к спектаклю. Наш театр.
Инсценирование сказки К. Чуковского «Краденое солнце»
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Маленькие и большие секреты
страны Литературии. Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца».
Раздел «Весна, весна! И всѐ ей радо!» (11 часов)
«Весна, весна! И всѐ ей радо!». Весна, весна! И всѐ ей радо! Ф. Тютчев «Зима недаром
злиться…». И. Никитин «Весна». А. Плещеев «Весна». Т. Белозѐров «Подснежники».
«В душу уже просится весна…». А. Чехов «Весной». А. Фет «Уж верба вся пушистая…».
А. Барто «Апрель». Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне.

«Мы идѐм в библиотеку». Маршак «Март». И. Левитан «Ранняя весна». И. Токмакова
«Весна». Саша Чѐрный «Зелѐные стихи». Сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна».
«Наш театр». Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев».
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Маленькие и большие секреты
страны Литературии. Создание текста о весне.
Раздел «Мои самые близкие и дорогие»(8 часов)
«Мои самые близкие и дорогие». Р. Рождественский «На земле хороших людей немало».
Ю. Энтин «Песня о маме». Б. Заходер «С папой мы давно решили».
«Нет лучше дружка, чем родная матушка». Нет лучше дружка, чем родная матушка
«Лад и согласие – первое счастье». Лад и согласие – первое счастье
«Если был бы я девчонкой». Если был бы девчонкой…Э. Успенский «Разгром» Б.Заходер
«Никто».
«Наш театр». Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Маленькие и большие секреты
страны Литературии.
Раздел «Люблю всѐ живое»(16 часов)
«Люблю всѐ живое». Люблю всѐ живое. Саша Чѐрный «Жеребѐнок». С. Михалков «Мой
щенок».
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идѐт». Храбрый не тот,
кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идѐт. С. Снегирѐв «Отважный пингвинѐнок». М.
Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин«Страшный рассказ».
«Нелегко
снимать
зверей».
Нелегко
снимать
зверей.
Н.
Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии «Заяц». Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
«Мы идѐм в библиотеку». Мы идѐм в библиотеку. Сказки и рассказы о животных. Мои
любимые писатели. В. В. Бианки. В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка».
«О чѐм плачет синичка?». Н. Сладков «Сосульки да вода». «Весенний звон». «Лисица и
ѐж». В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»
«Наш театр». Наш театр. Знакомство со сказкой В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий
Бок».
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Маленькие и большие секреты
страны Литературии. Как написать отзыв о прочитанном произведении. А. Барто «Думают ли
звери?»
Раздел: «Жизнь дана на добрые дела» (14 часов)
«Жизнь дана на добрые дела». Жизнь дана на добрые дела. С. Баруздин «Стихи о человеке
и его добрых делах». Л. Яхнин «Пятое время года»
«Кто добро творит, того Бог благословит». Кто добро творит, того жизнь благословит. В.
Осеева «Просто старушка». Э. Шим «Не смей!». А. Гайдар «Совесть». Е. Григорьева «Во мне
сидят два голоса…»
«Кто скоро помог, тот дважды помог». В. Осеева «Три товарища». И. Пивоваров
«Сочинение». Сочинение «Как я помогал маме»
«Мы идѐм в библиотеку». Мы идѐм в библиотеку. Мои любимые писатели. Н. Носов
«Затейники». Н. Носов «Фантазѐры»
«Наш театр». Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности»
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Маленькие и большие секреты страны
Литературии. Юмористические произведения Н. Носова.
Программа 3 класса состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый
раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные
знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и
завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов,
внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс
по предмету.
Раздел «Книги – мои друзья» (5часов)
«Первопечатник Иван Фѐдоров»

«Мы идѐм в музей книги». Тема: «Мы идѐм в библиотеку». Мы идѐм в библиотеку. Справочная и
энциклопедическая литература.
Раздел «Жизнь дана на добрые дела»(17 часов)
«Пословицы и поговорки», «Н. Носов. Огурцы», «М. Зощенко. Не надо врать», «Л.
Каминский. Сочинение», «М. Зощенко. Через тридцать лет», «Самостоятельное чтение. Н. Носов.
Трудная задача», «Семейное чтение. Притчи», «Наш театр. В. Драгунский. Где это видано, где это
слыхано», «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Проверочная работа
Раздел «Волшебная сказка»(15 часов)
«Русская сказка. Иван-царевич и серый волк». «Русская сказка. Летучий корабль». «Мы идѐм в
библиотеку. Сборники сказок». «Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко». «Семейное
чтение. Русская сказка. Белая уточка». «Наш театр. Русская сказка. По щучьему веленью».
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Проверочная работа
Раздел «Люблю всѐ живое»(20 часов)
«Сравнение художественной и научно-познавательной литературы». К. Паустовский. «Барсучий
нос». «В. Берестов. Кошкин щенок». Б. Заходер. «Вредный кот». «В. Бианки. Приключения
Муравьишки». Тема: «О. Полонский. Муравьиное царство». «Тим Собакин. Песни бегемотов».
«Мы идѐм в библиотеку. Сборники произведений о природе. Журналы для детей».
«Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка». «Семейное чтение. Н. Носов.
Карасик». «Наш театр. М. Горький. Воробьишко». «Маленькие и большие секреты страны
Литературии. Проверочная работа
Раздел «Картины русской природы»(12 часов)
«Н. Некрасов. Славная осень». Устное сочинение по картине. «М. Пришвин. Осинкам холодно».
«Ф. Тютчев. Листья». «А. Фет. Осень». «И. Бунин. Первый снег». «Мы идѐм в библиотеку.
Сборники произведений о природе». «Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка».
«Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень…». «Маленькие и большие
секреты страны Литературии».
Раздел «Великие русские писатели»(30 часов)
«В. Берестов. А. С. Пушкин». «А. С. Пушкин. Зимнее утро». «А. С. Пушкин. Зимний вечер».
«А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета…». Устное сочинение по картине. «А. С. Пушкин.
Сказка о царе Салтане…». «Сказки А. С. Пушкина». « И. А. Крылов. Басни». «Великие русские
писатели». «Л. Н. Толстой. Лев и собачка». «Л. Н. Толстой. Лебеди». «Л. Н. Толстой. Акула».
«Мы идѐм в библиотеку. Книги великих русских писателей». «Самостоятельное чтение. Л. Н.
Толстой. Волга и Вазуза». «Л. Н. Толстой. Как гуси Рим спасли». «Наш театр. И. А. Крылов.
Квартет». «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Проверочная работа
Раздел «Литературная сказка»(19часов)
В. Даль. Девочка «Снегурочка». В.Одоевский. Мороз Иванович» «Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про
Воробья Воробеича…». «Переводная литература для детей». «Р.Киплинг. Маугли». «Дж.Родари.
Волшебный барабан». «Мы идѐм в библиотеку. Литературные сказки». «Самостоятельное чтение.
Тим Собакин. Лунная сказка». «Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе». «Наш
театр. С.Михалков. Упрямый козлѐнок». «Маленькие и большие секреты страны Литературии».
Проверочная работа.
Раздел «Картины родной природы»(18часов)
«Что такое стихи». «И.Соколов-Микитов. Март в лесу». «А. Майков. Весна». «С. Есенин. Сыплет
черѐмуха». «С. Есенин. С добрым утром». «Ф.Тютчев. Весенняя гроза». «О.Высотская. Одуванчик.
З.Александрова. Одуванчик». «М.Пришвин. Золотой луг». «А.Толстой. Колокольчики». «Саша
Чѐрный. Летом. А.Рылов. Зелѐный шум». «Ф. Тютчев. В небе тают облака». «Мы идѐм в
библиотеку. Сборники произведений о природе». «Самостоятельное чтение. Г.Юдин.Поэты».
«Я.Аким. Как я написал первое стихотворение». «Контрольная работа».
Программа 4 класса состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый
раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные
знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и
завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов,
внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс
по предмету.
Учебный материал 4 класса распределѐн по разделам:

Раздел «Книга в мировой культуре» (5 ч)
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: библиотека, каталог,
аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Устное
сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Из Повести временных лет. О книгах. Летописец
Нестор. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка
сообщения на тему. Удивительная находка. Пересказ текста. Экскурсия в библиотеку. Подготовка
сообщений о старинных и современных книгах.
Раздел «Истоки литературного творчества» (17ч)
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы.
Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Сочинение на тему. Библия —
главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета) Притча о
сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл
притчи. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В.Васнецов.
Гусляры. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.
Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине
В.Васнецова «Богатырский скок». Славянский миф. Особенности мифа. Мифы древней Греции.
Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. Мы идѐм в библиотеку.
Произведения устного народного творчества. Самостоятельное чтение. Сказки о животных.
Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии.
Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю. Семейное чтение. Царь и
кузнец. Притча. Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.
Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. Маленькие и большие секреты страны
Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа.
Раздел «О Родине, о подвигах, о славе» (13ч)
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы
о Родине. К. Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. Н.
Языков. Мой друг! Что может быть милей… А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь.
Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Александр Невский.
Подготовка сообщения о святом Александре Невском В. Серов. Ледовое побоище. Н.
Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Дмитрий Донской. Кулаковская битва. Подготовка
сообщения о Дмитрии Донском. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская Песнь. Великая
Отечественная война 1941—1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. Маленькие и большие
секреты страны Литературии Обобщение по разделу . Творческий проект на тему «Нам не нужна
война»
Раздел «Жить по совести, любя друг друга» (14 ч)
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: ответственность, совесть.
А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. А.К Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.
И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. А. Гайдар. Тимур
и его команда. Смысл рассказа. А. Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. М.
Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. И. Пивоварова. Смеялись мы — хи-хи... Соотнесение
содержания текста с пословицей. Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Мы идѐм в библиотеку.
Создание выставки «Писатели — детям». Самостоятельное чтение. Н. Носов. Метро. Особенности
юмористического текста. Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа. Наш театр. Н.
Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны
Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа
Раздел «Литературная сказка» (24ч) Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия
раздела: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели русских народных сказок: А.
Афанасьев. В.Даль, К.Ушинский. Л.Н.Толстой. А.К.Толстой. Вильгельм и Якоб Гримм —
собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности
зарубежной литературной сказки. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной
сказки.Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки. Шарль Перро. Мальчик-спальчик. Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. Сказки Г-Х. Андерсена. Г.-Х.
Андерсен. Дикие лебеди. Г-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Г-Х. Андерсен. Чайник.
Особенности литературной сказки. С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и
Чудовище. Сравнение сказок. Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печѐт пирог. Инсценирование.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа.
Раздел «Великие русские писатели» (24 ч)
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: средства художественной
выразительности метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели. А.С.
Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения
на основе статьи.
Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». А.С. Пушкин. Сказка о
мѐртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных
сказок. А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения живописи в
литературы. А.С. Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства художественной выразительности
для создания образа весны. Ф.И. Тютчев. Ещѐ земли печален вид... А. Куинджи. Ранняя весна.
Сравнение произведений живописи и литературы. И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан.
Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. Сочинение по картине И.
Левитана «Вечерний звон». М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М.
Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гѐте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов.
М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы. М.Ю.
Лермонтов. Крестовая гора. Утѐс. Сравнение произведений живописи и литературы. М.Ю.
Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова. Особенности исторической песни. М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности
художественного в исторического текстов. Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом.
Л.Н. Толстой. Маман (из повести «Детство»). Герои рассказа. Л. Н. Толстой. Ивины. Герои
рассказа. И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И.
Никитин. Когда закат прощальными лучами... И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения
живописи и литературы.
И. Никитин. Гаснет вечер, даль синеет... Подготовка вопросов к стихотворению. И. Бунин. Ещѐ
холодно о сыро... Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. Проект.
Мы идѐм в музей. Подготовка к экскурсии. Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Был русский
князь Олег. Л.Н. Толстой. Басни.
Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. Пересказ. Наш театр. И
.А. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование. Маленькие и большое секреты страны
Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа
Раздел «Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного
Чтения» (5 ч)
Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения. Урок – отчѐт
«Путешествие по страницам любимых книг». Урок – игра «Литературные тайны»
Рабочая программа рассчитана на 506 часов (в 1-3 классах по 4 часа в неделю, в 4 классе 3 часа
в неделю), из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ
(Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что
составляет 152 часа.
Тематическое планирование
Раздел.
Давайте познакомимся
Страна АБВГДейка
Про все на свете
Вводный урок. Книги - мои друзья.
Радуга-дуга.
Здравствуй, сказка!
Люблю всѐ живое.
Хорошие соседи, счастливые друзья.
Край родной, навек любимый.
Сто фантазий.
«Любите книгу»
«Краски осени»

Класс.
1
20
64
8
5
5
6
6
8
9
1

2

9
13

3

4

«Мир народной сказки»
«Весѐлый хоровод»
«Мы – друзья»
«Здравствуй, матушка Зима!»
«Чудеса случаются»
«Весна, весна! И всѐ ей радо!»
«Мои самые близкие и дорогие»
«Люблю всѐ живое»
«Жизнь дана на добрые дела»
«Книги – мои друзья»
«Жизнь дана на добрые дела»
«Волшебная сказка»
«Люблю всѐ живое»
«Картины русской природы»
«Великие русские писатели»
«Литературная сказка»
«Картины родной природы»
Книга в мировой культуре
Истоки литературного творчества
О Родине, о подвигах, о славе
Жить по совести, любя друг друга
Литературная сказка
Великие русские писатели
Литература как искусство слова. Обобщение по
курсу литературного чтения
ИТОГО
Общее количество часов

17
10
10
11
17
11
8
16
14
5
17
15
20
12
30
19
18
5
17
13
14
24
24
5
132

136

136

102

506

Материально-техническое обеспечение
УМК по предмету представлены:
1. Азбука.Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева. Учебник. 1 класс. В 2ч. Ч.1.
2. Азбука. Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева. Учебник. 1 класс. В 2ч. Ч.2.Ч. 1 / Сост. Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.
3. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А.
Виноградская. Москва. Просещение 2021
4. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А.
Виноградская. Москва. Просещение 2021
5. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А.
Виноградская. Москва.Просещение 2021
6. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская,
М.В. Бойкина. Москва.Просещение 2021
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на
сайте единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru
Технические средства обучения:
• компьютер;
• мобильный класс;
• моноблок; электронная доска;
• фотоаппарат.
Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы
(ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы):
Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
Учительская – Яндекс. Учебник: https://education.yandex.ru
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru

Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари,
энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Учительская – Яндекс. Учебник: https://education.yandex.ru
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
Азбучные истины- http://gramota.ru/class/istiny


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».