Рабочая программа учебного предмета Экология 10-11 класс

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
среднего общего образования
срок реализации 2 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Экология»
для учащихся 11 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Чуменко Д.Г.,
учитель биологии

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Экология»
на уровне среднего общего образования
Личностные результаты
 бережное и ответственное отношение к объектам окружающей среды;
 восприятие природы как ценностного объекта охраны и защиты;
 ответственное отношение к коллективному результату деятельности;
 выработка гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние
окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
 развитие умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на
практике, работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять
и
 решать проблемы;
 развитие способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть
ответственным за результат собственных действий, уметь предотвращать
конфликтные
 ситуации;
 приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления
социально – экологических проблем и путей их решения;
 достижение взаимопонимания, успешного взаимодействия с педагогами и
сверстниками в учебных и жизненных ситуациях;
 способность ставить цели и строить жизненные планы;
 адекватная самооценка учебной и социально – значимой деятельности, уровня
сформированности ключевых образовательных компетентностей.
Метапредметные результаты










1. Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы своей
образовательной деятельности; анализировать существующие и планировать
будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы,
выделять среди них главную; формулировать гипотезы.
Умения самостоятельно планировать (рассчитывать последовательность действий) и
прогнозировать результаты работы, пути достижения целей, в том числе
альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач; искать средства для решения задачи; составлять
план решения проблемы; определять потенциальные затруднения при решении
учебной задачи и находить средства для их устранения; планировать и
корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умения соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения цели, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата; сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно.

























Умение владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки для
принятия решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.
Умение соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности; принимать решение в учебной ситуации и нести за
него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или
неудачи и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
2. Познавательные УУД
Умения давать определения понятий, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно–следственные связи, строить логические
рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы.
Умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую и представлять в
словесной или наглядно – символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, опорных конспектов и др.) для решения учебных и познавательных задач.
Умение осуществлять смысловое чтение и находить в тексте требуемую
информацию; понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
определять и формулировать главную идею текста; критически оценивать
содержание и форму текста.
Умение определять логические связи между объектами и процессами; выстраивать
алгоритм действия; обосновывать свою позицию и приводить прямые и косвенные
доказательства.
Умение
систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать,
интерпретировать информацию; выделять главную и избыточную информацию.
Умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации; определять свое отношение к
природной среде, анализировать влияние экологических факторов на среду
обитания, прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора
на действе другого.
Умения находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно –
популярной литературе, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;
указывать на информацию, нуждающуюся в проверке и предлагать способ проверки
ее достоверности.
Умение организовывать и осуществлять проектно–исследовательскую деятельность;
разрабатывать варианты решения учебных и познавательных задач, находить
нестандартные решения, осуществлять наиболее приемлемое решение.
3. Коммуникативные УУД
Умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов
сторон.
Умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; критически
относиться к собственному мнению, с достоинством признавать его ошибочность и
вносить корректировки; предлагать альтернативное решение в конфликтных
ситуациях; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих мыслей.
Умения владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.




Умение вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для
опровержения существующего мнения; принимать решения в ходе диалога и
согласовывать его с собеседником.
Умение проявлять компетентность в области использования информационно –
коммуникационных
технологий
для
решения
информационных
и
коммуникационных задач в обучении; создавать информационные ресурсы разного
типа и для различных аудиторий; соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.

Предметные результаты












Использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических
связей в системе «человечество — природа» и достижения устойчивого развития.
Анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности
человека в разных сферах деятельности.
Определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров
отдельными людьми и сообществами.
Анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние
природной среды.
Использовать местные, региональные и государственные экологические
нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения
обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности
жизни.
Понимать взаимосвязь экологического и экономического ущерба и оценивать
последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей
среды.
Анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случаев
экологического правонарушения.
Оценивать опасность отходов для окружающей среды и последствия деятельности
человека в конкретной экологической ситуации.
Извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и
компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики
экологической обстановки конкретной территории.
Выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и
глобальных экологических проблем.

Содержание учебного предмета
Общая экология
Экология как наука и учебный предмет. Общие законы зависимости организмов от
факторов среды. Популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и
плотность популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе. Законы
организации экосистем. Саморазвитие экосистем — сукцессии. Биологическое
разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.
Биосфера.
Экологические связи человека
Человек как биосоциальный вид. Система «человечество — природа». Особенности
пищевых и информационных связей человека. Использование орудий и энергии. История
развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. История развития
экологических связей человечества. Человек разумный. История развития экологических
связей человечества. Современность и будущее.
Практическая работа 1

«Применение экологических знаний в жизненных ситуациях»
Экологическая демография
Социально-экологические особенности демографии человечества. Рост численности
человечества.
Социально-географические
особенности
демографии
человека.
Демографические перспективы.
Экологические проблемы и их решения
Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. Проблема
глобального влияния человечества на планету. Изменение климата. Проблемы загрязнения
природной среды и пути их решения. Проблемы дефицита ресурсов и пути их решения.
Рациональное использование энергоресурсов. Растительные ресурсы и их неистощимое
использование. Биоразнообразие животного мира: проблемы сохранения и возможности их
решения. Правовые аспекты охраны окружающей среды и природопользования.
Экологическая культура.
Практическая работа 2.
«Оценка экологических последствий в разных сферах деятельности».
Практическая работа 3
«Город будущего».
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов, из них не менее 30% с
применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная
школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 11 час

Тематическое планирование
№

Тема

Количество
часов

Общая экология (8 часов)
1.
2.
3.

Экология как наука.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды
Популяции. Демографическая структура популяций.
Численность популяций и ее регуляция в природе
4. Законы организации экосистем
5. Саморазвитие экосистем - сукцессии
6. Биологическое разнообразие как основное условие
устойчивости популяций, биоценозов и экосистем
7. Биосфера
8. Конференция
«Взаимодействие
организменных
и
надорганизменных систем друг с другом и средой
обитания»
Экологические связи человека (6 часов)
9. Человек, как биосоциальный вид. Система «Человечествоприрода»
10. Особенности пищевых и информационных связей

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

человека
11. Использование орудий и энергии.
12. История развития экологических связей человечества.
Древние гоминиды.
13. История развития экологических связей человечества.
Человек разумный
14. История развития экологических связей человечества.
Современность и будущее. Практическая работа 1.
Экологическая демография (5 часов)
15. Социально-экологические
особенности
демографии
человечества.
16. Рост численности человечества.
17. Социально географические особенности демографии
Человека.
18. Демографические перспективы.
19. Конференция «Экосоциальные связи человека и
демография»
Экологические проблемы и их решения (15 часов)
20. Основные принципы устойчивого развития человечества и
природы.
21. Проблема глобального влияния человечества на планету
22. Изменение климата
23. Оценка экологических последствий в разных сферах
деятельности. Практическая работа 2.
24. Проблемы загрязнения природной среды и пути их
решения
25. Пути решения загрязнения природной среды
26. Проблемы дефицита ресурсов и пути их решения.
27. Рациональное использование энергоресурсов.
28. Растительные ресурсы и их использование.
29. Биоразнообразие животного мира: проблемы сохранения и
возможности их решения.
30. Правовые аспекты охраны окружающей среды и
природоиспользования.
31. Экологическое проектирование. Практическая работа 3.
32. Экологическая культура.
33. Экология и здоровье.
34. Конференция «Влияние человечества на окружающую
среду».
35. Резерв
ВСЕГО

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебно-методический комплект
1. Учебник Чернова Н. М., Галушин В. М., Жигарев И. А., Константинов В. М. Экология.
Базовый уровень. 10—11 классы: учебник. — М.: Дрофа, 2019.
2. Экология. Базовый уровень. 10—11 классы : рабочая программа : учебно-методическое
пособие / И. А. Жигарев, В. М. Галушин. — М. : Дрофа, 2017.

Информационно-методические интернет ресурсы:
цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные
(цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы)
1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru
4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/
5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login
6. Образовательный
портал
для
подготовки
к экзаменам
СДАМ
ГИА:
РЕШУ.ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/
7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/
11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/
13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/
14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor
15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция
видиоуроков по предметам программы основного образования
16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/
17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум»
18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус
19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/
20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум






http://www.priroda.ru / — Природа: национальный портал.
http://www.ecologysite.ru/ — Каталог экологических сайтов.
http://www.ecoculture.ru/ — Сайт экологического просвещения.
http://www.ecocommunity.ru/ — Информационный сайт, освещающий проблемы
экологии России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».