Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ среднего общего образования срок реализации 2 года согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа учебного предмета «Биология» (базовый уровень) для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательной школы Надым 1 Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования Личностные результаты - реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; - признания высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; - сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности. Метапредметные результаты - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения; структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; - умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернет); проводить анализ и обработку информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; - овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Предметные результаты В познавательной сфере: - характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, Т. Моргана; закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учѐных в развитие биологической науки; - выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии); - обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, организма человека, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни; - понимание процессов, происходящих в живых системах (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере); - объяснение роли биологии в формировании мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотиков на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем; - приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов; - умение пользоваться биологической терминологией и символикой; 2 - решение элементарных биологических задач; составление схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); - описание особей по морфологическому критерию; - выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности и на биологических моделях; - сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы; зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения. В ценностно-ориентационной сфере: - анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников; - оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома). В сфере трудовой деятельности: - овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов; - соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами. В сфере физической деятельности: - обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде. В эстетической сфере: - развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 класс (34 часа) Введение Биология как наука. Методы научного познания. Биология как наука. История развития биологии. Живые системы — объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого. Клетка Возникновение представлений о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн – основоположники клеточной теории. Клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Удвоение молекул ДНК. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Ядро. Хромосомы. Соматические и половые клетки. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотрофов и гетеротрофов. Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. 3 Лабораторная работа «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание». Размножение и индивидуальное развитие организмов Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз, амитоз, мейоз. Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Гаметогенез. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Лабораторная работа «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». Основы генетики Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола, наследование. сцепленное с полом. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации, их причины. Практическая работа «Решение элементарных генетических задач». «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой». Генетика человека Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности. Практическая работа «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)». 11 класс (34 часа) Основы учения об эволюции Додарвиновская научная картина мира. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Естественный отбор как направляющий фактор эволюции. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов — результат действия факторов эволюции. Вид как макробиологическая система. Критерии вида. Современные представления о видообразовании. Доказательства эволюции (данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии). Лабораторные работы «Наблюдение и описание особей по морфологическому критерию». «Выявление изменчивости у особей одного вида». 4 Основы селекции и биотехнологии Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология и еѐ достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома). Антропогенез Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас, их единство. Критика расизма и социального дарвинизма. Основы экологии Экологические факторы. Экологическая ниша. Биологические ритмы. Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и взаимозависимость популяций в биоценозе. Типы взаимодействия организмов в биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Структура пищевых связей и их роль в сообществе. Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды. Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие экосистем. Основы рационального природопользования. Лабораторные работы «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)». «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем». Эволюция биосферы и человек Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы развития жизни на Земле. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о рациональном природопользовании. Лабораторная работа «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных антропогенных изменений в биосфере». Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов, из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 21 час 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Количество часов В том числе практические работы, лабораторные работы 3 15 7 7 2 1 35 1 1 2 1 11 3 4 9 7 1 35 2 2 1 70 10 Наименование темы 10 класс Введение Основы цитологии. Размножение и индивидуальное развитие организмов Основы генетики Генетика человека Резерв Итого 11 класс Основы учения об эволюции Основы селекции и биотехнологии Антропогенез Основы экологии Эволюция биосферы и человек Резерв Итого Всего за 10-11 класс 5 5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1. Учебник Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2018. – 368 с. : ил. 2. Методическое пособие к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10—11 классы. Базовый уровень» / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов. — М. : Дрофа, 2015. — 190 с. : ил. Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы) 1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/ 2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/ 3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru 4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/ 5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login 6 6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ.ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/ 7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/ 8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/ 10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/ 11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/ 12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/ 13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/ 14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor 15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция видиоуроков по предметам программы основного образования 16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/ 17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум» 18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус 19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/ 20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. https://fipi.ru/ - сайт ФИПИ; https://1-sept.ru/ - сайт газеты «Первое сентября»; https://www.yaklass.ru/?ru - сайт образовательных проектов Сколково www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»; www.bio.nature.ru – научные новости биологии; http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://window.edu.ru/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам http://www.priroda.ru – природа: национальный портал. http://obi.img.ras.ru – база знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии. 10. http://biologylib.ru/catalog/ - виртуальная образовательная лаборатория. 11. https://interneturok.ru/ - интернет-урок. Представлены материалы по всем разделам биологии: запись урока, файл урока, тренажеры, онлайн-тесты. 12. http://biology-online.ru/ - современные уроки биологии. 13. http://biodat.ru – сайт о живой природе и биоразнообразии. 14. http://faunaflora.ru/39/ - энциклопедия флоры и фауны. 15. http://muzey-factov.ru/tag/biology - музей фактов о природе. 7