Учебный план на 2021-2022 учебный год

0

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов» г. Надыма
на 2021 / 2022 учебный год.
I. Общая характеристика учебного плана
Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Надыма - документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с Федеральным законом
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2).
Учебный план фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам
и учебным предметам и обеспечивает реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в 1-4-х классах (далее – ФГОС НОО), федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в 5-9-х классах (далее – ФГОС ООО), федеральных
государственных образовательных стандартов среднего общего образования в 10-11-х классах (далее – ФГОС
СОО).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования,
требований к его усвоению и организации образовательной деятельности, а также выступает в качестве одного из основных механизмов её реализации.
Содержание учебного плана соответствует статусу образовательной организации – общеобразовательной
организации с углублённым изучением отдельных предметов, формирует создание образовательной среды,
обеспечивающей развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе,
осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации.
Структура учебного плана для 1–4-х, 5-9-х и 10-11-х классов содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Структура учебного плана для 10-11-х классов представлена общими обязательными предметами, предметами по выбору из числа обязательных предметных областей и дополнительных предметов и курсов по выбору. Обучающимся 10-11-х классов предоставляется возможность формирования индивидуальных учебных планов.
Структура документа
Учебный план включает следующие разделы:

пояснительную записку;

распределение учебных предметов по классам и часам.
Нормативно-правовая основа учебного плана
Федеральный уровень:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21.12.2012, одобренный Советом Федерации 26.12.2012 (с изменениями);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования Российской Федерации 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрированный Минюстом России 01.02.2011, регистрационный № 19644 (с изменениями и дополнениями);

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);

Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 04 февраля 2020 № 1/20) в
редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 12.05.2016г. № 2/16-з);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образо1


















вания, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 г. N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями 20.11.2020 N 655);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2018 № 08-1214 «По вопросу обязательного изучения "второго иностранного языка" на уровне основного общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.12.2018 № 03-510 «Рекомендации по
применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных
языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018 № 08-96 «Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию
процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические
рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации
прав граждан на получение образования на родном языке»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Министерства просвещения РФ
от 20.05.2020 N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность", зарегистрированного в Минюсте РФ 14.09.2020).

Региональный уровень:

Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной
нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ (письмо департамента образования ЯНАО от
20.10.2010 № 801-15-01/3170);

Методические рекомендации по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждения ЯНАО (письмо департамента образования ЯНАО от
19.05.2011 № 801-15-01/2011);

Методические рекомендации об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской
этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо департамента образования Администрации ЯНАО от 15.06.2015 № 801-15-01/7211).
Муниципальный уровень:

Совершенствование деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений Надымского района по
реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от
28.12.2011 № 966).
Институциональный уровень:

Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Стратегические и тактические ориентиры

Обеспечение каждому обучающемуся возможности удовлетворения своих учебно-познавательных потребностей;

Отработка системы, обеспечивающей сознательный выбор обучающимися профилей;
2

Обеспечение непрерывности и преемственности предпрофильного и профильного и углублённого обучения
по выбранным профилям;

Повышение личностной эффективности обучения за счёт усиления адресности, дифференциации и индивидуализации профильного обучения и углублённого изучения отдельных предметов.
Цели
Учебный план направлен на достижение следующих целей:
 Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
 Создание благоприятных условий для интеллектуального и нравственного развития обучающихся путём
удовлетворения потребностей в самообразовании и развитии индивидуальных способностей каждого ребёнка;
 Обеспечение образовательной подготовки обучающихся к дальнейшему образованию, к творческому труду в
различных сферах научной и практической деятельности, выявление способных и одарённых детей;
 Построение образования на основе принципов здоровьесбережения, формирование представлений о здоровом образе жизни как о принципиальном элементе интеллектуально-нравственной культуры.
Режим работы
Учебным планом определены следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ:
 начальное общее образование – 4 года;
 основное общее образование – 5 лет;
 среднее общее образование – 2 года.
В соответствии с Уставом школы и календарным учебным графиком продолжительность учебного года составляет: в 1-х классах– 33 учебные недели, во 2-11-х классах – не менее 34 учебных недель.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не
менее 8 недель.
В 1-х классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3
урока в день по 35 минут каждый, в ноябре–декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь–май – по
4 урока в день по 40 минут каждый). В середине третьей четверти для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы.
Учебный план отражает выполнение необходимых требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам. Максимальная нагрузка обучающихся соответствует нормативным, применимым к 5-тидневной учебной неделе, и не противоречит Санитарным правилам СП 2.4.3648-20. Соблюдается преемственность между уровнями обучения и классами. Сохранена номенклатура предметных областей и обязательных учебных предметов с соблюдением количества
часов, регламентированных в нормативных документах.
В 2021/ 2022 учебном году в школе созданы и функционируют классы
НОО
ООО
СОО
всего
общеобразовательные классы
12
7
0
19
классы с углублённым изучением
10
10
отдельных предметов
профильные классы с углублённым
4
4
изучением отдельных предметов
всего по школе
12
17
4
33
Особенности
Согласно Уставу школы, Санитарным правилам СП 2.4.3648-20 при проведении занятий по английскому языку (2-11кл.), информатике (7-11кл.), физической культуре (10-11кл.) осуществляется деление классов на две
группы при наполняемости не менее 25 человек. В соответствии с Уставом общеобразовательной организации
для обеспечения качественной подготовки по предметам и усиления индивидуальной подготовки обучающихся
в классах с углублённым изучением физики и математики (8-9 кл.) осуществляется деление классов на две подгруппы по математике и физике при наполняемости класса не менее 20 человек.
Реализация всех компонентов учебного плана осуществляется на основе рабочих программ, которые разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта для 1-11-х классов и примерными программами, рекомендованными Министерством образования и науки РФ. Рабочие программы по
предметам углублённого изучения составлены на основе программ для классов с углублённым изучением данных
предметов.
При изучении учебных предметов используются учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Дополнительно при организации
учебно-воспитательного процесса используются учебные издания: энциклопедии, справочники, хрестоматии,
сборники задач и тестов, электронные учебники, атласы и другие издания, являющиеся учебными пособиями.
Основными формами организации учебных занятий являются:


3

начальное общее образование – урок, практические и лабораторные занятия, ролевые игры, экскурсии,
учебное исследование, проектная деятельность;
 основное общее образование – урок, урок с элементами лекции, семинары, практикумы, лабораторные и
практические занятия, деловая игра, проектная деятельность, индивидуально-групповое занятие, консультация;
 среднее общее образование – урок, лекция, семинар, практикум, зачёт, лабораторные и практические занятия, деловая игра, индивидуально-групповое занятие, консультация, проектно-исследовательская деятельность, защита индивидуального (группового проекта).
В целях эффективной организации образовательного процесса осуществляется использование современных
образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, технология дифференцированного и индивидуального подхода, информационно-коммуникационные технологии, блочномодульная технология, технология использования игровых методов в обучении, тест-технологии, проекттехнологии, проблемное обучение, педагогика сотрудничества.
Учебный план школы составлен с учётом образовательных запросов обучающихся и родителей, построен на
принципах дифференциации и вариативности.
II. Начальное общее образование (ФГОС НОО 1-4 классы)
В 2021/ 2022 учебном году сформировано 12 классов-комплектов, из них:
 классы по УМК «Начальная школа XXI века» - 8 (2абв 3бв 4абв);
 класс по УМК «Перспектива» - 5 (1абв 3а).
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за
счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план для 1-4 – х классов разработан на основе первого варианта учебного плана Примерной основной образовательной программы начального общего образования и проекта примерного учебного плана начального общего образования Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.
Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:
 формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
 личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть в 1-4-х классах представлена предметными областями:
№ предметная область
учебные предметы
«Русский язык», «Литературное чтение»
1. Русский язык и литературное чтение
Родной
язык
и
литературное
чтение
на
родном
«Родной язык (русский)», «Литературное чтение на
2.
языке
родном языке (русском)»
«Иностранный язык (английский)»
3. Иностранный язык
Обществознание
и
естествознание
(окружающий
«Окружающий мир»
4.
мир)
5. «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
«Математика»
6. Математика и информатика
«Музыка», «Изобразительное искусство»
7. Искусство
Технология
«Технология»
8.
«Физическая культура».
9. Физическая культура
Учебные предметы «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)» включены в учебный план на основе выбора языка родителями (законными представителями).
Учебный предмет «Физическая культура» изучается в объёме 2 часа в неделю, третий час реализован в
рамках внеурочной деятельности и/или за счёт посещения учащимися спортивных секций.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отведённое на данную часть, использовано на введение
учебных предметов и курсов:
 «Шахматы» с целью формирования логического мышления учащихся по 1 часу в неделю в 1-х классах и по
0,5 часа (1 час в две недели) во 2-4-х классах;
 «Информатика» с целью формирования всеобщей компьютерной грамотности по 0,5 часа (1 час в две недели) во 2-4-х классах.


4

III. Основное общее образование (ФГОС ООО 5-9 классы)
В 2021/ 2022 учебном году сформировано 17 классов-комплектов, из них:
 классы с углублённым изучением математики – 2 (5а 6а);
 классы с углублённым изучением математики и физики – 3 (7а 8а 9а);
 классы с углублённым изучением русского языка – 5 (5б 6б 7б 8б 9б)
 общеобразовательные классы – 7 (5вг 6в 7в 8вг 9в).
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований
ФГОС ООО, определяет общий объём нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам обучения.
Основное общее образование является обязательным и общедоступным.
Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся, формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
Учебный план для учащихся 5-9-х классов разработан на основе первого варианта учебного плана Примерной
основной образовательной программы основного общего образования и проекта примерного учебного плана
основного общего образования Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения
государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.
Учебный план направлен на достижение следующих целей:
 Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
 Создание благоприятных условий для интеллектуального и нравственного развития обучающихся путём
удовлетворения потребностей в самообразовании и развитии индивидуальных способностей каждого ребёнка;
 Обеспечение образовательной подготовки обучающихся к дальнейшему образованию, к творческому труду в
различных сферах научной и практической деятельности, выявление способных и одарённых детей;
 Построение образования на основе принципов здоровьесбережения, формирование представлений о здоровом образе жизни как о принципиальном элементе интеллектуально-нравственной культуры.
Основные задачи учебного плана:
 реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
 организация и развитие классов с углублённым изучением отдельных предметов;
 освоение школьниками основных образовательных программ с учётом исторических и культурных особенностей Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа;
 освоение обучающимися национальной культуры в диалектическом единстве с мировой и многонациональной культурой России;
 удовлетворение запросов и потребностей обучающихся на образовательные услуги;
 создание психологически комфортной образовательной среды для общего интеллектуального, физического
и нравственного развития личности;
 подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального образования.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения.
Обязательная часть учебного плана содержит обязательные предметные области основного общего образования с перечнем обязательных учебных предметов:
№ предметная область
учебные предметы
«Русский язык», «Литература»
1. Русский язык и литература
«Родной язык (русский)» «Родная литература (русская)»
2. Родной язык и родная литература
«Иностранный язык (английский)»
3. Иностранные языки
«Второй иностранный язык (французский)»
«История России. Всеобщая история», «Обществознание»,
4. Общественно-научные предметы
«География»
«Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»
5. Математика и информатика
«Физика», «Биология», «Химия»
6. Естественно-научные предметы
7. Основы духовно-нравственной куль- Реализуется в рамках внеурочной деятельности
туры народов России
«Изобразительное искусство», «Музыка»
8. Искусство
«Технология»
9. Технология
10. Физическая культура и Основы без- «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеяопасности жизнедеятельности
тельности»
5

Учебные предметы «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» включены в учебный план на
основе выбора языка родителями (законными представителями).
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая входит в перечень обязательных предметных областей основного общего образования реализуется через внеурочную деятельность в рамках практикума «География ЯНАО» и курса «Климатическая шкатулка», учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности ЯНАО. Предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России» обеспечивает знание основных норм морали, культурных традиций
народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской гражданственности.
Учебный предмет «Физическая культура» изучается в объёме 2 часа в неделю, третий час реализован в
рамках внеурочной деятельности и/или за счёт посещения учащимися спортивных секций.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на:
 Увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части учебного плана:
 «Математика» в 5а классе 1 час в неделю; «Алгебра» в 7а 8а 9а классах по 1 часу в неделю; «Физика» в
8а 9а классах по 1 часу в неделю; «Русский язык» в 5б 7б 8б 9б классах по 1 часу в неделю с целью углублённого изучения предметов;
 Введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников
образовательных отношений:
 «Мир математических задач» в 5вг 7в 8вг 9в по 1 часу в неделю с целью совершенствования и развития
навыков использования алгоритмов в решении практических задач;
 «Химия в жизни человека» в 7вг классах по 0,5 часа в неделю (1 час в две недели) с целью пропедевтики и
стимулирования интереса к изучению химии, формирования навыков, которые можно использовать в повседневной жизни;
 «Гражданин – общество – право» в 8б классе 1 час в неделю с целью развития личности в период социального взросления и формирования правового сознания и правовой культуры;
 «Финансовая грамотность» в 9бв классах по 1 часу с целью повышения уровня финансовой грамотности
и культуры разумного потребления в молодежной среде;
 «Личность и жизненный успех» в 8вг классах по 1 часу в неделю с целью совершенствования навыков взаимодействия и позитивного общения на основе взаимопонимания, преодоления коммуникативных барьеров во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, адекватного усвоения и воспроизводства
культурных ценностей и социальных норм.
Основное общее образование завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.
Обучающиеся, завершившие основное общее образование вправе продолжить изучение образовательных
программ среднего общего образования или среднего профессионального образования.
IV. Среднее общее образование (ФГОС СОО)
Среднее общее образование – завершающий уровень общего образования, призванный обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать их гражданскому, общественному и
профессиональному самоопределению.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов» обеспечивает реализацию учебных планов нескольких профилей обучения из перечня: технологический, социальноэкономический, естественно-научный, гуманитарный, универсальный. При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) содержит по три учебных предмета на углублённом уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и/или смежной с ней предметной области.
На уровне среднего общего образования в 2021/ 2022 учебном году сформированы 4 класса. Ученические коллективы 10-11-х классов делятся на мультипрофильные группы в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей (законных представителей).
класс
направление группы (класса) специализация профиля
10а 11а Технологический
профиль, углублённое изучение предметов «Физика», «Математика», «ИнГазпром-класс
форматика»
10б
Группа
технологического углублённое изучение предметов «Физика», «Математика», «Инпрофиля
форматика»
10б1
Группа
естественно- углублённое изучение предметов «Математика», «Химия», «Биоло11б1
научного профиля
гия»
10б2
Социально-экономический
углублённое изучение предметов «Математика», «Экономика»,
11б2
профиль
«Право»
10б4
Группа универсального про- Индивидуальные учебные планы с углублённым изучением двух
филя
предметов из перечня: математика, информатика, физика, химия,
биология, право, экономика
6

Учебный план отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации
образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объём учебных предметов, курсов
и их распределение по классам и годам обучения. Количество часов учебных занятий определяется после отбора содержания и составления тематического планирования (ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования и перечень обязательных
учебных предметов).
Обучающимся предоставляется возможность формирования индивидуальных учебных планов.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями).
Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого
организацией (после получения основного общего образования); изучение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, в установленном ею порядке, а также реализуемых
в сетевой форме учебных предметов, курсов (модулей).
Учебный план определяет количество учебных занятий в неделю и за 2 года на одного обучающегося – всего
не менее 2170 часов (31 час в неделю при 5-дневной неделе) и не более 2380 часов (34 часа в неделю при 5дневной неделе). Максимально допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной неделе составляет не более 34
академических часов в неделю и включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Каждый профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную
практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углублённом уровне, ни образовательным пространством школы.
Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учётом
предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего изучаются намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле на углубленном уровне изучаются учебные предметы «Математика:
алгебра и начала математического анализа, геометрия», «Информатика», «Физика» (из предметных областей
«Математика и информатика» и «Естественные науки»).
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и
экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле на углублённом уровне изучаются учебные предметы «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «Экономика», «Право» (из предметных
областей «Математика и информатика» и «Общественные науки»).
Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и
др. В данном профиле на углублённом уровне изучаются учебные предметы «Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия», «Биология», «Химия»» (из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки»).
Учебный план каждого профиля обучения и/или индивидуальный учебный план содержат не менее 11-12 учебных предметов и предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы:
«Русский язык», «Литература», «Родной язык (русский)», «Родная литература (русская)», «Иностранный
язык (английский)», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
Обязательная часть учебного плана (ООП) среднего общего образования для 10-11х классов составляет 60%,
а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40% от общего объёма учебного плана
(ООП) среднего общего образования.
В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект – особая форма организации деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект),
направленная на освоение и демонстрацию метапредметных результатов основной образовательной программы среднего общего образования. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно
под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен
7

быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационнойго, творческого, социального, прикладного, иннновационного, конструкторского, инженерного.
В части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, включены учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей, предусмотренных ФГОС СОО («Родной язык и родная литература», «Математика и информатика», «Общественные науки», «Естественные науки», «Физическая культура, Экология и Основы безопасности жизнедеятельности»), которые формируют профиль, дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые в соответствии со спецификой и
возможностями школы.
Особенности:
 учебные предметы «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» обеспечивается на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей);
 математическое образование в 10-11 классах реализуется в рамках двух самостоятельных учебных курсов –
«Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», которые изучаются синхронно-параллельно;
 основными содержательными линиями учебного предмета «История» являются История России и Всеобщая история, которые изучаются интегрировано;
 учебные предметы естественнонаучного цикла («Физика», «Химия», «Биология») изучаются отдельно в
рамках самостоятельных учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология»;
 интегрированный учебный предмет «Обществознание» на базовом уровне включает разделы «Экономика» и
«Право», которые преподаются в составе данного предмета;
 учебный предмет «Физическая культура» изучается в объёме 3 часов в неделю;
 учебный предмет «Астрономия» изучается в 11-х классах в полном объёме.
 дополнительный курс по выбору «Инженерная графика» в 10а Газпром-классе и 10б1 группе технологического профиля с целью совершенствования у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, способностей к пониманию графических изображений и совершенствования общей графической
грамотности старшеклассников.
Среднее общее образование завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. Обучающиеся, завершившие среднее общее образование, вправе продолжить обучение в образовательных организациях
профессионального образования.
V. Контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Порядок проведения текущего контроля успеваемости
1.1. Текущий контроль обеспечивает систематический учёт уровня освоения знаний, овладения умениями, развития опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, по всем предметам учебного плана на протяжении учебного года во всех классах.
1.2. Целью текущего контроля успеваемости обучающихся является своевременное реагирование педагогических работников на соответствие и/или отклонение от заданных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ, требований к планируемым результатам освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
1.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляет педагог в соответствии со своими должностными обязанностями, которые определены в квалификационных характеристиках должностей работников
образования (Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (ред. от
31.05.2011г.) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»):
«Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая
освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса
обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в
своей деятельности. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся в автоматизированной информационной системе «Сетевой город. Образование» (далее - АИС «Сетевой
город. Образование»).
1.4. Текущий контроль успеваемости включает в себя:
1.4.1. контрольно-оценочные действия, выполняемые в ходе реализации образовательной программы (поурочное оценивание с определенной периодичностью; тематические, четвертные, полугодовые контрольные работы);
1.4.2. итоговую оценочную деятельность (четверные, полугодовые отметки).
1.5. Формы текущего контроля успеваемости, сроки проведения определяет учитель самостоятельно, с учётом
требований федеральных государственных стандартов общего образования, индивидуальных особенностей
учащихся соответствующего класса, содержания образовательной программы, используемых образовательных технологий и указывает их в Рабочей программе по учебному предмету.
1.6. Формы текущего контроля успеваемости:
8












самостоятельная работа
 устный ответ
контрольная работа
 аудирование
контрольное списывание
 проверка освоения темы по окончании урока
диктант с грамматическим заданием
 проверка читательской грамотности
изложение
 защита реферата, проекта, исследовательской
работы
сочинение
 тестирование
контрольный срез
 сдача нормативов по физической культуре
практическая работа
 зачёт
лабораторная работа
 домашняя работа
доклад
1.7. При проведении текущего контроля педагоги могут использовать только те оценочные (контрольноизмерительные) материалы, перечень и содержание которых утверждены в составе реализуемых в школе основных общеобразователыных программ.
1.8. Результаты текущего контроля фиксируются в классных электронных журналах АИС «Сетевой город.
Образование». Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пяти-балльной шкале.
1.9. Для фиксации результатов текущего контроля успеваемости в соответствии с принятой в школе системой оценивания используется:
1.9.1. дихотомическая система «зачёт/незачёт»
1.9.2. пяти-балльное оценивание (2-11 классы): 1 (очень плохо); 2 (неудовлетворительно); 3 (удовлетворительно); 4 (хорошо); 5 (отлично). В начальных классах отметка 1 (очень плохо) не ставится.
1.10. По итогам текущего контроля за учебный период (четверть, полугодие) выставляется отметка на основе результатов письменных контрольных работ и устных ответов учащихся, с учётом их фактических
знаний, умений и навыков.
1.11. Особенности текущего контроля успеваемости:
1.11.1. обучающимся 1-х классов в течение учебного года, 2-х классов в течение I и II-ой четверти учебного года текущий контроль осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок
по пятибальной шкале в классных журналах, личных делах, дневниках, тетрадях, при этом используется только положительная и неразличимая по уровням оценка (безотметочное оценивание);
1.11.2. обучающимся 1-2 классов по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка»,
«Физическая культура», обучающимся 4-х классов по предмету «Основы религиозных культур и
светской этики», обучающимся 1-4 классов по развивающим курсам в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок. Успешность освоения
школьниками программ в этот период, а также по указанным предметам и развивающим курсам
характеризуется только качественной оценкой («Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы». Письмо Минобразования России от 25.09.2000г № 2021/11-13).
1.12. Педагог обязан:
1.12.1. планировать опрос учащихся и/или выполнение учащимися работ контрольного характера;
1.12.2. ежеурочно вести учёт отсутствующих обучающихся, систематически проверять и оценивать знания обучающихся с фиксацией результатов в классном электронном журнале автоматизированной
информационной системы «Сетевой город. Образование» (далее - АИС «Сетевой город. Образование». Персонифицированное оценивание осуществляется не реже чем:
1.12.2.1. 1 раз в 3 урока на уровне начального общего образования (кроме 1-х классов весь учебный год и 2-х классов в первом полугодии);
1.12.2.2. 1 раз в 4 урока на уровне основного общего образования;
1.12.2.3. 1 раз в 5 уроков на уровне среднего общего образования;
1.12.3. фиксировать полученные учащимися отметки в классном электронном журнале АИС «Сетевой
город. Образование».
1.13. В случае оценивания знаний учащегося неудовлетворительной отметкой, учитель должен опросить
учащегося или предоставить ему возможность повторного выполнения работы контрольного характера
не позднее очередного урока согласно расписанию уроков или провести индивидуальную работу,
направленную на освоение программного материала и зафиксировать отметку в журнале в АИС «Сетевой город. Образование».
1.14. Устные и письменные контрольные работы выполняются обучающимися в присутствии учителя (лица, проводящего контрольную работу).
1.15. В течение учебного дня для одних и тех же обучающихся может быть проведено не более двух контрольных работ.
1.16. Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются по пяти–
балльной системе. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный электронный
журнал АИС «Сетевой город. Образование» к следующему уроку, за исключением случаев:
1.16.1. отметка за творческие работы по русскому языку и литературе - не позднее, чем через неделю
9

после из проведения;
1.16.2. отметка за сочинение в 10-11 классах по русскому языку и литературе – не позднее, чем через 14
дней.
1.17. Время, отводимое на выполнение:
1.17.1. устных контрольных работ, не должно превышать семи минут для каждого обучающегося;
1.17.2. письменных контрольных работ, в 1-4-х классах - 1 учебный час; в 5-11-х классах - 2 учебных
часа.
1.18. Выполнение контрольных работ (тематических, по итогам четверти), предусмотренных рабочими
программами учебных предметов, является обязательным для всех обучающимся. Обучающимся, не
выполнившим контрольную работу в связи с временным освобождением от посещения учебных занятий и/или от выполнения отдельных видов работ (по болезни, семейным обстоятельствам или иной
уважительной причине), предоставляется возможность выполнить пропущенные контрольные работы в
течение соответствующей учебной четверти (полугодия), либо по истечении срока освобождения от
учебных занятий.
1.19. Совокупность всех отметок, выставленных обучающемуся в журнале в течение учебного периода
(четверть, полугодие), являются основанием для выставления четвертной и/или полугодовой отметки.
Количество отметок в классном журнале за четверть (без учёта отметок за контрольные работы) не может быть меньше трёх по учебным дисциплинам, изучаемым в объёме одного часа, не менее шести отметок - с объёмом в два и более часа в неделю.
Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся
1.1. Целью проведения промежуточной аттестации обучающихся (промежуточная аттестация) является повышения ответственности общеобразовательной организации за результаты образовательного процесса
через установление уровня освоения обучающимися образовательной программы школы, в том числе
отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
про граммы для принятия решения о переводе обучающихся в следующий класс или об их допуске к
итоговой аттестации.
1.2. Промежуточная аттестация учащихся предполагает комплексную проверку образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) в конце учебного года.
1.3. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по
итогам учебного года. Сроки проведения промежуточной аттестации – апрель-май месяц.
1.4. Аттестационными материалами для оценки образовательных результатов являются:
1.4.1. школьные оценочные (контрольно-измерительные) материалы, которые разрабатываются учителями-предметниками (и/или педагогом-психологом) и рассматриваются на заседаниях методических объединений учителей;
1.4.2. оценочные (контрольно-измерительные) материалы стандартизированной формы мониторинговых
исследований различных уровней, проводимых в школе;
1.4.3. оценочные (контрольно-измерительные) материалы всероссийских проверочных работ.
1.5. Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для проведения промежуточной аттестации рассматриваются на заседаниях методических объединений учителей-предметников и утверждаются в составе реализуемых в школе основных общеобразовательных программ.
1.6. Пpи проведении промежуточной аттестации педагоги могут использовать, перечень и содержание которых утверждено в составе реализуемых в школе основных общеобразовательных программ и оценочные (контрольно-измерительные) материалы Всероссийских проверочных работ.
1.7. Результаты промежуточной аттестации фиксируются в классных электронных журналах АИС «Сетевой
город. Образование».
1.8. Для фиксации результатов промежуточной аттестации в соответствии с принятой в школе системой
оценивания используется:
1.8.1. дихотомическая система «освоен/не освоен» в первых классах;
1.8.2. дихотомическая система «зачёт/незачёт» в четвёртых классах по предмету ОРКСЭ.
1.8.3. пяти-балльная шкала в остальных случаях.
1.9. Формами промежуточной аттестации в школе являются: всероссийские проверочные работы, стандартизированные контрольные работы, комплексные контрольные работы; диктанты; тесты; результаты
текущего контроля.
Фиксация отме№
Наименование формы контроля
Длительность контроля
ток в журнале
Устный
опрос,
собеседование
10-15
мин.
да
1.
до 20 мин.
да
2. Срез текущих знаний (письменно)
Срез
остаточных
знаний
до
45
мин.
нет
3.
нет
4. Самостоятельная работа (разрешается пользоваться до 45 мин.
справочной литературой, консультацией учителя)
10

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
1.

2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
1.
2.
3.
4.
5.

Контрольное списывание (НОО)
Контрольное изложение (ООО и СОО)
Диктант с грамматическим заданием
Аудирование (для иностранных языков)
Проверка техники чтения (1-6 классы)
Практическая работа
Сочинение (ООО и СОО)
Семинар (ООО и СОО)
Тест
Тестирование (письменное, компьютерное) по КИМам ЕГЭ и ОГЭ
Творческая работа (реферат/доклад)
Зачёт, письменные и устные экзамены (по билетам
или вопросам)
Итоговая контрольная работа
Всероссийская проверочная работа
Комплексная контрольная работа
Защита индивидуального проекта

до 25 мин.
до 45 мин.
до 35 мин.
до 30 мин.
3 мин.
1-2 часа
1-2 часа
1-2 часа
до 20 мин. 9-11кл. до 45мин.
до 80 мин.

да
да
да
да
да
да
да
нет
да
да

до 15 мин.
от 30 мин. до 3 часов 55 минут на человека
1-2 часа
1-2 часа
1 час
до 25 минут на человека

да
да
да
да
да
да

На уровне начального общего образования:
Русский язык
1 класс - стандартизированная контрольная работа в рамках регионального мониторинга образовательных достижений обучающихся 1-х классов;
2-3 класс - диктант с грамматическим заданием;
4 класс – всероссийская проверочная работа
Литературное чтение
1 класс - стандартизированная контрольная работа в рамках регионального мониторинга образовательных достижений обучающихся 1-х классов;
2-4 класс – диагностическая работа на основе единого текста
Родной язык (русский)
тест
Литературное чтение на родном тест
языке (русском)
Иностранный язык (английский)
контрольная работа
Математика
1 класс - стандартизированная контрольная работа в рамках регионального мониторинга образовательных достижений обучающихся 1-х классов;
2-3 класс - диктант с грамматическим заданием;
4 класс – всероссийская проверочная работа
Окружающий мир
1-3 класс – контрольная работа;
4 класс – всероссийская проверочная работа
Основы религиозных культур и тест
светской этики
Музыка
тест
Изобразительное искусство
тест
Технология
тест
Физическая культура
зачёт по нормативам
Шахматы
зачёт
На уровне основного общего образования:
Русский язык
5-8 класс - всероссийская проверочная работа;
9 класс –контрольная работа
Литература
Контрольное изложение / сочинение
Родной язык (русский)
тест
Родная литература (рус- тест
ская)
Иностранный язык (ан- 5-6 класс – муниципальный диагностический мониторинг;
глийский)
7-8 класс – всероссийская проверочная работа или контрольная работа;
9 класс - контрольная работа
11

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Математика (математика, алгебра, геометрия)
Информатика
История России. Всеобщая история
Обществознание

5-8 класс – всероссийская проверочная работа или контрольная работа;
9 класс - контрольная работа
тест
5-8 класс – всероссийская проверочная работа или контрольная работа;
9 класс - контрольная работа
5-8 класс – всероссийская проверочная работа или контрольная работа;
9 класс - контрольная работа
География
5 класс – тест;
6-8 класс – всероссийская проверочная работа или контрольная работа;
9 класс - контрольная работа
Физика
7-8 класс – всероссийская проверочная работа или контрольная работа;
9 класс - контрольная работа
Химия
8 класс – всероссийская проверочная работа или контрольная работа;
9 класс - контрольная работа
Биология
5-8 класс – всероссийская проверочная работа или контрольная работа;
9 класс - контрольная работа
Музыка
тест
Изобразительное искус- тест
ство
Технология
тест
Основы
безопасности тест
жизнедеятельности
Физическая культура
зачёт по нормативам
Мир
математических тест
задач
Гражданин-обществотест
право
Финансовая
грамот- тест
ность
Личность и жизненный тест
успех
На уровне основного общего образования:
Русский язык
контрольная работа
Литература
Контрольное сочинение или письменное тестирование
Родной язык (русский)
тест
Родная литература (рус- тест
ская)
Иностранный язык (ан- 10 класс – муниципальный диагностический мониторинг;
глийский)
11 класс – всероссийская проверочная работа или контрольная работа;
Математика: алгебра и 10 класс – муниципальный диагностический мониторинг;
начала математического 11 класс – всероссийская проверочная работа или контрольная работа;
анализа, геометрия
Информатика
Практическая работа с использованием ПК или тест
История
10 класс – контрольная работа или тест;
11 класс - всероссийская проверочная работа или контрольная работа
Обществознание
10 класс – контрольная работа или тест;
11 класс - всероссийская проверочная работа или контрольная работа
Экономика
тест
Право
тест
География
10 класс - всероссийская проверочная работа или контрольная работа
Физика
10 класс – контрольная работа или тест;
11 класс - всероссийская проверочная работа или контрольная работа
Астрономия
тест
Химия
10 класс – контрольная работа или тест;
11 класс - всероссийская проверочная работа или контрольная работа
Биология
10 класс – контрольная работа или тест;
11 класс - всероссийская проверочная работа или контрольная работа
Основы
безопасности тест
жизнедеятельности
12

18.
19.
20.
21.

Физическая культура
Экология
Индивидуальный проект
Инженерная графика

зачёт по нормативам
зачёт или тест
защита
зачёт

1.10. Промежуточная аттестация в 5-9-х классах с углубленным изучением отдельных предметов, 10-11-х
профильных классах по предметам, изучаемым на углублённом уровне проводится в форме экзаменационных сессий.
1.11.
Экзаменационная сессия учащихся может проводиться как письменно, так и устно:
Письменные виды промежуточной аттестации
Устные виды промежуточной аттестации
диктант; контрольная работа; тест
защита реферата, проекта, исследовательской
изложение с разработкой плана его содержания;
работы; собеседование;
сочинение или изложение с творческим заданием экзаменационные билеты
1.12. Перечень учебных предметов, выносимых на экзаменационную сессию, форма и порядок её проведения утверждается директором.
1.13. Для проведения экзаменационной сессии создается аттестационная комиссия в составе:
1.13.1. председатель – директор или заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
1.13.2. члены (не менее одного): из числа учителей – предметников;
1.13.3. ассистенты (не менее одного) – из числа учителей-предметников.
1.14. Расписание промежуточной аттестации, в т.ч. экзаменационной сессии, утверждённое директором
школы, доводится до сведения всех участников образовательного процесса за две недели до начала аттестационного периода.
1.15. Экзаменационные билеты и практические задания к ним, письменные контрольные задания, тесты, тематика рефератов, проектов, исследовательских работ, перечень тем для собеседования разрабатываются учителями-предметниками, рассматриваются на методических объединениях, согласуются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются директором школы за месяц до
начала экзаменационного периода. Содержание аттестационного материала составляется в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования и среднего общего
образования, рабочей программой по предмету.
1.16. При проведении экзаменационной сессии в устной форме по билетам формируется комплект экзаменационных билетов. Экзаменационный комплект по предмету содержит не менее 20 билетов. Экзаменационные билеты включают теоретические вопросы, выявляющие овладение содержанием предметной области, сформированность предметной компетентности и практические задачи. Билеты могут
быть дополнены практико-ориентированными заданиями.
1.17. При проведении экзаменационной сессии в форме собеседования учащийся без подготовки отвечает на
вопросы аттестационной комиссии по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по всем темам образовательной программы данного года обучения.
1.18. При проведении экзаменационной сессии в форме защиты реферата, индивидуального проекта, исследовательской работы учащийся представляет выполненную работу в аттестационную комиссию на
проверку за 10 дней до начала промежуточной аттестации. Аттестационная комиссия оформляет рецензию на представленную работу и по итогам защиты реферата, индивидуального проекта, исследовательской работы проводит оценивание.
1.19. Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ являются:
1.19.1. Письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий);
1.19.2. Устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и др.
1.19.3. Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
1.19.4. Проверка с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учёт учебных достижений учащихся.
1.20. Промежуточная аттестация по остальным учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям образовательных программ проводится по результатам текущего контроля успеваемости по четвертям в 2-9
классах, по полугодиям в 10-11-х классах.
1.21. При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого
на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля обучающийся имеет право ходатайствовать
о переносе срока проведения промежуточной аттестации. В этом случае срок проведения промежуточной аттестации определяется школой с учётом учебного плана на основании заявления родителей (законных представителей) обучающегося и доводится до сведения обучающегося и его родителей (законных представителей) в письменной форме не позднее 3-х рабочих дней с даты принятия решения, в
том числе посредством факсимильной связи, электронной почты или другими видами почтовой связи.
1.22. педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) информацию о
результатах промежуточной аттестации обучающихся с результатами и ходом образовательной дея13

тельности.

1.23. Результаты промежуточной аттестации, зафиксированные в классных электронных журналах, хранятся
в школе в соответствии с инструкцией по делопроизводству.

1.24. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений учителейпредметников и педагогического совета школы с целью принятия решений по обеспечению требуемого
качества образования.
Особенности проведения промежуточной аттестации отдельных категорий обучающихся
1.1. Индивидуальные сроки проведения промежуточной аттестации могут быть установлены школой для
следующих категорий обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей):
1.1.1. выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или
международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и иные подобные мероприятия;
1.1.2. для экстернов;
1.1.3. для иных обучающихся по решению педагогического совета.
1.2. Промежуточная аттестация обучающихся на дому детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей, нуждающихся в длительном лечении, проводится по результатам текущего контроля успеваемости по четвертям (1-9 классов), полугодиям (10-11 классов).
1.3. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальному учебному плану, аттестуются по предметам, включенным в этот план.
1.4. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных
учреждениях, аттестуются на основе их аттестации в этих учебных заведениях.
1.5. Учащиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются. Вопрос об аттестации данных учащихся решается в индивидуальном порядке директором школы
по согласованию с родителями (законными представителями) учащихся.
Порядок перевода обучающихся в следующий класс, принятие решений о допуске обучающихся
к Государственной итоговой аттестации
1.1. Перевод обучающихся в следующий класс, принятие решений о допуске обучающихся к Государственной итоговой аттестации осуществляется на основании результатов промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Обучающиеся, освоившие образовательную программу за учебный год на уровне, не ниже Федерального государственного стандарта, переводятся в следующий класс.
1.3. Обучающиеся, по результатам промежуточной аттестации, не освоившие основные образовательные
программы начального общего и/или основного общего образования, не допускаются к обучению на
следующих уровнях общего образования.
1.4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
1.5. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
1.6. Школа создаёт условия обучающимся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает
контроль за своевременностью её ликвидации.
1.7. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по
соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в течение 2-х
месяцев с момента её возникновения. В указанный период не включаются время болезни обучающегося.
1.8. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй
раз школа создаёт комиссию. Регламент работы и состав комиссии определяется приказом директора
школы.
1.9. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
1.10.Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие
академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
1.11.Обучающиеся школы по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с
момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
1.12.Школа информирует родителей (законных представителей) обучающегося о необходимости принятия
решения об организации дальнейшего обучения обучающегося в семейной форме в 10-ти дневный срок
с даты неликвидации обучающимся академической задолженности. Родители (законные представители)
обязаны принять соответствующее решение не позднее 30 дней с даты их уведомления о необходимости его принятия.
14

1.13.На основании положительных результатов промежуточной аттестации обучающихся 9-х и 11-х клас-

сов педагогический совет школы принимает решение о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации.

Оспаривание результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся
1.1. Обучающиеся и/или их родители (законные представители), не согласные с результатами текущего
контроля успеваемости или результатами промежуточной аттестации обучающихся, вправе обжаловать
указанные результаты.
1.2. Оспаривание осуществляется путём подачи заявления в комиссию по урегулированию разногласий
между участниками образовательных отношений (в соответствии с порядком работы указанной комиссии). Заявление подаётся в течение двух дней после уведомления о результатах текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
1.3. Заявление подаётся в письменном виде. В нём указывается информация о нарушении порядка проведения текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся, несогласии с результатами текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся.
1.4. Проверять обоснованность заявления, а также доводы и факты, изложенные в заявлении не вправе те
педагогические работники, которые принимали участие в оспариваемых результатах текущего контроля успеваемости и/или промежуточной аттестации обучающихся.
1.5. По результатам рассмотрения заявления комиссия по урегулированию разногласий между участниками
образовательных отношений (далее – комиссия) принимает одно из решений:
1.5.1. отклонить заявление;
1.5.2. признать результаты текущего контроля успеваемости и/или промежуточной аттестации обучающихся недействительными.
1.6. В случае признания результатов текущего контроля успеваемости и/или промежуточной аттестации
обучающихся недействительными, комиссия должна:
1.6.1. определить порядок и сроки прохождения текущего контроля успеваемости и/или промежуточной
аттестации обучающихся, результаты которых были отменены; при этом академическая задолженность у обучающегося не образуется;
1.6.2. вынести решение в соответствии с принятой системой оценивания в образовательной организации.
ГОДОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРЕВОДНЫХ КЛАССАХ
К годовой аттестации допускаются все учащиеся переводных классов. Во 2-11-х классах по окончании учебного года выставляются годовые отметки. Годовая отметка выставляется на основании четвертных/полугодовых отметок с учетом их фактических знаний, умений и навыков; годовая отметка выставляется в журнал АИС «Сетевой город. Образование» целыми числами. Четвертные, полугодовые, годовые отметки
выставляются в классный журнал АИС «Сетевой город. Образование» за два дня до начала каникул или окончания аттестационного периода. Классные руководители итоги аттестации и решение педагогического совета школы о переводе учащегося обязаны довести до сведения учащихся и их родителей, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзамена – в письменном виде под подпись родителей с указанием даты ознакомления. Сообщения хранится в личном деле учащегося. В случае несогласия учащихся и их родителей (законных представителей) с выставленной итоговой отметкой по предмету, она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом руководителя учреждения
создается комиссия в составе трёх человек, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей (законных представителей) учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решения комиссии оформляется протоколом и является окончательным.
Протокол хранится в личном деле учащегося. Решением педагогического совета годовая отметка успеваемости по учебному предмету (кроме отметки «отлично»), выведенная на основе четвертных (полугодовых) отметок успеваемости, может быть повышена до следующей по порядку отметки (т.е. на один балл) при условии, если обучающимся в течение соответствующего учебного года продемонстрированы внеучебные достижения, соответствующие планируемым предметным и (или) метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы.
Итоговое оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы
Начальное общее образование
При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов учитывается готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
 системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;
 обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
 коммуникативных и информационных умений;
 системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
15

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке выделены две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых
способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для получения общего образования
следующего уровня.
Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится
организацией и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся для получения основного общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:
ценностные ориентации обучающегося;
индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может
осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Основное общее образование
Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой
оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учитываются сформированность умений выполнения проектной деятельности и
способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие:
 результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
 результаты государственной итоговой аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся
ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка
этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна
осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Итоговая аттестация
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст.59.
1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и
среднего общего образования является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены
Министерством образования и науки РФ.
4. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
5. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации,
порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной
итоговой аттестации) определяются на федеральном уровне.
16

6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объёме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным
программам.
7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной
итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации.
9. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются:
1) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении
государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере
образования, при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской
Федерации.
10. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в
соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным
программам.
11. При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок
разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных
материалах, в сети "Интернет") устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
12. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется:
1) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное
управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере
образования, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства
иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации;
3) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении государственной
итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.
13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования
проводится в форме единого государственного экзамена (далее - единый государственный экзамен), а также в
иных формах, которые могут устанавливаться:
1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебновоспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных
программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и
среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования;
2) для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном
языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков
народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Рос17

сийской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в
порядке, установленном указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
14. Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов
при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
15. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных
наблюдателей осуществляют: 1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования на территориях
субъектов Российской Федерации.

18

19

20

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».