Рабочая программа учебного предмета История 10-11 класс

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
среднего общего образования
срок реализации 2 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«История»
для учащихся 10 - 11 классов
общеобразовательной школы

Составители программы:
1.
2.
3.

Халевина Елена Петровна, учитель истории и обществознания
Сушилова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания
Батракова Наталья Митрофановна, учитель истории и обществознания

Надым
1

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика» на
уровне среднего общего образования
Личностные результаты:
•
складывание российской идентичности, способности к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности
к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма,
готовности к служению Отечеству, его защите;
•
формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
•
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
•
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации
Метапредметные результаты освоения:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
2

Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела
дидактических единиц;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
- критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами,
персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники
информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
- составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций,
макетов, интернет -ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
- читать легенду исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
- оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в
науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой
истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в
мировом сообществе;
- устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
- определять место и время создания исторических документов;

3

- проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных
руководителей России и ведущих зарубежных стран;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
- понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными
историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ,
внешнеполитических событий, войн и революций;
- использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей
отечественной истории и привязки их к месту и времени;
- представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять
контурную карту;
- соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических
личностей XX века;
- анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории XX века;
- обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего
времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение
исторической терминологией;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- применять полученные знания при анализе современной политики России;
- владеть элементами проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ»
10 класс
Новейшая история
Мир в начале ХХ в. Первая мировая война
Мир накануне Первой мировой войны.
"Империализм". Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед Первой
мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка
вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты накануне Первой
мировой войны. Причины Первой мировой войны.
Первая мировая война.
Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию.
Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории,
Бельгии. Цели войны. Планы сторон. Сражение на Марне. Наступление в Галиции. Морское
сражение при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну
Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден.
Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи.
Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в
войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. Бои на Западном фронте. Война в
Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Новые методы ведения войны.
Националистическая пропаганда. Борьба на истощение. Участие колоний в европейской войне.
Позиционная война. Новые практики политического насилия: массовые вынужденные
переселения, геноцид. Политические, экономические, социальные и культурные последствия
Первой мировой войны.
Мир в межвоенный период
Революционная волна после Первой мировой войны.
4

Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи:
независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская
республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование
Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм.
Версальско-Вашингтонская система.
Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система.
Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР.
Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга.
Локарнские договоры. Пацифистское движение.
Страны Запада в 1920-е гг.
Реакция на "красную угрозу". Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание.
Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния
социалистических партий и профсоюзов.
Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США
Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис.
Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии.
Победа Ф.Д. Рузвельта на выборах в США. "Новый курс" Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство.
Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового
экономического кризиса. Тоталитарные экономики.
Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход
фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Фашистский режим в Италии.
Нарастание агрессии. Германский нацизм
Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931 - 1933 гг. НСДАП и А.
Гитлер. "Пивной" путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. "Ночь длинных ножей".
Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне.
"Народный фронт" и Гражданская война в Испании
Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII Конгресс Коминтерна. Политика "Народного
фронта". Революция в Испании. Победа "Народного фронта" в Испании. Франкистский мятеж и
фашистское вмешательство. Социальные преобразования в Испании. Политика
"невмешательства". Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре
и на Эбро. Поражение Испанской республики.
Политика "умиротворения" агрессора.
Создание оси Берлин - Рим - Токио.Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский
кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение Судетской области к
Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская
война и советско-японские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве.
Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на
сферы влияния Германии и СССР.
Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии
Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан
Кайши и гражданская война с коммунистами. "Великий поход" Красной армии Китая.
Становление демократических институтов и политической системы колониальной Индии.
Поиски "индийской национальной идеи". Национально-освободительное движение в Индии в
1919 - 1939 гг. Индийский национальный конгресс и М. Ганди.
Культура и искусство в первой половине ХХ в. Литература «потерянного поколения».
Основные жанры – модернизм, авангард, их течения.
Вторая мировая война
Начало Второй мировой войны
Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон.
Блицкриг. "Странная война", "линия Мажино". Разгром Польши. Присоединение к СССР
Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе.
5

Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР.
Советско-финляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и
Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва
за Британию. Рост советско-германских противоречий.
Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане.
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Перл-Харбор.
Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Ленд-лиз.
Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской Германии.
Планы Германии в отношении СССР. План "Ост". Планы союзников Германии и позиция
нейтральных государств.
Коренной перелом в войне
Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне.
Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима
Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. "Большая тройка".
Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.
Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам.
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. "Новый порядок". Нацистская политика
геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и
насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь
на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская
война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах.
Разгром Германии, Японии и их союзников.
Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской
коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве,
Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в
Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме
нацистской Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по
Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии.
Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии.
Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и
Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для
воюющих стран. Итоги войны.
История России
Россия в годы «великих потрясений»
Россия и мир накануне. Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические
и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и
кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его
значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в
составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в
настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и
общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных
комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского
населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность.
Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и
реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных
настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в
правительстве.
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. "Прогрессивный блок" и
его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи:
6

восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы,
интернационалисты и "пораженцы". Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли
армии в жизни общества.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и
субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как
революционизирующий
фактор.
Национальные
и
конфессиональные
проблемы.
Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические
партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г.
Февраль - март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи.
Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные
регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его
деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна лето: "зыбкое равновесие" политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И.
Лениным. Июльский кризис и конец "двоевластия". православная церковь. Всероссийский
Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против
Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25
октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти
большевиками ("октябрьская революция"). Создание коалиционного правительства
большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков.
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые
мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о
мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств
Российской империи. Национализация промышленности.
"Декрет о земле" и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и
школы от церкви.
Созыв и разгон Учредительного собрания
Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и
формирование "многовластия" на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с
контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и
территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Гражданская война и ее последствия
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной 1918 г.: Центр,
Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя
Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону.
Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская
война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные
события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их
характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория,
правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на
территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села:
"красные" продотряды и "белые" реквизиции. Политика "военного коммунизма".
Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и
административное распределение товаров и услуг. "Главкизм". Разработка плана ГОЭЛРО.
Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров.
Террор "красный" и "белый" и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав
Советов в пользу чрезвычайных органов - ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской
войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польскосоветская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор
в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и
7

формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в
конце 1921 - 1922 гг.
Идеология и культура периода Гражданской войны и "военного коммунизма"
"Несвоевременные мысли" М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению
и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. "Окна
сатиры РОСТА". План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа.
Издание "Народной библиотеки". Пролетаризация вузов, организация рабфаков.
Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных
привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и
общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам,
субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост
социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод,
"черный рынок" и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной
обстановки на психологию населения.
СССР в 1920е – 30е гг
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая
ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921 - 1922 гг. и его преодоление.
Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование
священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др.
Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от "военного коммунизма" и переход к новой
экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных
отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым
продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа
1922 - 1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития
народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве.
Учреждение в СССР звания "Герой Труда" (1927 г., с 1938 г. - Герой Социалистического
Труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в
Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика
"коренизации" и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административнотерриториальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в
СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И.
Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли
партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции
внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и
крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные "лифты". Становление
системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и
преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение
бывших представителей "эксплуататорских классов". Лишенцы. Деревенский социум: кулаки,
середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача
земли в аренду.
Культурное пространство советского общества в 1920- гг. Повседневная жизнь и
общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и
отношение к ним в обществе. Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной
морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники.
Наступление на религию. Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских
конфессий.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью.
Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре
(конструктивизм). Достижения в области киноискусства.
8

Внешняя политика СССР в 1920 - 1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую
революцию к концепции "построения социализма в одной стране". Деятельность Коминтерна
как инструмента мировой революции. Проблема "царских долгов". Договор в Рапалло. Выход
СССР из международной изоляции. "Военная тревога" 1927 г.
"Великий перелом". Перестройка экономики на основе командного администрирования.
Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих
и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация
частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы.
Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. "Раскулачивание".
Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.
Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в
1932 - 1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в
центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и
Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена.
Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на
стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной
промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрноиндустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации.
Утверждение "культа личности" Сталина. Малые "культы" представителей советской элиты и
региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики.
Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание
"Краткого курса истории ВКП(б)" и усиление идеологического контроля над обществом.
Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937 - 1938 гг.
"Национальные операции" НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных
республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и
национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении
индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и
национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР
1936 г.
Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Советский авангард.
Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса.
Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты
красной профессуры. Создание "нового человека". Пропаганда коллективистских ценностей.
Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода
первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков.
Эпопея "челюскинцев". Престижность военной профессии и научно-инженерного труда.
Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования - к массовой средней школе.
Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства.
Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический
реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура
русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных
центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и
военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения.
Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом
нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия
вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта
на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к "традиционным ценностям"
в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые
универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в
СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.
9

Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать
систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае.
Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в
конце 1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и
освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных
тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР.
Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав
СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и
Западной Белоруссии. Катынская трагедия. "Зимняя война" с Финляндией.
Великая Отечественная война 1941-45гг
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 осень 1942). План "Барбаросса". Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская
крепость. Массовый героизм воинов - всех народов СССР. Причины поражений Красной
Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование
Государственного комитета обороны. И.В. Сталин - Верховный главнокомандующий. Роль
партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское
сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона
Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов "молниеносной войны".
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7
ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки
под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой - весной 1942 г. Неудача
Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада
Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. "Дорога
жизни". Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и
ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский
оккупационный режим. "Генеральный план Ост". Массовые преступления гитлеровцев против
советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной
территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские
эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и
уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в
нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны
(осень 1942 - 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной - летом 1942 г.
Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. "Дом Павлова".
Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском
направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы
Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал
немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских
войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение
Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления
Красной армии летом - осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления
Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в
крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.
Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских
формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия.
Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками
оккупантов в 1943 - 1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. "Все для фронта, все для
победы!". Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и
сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения
фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность
10

военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с
фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве.
Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания
в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей.
Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня
"Священная война" - призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы,
художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых
концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и
церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского)
в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и
научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз.
Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк "Нормандия-Неман", а также
польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение
освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма.
Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и
Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской
армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и
окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация
советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Военноэкономическое превосходство СССР над Германией в 1944 - 1945 гг. Восстановление хозяйства
в освобожденных районах. Начало советского "Атомного проекта". Реэвакуация и
нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортация "репрессированных народов".
Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция.
Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и
дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская
конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации,
демонополизации, демократизации (четыре "Д"). Решение проблемы репараций. Советскояпонская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на
Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских
городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в СанФранциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки "холодной войны". Нюрнбергский и Токийский
судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу
антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения
политической карты Европы.
Итоговое обобщение
11 КЛАСС
Новейшая история
Человечество на этапе перехода к информационному обществу. Человечество на рубеже
новой эры.
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция
конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в
информационном обществе. Развертывание интеграционных процессов в Европе.
«Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны.
Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели
международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и
11

дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз.
Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные
конфликты в современном мире.
Переход к смешанной экономике в середине ХХ в.
«Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и
предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной
структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце
1960-х гг. Формирование социального правового государства. Изменение принципов
конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни.
Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на
Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения.
Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социальнопсихологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х –
1970-х гг. Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и
«особом пути».
Формирование и развитие мировой системы социализма.
Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации
социалистического строя. «Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и ЮгоВосточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни.
Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации
в странах Азии и Африки.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на
рубеже XX-XXI вв.
Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы
«неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная
идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и
церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного
фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в
.
Особенности духовной жизни современного общества.
Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура
хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв.
Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства.
Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.
Проблема «мирового Юга».
История России
Апогей и кризис советской системы 1945-1991гг.
Восстановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР.
Промышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее
особенности.
Ускоренное
развитие
военно-промышленного
комплекса.
Главные
мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни. Власть и общество.
Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина. Социальная политика и ее
приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у
населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения.
Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление
съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных
12

институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов. Усиление
режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и
искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий. Внешняя
политика. Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны.
Внешнеполитические курсы СССР и западных держав. Начало «холодной войны», ее
проблемы, причины. Складывание социалистического лагеря. Участие и роль СССР в решении
основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка
международного движения сторонников мира. Основные понятия: конверсия, «холодная
война», социалистический лагерь, страны «третьего мира».
СССР в 1953—1964 гг.: попытки реформирования советской системы.
Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение
курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30—50-х гг. «Оттепель»:
обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина.
Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление
демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни.
Диссиденты. Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в
аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование
научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ
развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление
трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в
экономике в начале 60-х гг. Особенности социальной политики. Уровень жизни народа. СССР и
внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной
напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора.
События 1956 г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами.
Карибский кризис и его уроки. Основные понятия: реабилитация, культ личности,
номенклатура,
десталинизация,
«оттепель»,
волюнтаризм,
диссиденты,
мирное
сосуществование, мораторий.
Советский Союз в последние десятилетия своего существования
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965—1985 гг. Л. И. Брежнев.
Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание
трудностей в управлении единым народно-хозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и
газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия.
Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины.
Социальная политика: цели, противоречия, результаты. Курс на свертывание демократических
преобразований. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика
подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Кризис советской системы. 1980-1991. Распад СССР
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны.
Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на
политическую арену новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа
1991 г. Распад СССР и создание СНГ.
Внешняя политика в 1965—1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке.
Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979). Концепция нового
политического мышления: теория и практика.
Основные понятия: «директивная экономика», экстенсивный метод развития, «доктрина
Брежнева», теневая экономика, перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое
политическое мышление, «парад суверенитетов».
На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в.
13

Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин.
«Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной
собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг.
Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и
законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в
сентябре-октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской
Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая
жизнь середины 90-х гг.
Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России.
Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни
населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в
новых условиях.
Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1990 г. и его последствия. События в
Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин.
Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная
политика. Культура.
Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй
срок. Россия сегодня.
Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом.
Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток.
Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Основные понятия: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», либерализация цен,
приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль, президентская
республика, сепаратизм, гражданское общество, евразийская держава, «биполярный мир»,
многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье.
Данная рабочая программа рассчитана на 140 часов, из них не менее 30% с применением
цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру,
Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 42 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
Тема
Новейшая история
1
Мир в начале ХХ в. Первая мировая война
2
Мир в межвоенный период
3
Вторая мировая война
4
Резерв
Итого
История России
5
Россия в годы «великих потрясений»
6
СССР в 1920е – 30е гг
7
Великая Отечественная война 1941-45гг
8
Резерв
Итого
Итого по всем разделам

Количество часов
5 часов
16 часов
6 часов
1 час
28
13 часов
14 часов
12 часов
3 час
42
70 часов

14

11 КЛАСС
№
Тема
Новейшая история зарубежных стран во второй
половине 20 – начале 21 века
Соревнование социальных систем
1
Современный мир
2
Итого
История России во второй половине 20 – начале 21 века
Апогей и кризис советской системы в 1945-1991 гг.
3
Российская Федерация
4
Итого
Итого по всем разделам

Количество часов
22
6
28
25
17
42
70 часов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. «Всеобщая история. Новейшая история». Учебник. 10 класс. О.С.Сороко-Цюпа,
О.С.Сороко-Цюпа, Москва, Просвещение, 2020;
2. «История России», 10 класс. Горинов М.М., Данилов А.А. в 3-х частях, Москва,
Просвещение, 2019.
3. «История России, 194-1945 гг» ,10 класс. Горинов М.М., Данилов А.А. в 2-х частях,
Москва, Просвещение, 2021.

Информационно-методические интернет ресурсы:
цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные
(цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы)

1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru
4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/
5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login
6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ.ЕГЭ https://physege.sdamgia.ru/
7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/
11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/
13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/
14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor
15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция
видиоуроков по предметам программы основного образования
16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/
17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум»
18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус

15

19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/
20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»

1.
Уроки всемирной истории. Новейшее время [Электронный ресурс]. - М.: ООО « Кирилл
и Мефодий»,2005.-1 электрон, опт, диск (СР-ЯОМ)
2.
Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.
3.
История России 20 век ч 1-4 [Электронный ресурс] -М.: КЛИО СОФТ,2002.-1 электрон,
опт. диск (СР-ЯОМ)
4.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории» и «Уроки
Всемирной истории»
5.
д/ф «История государства Российского» (500 серий)
6.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Древний мир
7.
д/ф «Великая Китайская стена»
8.
д/ф «История Олимпийских игр»
9.
д/ф «Исторические личности (проект «Энциклопедия»)»
10.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 век.
11. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор
образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и
многое другое.
12. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.
13. http://his.1september.ru/index.php - электронная версия газеты «История» - приложение к
газете «Первое сентября».
14. http://www.historia.ru/ - российский электронный журнал «Мир истории».
15. http://hermitage.museum.ru/ - сайт одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа предлагает
совершить виртуальную экскурсию по своим залам, в том числе увидеть экспонаты,
иллюстрирующие начальный период мировой и российской истории.
16. http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
17. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
18. http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
19. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
20 http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного
экзамена
21. http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ
22. http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
23. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
24. http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
25. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
26. http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
27. http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
28. http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
29. http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение
методистов
30. http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
31. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция
А.И.Чернова)
32. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
33. hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
34. http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
35. http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим
общественных наукам
16

36. http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»
37. http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
38. http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
39. http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
40. http://www.hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса
41. http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам
42. http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
44. http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
45. http://www.old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»:
46. http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
47. http://www.praviteli.narod.ru – сайт-информация о главах Российского государства,
правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС
48. http://www.rusarchives.ru – сайт «Архивы России»
49. http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения
50. http://www.warheroes.ru – биографии Героев Советского Союза и России
51. www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
52. https://soc-ege.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat – образовательный портал для подготовки к
экзаменам
53 https://soc-oge.sdamgia.ru/- образовательный портал для подготовки к экзаменам
54. https://fipi.ru/- федеральный институт педагогических измерений
55. https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ
57 https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».