Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ среднего общего образования срок реализации 2 года согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательной школы 1. Батракова Наталия Митрофановна, учитель истории и обществознания 2. Сушилова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания 3.Халевина Елена Петровна, учитель истории и обществознания Надым Планируемые результаты изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего образования Личностные результаты 1.Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню экономического знания, включающего знания истории экономической мысли, современной экономической теории и прикладных экономических наук. 2.Сформированность гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность. 3.Формировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов(герб, флаг, гимн). 4. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. 5.Готовность к служению Отечеству, его защите. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. 6.Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. 7.Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. 8.Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметные результаты Регулятивные: 1. Постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести). 2. Использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий Коммуникативные. 1. Участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. 3. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. 5. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. 6. Критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений 7.Отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 8. Критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций Познавательные: 1. Владение умения принимать рациональные решения в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца, заѐмщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов. 2. Владение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономического и междисциплинарного характера, в том числе исследовательские проекты; Владение базовыми методами научного познания, используемыми в экономике, включая умения: Осуществлять поиск актуальной экономической информации в различных источниках (оригинальные тексты, нормативные акты, Интернет-ресурсы, научная и учебная литература). 3. Осуществлять анализ, синтез, обобщение, классификацию, систематизацию экономических явлений и процессов. 4. Выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические связи между экономическими явлениями и процессами. 5. Владение умением понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной позиции В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего образования: выпускник на углубленном уровне научится: Основные концепции экономики – Определять границы применимости методов экономической теории; – анализировать проблему альтернативной стоимости; – объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; – представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать ее; – иллюстрировать примерами факторы производства; – характеризовать типы экономических систем; – различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства. Микроэкономика – Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике; – характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета; – определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей; – указывать основные последствия макроэкономических проблем; – объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»; – приводить примеры сфер применения показателя ВВП; – приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни; – различать сферы применения различных форм денег; – определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы; – объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы; – приводить примеры, как банки делают деньги; – приводить примеры различных видов инфляции; – находить в реальных ситуациях последствия инфляции; – применять способы анализа индекса потребительских цен; – характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства; – различать виды безработицы; – находить в реальных условиях причины и последствия безработицы – объяснять на примерах эластичность спроса и предложения – объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности – приводить примеры российских предприятий разных организационных форм собственности; -объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения; - различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства; – анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы объяснять эффект масштабирования – объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства; –сравнивать виды ценных бумаг; –анализировать страховые услуги; Макроэкономика – Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике; – характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета; – определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей; – Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике; – характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета; – определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей; – указывать основные последствия макроэкономических проблем; – объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»; – приводить примеры сфер применения показателя ВВП; – приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни; – различать сферы применения различных форм денег; – определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы; – объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы; – приводить примеры, как банки делают деньги; – приводить примеры различных видов инфляции; – находить в реальных ситуациях последствия инфляции; – применять способы анализа индекса потребительских цен; – характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства; – различать виды безработицы; – находить в реальных условиях причины и последствия безработицы; – определять целесообразность мер государственной политики и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы; – объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы; – приводить примеры, как банки делают деньги; – приводить примеры различных видов инфляции; – находить в реальных ситуациях последствия инфляции; – применять способы анализа индекса потребительских цен; – характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства; – различать виды безработицы; – находить в реальных условиях причины и последствия безработицы; – определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы; – приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост; – приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи. Международная экономика – объяснять назначение международной торговли; – анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне; – различать экспорт и импорт; – анализировать курсы мировых валют; – объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс; – различать виды международных расчетов; – анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений; – объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества; – объяснять особенности современной экономики России. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: Основные концепции экономики – критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения; – анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации; – владеть приемами работы с аналитической экономической информацией; – оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения; – использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; – анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Микроэкономика – применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения; – оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; - критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике – анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России; – решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации; – грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика; – отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников; – аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства. Международная экономика – Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы; – анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации; – оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения; – ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики; – создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера; – решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации; – анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету; – использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; – владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства в современном мире. Содержание учебного предмета «Экономика» 10 КЛАСС (70 часов) Тема 1. Предмет и метод экономической науки Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Ограниченность ресурсов и ограниченность доходов. Проблема выбора. Экономические блага. Ресурсы и факторы производства. Природные ресурсы, капитал и труд. Факторы производства и создаваемые ими доходы. Проблема выбора и альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Фундаментальные проблемы экономики: что производить, как производить, для кого производить? Определение предмета экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика. Метод экономической науки. Экономическая модель. Экономические переменные. Потоки и запасы. Размерность экономических величин. Номинальные и реальные показатели. Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика Два способа решения фундаментальных проблем экономики. Административноплановая система и рыночная система. Основные черты административно-плановой системы. Государственная собственность на ресурсы. Централизованное распределение трудовых ресурсов. Планирование экономики. Несостоятельность планового управления экономикой. Основные черты рыночной системы. Рынок и его функции. Частная собственность и конкуренция. «Невидимая рука рынка». Виды рынков. Субъекты рыночной экономики. Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие Понятие спроса и закон спроса. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Обоснование закона спроса. Ценовой барьер. Эффект дохода. Эффект замещения. Убывание предельной полезности товара. Эффект Гиффена. Другие факторы, влияющие на спрос. Понятие предложения и закон предложения. Величина предложения. Кривая предложения, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Рыночное равновесие. Понятие совершенной конкуренции. Точка пересечения кривых спроса и предложения. Равновесная цена. Реакция рынка на изменения спроса и предложения. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Государственное регулирование цен и рыночное равновесие. Тема 4. Эластичность спроса и предложения Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициент эластичности. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Эластичность предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Практическое значение теории эластичности. Тема 5. Поведение потребителя Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности и количественный подход. Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор потребителя. Кривые безразличия. Порядковый (ординалистский) подход к определению полезности. Кривая безразличия и карта безразличия. Предельная нормазамещения. Типы кривых безразличия. Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Влияние изменений дохода и соотношения цен на положение бюджетной линии. Равновесие потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос. Тема 6. Фирма. Производство и издержки Фирма как коммерческая организация. Юридическое лицо. Организационно-правовые формы современной фирмы. Хозяйственные товарищества и акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Продукт фирмы. Общий продукт фирмы. Средний продукт (производительность труда). Предельный продукт труда. Законубывающей эффективности труда. Бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки. Общие и средние издержки, постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Динамика издержек. Проблема оптимального размера фирмы. Положительный, отрицательный и неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества крупных фирм и мелкий бизнес. Тема 7. Предпринимательство Понятие предпринимательства. Предпринимательство и бизнес. Производство прибыли как основная цель предпринимательства. Другие цели предпринимательства. Предпринимательский риск. Организационно-правовые формы предпринимательства. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Облигации. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Объединения предприятий. Горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные объединения. Холдинги. Предпринимательские сети. Менеджмент и его функции. Основные требования к личности менеджера. Организация как процесс создания структуры предприятия и ее задачи. Организационные структуры управления предприятием. Планирование, мотивация и контроль как функции менеджмента. Маркетинги его основные элементы. Две функции маркетинга: изучение, формирование и стимулирование спроса; ориентация производства на удовлетворение спроса. Маркетинговое исследование и сегментация рынка. Продвижение товаров на рынке. Варианты каналов сбыта продукции. Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов Особенности рынков факторов производства. Рынки услуг факторов производства. Производный спрос. Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка труда. Кривая спроса. Кривая предложения труда. Дифференциация ставок заработной платы. Государственное регулирование размеров минимальной оплаты труда. Рынок услуг земли и земельная рента. Экономическая рента, чистая экономическая рента и земельная рента. Капитали процент. Реальный и денежный капитал. Основной и оборотный капитал. Человеческий капитал. Процент и процентная ставка. Номинальная и реальная ставка процента. Границы целесообразности инвестиций. Дисконтирование, текущая дисконтированная стоимость и коэффициент дисконтирования. Тема9. Конкуренция и рыночные структуры Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Фирма в условиях совершенной конкуренции. Общий, средний и предельный доход фирмы. Границы целесообразности выпуска продукции фирмой. Кривые предложения конкурентной фирмы. Равновесное положение фирмы. Монополия. Кривая спроса монополиста. Общий и предельный доход монополиста. Оптимальный объем выпуска продукции монополиста. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства. Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение олигополистов. Картели, лидерство в ценах, неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периода в условиях монополистической конкуренции. 11 КЛАСС (70 часов) Тема 11. Валовой внутренний продукт и национальный доход Валовой внутренний продукт (ВВП). Конечные товары и услуги и промежуточный продукт. Валовой национальный продукт. Два метода исчисления ВВП: метод суммирования потока затрат и метод суммирования потока доходов. Чистый национальный продукт и национальный доход. Факторные доходы. Государственный бюджет и его роль в перераспределении национального дохода. Личный доход и располагаемый доход. Номинальный и реальный ВВП. Тема 12. Макроэкономическое равновесие Доход, потребление и сбережения. Автономное потребление. Индуцированное потребление и функция потребления. Сбережения. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям. Общие и индуцированные сбережения. График функции Автономные и индуцированные инвестиции. Инвестиции, потребление и совокупный спрос частного сектора. Автономные затраты. Равновесный уровень национального дохода и равновесие сбережений и автономных затрат. Кривая AD. Государственные закупки товаров и услуг и совокупный спрос. Сдвиг кривой AD с введением государственных затрат. Мультипликатор. Равновесие на товарном рынке и процентная ставка. Влияние изменений процентной ставки на инвестиционный спрос, склонность к потреблению и государственные затраты на товары и услуги. Кривая IS. Процентная ставка и равновесие на денежном рынке. Уравнение количественной теории денег и спрос на деньги. Влияние процентной ставки на денежный спрос. Процентное реагирование спроса на деньги. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке и кривая LM. Модель IS – LM и равновесие на товарном и денежном рынках. Тема 13. Экономический цикл. Занятость и безработица Циклические колебания развития экономики как следствие нарушений равновесного состояния экономики. Экономический цикл и его фазы. Продолжительность экономического цикла. Эндогенные и экзогенные факторы циклических колебаний. Механизм экономического цикла. Роль принципа акселерации в механизме экономического цикла. Экономический цикл и потенциальный ВВП. Колебания занятости и безработицы как следствие циклических колебаний. Определение экономически активного населения, занятости и безработицы. Норма безработицы. Фрикционная безработица, структурная и технологическая безработица, циклическая безработица и скрытая безработица. Естественная безработица и полная занятость. Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена.Государственное регулирование занятости. Тема 14. Инфляция Определение инфляции и ее измерение. Индекс-дефлятор ВВП. Норма инфляции. Дезинфляция и дефляция. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Темп роста цен и формы инфляции. Нормальная и умеренная инфляция, галопирующая инфляция и гиперинфляция. Влияние различных форм инфляции на экономику. Стагфляция. Влияние инфляции на положение различных социальных групп. Непредсказуемость нормы инфляции и ее социальные последствия. Развитие инфляции и перераспределение доходов. Взаимозависимость нормы инфляции и нормы безработицы. Кривая Филипса. Альтернатива антиинфляционной политики и политики по регулированию занятости. Тема 15. Экономический рост Содержание экономического роста. Показатели экономического роста и его измерение. Производственная функция и факторы экономического роста. Рост затрат труда и затрат капитала как факторы экономического роста. Экономический рост за счет повышения производительности труда и за счет роста производительности капитала. Совокупная факторная производительность. Модель Солоу. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Проблема снижения темпов экономического роста в 70–80-х гг. XX века. Различные трактовки этого явления. Объяснение долговременного снижения темпов роста экономики с позиции теории длинных волн (волн Кондратьева). Тема 16. Экономика и государство Нестабильность рыночной системы и политика экономической стабилизации. Взаимосвязь направлений экономической политики государства. Инструменты экономической политики. Государственный бюджет, налоговая и финансовая политика. Центральный банк и его роль в осуществлении кредитно-денежной политики. Политика дефицитного бюджетного финансирования. Регулирование деятельности коммерческих банков. Политика центрального банка по изменению учетной ставки и норм обязательных резервов. Операции на открытом рынке ценных бумаг. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Роль государства в стимулировании экономического роста. Бюджетно-финансовое стимулирование. Стимулирующее значение налогов и кривая Лэффера. Экономическая политика и государственный долг. Причины возникновения государственного долга. Соотношение роста государственного долга и ВВП, доли размеров по обслуживанию долга в расходах государственного бюджета и национального дохода. Государственные ценные бумаги как сфера инвестирования капитала. Тема 17. Международная торговля и валютный рынок Мировое хозяйство и международное разделение труда. Открытость экономики интернационализация производства. Международная торговля. Принцип абсолютного преимущества. Принцип относительного преимущества. Нетехнологические теории международной торговли. Закономерности развития мировой торговли, ее формы и методы. Внешнеторговая политика. Фритредерство и протекционизм. Таможенные пошлины ив нетарифные инструменты торговой политики. Валютный рынок, валютные операции инвалютные курсы. Валютная политика. Мировая валютная система. Бреттон-вудская валютная система и ямайская валютная система. Тема 18. Международное движение капиталов. Платежный баланс. Экономическая интеграция Международный рынок ссудных капиталов. Еврорынок. Евродоллары. Роль банковских синдикатов в международных кредитах. Внешний долг развивающихся стран. Международные финансовые организации. Россия на мировом рынке ссудного капитала. Предпринимательский капитал на мировом рынке капиталов и роль ТНК в мировой экономике. Прямые и портфельные инвестиции. Россия как импортер и экспортер капитала. Платежный баланс. Статьи платежного баланса и их содержание. Платежный баланс России. Международная экономическая интеграция. Европейский союз. Проблемы интеграции стран СНГ. Тема 19. Экономика современной России Кризис планово-административной системы и необходимость перехода к рыночной системе. Особенности перехода к рыночной системе в России. Общие закономерности перехода крыночной системе. Трудности и проблемы перехода к рыночной системе и необходимость стабилизации экономики. Роль бюджетной политики в стабилизации экономики. Переход к открытой экономике как фактор стабилизации. Институциональные преобразования в процессе перехода к рыночной системе. Приватизация. Демонополизация экономики. Создание рыночной инфраструктуры. Реформы аналоговой системы. Социальная политика в ходе перехода к рыночной экономике. Данная рабочая программа рассчитана на 140 часов, из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 42 часа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКА 10-11 КЛАССЫ (140 Ч) Экономика 10- класс п/п Тема Часы учебного времени 1 Предмет и метод экономической науки 9 2 Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика 8 3 Спрос, предложение и рыночное равновесие 10 4 Эластичность спроса и предложения. 8 5 Поведение потребителя 8 6 Фирма. Производство и издержки 7 7 Предпринимательство 6 8 Рынки факторов производства и распределение доходов 6 9 Конкуренция и рыночные структуры 7 10 Резерв 1 Итого 70 Экономика 11 класс 1 Измерение результатов экономической деятельности. Основные макроэкономические показатели Экономический рост и экономическое развитие 7 7 4 Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое предложение. Экономический цикл, экономические кризисы, занятость, безработица. 5 Деньги и банковская система 8 6 Инфляция 5 7 Государственное регулирование экономики 7 8 Международная торговля и валютный банк 13 9 Международное движение капиталов и международная интеграция 5 10 Экономика современной России 7 Итого 70 2 3 2 9 УЧ УЧ ЕБ НО М ЕТ ОД ИЧ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1.Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Углубленный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 25-изд. –В 2-хкнигах. Книга1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2018 2. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Углубленный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 25-изд. –В 2-хкнигах. Книга 2.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2018 Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы) 1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/ 2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/ 3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru 4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/ 5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login 6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ.ЕГЭ https://physege.sdamgia.ru/ 7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/ 8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/ 10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/ 11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/ 12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/ 13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/ 14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor 15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция видиоуроков по предметам программы основного образования 16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/ 17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум» 18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус 19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/ 20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. http://www.aup.ru - Административно-Управленческий Портал - основой AUP.Ru является бесплатная электронная библиотека по вопросам экономики, финансов, менеджмента и маркетинга на предприятии. Публикации и учебно-методические пособия, форумы и полезные ссылки по экономике, финансам, менеджменту, маркетингу. http://www.humanities.edu.ru - Социально-гуманитарное и политологическое образование: система федеральных образовательных порталов. http://www.econline.h1.ru - Economics online - целью данного проекта является создание коллекции ссылок на ресурсы WWW, предоставляющие экономическую и финансовую информацию бесплатно в режиме онлайн. На сайте вы найдете каталог ссылок на лучшие экономические ресурсы, новости, информацию по экономической теории, финансам, статистике, архивы научных работ по экономике и т. д. http://economicus.ru - Economicus.Ru - проект Института "Экономическая Школа". Economicus.Ru - экономический портал, главной целью которого является предоставление качественной информации по самому широкому спектру экономических дисциплин. Работы и биографии известных экономистов, профессиональный каталог экономических ресурсов Интернет, экономическая конференция, учебно-методические материалы для преподающих и изучающих экономику, подборка словарей, энциклопедий, справочников по самым разнообразным областям экономики, наиболее полное собрание лекций по экономической теории. Сайт ориентирован на специалистов и тех, кто только начинает изучать экономику, а, следовательно, он будет полезен не только студентам, но и преподавателям экономических вузов, аспирантам и ученым. http://www.informika.ruInformika – государственое научное предприятие, созданное для обеспечения всестороннего развития и продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России. http://www.marketing.spb.ru - Все о маркетинге - статьи, книги. Один из самых содержательных ресурсов по данной тематике. http://www.econom.nsc.ru - Экономический сервер Сибири. Виртуальная Экономическая Библиотека создается в рамках концепции непрерывного экономического образования. Цель создания ВЭБ - предоставление доступа широкому кругу преподавателей, аспирантов к методическим разработкам и научным публикациям. 8. http://www.cfin.ru - Корпоративный менеджмент - независимый проект, направленный на сбор и предоставление методической и аналитической информации, относящейся к управлению компаниями, инвестициям, финансам и маркетингу. Среди материалов сайта: аналитические статьи, книги и курсы лекций, бизнес-планы реальных предприятий, руководства, ссылки на другие источники информации в Интернет. Сайт ориентирован на специалистов в области реальных инвестиций, сотрудников консалтинговых фирм, экономических и плановых отделов предприятий, руководителей, преподавателей экономических ВУЗов. Доступ ко всей информации бесплатный. 9. http://nature.web.ru/ - Научная Сеть - информационная система, нацеленная на облегчение доступа к научной, научно-популярной и образовательной информации. Источниками информации являются русскоязычные научно-образовательные ресурсы Интернета, издательские дома, выпускающие научную и научно-популярную литературу, крупные научные и учебные учреждения, образовательные и научные фонды. Информация доступна как в виде ленты новостей, так и через специальную поисковую систему по ключевым словам, авторам, названиям материалов. Проект "Научная Сеть" - плод совместных усилий РОО "Мир науки и культуры" и МГУ им. М.В. Ломоносова. 10. http://www.ie.boom.ru - «IE: Экономика. Институциональная экономика». Ресурс предоставляет выбор отечественных и переводных материалов учебно-методического характера по экономической теории. 11. http://www.edu.ru - Российское образование. Федеральный портал. 12. http://www.libertarium.ru/libertarium/library - Самое большое в Сети русскоязычное собрание книг и статей либертарианской направленности. Представлены книги и статьи Мизеса, Хайека, Найшуля и др. 13. http://www.socionet.ru - Система Соционет - географически распределенная базу данных научных публикаций по общественным наукам, которая уникальна по размеру, составу и механизмам формирования и обновления. Все ресурсы и сервисы системы Соционет бесплатны для пользователей. 14. http://www.mirkin.ru - Портал «Финансовые науки» 15. http://www.dumnaya.ru - Персональный сайт профессора, зав.кафедрой «Микроэкономика» Финансовой академии при Правительстве РФ Н.Н.Думной. (Тематика: экономическая теория, новая экономика) 16. http://www.yudanov.ru - Персональный сайт профессора Финансового университета А.Ю.Юданова (тематика: Микроэкономика, конкуренция, фармацевтический рынок) 17. http://www.finansy.ru - Финансы.ru - здесь вы найдете экономические новости и сможете проследить тенденции в экономике, прочитаете актуальные публикации по экономике и финансам. Студентам, аспирантам и научным работникам могут пригодиться размещенные на сайте методические пособия, лекции, тщательно отобранные рефераты, конспекты, переводы, тексты книг дипломы и диссертации. 18. http://ecsocman.edu.ru - Экономика, Социология, Менеджмент - федеральный образовательный портал. Это некоммерческий проект. Все ресурсы находятся в открытом доступе. Цель портала выработка новых стандартов организации и информационного обеспечения образовательного процесса на всех уровнях образования. 19. http://www.ecsoc.ru - «Эксоцентр» - Центр экономической социологии 20. http://economictheory.narod.ru - Экономическая теория On-Line, книги, статьи, форум и др. 21. http://e-management.newmail.ru - сайт содержит электронные публикации (книги, статьи) по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии. Cайт содержит электронные публикации (книги, статьи) по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии. 22. http://www.economica.ru - Сайт Economica.Ru был создан для проведения различных игр и соревнований между игроками в экономические игры. Он представляет собой портал, объединяющий имитационные игровые модели экономической направленности. Проект имеет два направления. Во-первых, он предназначается для использования в качестве вспомогательного средства при обучении школьников и студентов экономике, а во-вторых, для всех любителей сетевых экономических on-line игр. 23. http://www.taxpravo.ru - Российский налоговый портал 24. http://www.elitarium.ru - «Элитариум» - Центр дистанционного образования 25. http://www.eeg.ru/ - Экономическая экспертная группа: Аналитика и консалтинг по экономике и финансам 26. http://finanalis.ru/ - Finanalis.ru: Портал представляет собой библиотеку материалов по финансовому менеджменту. Собраны такие разделы, как бюджетирование, финансовый и инвестиционный анализ, оценка недвижимости 27. http://www.imd.org/ - IMD - top-ranked business school 28. . http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике. 29. http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов. 30. http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс. 31. hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. 32. http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ. 33. . http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь. 34. https://soc-oge.sdamgia.ru/- образовательный портал для подготовки к экзаменам 35. https://fipi.ru/- федеральный институт педагогических измерений 36. https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ 37. https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа