Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ основного общего образования срок реализации 2 года согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа учебного предмета «История России. Всеобщая история» для учащихся 5 -9 классов общеобразовательной школы Составители программы: 1. 2. 3. Халевина Елена Петровна, учитель истории и обществознания Сушилова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания Батракова Наталья Митрофановна, учитель истории и обществознания Надым Планируемые результаты изучения учебного предмета «История России. Всеобщая история.» на уровне основного общего образования Метапредметные результаты класс Личностные УУД Регулятивные УУД 5 класс 1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»; 2.Уважение к своему народу, развитие толерантности; 3.Освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута; Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России; 4.Выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться. 1.Постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести) 2.Использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; Познавательные УУД 1.Самостоятельно выделять и формулировать цель; 2.Ориентироваться в учебных источниках; 3.Отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников; 4.Анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; 5.Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; 6.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; 7.Строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Коммуникативн ые УУД 1.Участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи; 3.Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; 4.Отстаивать и аргументироват ь свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;критич но относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений. 2 6 класс 7 класс 1.Создание историкогеографического образа, включающего представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; 2.Формирование образа социальнополитического устройства России, представления о ее государственной организации, символике, знание государственных праздников; 3.Уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; 4.Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; участие в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе, участие в детский общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях). 1.Знание о своей этнической принадлежности, 1.Принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения) 2.Умение планировать пути достижения намеченных целей; 3.Умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; 4.Умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. 1.Выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2.Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; 3.Овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 4.Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; 5.Определение основной и второстепенной информации; 6.Давать определения понятиям, устанавливать причинноследственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. 1.Понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной; 2.Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции); 3.Определять цели и функции участников, способы их взаимодействия ; 4.Планировать общие способы работы группы; 5.Обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. 1.Формирование навыков целеполагания, 1.Свободно ориентироваться и воспринимать 1.Умение устанавливать и сравнивать 3 8 класс освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; эмоциональное положительное принятие своей этнической идентичности; 2.Уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; 3.Уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов. 1.Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; 2.Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; 2.Формирование действий планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения на основе овладения приемами управления временем (тайм-менеджмент) адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи. тексты художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей; 2.Понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации; 3.Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; 4.Составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); 5.Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательност ь описываемых событий. разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; 2.Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; 3.Готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений. 1.Умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения; 2.Формирование рефлексивной самооценки своих возможностей 1.Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 2.Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие 1.Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологическо й и диалогической формами речи в соответствии с грамматически 4 9 класс принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях; 3.Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении; 4.Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; 5.Участие в общественной жизни на уровне школы и социума; управления; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. 1.Знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом 1.Умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной компоненты; 3.Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций; 4.Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 5.Обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом; работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. 1.Умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); 2.Умение устанавливать ми и синтаксическим и формами родного языка; 2.Умение аргументироват ь свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом; 3.Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность ); 4.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; адекватное межличностное восприятие партнера. 1.Разрешать конфликты через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных 5 пространстве государственнообщественных отношений; 2.Сформированность социальнокритического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественнополитическими событиями; 3.Ориентация в системе моральных норм и ценностей, и их иерархии, понимание конвенционального характера морали; 4.Сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании; 5.Готовность к выбору профильного образования; умение строить жизненные планы с учетом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий. деятельности; 2.Самоконтроль в организации учебной и внеучебной деятельности; 3.Формирование навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; принятие ответственности за свой выбор организации своей учебной деятельности. причинноследственных связей, строить логические цепи рассуждений, доказательств; 3.Выдвижение гипотез, их обоснование через поиск решения путем проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов работы; 4.Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. способов разрешение конфликта, принимать решение и реализовывать его; 2.Управлять поведением партнера через контроль, коррекцию, оценку действий, умение убеждать; 3.Интегрироватьс я в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий; 4.Переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий; 5.Стремиться устанавливать доверительные отношения взаимопониман ия, способность к эмпатии; о речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, 6 контроль, оценка) предметнопрактической или иной деятельности как в форме громкой социализирован ной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризаци и – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения умственных действий и с 5 КЛАСС Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: • представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире; • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны. Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: • способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; • готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог; • умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать еѐ в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты); • способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы. Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: • целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории; 7 • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира; • способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально - этических вопросов далекого прошлого; • представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого; • умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра» • уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историкогеографические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты; • уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; • уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; • умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; • умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира; • умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами; • готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране. 6 КЛАСС Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • познавательный интерес к прошлому своей Родины; • изложение своей точки зрения, еѐ аргументация в соответствии с возрастными возможностями; • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; • навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений; • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности; • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога; • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки: • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учѐбе и познавательной деятельности; 8 • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать еѐ достоверность (при помощи педагога); • использовать современные источники информации —материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога; • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории включают: • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век); • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • определение и использование исторических понятий и терминов; • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих еѐ территорию; • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период; • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий; • изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий; • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека; • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; 9 • описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей; • поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; • анализ информации, содержащейся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории; • использование приѐмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества; • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей; • умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя); • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры; • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление еѐ результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России; • приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период. 7 КЛАСС Личностными результатами изучения отечественной истории являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов; • изложение своей точки зрения, еѐ аргументация (в соответствии с возрастными возможностями); • следование этическим нормам и правилам ведения диалога; • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме; • проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя); • обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога); • навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении. В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения: • осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя); 10 • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.; • критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; • использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога; • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания. Предметные результаты изучения истории включают: • применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть); • установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI— XVII вв.; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • определение и использование исторических понятий и терминов; • использование сведений из исторической карты как источника информации; • овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих еѐ народов; • описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов; • использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период; • сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России; • высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков; 11 • поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.); • анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук; • сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей; • использование приѐмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.); • раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства; • сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; • определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление еѐ результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; • поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации; • расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; • составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении; • понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России. 8 КЛАСС Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями; • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа; • соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя); • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; 12 • обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя); • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений: • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; • планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать еѐ достоверность (под руководством учителя); • работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога); • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории включают: • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества; • способность применять понятийный аппарат исторического знания; • умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность; • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории; • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. 13 В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать: • имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии; • основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.; • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; • изученные виды исторических источников; В результате изучения курса учащиеся должны уметь: • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников; • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретѐнные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчѐтов об экскурсиях, рефератов; • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; • объяснять своѐ отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; • использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин, и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. 9 КЛАСС Личностные результаты изучения истории включают: • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.; • уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам; • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и еѐ достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период; • устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины; • уважение к личности и еѐ достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • внимательное отношение к ценностям семьи, осознание еѐ роли в истории страны; • развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края; • формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; 14 • готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений. Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки: • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом; • планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей; • самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путѐм сотрудничества; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор; • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путѐм сотрудничества; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать; • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • выявлять проблему, аргументировать еѐ актуальность; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование еѐ объективности (под руководством учителя); • делать умозаключения и выводы на основе аргументации; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Предметные результаты изучения истории включают: • представление о территории России и еѐ границах, об их изменениях на протяжении XIX в.; • знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период; • представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.; • умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп; • представление о социальной стратификации и еѐ эволюции на протяжении XIX в.; • знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей; • установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ); 15 • определение и использование основных исторических понятий периода; • установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений; • установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук; • анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.); • анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений; • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы); • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление еѐ результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств; • приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; • представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии. Коррекционный блок для учащихся по адаптированной общеобразовательной программе Для учащихся, которым решением ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития предусмотрено освоение содержания по учебному предмету «История» на уровне не ниже базового с результатом не ниже удовлетворительного. Обучение организовано совместно с другими учащимися в условиях классно-урочной системы СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ». 5 класс. Всеобщая история Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их 16 борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами. 6 класс Всеобщая история. Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание туркамиосманами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. История России. Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. 17 Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. ВладимироСуздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в СевероВосточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края. 7 класс Всеобщая история Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединѐнных провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации. История России Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы 18 России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. 8 класс Всеобщая история Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединѐнных Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. История России Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачѐва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий. 9 класс Всеобщая история Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. 19 «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в. История России Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801— 1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоѐв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры. Данная рабочая программа ( 5-9 классы) рассчитана на 350 часов ( в каждом классе по 70 часов), из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 105 часов. 20 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (70 ч.) Всеобщая история № ТЕМА 1 Введение 2 Счет лет в истории ПЕРВОБЫТНОСТЬ 3 Первобытные собиратели и охотники 4 Первобытные земледельцы и скотоводы ДРЕВНИЙ ВОСТОК 5 Древний Египет 6 Западная Азия в древности Индия и Китай в древности ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ 7 Древнейшая Греция 8 Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 9 Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии 10 Македонские завоевания в IV в. до н.э. ДРЕВНИЙ РИМ 11 Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 12 Рим – сильнейшая держава Средиземноморья 13 Гражданские войны в Риме 14 Римская империя в первые века нашей эры 15 Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 16 Резерв ИТОГО № 6 класс Всеобщая история 28 часов История России 42 часов ТЕМА КОЛ. часов 1 1 5 3 2 18 8 7 5 21 5 7 5 4 17 3 3 4 5 2 7 70 КОЛ. часов ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Введение Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Арабы в VI-XI вв. Феодалы и крестьяне Средневековый город в Западной и Центральной Европе Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV вв.) Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Культура Западной Европы в Средние века Народы Азии, Америки и Африки в Средние века Резерв Итого ИСТОРИЯ РОССИИ Введение. Наша Родина - Россия 1 5 2 2 2 2 2 7 2 1 1 1 28 1 21 14 15 16 17 18 Народы и государства на территории нашей страны в древности Русь в IX- первой половине XII в. Русь в середине XII в – начале XIII в. Русские земли в середине XIII — XIV в. Формирование единого Русского государства Итого ИТОГО по всем разделам 5 12 5 11 8 42 70 7 класс Всеобщая история 28 часов История России 42 часов № 1 2 3 4 5 6 7 ТЕМА ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) Резерв Итого ИСТОРИЯ РОССИИ Введение. Россия в XVI веке Смутное время. Россия при первых Романовых Резерв Итого ИТОГО по всем разделам КОЛ. часов 19 8 1 28 1 20 20 1 42 70 8 класс (70 ч.) Всеобщая история 28 часов История России 42 часов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ТЕМА ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Мир на рубеже XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения. Время преобразований Страны Востока в XVIII вв. Международные отношения в 18 в. Резерв Итого ИСТОРИЯ РОССИИ Введение. Россия в эпоху преобразований Петра I Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов Российская империя при Екатерине II Россия при Павле I Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Итого ИТОГО по всем разделам КОЛ. часов 2 17 1 2 6 28 1 15 6 9 2 9 42 70 9 класс (70 ч.) 22 Всеобщая история 28 часов История России 42 часов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ТЕМА ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. Становление индустриального общества Строительство новой Европы Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества Две Америки Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма Международные отношения: обострение противоречий Новейшая история: понятие и периодизация Резерв Итого ИСТОРИЯ РОССИИ Россия в первой четверти XIX в. Россия во второй четверти XIX в. Россия в эпоху Великих реформ Россия в 1880—1890-е гг Россия в начале XX в Итого ИТОГО по всем разделам КОЛ. часов 1 6 7 5 2 2 1 2 2 28 9 8 8 7 10 42 70 Учебно – методический комплекс Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. -М. "Просвещение"2018 -Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс. - М. "Просвещение"2018 -Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800. Под редакцией А. А. Искендерова. 7 класс. - М. "Просвещение"2020 -Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. - М. "Просвещение"2020 г. -Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Всеобщая история. Новейшая история. Под редакцией А. А. Искендерова. 9 класс. - М. "Просвещение"2020 -История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"2017 -История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"2017г. -История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"2017г. -История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"2019г. Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы) 23 1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/ 2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/ 3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru 4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/ 5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login 6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ.ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/ 7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/ 8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/ 10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/ 11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/ 12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/ 13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/ 14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor 15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция видиоуроков по предметам программы основного образования 16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/ 17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум» 18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус 19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/ 20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум» 1. Уроки всемирной истории. Новейшее время [Электронный ресурс]. - М.: ООО « Кирилл и Мефодий»,2005.-1 электрон, опт, диск (СР-ЯОМ) 2. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002. 3. История России 20 век ч 1-4 [Электронный ресурс] -М.: КЛИО СОФТ,2002.-1 электрон, опт. диск (СР-ЯОМ) 4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории» и «Уроки Всемирной истории» 5. д/ф «История государства Российского» (500 серий) 6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Древний мир 7. д/ф «Великая Китайская стена» 8. д/ф «История Олимпийских игр» 9. д/ф «Исторические личности (проект «Энциклопедия»)» 10. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 век. 11. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое. 12. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников. 13. http://his.1september.ru/index.php - электронная версия газеты «История» - приложение к газете «Первое сентября». 14. http://www.historia.ru/ - российский электронный журнал «Мир истории». 15. http://hermitage.museum.ru/ - сайт одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа предлагает совершить виртуальную экскурсию по своим залам, в том числе увидеть экспонаты, иллюстрирующие начальный период мировой и российской истории. 16. http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации 17. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ 18. http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование» 19. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал 20 http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена 21. http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ 24 22. http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования» 23. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 24. http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования 25. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» 26. http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» 27. http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История» 28. http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе» 29. http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов 30. http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей 31. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова) 32. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения 33. Дополнительные Интернет-ресурсы 34. hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век» 35. http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг. 36. http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам 37. http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен» 38. http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории» 39. http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека 40. http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов 41. http://www.hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса 42. http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам 43. http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина» http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса 44. http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения 45. http://www.old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»: 46. http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты» 47. http://www.praviteli.narod.ru – сайт-информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС 48. http://www.rusarchives.ru – сайт «Архивы России» 49. http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения 50. http://www.warheroes.ru – биографии Героев Советского Союза и России 51. http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России 52. www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека 53. https://soc-ege.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat – образовательный портал для подготовки к экзаменам 54 https://soc-oge.sdamgia.ru/- образовательный портал для подготовки к экзаменам 55. https://fipi.ru/- федеральный институт педагогических измерений 56. https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ 57 https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа 25