Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ основного общего образования срок реализации 5 лет согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы Составители: Хусаинова И.З., Михайлова О.И., Гнатенко Н.Н., Агафонов Р.Н., Губин Г.М. НАДЫМ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В этом разделе представлены итоговые результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура», которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной деятельностью, накоплении знаний и формировании умений использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Они формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованиюна основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретѐнные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся. Отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и сим- волы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции); - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты отражают: - понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; - овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учѐтом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; - приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лѐгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; - расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность еѐ воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; - формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приѐмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счѐт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе, в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Знания о физической культуре Выпускник научится: - рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы еѐ развития, характеризовать основные направления и формы еѐ организации в современном обществе; - характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; - понимать, что такое допинг, раскрывать основы антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия принятия допинга; - раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; - разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; - руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; - руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; -характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принѐсших славу Российскому спорту; Способы двигательной деятельности Выпускник научится: - использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; - составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учѐтом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; - классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; - самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; - тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; - взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности. Выпускник получит возможность научиться: - вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; - проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; - проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа. Физическое совершенствование Выпускник научится: - выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; - выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); - акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; - выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; - выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину); - выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России); - выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из изученных способов; - выполнять основные технические действия и приѐмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; - выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств. Выпускник получит возможность научиться: - выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учѐтом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; - преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега; - осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; - выполнять тестовые нормативы по физической подготовке. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Знания о физической культуре История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Цель и задачи современного олимпийского движения. Идеалы и символика Олимпийских игр и олимпийского движения. Первые олимпийские чемпионы современности. Олимпийское движение в дореволюционной России, роль А. Д. Бутовского в его становлении и развитии. Первые успехи российских спортсменов в современных Олимпийских играх. Основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в школьную программу по физической культуре. Краткие сведения о Московской Олимпиаде 1980 г. и Олимпиаде в Сочи 2014 г. Основные направления развития физической культуры в современном обществе (физкультурно-оздоровительное, спортивное и прикладно-ориентированное), их цель, содержание и формы организации. Туристские походы как форма организации активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления организма. Краткая характеристика видов и разновидностей туристских походов. Пешие туристские походы, их организация и проведение, требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования). Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Характеристика его основных показателей. Осанка как показатель физического развития человека. Характеристика основных средств формирования правильной осанки и профилактики еѐ нарушений. Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств; понятие силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств. Структура и содержание самостоятельных занятий по развитию физических качеств, особенности их планирования в системе занятий физической подготовкой. Место занятий физической подготовкой в режиме дня и недели. Техника движений и еѐ основные показатели. Основные правила самостоятельного освоения новых движений. Двигательный навык и двигательное умение как качественные характеристики результата освоения новых движений. Правила профилактики появления ошибок и способы их устранения. Всестороннее и гармоничное физическое развитие, его связь с занятиями физической культурой и спортом. Адаптивная физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и телосложения, профилактике утомления. Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата, как средство всестороннего и гармоничного физического совершенствования. Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье человека. Допинг. Концепция честного спорта. Роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек. Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя гимнастика и еѐ влияние на работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур. Физическая нагрузка и способы еѐ дозирования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения). Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями. Восстановительный массаж, его роль и значение в укреплении здоровья человека. Характеристика техники выполнения простейших приѐмов массажа на отдельных участках тела (поглаживание, растирание, разминание). Правила и гигиенические требования проведения сеансов массажа. Банные процедуры, их цель и задачи, связь с укреплением здоровья человека. Правила поведения в бане и гигиенические требования к банным процедурам. Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом, характеристика типовых травм, причины их возникновения. Способы двигательной деятельности Организация самостоятельных занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической и технической подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки). Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз Составление (по образцу) индивидуальных планов занятий физической подготовкой, выделение основных частей занятия, определения их задач и направленности содержания. Составление (совместно с учителем) плана занятий спортивной подготовкой с учѐтом индивидуальных показаний здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленности. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой, последовательное выполнение частей занятия, определение их содержания по направленности физических упражнений и режиму нагрузки. Организация досуга средствами физической культуры, характеристика занятий подвижными и спортивными играми, оздоровительными бегом и ходьбой. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, осанка). Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств). Самоконтроль изменения частоты сердечных сокращений (пульса) во время занятий физическими упражнениями, определение режимов физической нагрузки. Простейший анализ и оценка техники осваиваемых упражнений (по методу сличения с эталонным образцом). Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; конспектирование содержания еженедельно обновляемых комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержания домашних занятий по развитию физических качеств. Измерение функциональных резервов организма как способ контроля за состоянием индивидуального здоровья. Проведение простейших функциональных проб с задержкой дыхания и выполнением физической нагрузки. Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, формирования правильной осанки, регулирования массы тела с учѐтом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания. Комплексы упражнений для формирования стройной фигуры. Комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для профилактики нарушений зрения. Индивидуальные комплексы адаптивной и лечебной физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др.). Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приѐмы: построения и перестроения на месте и в движении, передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; передвижение в колонне с изменением длины шага. Акробатические упражнения: кувырок вперѐд в группировке; кувырок назад в упор присев; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат; кувырок назад в упор, стоя ноги врозь; из упора присев перекат назад в стойку на лопатках; перекат вперѐд в упор присев; из упора лѐжа толчком двумя в упор присев; из стойки на лопатках группировка и переворот назад через голову в упор присев; «длинный» кувырок (с места и разбега); стойка на голове и руках; зачѐтные комбинации (составляются из числа освоенных упражнений с учѐтом технической и физической подготовленности занимающихся). Ритмическая гимнастика (девочки): стилизованные общеразвивающие упражнения; танцевальные шаги (мягкий шаг; высокий шаг, приставной шаг; шаг галопа; шаг польки); упражнения ритмической и аэробной гимнастики; зачѐтные композиции (составляются из числа освоенных упражнений с учѐтом технической и физической подготовленности занимающихся). Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием; опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь; опорный прыжок через гимнастического козла согнув ноги. Упражнения на гимнастическом бревне (девочки): передвижения ходьбой, бегом, приставными шагами, прыжками; повороты стоя на месте и прыжком; наклоны вперѐд и назад, вправо и влево в основной и «широкой» стойке с изменяющимся положением рук; стойка на коленях с опорой на руки; полу шпагат и равновесие на одной ноге (ласточка); танцевальные шаги; спрыгивание и соскоки (вперѐд, прогнувшись, с поворотом в сторону, с опорой о гимнастическое бревно); зачѐтные комбинации (составляются из числа освоенных упражнений с учѐтом технической и физической подготовленности занимающихся). Упражнения на гимнастической перекладине (мальчики): из виса стоя толчком двумя переход в упор; из упора, опираясь на левую (правую) руку, перемах правой (левой) вперѐд; из упора правая (левая) впереди, опираясь на левую (правую) руку, перемах правой (левой) назад; из упора махом назад, переход в вис на согнутых руках; вис на согнутых ногах; вис согнувшись; размахивание в висе изгибами; из размахивания в висе подъѐм разгибом; из виса махом назад соскок, махом вперѐд соскок; зачѐтные комбинации (составляются из числа освоенных упражнений с учѐтом технической и физической подготовленности занимающихся). Упражнения на параллельных брусьях (мальчики): наскок в упор; передвижение вперѐд на руках; передвижение на руках прыжками; из упора в сед, ноги в стороны; из седа ноги врозь переход в упор на прямых руках; размахивание в упоре на прямых руках; из седа ноги врозь кувырок вперѐд в сед ноги врозь; соскоки махом вперѐд и махом назад с опорой на жердь; зачѐтные комбинации (составляются из числа освоенных упражнений с учѐтом технической и физической подготовленности занимающихся). Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: бег на длинные, средние и короткие дистанции; высокий старт; низкий старт; ускорения с высокого старта; спринтерский бег; гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанции регулируется учителем или учеником); эстафетный бег; бег с преодолением препятствий; кроссовый бег. Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги», прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись». Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча по движущейся (катящейся) мишени; метание малого мяча по движущейся (летящей) мишени; метание малого мяча с разбега по движущейся мишени; метание малого мяча на дальность с разбега (трѐх шагов). Лыжные гонки. Передвижение на лыжах: попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, одновременный бесшажный ход, передвижения с чередованием ходов, переходом с одного способа на другой (переход без шага, переход через шаг, переход через два шага; прямой переход; переход с неоконченным отталкиванием палкой),перешагивание на лыжах небольших препятствий, перелезание через препятствия на лыжах. Подъѐмы, спуски, повороты, торможение: поворот переступанием, подъѐм «лесенкой»; подъѐм «ѐлочкой»,подъѐм «полуѐлочкой», спуск в основной, высокой и низкой стойках, по ровной поверхности, с преодолением бугров и впадин, небольших трамплинов, торможение плугом, торможение упором, торможение боковым скольжением, поворот упором. Спортивные игры. Баскетбол: ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с оббеганием стоек, ловля и передача мяча двумя руками от груди, передача мяча одной рукой от плеча, передача мяча при встречном движении; передача мяча одной рукой снизу; передача мяча одной рукой сбоку, передача мяча двумя руками с отскока от пола, бросок мяча двумя руками от груди с места, бросок мяча одной рукой от головы в прыжке, бросок мяча одной рукой от головы в движении, штрафной бросок, вырывание и выбивание мяча; перехват мяча во время передачи, перехват мяча во время ведения, накрывание мяча, повороты с мячом на месте, тактические действия, подстраховка, личная опека. Волейбол: прямая нижняя подача, верхняя прямая подача, приѐм и передача мяча двумя руками снизу, приѐм и передача мяча сверху двумя руками, передача мяча сверху двумя руками назад, передача мяча в прыжок, приѐм мяча сверху двумя руками с перекатом на спине, приѐм мяча одной рукой с последующим перекатом в сторону, прямой нападающий удар, индивидуальное блокирование в прыжке с места, тактические действия: передача мяча из зоны защиты в зону нападения. Игра по правилам. Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность. Прикладно-ориентированная физическая подготовка. Передвижение ходьбой, бегом, прыжками по пологому склону, сыпучему грунту, пересечѐнной местности, спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку, преодоление препятствий (гимнастического коня) прыжком, боком с опорой на левую (правую) руку, расхождение вдвоем при встрече на узкой опоре (гимнастическом бревне), лазанье по канату в два и три приема (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и спиной к стенке (девушки); передвижение в висе на руках с махом ног (мальчики); прыжки через препятствия с грузом на плечах, спрыгивание и запрыгивание с грузом на плечах; приземление на точность и сохранение равновесия; подъемы и спуски шагом и бегом с грузом на плечах; преодоление препятствий прыжковым бегом, преодоление полос препятствий. Физическая подготовка. Физические упражнения для развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости, ловкости. Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости. Наклоны туловища вперѐд, назад, в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны. Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты). Комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений. Упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост). Развитие координации движений. Прохождение усложнѐнной полосы препятствий, включающей кувырки (вперѐд, назад), кувырки по наклонной плоскости, преодоление препятствий прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазаньем. Броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень, с места и с разбега. Касание правой и левой ногой мишеней, подвешенных на разной высоте, с места и с разбега. Разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением. Прыжки на точность отталкивания и приземления. Развитие силы. Подтягивание в висе и отжимание в упоре. Передвижения в висе и упоре на руках на перекладине (мальчики), подтягивание в висе стоя (лѐжа) на низкой перекладине (девочки), отжимания в упоре лѐжа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног; отжимание в упоре на низких брусьях, поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты, из положения лѐжа на гимнастическом козле (ноги зафиксированы) сгибание туловища с различной амплитудой движений (на животе и на спине), комплексы упражнений с гантелями с индивидуально подобранной массой (движения руками, повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом рук); метание набивного мяча из различных исходных положений; комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения); элементы атлетической гимнастики (по типу «подкачки»), приседания на одной ноге «пистолетом» с опорой на руку для сохранения равновесия. Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями, выполняемые в режиме умеренной интенсивности в сочетании с напряжением мышц и фиксацией положений тела. Повторное выполнение гимнастических упражнений с уменьшающимся интервалом отдыха (по типу «круговой тренировки»). Комплексы упражнений с отягощением, выполняемые в режиме непрерывного и интервального методов. Лёгкая атлетика. Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального метода. Бег по пересечѐнной местности (кроссовый бег). Бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности. Бег с препятствиями. Равномерный бег с финальным ускорением (на разные дистанции). Равномерный бег с дополнительным отягощением в режиме «до отказа». Передвижение на лыжах на длинные дистанции. Развитие силы. Специальные прыжковые упражнения с дополнительным отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). Запрыгивание с последующим спрыгиванием. Прыжки в глубину по методу ударной тренировки. Прыжки в высоту с продвижением и изменением направлений, поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге и поочерѐдно. Бег с препятствиями. Бег в горку, с дополнительным отягощением и без него. Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения с локальным отягощением на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений по методу круговой тренировки. Развитие быстроты. Бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры. Максимальный бег в горку и с горки. Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой, на повороте и со старта). Бег с максимальной скоростью с ходу. Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Ускорение, переходящее в многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег с ускорением. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие координации движений. Специализированные комплексы упражнений на развитие координации (разрабатываются на основе учебного материала разделов «Гимнастика» и «Спортивные игры»). Лыжные гонки. Развитие выносливости. Кроссовый бег и бег по пересечѐнной местности. Гладкий бег с равномерной скоростью в режиме умеренной и большой интенсивности. Повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха. Повторный бег с дополнительным отягощением на средние дистанции, в горку и с горки. Прыжки в различных направлениях и из разных исходных положений в режиме повторного и непрерывного способа выполнения. Приседания с различной амплитудой и дополнительными отягощениями в режиме повторного и непрерывного способа выполнения. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью в режимах умеренной, большой и субмаксимальной интенсивности, с соревновательной скоростью. Развитие силы. Комплексы упражнений с локальным отягощением на отдельные мышечные группы. Комплексы упражнений силовой направленности на спортивных снарядах (перекладине, брусьях, гимнастической стенке), выполняемые по методу круговой тренировки. Скоростной бег и прыжки с дополнительным отягощением (в различных направлениях и с различной амплитудой движений, из разных исходных положений). Многоскоки, спрыгивания-запрыгивания на месте и с продвижением вперѐд. Комплексы атлетической гимнастики. Полосы препятствий силовой направленности (передвижения в висах и упорах на руках, бег в горку с перенесением тяжестей, преодоление препятствий прыжками разной формы). Передвижение на лыжах по отлогому склону с дополнительным отягощением. Скоростной подъѐм ступающим и скользящим шагом, бегом, «лесенкой», «ѐлочкой». Развитие координации движений. Комплексы упражнений на подвижной опоре (с изменением центра тяжести тела по отношению к опоре, с разной амплитудой движений и скоростью выполнения, перераспределением массы тела с одной ноги на другую). Передвижения по ограниченной площади опоры (с сохранением поз и равновесия, с передачей и ловлей теннисных мячей). Упражнения на дифференцирование мышечных усилий (броски набивного мяча, прыжки на заданное расстояние различными способами и в разных направлениях движения). Упражнения в поворотах и спусках на лыжах. Развитие быстроты. Бег на короткие дистанции с максимальной скоростью. Челночный бег. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Баскетбол. Развитие быстроты. Ходьба и бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо, влево, приседания). Ускорения с изменением направления движения. Бег с максимальной частотой (темпом) шагов с опорой на руки и без опоры. Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой. Челночный бег (чередование прохождения заданных отрезков дистанции лицом и спиной вперѐд). Бег с максимальной скоростью с предварительным выполнением многоскоков. Передвижения с ускорениями и максимальной скоростью приставными шагами левым и правым боком. Ведение баскетбольного мяча с ускорением и максимальной скоростью. Прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с места и с разбега. Прыжки с поворотами на точность приземления. Передача мяча двумя руками от груди в максимальном темпе при встречном беге в колоннах. Кувырки вперѐд, назад, боком с последующим рывком на 3–5 м. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие силы. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные группы. Ходьба и прыжки в глубоком приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах с продвижением вперѐд, по кругу, «змейкой», на месте с поворотом на 180° и 360°. Прыжки через скакалку в максимальном темпе на месте и с передвижением (с дополнительным отягощением и без него). Напрыгивание и спрыгивание с последующим ускорением. Многоскоки с последующим ускорением и ускорения с последующими многоскоками. Броски набивного мяча из различных исходных положений, с различной траекторией полѐта одной рукой и обеими руками, стоя, сидя, в полуприседе. Развитие выносливости. Повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег по непрерывно-интервальному методу. Гладкий бег в режиме большой и умеренной интенсивности. Игра в баскетбол с увеличивающимся объѐмом времени игры. Развитие координации движений. Броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени. Акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки вперѐд и назад). Бег «с тенью» (повторение движений партнѐра). Бег по гимнастической скамейке, по гимнастическому бревну разной высоты. Прыжки по разметкам с изменяющейся амплитудой движений. Броски малого мяча в стену одной (обеими) руками с последующей его ловлей (обеими руками и одной рукой) после отскока от стены (от пола). Ведение мяча с изменяющейся по команде скоростью и направлением передвижения. Для учеников с ЗПР и ОВЗ. Учитывая особые образовательные потребности школьника, в процессе обучения осуществляются следующие требования: - реализация принципа индивидуализации обучения (эффективное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения) при опросе, объяснении и закреплении нового материала на всех этапах урока; - предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки) и направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); - соблюдение в определении объема изучаемого материала принципов необходимости и достаточности; - учет индивидуального темпа работы ученика при освоении программного материала (предоставление учащемуся дополнительное время для выполнения заданий, учитывая его работоспособность, темп выполнения заданий); - подбор заданий, дающих ощущение собственной состоятельности ученика; - стимулирование познавательного интереса, оказание помощи в осознанном запоминании материала, поощрение ответов ученика; - осуществление проверки знаний при использовании приемов коррекционно-стимулирующей направленности; - отражение динамики и качества усвоения материала, систематичное и регулярное осуществление контроля; - вовлечение ученика в процесс общения с одноклассниками, помощь в преодолении трудностей в процессе общения. Результаты освоения учеником инвариантной части программы будут соответствовать базовому уровню планируемых результатов основного общего образования. Ученик должен усвоить информацию, обязательную к усвоению и в те же сроки, что и его сверстники. С целью осуществления дифференциации обучения, ученику может быть предложен облегченный вариант домашнего задания, уменьшение объема. В ходе учебного занятия для облегчения усвоения материала используются карточки, схемы, таблицы, мультимедийные презентации. Данная рабочая программа рассчитана на 350 часов (два часа в неделю), из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру, и др.), что составляет 105 часов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ № Разделы и темы Количество часов п/п Класс 5 I Знания о физической культуре 1 История физической культуры. 2 Основные понятия о физической культуре 3 Физическая культура человека II Физическое совершенствование III 6 7 8 9 В процессе уроков в течении учебного года Класс 5 6 7 8 9 - легкая атлетика; 22 22 22 22 22 - баскетбол; 14 14 10 10 10 - волейбол; 10 10 14 14 14 - лыжная подготовка; 12 12 12 12 12 - гимнастика с основами акробатики 12 12 12 12 12 Всего 70 70 70 70 70 Рабочая программа по учебному предмету физическая культура для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного стандарта общего образования и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по предмету «Физическая культура». Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвееев. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / А.П. Матвеев. – 3е изд. – М. Просвещение, 2019. - 136. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Данная программа обеспечена учебниками для общеобразовательных организаций автора А. П. Матвеева: - Физическая культура. 5 класс. - Физическая культура. 6–7 классы. - Физическая культура. 8–9 классы. Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы) Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа:http://ftstival. september.ru/articlts/576894; Учительский портал. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/102-1-0-13511; К уроку.ru. - Режим доступа:http://www.k-yroky./load/71-1-0-6958; Сеть творческих учителей. - Режим доступа:http://www.it-n.ru/communities.aspx; Pedsovet.Su. - Режим доступа:http://pedsovet.su; Proшколу.Ru - Режим доступа:http://www.proshkolu.ru; Педсовет.org. - Режим доступа:http://pedsjvet.org. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ № п/п Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Необходимое количество Основная школа Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Примерные программы основного общего образования. Физическая культура Д 3 Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 5–9 классы Д 4 Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» Г 5 Научно-популяр- ная и художествен- ная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению Д 1 2 Примечания Стандарт по физи-ческой культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методи- ческого обеспечения кабинета по физиче- ской культуре (спортивного зала) Комплекты разно- уровневых тематиче- ских заданий, дидактических карточек В составе библиотечного фонда 6 Методические издания по физической культуре для учителей 7 Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности Д Д 8 Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения Д 9 Видеофильмы по основным разделам и темам учебного пред- мета «Физическая культура» Д 10 Аудиозаписи 11 12 13 14 Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок Радиомикрофон (петличный) Мегафон Мультимедийный компьютер Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» Д Для проведения гимнастических ком- плексов, обучения танцевальным движениям, проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников Д Аудиоцентр с возможностью исполь- зования аудиодисков, CD-R, CD-RW, МР3, а также магнитных записей Д Д Д 15 Сканер Д 16 Принтер лазерный Д 17 Копировальный аппарат Д 18 Стенка гимнастическая Г 19 Бревно гимнастическое напольное Г 20 Бревно гимнастическое высокое Г 21 Козѐл гимнастический Г 22 Конь гимнастический Г Технические требования: графическая операционная система, привод для чтениязаписи ком- пакт-дисков, аудиовидеовходы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащѐн акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентацион- ных) Может входить в материально-техническое оснащение образовательной организации 23 Перекладина гимнастическая Г 24 Брусья гимнастические разновысокие Г 25 Брусья гимнастические параллельные Г 27 Канат для лазанья с механизмом крепления Г 28 Мост гимнастический подкидной Г 29 Скамейка гимнастическая жесткая Г 30 Скамейка гимнастическая мягкая Г 31 Комплект навесно- го оборудования Г 32 Штанги тренировочные Г 33 Гантели наборные Г 34 Вибрационный тренажѐр М. Ф. Агашина Г 35 Коврик гимнастический К 36 Маты гимнастические Г 37 Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг) Г 38 Мяч малый (теннисный) К 39 Скакалка гимнастическая К 40 Мяч малый (мягкий) К 41 Палка гимнастическая К 42 Обруч гимнастический К 43 Секундомер настенный с защитной сеткой Д 44 Сетка для переноса малых мячей Д Лѐгкая атлетика 45 46 47 Планка для прыж- ков в высоту Д Стойки для прыж- ков в высоту Д Барьеры легкоатлетические тренировочные Г В комплект входят перекладина, брусья, мишени для метания Флажки разметоч- ные на опоре Г Дорожка разметоч- ная для прыжков в длину с места Г 50 Рулетка измерительная (10 м, 50 м) Д 51 Номера нагрудные Г Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой Д 53 Щиты баскет- больные навесные с кольцами и сеткой Г 54 Мячи баскетболь- ные Г 55 Сетка для переноса и хранения мячей Д 56 Жилетки игровые с номерами Г 57 Стойки волейбольные универсальные Д 58 Сетка волейбольная Д 59 Мячи волейбольные Г 60 Сетка для пере- носки и хранения баскетбольных мячей Д 61 Ворота для минифутбола Д 48 49 52 Сетка для ворот мини-футбола Д Мячи футбольные Г 64 Номера нагрудные Г 65 Компрессор для накачивания мячей Д 62 63 66 Палатки туристские (двухместные) Г Средства первой помощи 67 Аптечка медицин- ская Д Для отражения количественных показателей в таблице использована следующая система условных обозначений: Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговорѐнных случаев); К – комплект (из расчѐта на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса); Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.