Приложение к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ основного общего образования срок реализации 5 лет согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г., утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110 Рабочая программа учебного предмета «Технология» для учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы Составитель программы: Дюмаева Г.Э. Лукашов В.В. учителя технологии Надым Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология» Личностные результаты • познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности; • желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; • трудолюбие и чувство ответственности за качество своей деятельности; • умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда; • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; • способность планировать траекторию своей образовательной и профессиональной карьеры; • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметные результаты У учащихся будут сформированы: • умения планировать процесс созидательной и познавательной деятельности; • умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; • навыки творческого подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; • самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности; • способность моделировать планируемые процессы и объекты; • аргументированная оценка принятых решений и формулирование выводов; • отображение результатов своей деятельности в адекватной задачам форме; • умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности; • умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими еѐ участниками; • соотнесение своего вклада с вкладом других участников при решении общих задач коллектива; • оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; • умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности Предметные результаты В познавательной сфере у учащихся будут сформированы: • умение пользоваться алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; • умение ориентироваться в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг; • умение ориентироваться в видах и назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; • использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; 2 • навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда; • навыки владения кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; • владение методами творческой деятельности; • умение применять элементы прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы: • способность планировать технологический процесс и процесс труда; • умения организовывать рабочее место с учѐтом требований эргономики и научной организации труда; • умения проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда; • умения подбирать материалы с учѐтом характера объекта труда и технологии; • умения подбирать инструменты и оборудование с учѐтом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов; • умения анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты; • умения анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии; • умения обосновывать разработку материального продукта на основе самостоятельно проведѐнных исследований спроса потенциальных потребителей; • умения разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке; • навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов; • навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя; • навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда; • умения проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля; • способность нести ответственность за охрану собственного здоровья; • знание безопасных приѐмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; • ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине; • умения выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертѐж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; • умения документировать результаты труда и проектной деятельности с учѐтом экономической оценки. В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы: • готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере; • навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности; • навыки доказательно обосновывать выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; • навыки согласовывать свои возможности и потребности; • ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда; • проявления экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ; 3 • экономность и бережливость в расходовании времени, материалов, денежных средств, своего и чужого труда. В эстетической сфере у учащихся будут сформированы: • умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ; • владение методами моделирования и конструирования; • навыки применения различных технологий технического творчества в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг; • умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности; • композиционное мышление. В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы: • умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации; • способность бесконфликтного общения; • навыки участия в рабочей группе с учѐтом общности интересов еѐ членов; • способность к коллективному решению творческих задач; • желание и готовность прийти на помощь товарищу; • умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др. В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы: • моторика и координация движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями; • необходимая точность движений и ритма при выполнении различных технологических операций; • умение соблюдать требуемую величину усилия, прикладываемого к инструменту с учѐтом технологических требований; • умение пользоваться глазомером при выполнении технологических операций; • умение выполнять технологические операции, пользуясь основными органами чувств. • понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности. Содержание учебного предмета «Технология» Структура содержания программы выполнена по концентрической схеме. Содержание деятельности учащихся в течение каждого года обучения включает в себя 11 модулей, общих для пяти лет обучения. Модуль 1. Методы и средства творческой проектной деятельности. Модуль 2. Основы производства. Модуль 3. Современные и перспективные технологии. Модуль 4. Элементы техники и машин. Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. Модуль 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Модуль 7. Технологии получения, обработки и использования информации. Модуль 8. Социальные технологии. Модуль 9. Технологии обработки пищевых продуктов. Модуль 10. Технологии растениеводства. Модуль 11. Технологии животноводства. Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям: • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; • элементы черчения, графики и дизайна; • элементы прикладной экономики, предпринимательства; • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; 4 • технологическая культура производства; • культура и эстетика труда; • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии; • виды профессионального труда и профессии. 5 класс (1-й год обучения) Теоретические сведения. Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства. Проектная деятельность. Что такое творчество. Что такое технология. Классификация производств и технологий. Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства. Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные материалы. Текстильные материалы. Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета. Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии. Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации. Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных технологий. Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними. Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека. Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные — помощники человека. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки. Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей. Практические работы. Сбор дополнительной информации о техносфере в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Экскурсии. Подготовка рефератов. Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности. Сбор дополнительной информации о технологиях в Интернете и справочной литературе. Экскурсия на производство для ознакомления с технологиями конкретного производства. Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам. Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Лабораторные исследования свойств различных материалов. Составление кол лекций сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчѐтов об этапах производства Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об энергии, об областях получения и применения механической энергии. Ознакомление с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию. Изготовление игрушки йо-йо. Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки. Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств. Тесты на оценку свойств личности. Составление и обоснование перечня личных потребностей и их иерархическое построение. Описание основных агротехнологических приѐмов выращивания культурных растений. Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений. Проведение исследований с культурными растениями в условиях школьного кабинета. 5 Сбор дополнительной информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, классификация этих потребностей. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Определение качества мытья столовой посуды экспресс- методом химического анализа. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и методом химического анализа. Ознакомление с устройством и назначением ручных неэлектрифицированных инструментов. Упражнения по пользованию инструментами. Чтение и выполнение технических рисунков и эскизов деталей. Разметка проектных изделий и деталей. Изготовление простых изделий для быта из конструкционных материалов. Обработка текстильных материалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин. Приготовление кулинарных блюд. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени. Замораживание овощей и фруктов. Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение опытов с культурными растениями на пришкольном участке. Сбор информации об основных видах сельскохозяйственных животных, описание видов сельскохозяйственных животных своего села и соответствующих направлений животноводства. 6 класс (2-й год обучения) Теоретические сведения. Введение в творческий проект. Подготовительный этап. Конструкторский этап. Технологический этап. Этап изготовления изделия. Заключительный этап. Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьѐ как предмет труда. Промышленное сырьѐ. Сельскохозяйственное и растительное сырьѐ. Вторичное сырьѐ и полуфабрикаты. Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда. Объекты сельскохозяйственных технологий как предмет труда. Объекты социальных технологий как предмет труда. Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и производственная дисциплина. Техническая и технологическая документация. Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели технических систем (машин). Механическая трансмиссия в технических системах. Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических системах. Технологии резания. Технологии пластического формования материалов. Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами. Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами. Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов. Технологии соединения деталей с помощью клея. Технологии соединения деталей и элементов конструкций из строительных материалов. Особенности технологий соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи. Технологии наклеивания покрытий. Технологии окрашивания и лакирования. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов. Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии. Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и работу. Передача тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии. Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений. Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации. 6 Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации. Основы рационального (здорового) питания. Технологии производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. Технологии производства кисломолочных продуктов и приготовления блюд из них. Технологии производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Технологии приготовления блюд из круп и бобовых. Технологии производства макаронных изделий и приготовления кулинарных блюд из них. Дикорастущие растения, используемые человеком. Заготовка сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды. Технологии получения животноводческой продукции и еѐ основные элементы. Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой продукции. Практические работы. Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о составляющих производства. Ознакомление с образцами предметов труда. Проведение наблюдений. Экскурсии на производство. Подготовка рефератов. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической дисциплине. Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов, чертежей. Чтение и составление технологических карт. Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники. Упражнения, практические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке деталей для простых изделий из бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных материалов, чѐрного и цветного металлов. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения тепловой энергии. Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание. Чтение и запись информации различными средствами отображения информации. Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях. Разработка сценариев проведения семейных и общественных мероприятий. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных веществах. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа. Классификация дикорастущих растений по группам. Выполнение технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение. Овладение основными методами переработки сырья дикорастущих растений. Подготовка реферативного описания технологии разведения комнатных домашних животных с использованием своего опыта, опыта друзей и знакомых, справочной литературы и информации из Интернета. Ознакомление с устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов. Упражнения по пользованию инструментами. Практические работы по изготовлению проектных изделий из фольги. Изготовление изделий из папье-маше. Разметка и сверление отверстий в образцах из дерева, металла, пластмасс. Практические работы по обработке текстильных материалов из натуральных волокон животного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин. Изготовление проектных изделий из ткани и кожи. 7 Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества. Классификация дикорастущих растений по группам. Освоение технологий заготовки сырья дикорастущих растений в природной среде на примере растений своего региона. Выполнение по ГОСТу технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение. Владение методами переработки сырья дикорастущих растений. Подготовка реферативного описания технологии разведения домашних и сельскохозяйственных животных (основываясь на опыте своей семьи, семей своих друзей). 7 класс (3-й год обучения) Теоретические сведения. Создание новых идей методом фокальных объектов. Техническая документация в проекте. Конструкторская документация. Технологическая документация в проекте. Современные средства ручного труда. Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии. Культура производства. Технологическая культура производства. Культура труда. Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели. Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов и пластмасс. Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон. Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формования материалов. Физико-химические и термические технологии обработки материалов. Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы. Энергия магнитного поля. Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного поля. Источники и каналы получения информации. Метод наблюдения для получения новой информации. Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для получения новой информации. Назначение социологических исследований. Технологии опроса: анкетирование, интервью. Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления. Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вѐшенок. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов. Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача животным. Практические работы. Чтение различных видов проектной документации. Выполнение эскизов и чертежей. Анализ качества проектной документации работ, выполненных ранее одноклассниками. Разработка инновационного объекта или услуги методом фокальных объектов. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о современных средствах труда. Экскурсии. Подготовка рефератов о современных технологических машинах и аппаратах. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической культуре и культуре труда. Составление инструкций по технологической культуре работника. Самооценка личной культуры труда. Ознакомление с принципиальной конструкцией двигателей. Ознакомление с конструкциями и работой различных передаточных механизмов. Проектные работы по изготовлению изделий на основе обработки конструкционных и текстильных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, станков, машин. 8 Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями НПО, СПО соответствующего профиля. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения магнитной, электрической и электромагнитной энергии. Составление формы протокола и проведение наблюдений реальных процессов. Проведение хронометража и фотографии учебной деятельности. Составление вопросников, анкет и тестов по учебным предметам. Проведение анкетирования и обработка полученных результатов. Определение по внешнему виду групп одноклеточных и многоклеточных грибов. Определение культивируемых грибов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания культивируемых грибов. Владение безопасными способами сбора и заготовки грибов. Опыты по осуществлению технологических процессов промышленного производства культивируемых грибов (в условиях своего региона). Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей. Проектирование и изготовление простейших технических устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облегчающих уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др. Выявление проблем бездомных животных для своего микрорайона, села, посѐлка. Определение доброкачественности рыбы и морепродуктов органолептическим методом и методом химического анализа. Ознакомление с устройством и работой станков. Упражнения по управлению станками. Учебно-практические работы на станках. Приготовление кулинарных блюд из теста, десертов и органолептическая оценка их качества. Механическая обработка рыбы и морепродуктов. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов. 8 класс (4-й год обучения) Теоретические сведения. Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы дизайнерской деятельности. Метод мозгового штурма при создании инноваций. Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда. Эталоны контроля качества продуктов труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда. Классификация технологий. Технологии материального производства. Технологии сельскохозяйственного производства и земледелия. Классификация информационных технологий. Органы управления технологическими машинами. Системы управления. Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики. Автоматизация производства. Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов. Закалка материалов. Электроискровая обработка материалов. Электрохимическая обработка металлов. Ультразвуковая обработка мате риалов. Лучевые методы обработки материалов. Особенности технологий обработки жидкостей и газов. Выделение энергии при химических реакциях. Химическая обработка материалов и получение новых веществ. Материальные формы представления информации для хранения. Средства записи информации. Современные технологии записи и хранения информации. Микроорганизмы, их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы в биотехнологиях. Культивирование одноклеточных зелѐных водорослей. Использование одноклеточных грибов в биотехнологиях. Применение в кулинарии мяса птицы и мяса животных. 9 Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность. Основные категории рыночной экономики. Что такое рынок. Маркетинг как технология управления рынком. Методы стимулирования сбыта. Методы исследования рынка. Практические работы. Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода морфологической матрицы. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе по характеристикам выбранных продуктов труда. Проведение наблюдений. Ознакомление с измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин. Экскурсии. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о конкретных видах отраслевых технологий. Составление технологических карт для изготовления возможных проектных изделий или организации услуг. Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники. Сборка простых автоматических устройств из деталей конструктора. Практические работы по изготовлению проектных изделий посредством технологий плавления и литья (новогодние свечи из парафина или воска). Закалка металла и испытание его твѐрдости. Пайка оловом. Сварка пластмасс. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения химической энергии. Составление вопросников для выявления потребностей людей в качествах конкретного товара. Оценка качества рекламы в средствах массовой информации. Определение доброкачественности мяса птицы и других пищевых продуктов органолептическим методом и методом химического анализа. Определение микроорганизмов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания одноклеточных зелѐных водорослей. Овладение биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере дрожжей. Овладение биотехнологиями использования кисломолочных бактерий для получения кисломолочной продукции (творога, кефира и др.). Составление рационов для домашних животных, организация их кормления. Сбор информации и проведение исследования о влиянии на здоровье животных натуральных кормов. Данная рабочая программа рассчитана на 245 часов (2 часа в неделю), из них не менее 30 % с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (инфоурок, российская электронная школа, учу ру, яндекс учебник, видеоурок. net и другое), что составляет 73 часа. Тематическое планирование 5 класс № модуль тема 1. Проектная деятельность. Что такое творчество. 2. 3. 4. Модуль 1. Методы и средства творческой проектной деятельности. Модуль 2. Основы производства. Модуль 3. Современные и перспективные технологии. Модуль 4. Элементы Количество часов 4 Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства. Что такое технология. Классификация производства технологий. 4 Что такое техника. Инструменты, механизмы и 6 6 10 5. 6. 7. 8. 9. техники и машин. Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. Модуль 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Модуль 7. Технологии получения, обработки и использования информации. Модуль 8. Социальные технологии. Модуль 9. Технологии обработки пищевых продуктов. 10. Модуль 10. Технологии растениеводства. 11. Модуль 11. Технологии животноводства. № 1. 2. 6 класс модуль Модуль 1. Методы и средства творческой проектной деятельности. Модуль 2. Основы производства. технические устройства. Виды материалов. Натуральный, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные материалы. Текстильные материалы. Механические свойства конструкционных материалов. Механический физические технологические свойства ткани из натуральных волокон. Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета. Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии. 16 3 Информация. Каналы восприятия информации 6 человеком. Способы материального представления и записи информации. Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных технологий. Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей. Растение как объект технологий. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследование культурных растений или опыты с ними. Животные технологии 21-го века. Животное и материальные потребности человека. Сельскохозяйственные животные и животноводства. Животные – помощники человека. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки. резерв Всего часов тема Введение в творческий проект. Подготовительные этап. Конструкторский этап. Технологические этап. Этапы изготовления изделия. Заключительный этап. 6 8 5 4 2 70 Количество часов 4 Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьѐ как 4 предмет труда. Промышленное сырьѐ. Сельскохозяйственное и растительное сырьѐ. Вторичное сырье и полуфабрикаты. Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда. 11 3. 4. Модуль 3. Современные и перспективные технологии. Модуль 4. Элементы техники и машин. 5. Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. 6. Модуль 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Модуль 7. Технологии получения, обработки и использования информации. Модуль 8. Социальные технологии. Модуль 9. Технологии обработки пищевых продуктов. 7. 8. 9. 10. Модуль 10. Технологии растениеводства. Основные признаки технологий. Технологическая, трудовая и производственная дисциплина. Техническая и технологическая документация. 10 Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели технических систем (машин). Механическая трансмиссия в технических системах. Электрическая, гидравлическая, пневматическая трансмиссия в технических системах. Технологии резания. Технологии пластического формирования материалов. Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами. Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Основные технологий механической обработке строительных материалов ручными инструментами. Технологии механического соединения деталей из древесных материалов в металлов. Технологии соединения деталей с помощью клея. Технологии соединения деталей и элементов конструкции и строительных материалов. Особенности технологии соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи. Технологии наклеивания покрытий. Технологии окрашивания и лакирования. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов. Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии. Преобразования тепловой энергии в другие виды энергии и работу. Передачи тепловой энергии. Аккумулирование тѐплой энергии. 6 Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений. Сигналы и знаки при кодирование информации. Символы как средства кодирования информации. 6 Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации. 6 Основа рационального (здорового) питания. Технологии производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. Технологии производства кисломолочных продуктов и приготовление блюд из них. Технологии производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Технологии приготовления блюд из круп и бобовых. Технологии производства макаронных изделий приготовления кулинарных блюд из них. Дикорастущие растения, используемые человеком. Заготовка сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических 8 12 3 6 12 11. Модуль 11. Технологии животноводства. 12. № факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия методы сохранение природных среды. Технологии получения животноводческой продукции и их 3 основные элементы. Содержание животных - элемент технологии производства животноводческой продукции. резерв 2 Всего часов 70 7 класс модуль 1. Модуль 1. Методы и средства творческой проектной деятельности. 2. Модуль 2. Основы производства. 3. Модуль 3. Современные и перспективные технологии. Модуль 4. Элементы техники и машин. 4. 5. Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. 6. Модуль 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Модуль 7. Технологии получения, обработки и использования информации. 7. 8. 9. Модуль 8. Социальные технологии. Модуль 9. Технологии обработки пищевых продуктов. тема Создание новых идей методом фокальных объектов. Техническая документация в проекте. Конструкторское документация. Технологическая документация в проекте. Современные средства ручного труда. Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии. Культура производства. Технологическая культура производства. Культура труда. Количество часов 4 4 10 Двигатели. Воздушные двигатели гидравлические двигатели. Паровые двигатели. Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели. Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов и пластмасс. Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон. Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формирования материалов. Физика – химические и термические технологии обработки материалов. Энергия магнитного поля. Энергия электрического поля. Энергии электромагнитного поля. 6 Источники и каналы получения информации. Метод наблюдения в получении новой информации. Технические средства произведение наблюдений. Опыты и эксперименты для получения новой информации. Назначение социологических исследований. Технологии опроса: она анкетирование, интервью. Характеристики основных пищевых продуктов, используют в процессе приготовления изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия 6 12 3 6 8 13 10. Модуль 10. Технологии растениеводства. 11. Модуль 11. Технологии животноводства. 12. № 1. 2. 3. 4. 8 класс модуль Модуль 1. Методы и средства творческой проектной деятельности. Модуль 2. Основы производства. Модуль 3. Современные и перспективные технологии. Модуль 4. Элементы техники и машин. 5. Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. 6. Модуль 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Модуль 7. Технологии 7. тесты для их приготовления. Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая тепловая кулинарная обработка рыбы. Не рыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы. Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вѐщенок. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов. Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рациона кормления. Подготовка кормов вскармливанию и раздача животным. резерв Всего часов тема Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Метод видит дизайнерской деятельности. Метод мозгового штурма при создании инноваций. 5 4 2 70 Количество часов 2 Продукт труда. Стандарты производства продукта труда. Эталоны контроля качества продуктов труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда.. Классификация технологий. Технологии материального производства. Технологии сельскохозяйственной производства и земледелия. Классификация информационных технологий. Органы управления технологическими машинами. Система управления. Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы и автоматики. Автоматизация производства. 4 Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов. Заколка материалов. Электроискровая обработка материалов. Электрохимическое обработка металлов. Ультразвуковой обработка материалов. Лучевые методы обработки материалов. Особенности технологии обработки жидкостей и газов. Выделение энергии при химических реакциях. Химическая обработка материалов и получения новых веществ. 6 Материальные формы представления информации для 3 3 3 3 14 8. получения, обработки и использования информации. Модуль 8. Социальные технологии. 9. Модуль 9. Технологии обработки пищевых продуктов. 10. Модуль 10. Технологии растениеводства. 11. Модуль 11. Технологии животноводства. хранения. Средства записи информации. Современные технологии записи и хранения информации. Основные критерии рыночной экономики. Что такое рынок. Маркетинг как технология управления рынком. Методы стимулирования сбыта. Методы исследования рынка. Мясо птицы. Мясо животных. 3 Микроорганизмы, их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы биотехнологиях. Культивирования одноклеточных зелѐных водорослей. Используя одноклеточных грибов в биотехнологиях. Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность. 2 4 2 Всего часов 35 Рабочая программа по учебному предмету технология составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и с учетом примерной образовательной программы основного общего образования по технологии 59 классы, с использованием авторской программы В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г. Ю. Семенова «Технология 5-9 классы». УМК: Казакевич В. М., Пичугина Г. В., Семенова Г. Ю. и др. /Технология. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией В.М.Казакевича –М: Просещение, 2019 Казакевич В. М., Пичугина Г. В., Семенова Г. Ю. и др. /Технология. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией В.М.Казакевича –М: Просещение, 2020 Казакевич В. М., Пичугина Г. В., Семенова Г. Ю. и др. /Технология. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией В.М.Казакевича –М: Просещение, 2021 Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы) 1. 2. 3. 4. 5. videouroki.net https://www.yaklass.ru/ resh.edu.ru http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ https://education.yandex.ru/main/ 15