Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ среднего общего образования срок реализации 2 года согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа учебного предмета «Экология» для учащихся 11 классов общеобразовательной школы Составитель программы: Чуменко Д.Г., учитель биологии Надым Планируемые результаты изучения учебного предмета «Экология» на уровне среднего общего образования Личностные результаты бережное и ответственное отношение к объектам окружающей среды; восприятие природы как ценностного объекта охраны и защиты; ответственное отношение к коллективному результату деятельности; выработка гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей; развитие умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике, работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы; развитие способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий, уметь предотвращать конфликтные ситуации; приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально – экологических проблем и путей их решения; достижение взаимопонимания, успешного взаимодействия с педагогами и сверстниками в учебных и жизненных ситуациях; способность ставить цели и строить жизненные планы; адекватная самооценка учебной и социально – значимой деятельности, уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей. Метапредметные результаты 1. Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы своей образовательной деятельности; анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы, выделять среди них главную; формулировать гипотезы. Умения самостоятельно планировать (рассчитывать последовательность действий) и прогнозировать результаты работы, пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; искать средства для решения задачи; составлять план решения проблемы; определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи и находить средства для их устранения; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умения соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно. Умение владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки для принятия решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неудачи и находить способы выхода из ситуации неуспеха. 2. Познавательные УУД Умения давать определения понятий, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно–следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую и представлять в словесной или наглядно – символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов и др.) для решения учебных и познавательных задач. Умение осуществлять смысловое чтение и находить в тексте требуемую информацию; понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; определять и формулировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста. Умение определять логические связи между объектами и процессами; выстраивать алгоритм действия; обосновывать свою позицию и приводить прямые и косвенные доказательства. Умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать, интерпретировать информацию; выделять главную и избыточную информацию. Умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; определять свое отношение к природной среде, анализировать влияние экологических факторов на среду обитания, прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действе другого. Умения находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность; указывать на информацию, нуждающуюся в проверке и предлагать способ проверки ее достоверности. Умение организовывать и осуществлять проектно–исследовательскую деятельность; разрабатывать варианты решения учебных и познавательных задач, находить нестандартные решения, осуществлять наиболее приемлемое решение. 3. Коммуникативные УУД Умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон. Умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать его ошибочность и вносить корректировки; предлагать альтернативное решение в конфликтных ситуациях; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Умения владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Умение вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения; принимать решения в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. Умение проявлять компетентность в области использования информационно – коммуникационных технологий для решения информационных и коммуникационных задач в обучении; создавать информационные ресурсы разного типа и для различных аудиторий; соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты Использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человечество — природа» и достижения устойчивого развития. Анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности. Определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми и сообществами. Анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды. Использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни. Понимать взаимосвязь экологического и экономического ущерба и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды. Анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случаев экологического правонарушения. Оценивать опасность отходов для окружающей среды и последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации. Извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории. Выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем. Содержание учебного предмета Общая экология Экология как наука и учебный предмет. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе. Законы организации экосистем. Саморазвитие экосистем — сукцессии. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем. Биосфера. Экологические связи человека Человек как биосоциальный вид. Система «человечество — природа». Особенности пищевых и информационных связей человека. Использование орудий и энергии. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. История развития экологических связей человечества. Человек разумный. История развития экологических связей человечества. Современность и будущее. Практическая работа 1 «Применение экологических знаний в жизненных ситуациях» Экологическая демография Социально-экологические особенности демографии человечества. Рост численности человечества. Социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы. Экологические проблемы и их решения Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. Проблема глобального влияния человечества на планету. Изменение климата. Проблемы загрязнения природной среды и пути их решения. Проблемы дефицита ресурсов и пути их решения. Рациональное использование энергоресурсов. Растительные ресурсы и их неистощимое использование. Биоразнообразие животного мира: проблемы сохранения и возможности их решения. Правовые аспекты охраны окружающей среды и природопользования. Экологическая культура. Практическая работа 2. «Оценка экологических последствий в разных сферах деятельности». Практическая работа 3 «Город будущего». Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов, из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 11 час Тематическое планирование № Тема Количество часов Общая экология (8 часов) 1. 2. 3. Экология как наука. Общие законы зависимости организмов от факторов среды Популяции. Демографическая структура популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе 4. Законы организации экосистем 5. Саморазвитие экосистем - сукцессии 6. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем 7. Биосфера 8. Конференция «Взаимодействие организменных и надорганизменных систем друг с другом и средой обитания» Экологические связи человека (6 часов) 9. Человек, как биосоциальный вид. Система «Человечествоприрода» 10. Особенности пищевых и информационных связей 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 человека 11. Использование орудий и энергии. 12. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. 13. История развития экологических связей человечества. Человек разумный 14. История развития экологических связей человечества. Современность и будущее. Практическая работа 1. Экологическая демография (5 часов) 15. Социально-экологические особенности демографии человечества. 16. Рост численности человечества. 17. Социально географические особенности демографии Человека. 18. Демографические перспективы. 19. Конференция «Экосоциальные связи человека и демография» Экологические проблемы и их решения (15 часов) 20. Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. 21. Проблема глобального влияния человечества на планету 22. Изменение климата 23. Оценка экологических последствий в разных сферах деятельности. Практическая работа 2. 24. Проблемы загрязнения природной среды и пути их решения 25. Пути решения загрязнения природной среды 26. Проблемы дефицита ресурсов и пути их решения. 27. Рациональное использование энергоресурсов. 28. Растительные ресурсы и их использование. 29. Биоразнообразие животного мира: проблемы сохранения и возможности их решения. 30. Правовые аспекты охраны окружающей среды и природоиспользования. 31. Экологическое проектирование. Практическая работа 3. 32. Экологическая культура. 33. Экология и здоровье. 34. Конференция «Влияние человечества на окружающую среду». 35. Резерв ВСЕГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебно-методический комплект 1. Учебник Чернова Н. М., Галушин В. М., Жигарев И. А., Константинов В. М. Экология. Базовый уровень. 10—11 классы: учебник. — М.: Дрофа, 2019. 2. Экология. Базовый уровень. 10—11 классы : рабочая программа : учебно-методическое пособие / И. А. Жигарев, В. М. Галушин. — М. : Дрофа, 2017. Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы) 1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/ 2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/ 3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru 4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/ 5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login 6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ.ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/ 7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/ 8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/ 10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/ 11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/ 12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/ 13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/ 14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor 15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция видиоуроков по предметам программы основного образования 16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/ 17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум» 18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус 19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/ 20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум http://www.priroda.ru / — Природа: национальный портал. http://www.ecologysite.ru/ — Каталог экологических сайтов. http://www.ecoculture.ru/ — Сайт экологического просвещения. http://www.ecocommunity.ru/ — Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России.