Рабочая программа учебного предмета География 10 класс

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
среднего общего образования
срок реализации 2 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«География»
для учащихся 10 класса
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Меренкова Людмила Леонидовна, учитель географии

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «География)» на уровне
среднего (полного) общего образования по географии
Личностные результаты

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы
географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения
и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов
и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов,
их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе
международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных
проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее
роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и
явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации
населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки
важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренче ских взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения. Изучение географии в
основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края,

общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному
многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования
на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учѐтом устойчивых
познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков
самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и
техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами
социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах;
формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей;
10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов
России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)
конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Позновательные:
-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
-выявлять причинно-следственные связи;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных
логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
-выслушивать и объективно оценивать другого;
-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать -ошибочность своего
мнения и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
-сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
-сохранения окружающей среды и социально- естественного поведения в ней;
-адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.
Предметные:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения
окружающей среды и рационального природопользования;
-формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
-овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее
экологических параметров;
-овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из языков международного общения;
-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания;
-создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению
географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного
образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных
результатов.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне основного общего
образования:
выпускник на базовом уровне научится:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего
образования должны отражать:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край;

2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и
ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и
принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;
5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения
общечеловеческих нравственных ценностей;
8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
9) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
11) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания еѐ ценностного содержания и
возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
12) сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего
образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность;
использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их
последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
7) умение использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований.
Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по
курсу географии на базовом уровне должны отражать:
1) владение представлениями о современной географической науке, еѐ участии в решении
важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных,
социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о
закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и
тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и
экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации географической информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к изменению еѐ условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.
Планируемые результаты изучения курса географии
Человек и ресурсы Земли
Выпускник научится:
· различать этапы освоения Земли человеком;
· понимать изменение характера связей человека с природой;
· оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
· определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов; различать понятия
«рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»;
· оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных, агроклиматических,
рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на качественно новом этапе
взаимодействия общества и природы;
· использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной
жизни.
Выпускник получит возможность научиться: · оценивать влияние человеческой деятельности на
окружающую среду; · выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия
географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого
взаимодействия в мире.
Политическая карта мира
Выпускник научится:
· понимать этапы формирования политической карты мира;
· анализировать количественные и качественные сдвиги на политической карте мира;
· прогнозировать изменения на политической карте мира в результате международных событий,
процессов и явлений;
· оценивать формы правления, государственный строй, типологию стран;
· различать понятия «политическая география», «политико-географическое положение»,
«геополитика»
. Выпускник получит возможность научиться:
· анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
· оценивать современное геополитическое положение стран и регионов.
География населения
Выпускник научится:
· различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения отдельных регионов и стран мира;
· прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;
· сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества
населения отдельных стран мира;
·определять общие черты и различия в воспроизводстве населения регионов и стран мира;
· анализировать основные направления демографической политики в различных странах мира;
· определять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их
распространения, половозрастную структуру населения;
· выявлять занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли;
·районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;

·крупнейшие города и агломерации мира; причины и виды миграций;
·направления современных миграций населения;
· оценивать влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и
регионов;
· объяснять различия в темпе и уровне урбанизации отдельных стран мира;
· анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его
изменений.
Выпускник получит возможность научиться:
· приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в
решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
· самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с
изучением населения.
География культуры, религий, цивилизаций
Выпускник научится:
· различать культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий,
крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
· объяснять динамику культурно-цивилизационного развития человечества.
Выпускник получит возможность научиться:
· находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения творческих
заданий.
География мировой экономики
Выпускник научится:
· объяснять устройство и динамику развития мирового хозяйства;
· оценивать влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества — науку,
производство, характер труда, культуру, быт людей;
· оценивать технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения
производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в
мировой экономике;
· понимать значение понятия «международное разделение труда», формы мирохозяйственных
связей, роль экономической интеграции;
· выявлять особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства, роль
отдельных секторов в хозяйстве страны;
· характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
· определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
· объяснять значение и структуру сельского хозяйства мира, географию производства основных
видов сельскохозяйственной продукции; выявлять изменения в территориальной структуре хозяйства
крупных регионов и стран;
· определять страны, являющиеся крупнейшими экспортѐрами и импортѐрами важнейших видов
промышленной и сельскохозяйственной продукции;
· составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную
географическую характеристику двух стран.
Выпускник получит возможность научиться:
· анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики отдельных стран.
Регионы и страны
Выпускник научится:
· понимать принцип строения культурно-исторических регионов;
· определять крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение,
основные природные ресурсы, численность населения, этнический и религиозный состав населения,
особенности развития и размещения хозяйства отдельных регионов и стран мира;
· выявлять специфику крупных регионов и стран мира;
· выявлять главные центры экономической мощи современного мира, сравнивать экономическую
мощь отдельных стран на основе анализа статистических данных;
· составлять комплексные географические характеристики регионов и стран мира;
· сопоставлять географические карты различной тематики;
· прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических явлений и
процессов на основе картографических источников информации;

· строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе
выводы;
· использовать средства информационных технологий для поиска необходимой учебной
информации и статистических данных. Выпускник получит возможность научиться:
· создавать простейшие модели социально-экономических объектов, явлений и процессов;
· оценивать географические аспекты устойчивого развития регионов и стран;
· интерпретировать природные и социально-экономические характеристики различных регионов и
стран на основе картографической информации;
· проводить географическую экспертизу социально-экономических процессов в регионах и странах
мира.
Глобальные проблемы человечества Выпускник научится:
· понимать причины возникновения глобальных проблем человечества;
· выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
· прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную среду в
современном мире;
· устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических процессов и явлений;
· выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших
природных и экологических процессов;
· проводить географическую экспертизу природных и экологических процессов;
· прогнозировать закономерности и тенденции развития экологических процессов и явлений на
основе картографических источников информации.
Выпускник получит возможность научиться:
· формулировать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества;
· создавать простейшие модели природных и геоэкологических объектов, явлений и процессов;
· интерпретировать экологические характеристики различных территорий на основе
картографической информации наук в решении современных научных и практических задач; ·
выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших
природных, социально-экономических
Содержание учебного предмета «География»
Тема 1. Человек и ресурсы Земли
Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы,
изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация. Круговорот
вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие
месторождения. Природноресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной
экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные
технологии. Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных
стран и регионов. Земельные ресурсы. Деградация почв, еѐ масштабы. Водные ресурсы. Роль воды в
жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.
Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия
приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана. Ресурсы традиционной и
нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные
ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.
Тема 2. Политическая карта мира
Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды.
Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая
карта мира. Государство — главный объект политической карты. Формы правления: монархическая
и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное. Типы
государств. Главные критерии типологии. Политическая география и геополитика.
Тема 3. География населения
Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия.
Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы
воспроизводства населения. Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и
многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов. Возрастно-половой

состав населения мира. Качество населения. Занятость населения. Географические особенности
размещения населения. Плотность населения. Формы расселения: городское и сельское расселение.
Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций
Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные
линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам,
буддизм. Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негроафриканская. Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.
Тема 5. География мировой экономики
Мировая экономика, основные этапы еѐ развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные
страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства
мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на современном этапе.
Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики. География
отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная
промышленность.
Электроэнергетика.
Обрабатывающая
промышленность.
Металлургия,
машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лѐгкая, пищевая
промышленность. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения.
Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелѐная революция». Животноводство. Транспорт
(сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали
и транспортные узлы. Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция.
География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм. Тема 6.
География в современном мире География как наука. География — система наук. Естественная
география. Общественная география. Методы, используемые географической наукой:
статистический, описательный, экспедиционный (полевой), сравнительно-географический,
математический, моделирование, аэрокосмический, геоинформационный. Пространство. Территория.
Акватория. Аэротория.
Тема 6. Регионы и страны
Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры экономической
мощи и «полюсы» бедности. Англо-Саксонская Америка. Соединѐнные Штаты Америки.
Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения.
Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.
Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения.
Развитие экономики. Латинская Америка. Географическое положение. Политическая карта региона.
Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика:
современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки:
Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития. Западная
Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы.
Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Германия. Географическое положение.
Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Великобритания. Географическое положение.
Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия. Франция.
Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние
различия. Италия. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.
Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Географическое положение. Население. Экономика.
Внутренние различия. Постсоветский регион. Географическое положение. Образование СНГ.
Белоруссия и Молдавия. Страны Закавказья. Центрально азиатский регион. Природные условия и
ресурсы. Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского
хозяйства стран СНГ. Зарубежная Азия. Географическое положение. Природное своеобразие и
ресурсы. Население. Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные
условия и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия.
Крупнейшие экономические зоны. Япония. Географическое положение. Природные условия и
ресурсы. Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.. ЮгоВосточная Азия. Географическое положение.
Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные
государства. Южная Азия. Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы.

Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика. Юго-Западная
Азия и Северная Африка. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.
Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия. Практическая работа Экономикогеографическая характеристика одного из государств Аравийского полуострова. Тропическая
Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии. Южно-Африканская Республика —
единственное экономически развитое государство Африки. Практическая работа Экономикогеографическая характеристика одного из государств Тропической Африки. Австралия и Океания.
Природа. Население. Экономика. Внутренние различия. Океания: обособленный мир островов.
Население, экономика и внутренние различия. Новая Зеландия.
Тема 7. Глобальные проблемы человечества Классификация глобальных проблем. Глобальные
проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная
проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений
общества и природы. Деградация глобальной экологической среды.
Практические работы
1) Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.
2) Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и Саудовской
Аравии. 3) Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного
шара (на примере лесных ресурсов).
4) Написание эссе на тему «Роль воды в моей жизни».
5) Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).
6) Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира.
7) Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами
государственного устройства.
8) Прогнозирование изменения численности населения мира.
9) Определение на основе статистических данных состава и структуры населения мира.
10) Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских
стран.
11) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.
12) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран
13) Сравнительная характеристика экономик одной из индустриальных и одной из
постиндустриальных стран.
14) Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран.
15) Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
16) Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности (по
выбору учащегося).
17) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору учащегося).
18) Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира.
19) Характеристика одного из регионов Франции или Великобритании (по выбору учащегося).
20) Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы (по
выбору учащегося).
21) Практические работы 1) Выявление на основе различных источников информации приоритетных
глобальных проблем человечества. Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из
глобальных проблем человечества.
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов, из них не менее 30% с применением
цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру,
Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 21 час.

Тематическое планирование учебного предмета «География» 10 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Наименование раздела и тем
Раздел 1. Тема 1 .Современная политическая карта мира . 7 ч
Введение
Многообразие стран современного мира.
Многообразие стран мира.
Формы правления
Государства - главный объект политической карты
Политическая география и геополитика
Влияние международных отношений на карту мира
Раздел 2. Тема 2. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие общества и природы. Оценка мировых природных ресурсов.
Минеральные, земельные, водные и биологические ресурсы.
Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы.
Загрязнение и охрана окружающей среды.
Географическое ресурсоведение и геоэкология
Обобщение знаний по разделу.
Раздел 3. Тема 3. География населения мира (6 часов)
Численность и воспроизводство населения.
Состав (структура) населения мира.
Размещение и миграция населения.
Городское и сельское население. Урбанизация.
Современная демографическая ситуация
Общение знаний по теме.
Раздел 4. Тема 4. НТР и мировое хозяйство (6 часов)
НТР. Характерные черты и составные части
Мировое хозяйство.
Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. Воздействие
НТР на отраслевую структуру хозяйства.
Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства.
Факторы размещения
Итоговое занятие по теме: «НТР и Мировое хозяйство» Контроль знаний.
Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (11 часов) 10 ч
География промышленности. Топливно- энергетический комплекс
(нефтяная, газовая, угольная промышленность мира).
Электроэнергетика, Горнодобывающая промышленность. Чѐрная и цветная
металлургия.
Машиностроение. Химическая промышленность.
Лесная, легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда
Итоговое занятие по теме: «Промышленность мира»». Контроль знаний.
География сельского хозяйства и рыболовства. Растениеводст
Животноводство мира
География транспорта.
Всемирные экономические отношения
Урок обобщения и закрепления знаний по теме: «География отраслей
мирового хозяйства ».

Часы учебного
времени

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Раздел 6. Зарубежная Европа( 7часов ).
Общая характеристика Зарубежной Европы
Общая характеристика Зарубежной Европы. Хозяйство.
Географический рисунок расселения и хозяйства
Субрегионы и страны зарубежной Европы
Восточная и Северная Европа
Южная и Центральная Европа
Европейские страны "Большой семерки" ФРГ, Франция, Великобритания,
Италия.
Раздел 7. Тема 2. Зарубежная Азия (7 часов ).
Общая характеристика Зарубежной Азии
Субрегионы и страны Зарубежной Азии
Китай, Индия
Япрния
Общая характеристика стран Юго-восточной Азии.
Австралия и Океания. Комплексная характеристика региона
Обобщение по теме «Зарубежная Азия. Австралия и Океания»
Раздел 8. Африка (3ч)
Африка. «Визитная карточка» региона.Деление Африки на субрегионы.
ЮАР
Обобщение по теме «Африка»
Раздел 9. Северная Америка 5 ч
Северная Америка. «Визитная карточка» региона
США. Хозяйство.
Макрорегионы США
Канада
Обобщение по теме «Северная Америка»
Раздел 10. Латинская Америка (4ч)
Латинская Америка. «Визитная карточка» региона
Бразилия
Аргентина. Мексика
Обобщающий урок по теме «Латинская Америка»
Раздел 11. Россия в современном мире 4 ч
Россия в мировом хозяйстве и международном разделении труда
Участие России в международных отраслевых и региональных организациях
Место России в мировой политеке
Сотрудничество России с отдельными странами мира
Раздел 12. Глобальные проблемы человечества 4 ч
Понятие о глобальных проблемах.
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и
настоящем. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобальные прогнозы
Роль географии в исследовании глобальных проблем человечества
Раздел 13. Заключение. 1 ч
Мир в XXI веке

Количество часов в Количество
год
неделю

часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

в Повторение и обобщение

10
класс

70

2

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с
требованиями ФГОС ООО.
3. Максаковский В.П. География 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций:
базовый уровень/В.П.Максаковский. М.: Просвещение, 2018
4. А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии
«Полярная звезда». 5—11 классы, 2019г..
5. В. П. Максаковский. География. Рабочая тетрадь. 10—11 классы 2019г.
6. Атлас. 10—11 классы / 2019г·
7. Контурные карты. 10—11 классы/ 2019г·

Информационно-методические интернет ресурсы:
цифровые образовательные платформы (ЦОПы),
(цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы)

сервисы

и

электронные

1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru
4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/
5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login
6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ.ЕГЭ https://physege.sdamgia.ru/
7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/
11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/
13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/
14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor
15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция видиоуроков по
предметам программы основного образования
16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/
17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум»
18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус
19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/
20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»

http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор
образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и
многое другое.
http://www.rusolymp.ru - федеральный портал российских олимпиад школьников.
http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор
образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и
многое другое.

http://www.rusolymp.ru - федеральный портал российских олимпиад школьников.
http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
https://soc-ege.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat – образовательный портал для подготовки к экзаменам
https://soc-oge.sdamgia.ru/- образовательный портал для подготовки к экзаменам
https://fipi.ru/- федеральный институт педагогических измерений
https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ
http://hermitage.museum.ru/ - сайт одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа предлагает
совершить виртуальную экскурсию по своим залам, в том числе увидеть экспонаты,
иллюстрирующие начальный период мировой и российской истории.
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
Газета «География» и сайт для учителей «Я иду на урок географии»
http://geo.1setember.ru
GeoPort.ru: страноведческий портал http://www.geoport.ru
GeoSite – все о географии http://www.geosite.com.ru
Библиотека по географии. Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru
География. Планета Земля. http://www.gro.ru
География. ру: страноведческая журналистика http://www.geografia.ru
География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации
http://www.georus.by.ru
Гео-тур: география стран и континентов http://geo2000.nm.ru
Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www.mirkart.ru
Новая энциклопедия городов и регионов России «Мой город» http://www.mojgorod.ru
Сайт «Все флаги мира» http://www.flags.ru
Страны мира: географический справочник http://geo.historic.ru
Сайт редких карт Александра Акопяна http://www.karty.narod.ru
Территориальное устройство России: справочник-каталог «Вся Россия» по экономическим
районам http://www.terrus.ru
Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования
http://geo.metodist.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».