Рабочая программа учебного предмета Биология 10-11 класс

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
среднего общего образования
срок реализации 2 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Биология» (базовый уровень)
для учащихся 10 - 11 классов
общеобразовательной школы

Надым
1

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология»
на уровне среднего общего образования
Личностные результаты
- реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
- признания высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях, здоровья своего и
других людей, реализация установок здорового образа жизни;
- сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или
бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и
экологической безопасности.
Метапредметные результаты
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения; структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников
(справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы
Интернет); проводить анализ и обработку информации, преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- овладение
коммуникативными
умениями
и
опытом
межличностных
коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
- характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная
теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, Т.
Моргана; закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учѐных в развитие
биологической науки;
- выявление существенных свойств живых организмов (наследственность,
изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);
- обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений,
животных и бактерий, организма человека, вида, экосистемы, биосферы); характеристика
вирусов как неклеточной формы жизни;
- понимание процессов, происходящих в живых системах (обмен веществ,
размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного
отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах и биосфере);
- объяснение роли биологии в формировании мировоззрения; вклада биологических
теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного
влияния алкоголя, никотина, наркотиков на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости
и смены экосистем;
- приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы,
родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;
необходимости сохранения многообразия видов;
- умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
2

- решение элементарных биологических задач; составление схем скрещивания и
схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описание особей по морфологическому критерию;
- выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания,
источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в
экосистемах своей местности и на биологических моделях;
- сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой
природы; зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и
человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий
собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой
из разных источников;
- оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности:
- овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и
объяснения их результатов;
- соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и
биологическими объектами.
В сфере физической деятельности:
- обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
В эстетической сфере:
- развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс (34 часа)

Введение Биология как наука. Методы научного познания.
Биология как наука. История развития биологии. Живые системы — объект
изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен
веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы
изучения живых систем. Уровни организации живого.
Клетка
Возникновение представлений о клетке. М.
Шлейден и Т. Шванн –
основоположники клеточной теории. Клеточная теория. Роль клеточной теории в
формировании естественно-научной картины мира.
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Удвоение
молекул ДНК.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Ядро.
Хромосомы. Соматические и половые клетки.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты.
Клетки растений, грибов,
животных. Строение бактериальной клетки. Вирусы. Меры профилактики
распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотрофов и гетеротрофов.
Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Пластический обмен. Генетическая
информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
3

Лабораторная работа
«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах и их описание».
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки. Деление клетки.
Митоз, амитоз, мейоз.
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение.
Гаметогенез. Оплодотворение.
Индивидуальное
развитие
организмов
(онтогенез).
Эмбриональное
и
постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организмов. Репродуктивное
здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека.
Лабораторная работа
«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как
доказательство их родства».
Основы генетики
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Генетическая
терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.
Хромосомная теория наследственности. Генетика пола, наследование. сцепленное с
полом.
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная
изменчивость. Мутации, их причины.
Практическая работа
«Решение элементарных генетических задач».
«Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой».
Генетика человека
Методы исследования генетики человека.
Генетика и здоровье. Проблемы
генетической безопасности.
Практическая работа
«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)».
11 класс (34 часа)

Основы учения об эволюции
Додарвиновская научная картина мира.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об
эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная
изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Естественный отбор как
направляющий фактор эволюции. Современные взгляды на факторы эволюции.
Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов — результат
действия факторов эволюции.
Вид как макробиологическая система. Критерии вида. Современные представления о
видообразовании. Доказательства эволюции (данные сравнительной анатомии,
эмбриологии, палеонтологии, биогеографии).
Лабораторные работы
«Наблюдение и описание особей по морфологическому критерию».
«Выявление изменчивости у особей одного вида».
4

Основы селекции и биотехнологии
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о
центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы
селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология и еѐ достижения.
Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование
человека, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
Антропогенез
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с
млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас, их
единство. Критика расизма и социального дарвинизма.
Основы экологии
Экологические факторы. Экологическая ниша. Биологические ритмы.
Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и
взаимозависимость популяций в биоценозе. Типы взаимодействия организмов в
биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Структура пищевых связей
и их роль в сообществе.
Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос
энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических
веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды.
Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем.
Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие
экосистем. Основы рационального природопользования.
Лабораторные работы
«Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и
сетей)».
«Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем».
Эволюция биосферы и человек
Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Основные этапы развития жизни на Земле. Усложнение живых организмов на Земле в
процессе эволюции. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский —
основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы.
Распространение и роль живого вещества в биосфере. Круговорот веществ и превращение
энергии в биосфере.
Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы. Последствия деятельности
человека в экосистемах. Понятие о рациональном природопользовании.
Лабораторная работа
«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,
глобальных антропогенных изменений в биосфере».
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов, из них не менее 30% с
применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная
школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 21 час

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Количество
часов

В том числе
практические
работы,
лабораторные
работы

3
15
7
7
2
1
35

1
1
2
1

11
3
4
9
7
1
35

2
2
1

70

10

Наименование темы

10 класс
Введение
Основы цитологии.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Основы генетики
Генетика человека
Резерв
Итого
11 класс
Основы учения об эволюции
Основы селекции и биотехнологии
Антропогенез
Основы экологии
Эволюция биосферы и человек
Резерв
Итого
Всего за 10-11 класс

5

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Учебник Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс : учеб. для общеобразоват.
учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2018.
– 368 с. : ил.
2. Методическое пособие к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В.
Пасечника «Биология. Общая биология. 10—11 классы. Базовый уровень» / В. В.
Пасечник, Г. Г. Швецов. — М. : Дрофа, 2015. — 190 с. : ил.

Информационно-методические интернет ресурсы:
цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные
(цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы)

1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru
4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/
5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login
6

6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА:
РЕШУ.ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/
7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/
11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/
13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/
14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor
15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция
видиоуроков по предметам программы основного образования
16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/
17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум»
18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус
19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/
20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

https://fipi.ru/ - сайт ФИПИ;
https://1-sept.ru/ - сайт газеты «Первое сентября»;
https://www.yaklass.ru/?ru - сайт
образовательных проектов Сколково
www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»;
www.bio.nature.ru – научные новости биологии;
http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.priroda.ru – природа: национальный портал.
http://obi.img.ras.ru – база знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной
биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.
10. http://biologylib.ru/catalog/ - виртуальная образовательная лаборатория.
11. https://interneturok.ru/ - интернет-урок. Представлены материалы по всем разделам
биологии: запись урока, файл урока, тренажеры, онлайн-тесты.
12. http://biology-online.ru/ - современные уроки биологии.
13. http://biodat.ru – сайт о живой природе и биоразнообразии.
14. http://faunaflora.ru/39/ - энциклопедия флоры и фауны.
15. http://muzey-factov.ru/tag/biology - музей фактов о природе.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».