Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ среднего общего образования срок реализации 5 лет согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы Составитель программы: Салиндер Л. Ю., учитель изо Надым Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительного искусство» на уровне среднего общего образования Личностные результаты 1) сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3) сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 6) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Содержание учебного предмета 5 класс (34 часа) Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Декор русской избы Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Орнамент как основа декоративного украшения. Внутренний мир русской избы Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т.д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Конструкция, декор предметов народного быта и труда Самостоятельная работа. Дизайн кухни Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Народный праздничный костюм Творческая работа по теме «Народная праздничная одежда» Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Народные праздничные обряды Календарные народные праздники – это способ участия человек, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Связь времен в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла Творческая работа. Роспись посуды История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла Творческая работа. Роспись разделочных досок История развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Роль народных художественных промыслов в современной жизни Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Традиционные худ.промыслы и ремесла волгоградской области. Отличие художественного промысла от ремесла. Вязание пуховых платков (Урюпинский, Алексеевский и Серафимовический районы); глиняная игрушка (Илов-ля); плетение из природного материала Декор – человек, общество, время Зачем людям украшения Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов. Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи. Декор и положение человека в обществе Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта. Одежда говорит о человек Самостоятельная работа. Костюм эпохи Древней Греции Самостоятельная работа. Греческая керамика Творческая работана тему «Бал в интерьере дворца» Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, суть декора - выявить социальный статус людей. О чем рассказывают гербы и эмблемы Творческая работа на тему «Герб моей семьи» Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Части классического герба Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. Декоративное искусство в современном мире Современное выставочное искусство Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) Создание декоративной работы в материале Творческая работа. Коллективное панно Изготовление куклы-берегини Творческая работа. Декоративная ваза Украшение декоративной вазы Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа Древние образы в современном декоративном искусстве Итоговая игра-викторина. Итоговая выставка творческих работ. Обобщение знаний по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство». Содержание учебного предмета 6 класс (34 часа) Виды изобразительного искусства и основы образного мышления Изобразительное искусство в семье пластических искусств Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Рисунок — основа изобразительного творчества Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Линия и ее выразительные возможности Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников. Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен. Самостоятельная работа Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Цвет. Основы цветоведения. Творческая работа Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Цвет в произведениях живописи Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Объемные изображения в скульптуре Основы языка изображения Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства. Мир наших вещей. Натюрморт Реальность и фантазия в творчестве художника Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Изображение предметного мира — натюрморт. Самостоятельная работа Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Самостоятельная работа Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. Освещение. Свет и тень Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине. Натюрморт в графике. Творческая работа Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Вглядываясь в человека. Портрет Образ человека —главная тема искусства Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты. Конструкция головы человека и ее пропорции Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Изображение головы человека в пространстве. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала. Портрет в скульптуре Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Сатирические образы человека Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Образные возможности освещения в портрете Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Портрет в живописи. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого. Роль цвета в портрете Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура. Великие портретисты Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Человек и пространство в изобразительном искусстве Жанры в изобразительном искусстве. Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры. Изображение пространства. Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл. Правила линейной и воздушной перспективы. Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Пейзаж-настроения Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Природа и художник и городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Содержание учебного предмета 7 класс (34 часа) Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос» Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.) Задание: выполнение практических работ по теме «Основы композиции в графическом дизайне» (зрительное равновесие масс в композиции, динамическое равновесие в композиции, гармония, сгущенность и разреженность формы). Прямые линии и организация пространства Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. Задание: выполнение практических работ по теме «Прямые линии — элемент организации плоскостной композиции». Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость. Задание: выполнение практических работ по теме «Акцентирующая роль цвета в организации композиционного пространства»; выполнение аналитической работы по теме «Абстрактные формы в искусстве». Буква - строка - текст. Искусство шрифта Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Задание: выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции». Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образноинформационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. Задание: выполнение практических работ по теме «Изображение — образный элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки». В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание. Задание: выполнение практических работ по теме «Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала), создание макета журнала» (в технике коллажа или на компьютере). Современное декоративно-прикладное искусство народов Севера Традиция и инновация в национальном и прикладном искусстве народов Севера. Возрождение и развитие традиционных художественных ремесел: обработки дерева, кости и меха. Современные, широко известные мастера декоративно-прикладного искусства Художественный язык конструктивных искусств Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа. Задание: выполнение практических работ по теме «Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве» (создание объемно-пространственных макетов) Взаимосвязь объектов в архитектурном макете Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. Задание: выполнение практической работы по теме «Композиционная взаимосвязь объектов в макете» (создание объемно-пространственного макета из 2—3 объемов). Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. Задание: выполнение практических работ по темам: «Разнообразие объемных форм, их композиционное усложнение», «Соединение объемных форм в единое архитектурное целое», «Модуль как основа эстетической цельности в конструкции». Важнейшие архитектурные элементы здания Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта. Задания: выполнение практических работ по теме «Проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания» (создание макетов). Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи. Задания: выполнение аналитической работы по теме «Аналитическая зарисовка бытового предмета», а также творческой работы «Создание образно- тематической инсталляции» (портрет человека, портрет времени, портрет времени действия). Форма и материал Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.) Задания: выполнение практических работ по теме «Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначении вещи» (проекты «Сочинение вещи», «Из вещи — вещь»). Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Задание, выполнение коллективной практической работы по теме «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3—5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона). Символика и орнаментика в агитационном плакате на экологическую тему. Красота природы Севера и призывы, агитация к ее сохранению. Экологическая тема в современном плакате. Красота природы, воспетая в творчестве поэтов. Функции художественного языка плаката и особенности его воздействия ярким, условным, лаконичным цветовым и графическим строем. Специфические выразительные средства плаката (символы, изобразительные метафоры, эффектные сопоставления образов, масштабов, точек зрения, сочетание фотографий с рисунком и живописью). Использование в композиции плаката на экологическую тему мотивов национальных орнаментов. Использование синтеза искусств - поэзии и графики — в разработке композиции плаката. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. Задания: выполнение работ по теме «Архитектурные образы прошлых' эпох» (аналитические работы: зарисовки или живописные этюды части города, создание узнаваемого силуэта города из фотоизображений; практическая работа: фотоколлаж из изображений произведений архитектуры и дизайна одного стиля). Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Задания: выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж; графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира). Живое пространство города. Город, микрорайон, улица Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда. Задания: выполнение практических работ по теме «Композиционная организация городского пространства» (создание макетной или графической схемы («карты») организации городского пространства; создание проекта расположения современного здания в исторически сложившейся городской среде; создание макета небольшой части города, подчинение его элементов какому- либо главному объекту). Вещь в городе и дома. Городской дизайн Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Задания: выполнение практических работ по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» (создание коллажно-графической композиции и дизайн-проекта оформления витрины магазина). Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.) Задания: выполнение практической и аналитической работ по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» (создание образно-коллажной композиции или подготовка реферата; создание конструктивного или декоративно-цветового решения элемента сервиза по аналогии с остальными его предметами). Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурноландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.). Задания: выполнение аналитической и практической работ по теме «Композиция архитектурно-ландшафтного макета» (выполнение аналитического упражнения, создание фотоизобразительного монтажа «Русская усадьба», создание макета ландшафта с простейшим архитектурным объектом (беседка, мостик и т. д.). Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Задание: выполнение практической творческой коллективной работы по теме «Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего»). Монументально- декоративное искусство нашего города Образ человека и индивидуальное проектирование Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурнодизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач. Задания: выполнение аналитической и практической работ по теме «Индивидуальное проектирование». Создание плана-проекта «Дом моей мечты» (выполнение конспект - «проектного задания» с обоснованием планировки собственного дома, выполнение графического (поэтажного) плана дома или квартиры, набросок внешнего вида дома и прилегающей территории). Интерьер, который мы создаем Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Задание: выполнение практической работы по теме «Проект организации многофункционального пространства и вещной среды моей жилой комнаты» (фантазийный или реальный). Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Задания: выполнение практических работ по темам: «Дизайн-проект территории приусадебного участка», «Создание фитокомпозиции по типу икебаны» (выполнение аранжировки растений, цветов и природных материалов исходя из принципов композиции). Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Задания: выполнение аналитической и практической работ по теме «Мода, культура и ты» (подбор костюмов для разных людей с учетом специфики их фигуры, пропорций, возраста; создание 2—3 эскизов разных видов одежды для собственного гардероба). Встречают по одежке О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич. Задания: выполнение коллективных практических работ по теме «Дизайн современной одежды» (создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодежного костюма, создание коллекции моделей образно-фантазийного костюма в натуральную величину). Автопортрет на каждый день Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода. Задания: выполнение практических работ по теме «Изменение образа средствами внешней выразительности» (подбор вариантов прически и грима для создания различных образов одного и того же лица — рисунок или коллаж; выполнение упражнений по освоению навыков и технологий бытового грима, т. е. макияжа; создание средствами грима образа сценического или карнавального персонажа). Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика. Задание: создание коллективной практической работы по теме «Имидж- мейкерский сценарий-проект с использованием различных визуально-дизайнерских элементов», соревновательно-игровая реализация сценария-проекта. Моделируя себя - моделируешь мир Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Задание: участие в выставке творческих работ, коллективное обсуждение художественных особенностей работ. Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей народов Севера. Выполнение цветного или монохромного рисунка-иллюстрации к произведению литературы на сюжеты рассказа, повести или стихов, написанных писателями. Писатели о сложных исторических перипетиях формирования национальной культуры. Отражение в их творчестве традиций и обычаев (почитание старших, женщины, этикет гостеприимства, оказание взаимопомощи, воспитание нравственности), красоты природы. Практическое творческое задание: 1. Выбор литературного произведения одного из писателей народов Севера и несколько интересных эпизодов из него. 2. Сбор необходимого для иллюстрирования материала (характер одежды героев, особенности построек и помещений, характерные бытовые вещи и принадлежности): 3. Сочинение (разработка) эскизов будущих иллюстраций и исполнение их в материале. Техника исполнения: I вариант - монохромный рисунок простым карандашом, гелевой ручкой или отмывной черной тушью. II вариант - цветной рисунок акварельными красками. Данная рабочая программа рассчитана на 105 часов (один час в неделю), из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру, и др.), что составляет 31 часа. Тематическое планирование № Наименование этапов и разделов п/п Количество часов 5 класс 6 класс 7 класс 1 Древние корни народного искусства 9 2 Связь времен в народном искусстве 7 3 Декор – человек, общество, время 10 4 Декоративное искусство в современном мире 10 5 Виды изобразительного искусства и основы образного языка 9 6 Мир наших вещей. Натюрморт 7 7 Вглядываясь в человека. Портрет 10 8 Человек и пространство в изобразительном искусстве 10 9 Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры 6 10 Художественный язык конструктивных искусств 9 11 12 Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека Образ жизни и индивидуальное проектирование 9 10 Тематическое планирование Базовый курс, по 1 часу в неделю в 5 классе (всего 34 часа) Таблица 1. № Тема Древние корни народного искусства 1 Древние образы в народном искусстве 2 Декор русской избы 3 Внутренний мир русской избы 4 Конструкция, декор предметов народного быта и труда 5 Самостоятельная работа. Дизайн кухни 6 Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки 7 Народный праздничный костюм 8 Творческая работа по теме «Народная праздничная одежда» 9 Народные праздничные обряды Итого: Связь времен в народном искусстве 10 Древние образы в современных народных игрушках 11 Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла 12 Творческая работа. Роспись посуды 13 Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла 14 Творческая работа. Роспись разделочных досок 15 Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла 16 Роль народных художественных промыслов в современной жизни Итого: Декор – человек, общество, время 17 Зачем людям украшения 18 Декор и положение человека в обществе 19 Одежда говорит о человеке 20 Самостоятельная работа. Костюм эпохи Древней Греции 21 Самостоятельная работа. Греческая керамика 22 Творческая работа по теме «Бал в интерьере дворца» 23 О чем рассказывают гербы и эмблемы 24 Творческая работа на тему «Герб моей семьи» 25 Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов 26 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Итого: Декоративное искусство в современном мире 27 Современное выставочное искусство 28 Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. 29 Создание декоративной работы в материале 30 Творческая работа. Коллективное панно 31 Изготовление куклы-берегини 32 Творческая работа. Декоративная ваза 33 Украшение декоративной вазы 34 Древние образы в современном декоративном искусстве Итого: Кол-во 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Базовый курс, по 1 часу в неделю в 6 классе (всего 34 часа) Таблица 2. № Тема Кол-во Виды изобразительного искусства и основы образного языка 1 Изобразительное искусство в семье пластических искусств 2 Рисунок – основа изобразительного творчества 3 Линия и ее выразительные возможности 4 Пятно как средство выражения. 5 Композиция как ритм пятен. Самостоятельная работа. 6 Цвет. Основы цветоведения. Творческая работа. 7 Цвет в произведениях живописи 8 Объемные изображения в скульптуре 9 Основы языка изображения Итого: Мир наших вещей. Натюрморт 10 Реальность и фантазия в творчестве художника 11 Изображение предметного мира – натюрморт. Самостоятельная работа. 12 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира 13 Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Самостоятельная работа 14 Освещение. Свет и тень. 15 Натюрморт в графике. Творческая работа. 16 Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Итого: Вглядываясь в человека. Портрет 17 Образ человека – главная тема искусства 18 Конструкция головы человека и ее пропорции 19 Изображение головы человека в пространстве. 20 Графический портретный рисунок и выразительность образа человека 21 Портрет в скульптуре 22 Сатирические образы человека 23 Образные возможности освещения в портрете 24 Портрет в живописи. 25 Роль цвета в портрете 26 Великие портретисты Итого: Человек и пространство в изобразительном искусстве 27 Жанры в изобразительном искусстве. 28 Изображение пространства 29 Правила линейной и воздушной перспективы 30 Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства 31 Пейзаж – настроения. 32 Природа и художник и городской пейзаж. 33 Выразительные возможности изобразительного искусства. 34 Язык и смысл Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Базовый курс, по 1 часу в неделю в 7 классе (всего 34 часа) Таблица 3. № Тема Художник – дизайн- архитектура Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры 1 Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос» Кол-во 1 Прямые линии и организация пространства Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна 4 Буква - строка - текст. Искусство шрифта 5 Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне 6 В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна Итого: Художественный язык конструктивных искусств 7 Современное декоративно-прикладное искусство народов Севера 8 Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. 9 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 10 Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля 11 Важнейшие архитектурные элементы здания 12 Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени 13 Форма и материал 14 Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. 15 Символика и орнаментика в агитационном плакате на экологическую тему 1 1 Итого: Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека 16 Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого 17 Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. 18 Живое пространство города. Город, микрорайон, улица 19 Вещь в городе и дома. Городской дизайн 20 Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера 21 Природа и архитектура. 22 Организация архитектурно-ландшафтного пространства 23 Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление 24 Монументально- декоративное искусство нашего города Итого: Образ жизни и индивидуальное проектирование 25 Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом 26 Интерьер, который мы создаем 27 Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй 28 Мода, культура и ты. 29 Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды 30 Встречают по одежке 31 Автопортрет на каждый день 32 Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна 33 Моделируя себя - моделируешь мир 34 Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей народов Севера Итого: 9 2 3 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (базовый уровень) для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе Примерной программы по изобразительному искусству (5-7 классы), авторской программы Б.М. Неменский. УМК: 1. Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2018; 2. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2018; 3. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7 классов/ А. С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского - М.: Просвещение, 2018. Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы) 1. interneturok.ru, 2. uchi.ru, 3. krugosvet.ru, 4. https://resh.edu.ru/,