Рабочая программа учебного предмета Биология 10-11 кл углубленный уровень

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
среднего общего образования
срок реализации 2 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Биология» (углубленный уровень)
для учащихся 10 - 11 классов химико-биологического профиля
общеобразовательной школы

Надым
1

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология»
на углубленном уровне среднего общего образования
Личностные результаты:
 Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
 Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
 Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;
 Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья;
 Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
 Оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле (экологическое
мышление).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
 Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
 В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 Выявлять причины и следствия простых явлений;
 Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основе отрицания);
 Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
 Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
 Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
 Вычитывать все уровни текстовой информации;
 Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
2






Определять роль в природе различных групп организмов;
Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
Рассматривать биологические процессы в развитии;
Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их
значение;
 Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по
сравнению с предками, и давать им объяснение;
 Объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
 Использовать биологические знания в быту;
 Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
В ценностно-ориентационной сфере:
 Объяснять мир с точки зрения биологии;
 Перечислять отличительные свойства живого;
 Различать (по таблице) основные группы живых организмов (безъядерные:
бактерии, ядерные: грибы, растения, животные) и основные отделы растений
(водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
 Определять основные органы растений (части клетки);
 Объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов
(бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и
цветковые);
В сфере трудовой деятельности:
 Понимать смысл биологических терминов;
 Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,
эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
 Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки
приготовления и изучения препаратов.
В сфере физической деятельности:
 Оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
 Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
 Различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
 основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная
теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза);
учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия
и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность
законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов
в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического);
закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования,
сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил
(доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет,
сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
 строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов,
хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов;
одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
 сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения
энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение,
3

хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных
животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных
животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов,
получение
гетерозиса,
полиплоидов,
отдаленных
гибридов,
действие
искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и
экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на
генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания,
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция
биосферы;
 современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
 объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя
биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас,
наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний,
генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и
смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
 устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и
функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и
темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений
эволюции;
 решать задачи разной сложности по биологии;
 составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах
(цепи питания, пищевые сети);
 описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по
морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
готовить и описывать микропрепараты;
 выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и
идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у
отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем,
взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде
(косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
 исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
 сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и
бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у
растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и
хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у
цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее
оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный
отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления
эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
 анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения
жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в
биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
 осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
исследованиях;
4








использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер
профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам,
поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание учебного курса

Общая биология. Профильный уровень. 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Введение (1 час)
Курс «общая биология» - основа понимания единства строения и происхождения
живого, взаимозависимости всех уровней организации живого на Земле. Место курса в
системе естественнонаучного знания. Значение общебиологических знаний для
рационального природопользования, сохранения окружающей среды, сельского
хозяйства, медицины и здравоохранения.
Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи (5ч)
Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи, методы и значение
биологии. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и
биологических дисциплин. Биология в системе культуры. Место биологии в
формировании научного мировоззрения и научной картины мира. Основные признаки
живого. Определение понятия «жизнь». Биологическая форма существования материи.
Уровни организации живой материи и принципы их выделения. Критерии живых систем.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные признаки живого. Уровни
организации живой материи. Методы изучения в биологии. Клетка. Ткань. Орган.
Организм. Популяция и вид. Биогеоценоз. Биосфера.
Возникновение жизни на Земле (8 ч)
Концепции сущности и происхождения жизни на 3емле. Взгляды религии на
происхождение жизни. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса
возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, опыты Л. Пастера.
Материалистические представления о возникновении жизни. Космические гипотезы. Идеи
В.И.Вернадского. Современные взгляды на происхождение жизни; теория А.И. Опарина,
опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров.
Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные.
Химические предпосылки эволюции в направлении возникновения органических молекул:
первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических
молекул.
Биосфера в архейскую и протерозойскую эры. Эволюция пробионтов. Значение
5

работ С. Фокса и Дж. Бернала. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение
фотосинтеза, эукариот, полового процесса. Изменение атмосферы и литосферы живыми
организмами. Возникновение многоклеточности.
Жизнь в палеозойскую эру. Основные направления эволюции в палеозое. Эволюция
растений, появление первых сосудистых растений. Возникновение позвоночных: рыб,
земноводных и пресмыкающихся.
Характеристика органического мира в мезозое. Основные направления эволюции и
крупнейшие ароморфозы в эволюции органического мира в мезозойскую эру. Появление
и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих.
Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся.
Основные направления эволюции в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых
растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция), развитие плацентарных
млекопитающих. Развитие приматов.
Многообразие органического мира. Влияние деятельности человека на многообразие
видов и биологические сообщества. Принципы систематики и классификация организмов.
Основные понятия. Теория академика А.И. Опарина. Химическая эволюция.
Биологическая эволюция. Коацерватные капли. Теория биогенеза. Теория абиогенеза.
Пробионты.
Палеонтология.
Палеонтологическая
летопись.
Реликты.
Палеонтологический ряд. Филетическая эволюция. Филогенез. Ископаемые переходные
формы. Эра. Период.
Химическая организация клетки (13 ч)
Предмет, задачи и методы современной цитологии. Место цитологии в системе
естественнонаучных и биологических наук. История развития цитологии. Теоретическое и
практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении,
сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности.
История открытия клетки. Клеточная теория. Основные положения первой
клеточной теории. Современная клеточная теория, ее основные положения и значение для
развития биологии.
Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в
жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и
биологической роли. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение
жизнедеятельности клетки и поддержание гомеостаза. Ионы в клетке, их функции.
Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки.
Органические вещества клетки. Биополимеры – белки. Структурная организация
белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл
и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов
жизнедеятельности. Классификация ферментов.
Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий.
Структурные и функциональные особенности моносахаридов и дисахаридов.
Биополимеры - полисахариды, строение и биологическая роль. Жиры и липиды,
особенности
их
строения,
связанные
с
функциональной
активностью
6

клетки. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. История изучения. ДНК – молекула
хранения наследственной информации. Структурная организация ДНК. Самоудвоение
ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования.
АТФ – основной аккумулятор энергии в клетке. Особенности строения молекулы и
функции АТФ. Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке.
Лабораторная работа № 1 «Ферментативное расщепление пероксида водорода в
тканях организма»
Лабораторная работа №2 «Определение крахмала в растительных клетках»
Реализация наследственной информации. Метаболизм (8 ч)
Анаболизм клетки. Регуляция активности генов у прокариот и эукариот. Теория
оперона. Биосинтез белков в клетке и его значение. Роль генов в биосинтезе белков.
Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка. Реакции матричного синтеза.
Регуляция синтеза белков. Ген-регулятор, ген-оператор, структурные гены, их
взаимодействие. Принцип обратной связи в регуляции функционирования генов.
Современные представления о природе гена.
Обмен веществ и энергии. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.
Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные процессы,
происходящие в эти фазы. Основные итоги световой фазы - синтез АТФ, выделение
кислорода, образование восстановленного никотинамидадениндинуклеотидфосфата
(НАДФ•Н2). Фотофосфорилирование. Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные
продукты фотосинтеза. Фотосинтез и урожай сельскохозяйственных культур. Пути
повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. К.А. Тимирязев о
космической роли зеленых растений. Хемосинтез и его значение в природе. Виноградский
И.Н.
Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл. Этапы энергетического
обмена, приуроченность этих процессов к определенным структурам клетки. Значение
митохондрий и АТФ в энергетическом обмене.
Основные понятия. Автотрофы. Аминокислоты. Анаболизм. Ассимиляция.
Антикодон. т. Аэробы.. Биосинтез белка. Брожение. Ген. Генетический код. Геном.
Генотип. Гидрофильность. Гидрофобность. Гликолиз.. Гликопротеиды.
Гуанин.
Денатурация. Диссимиляция. ДНК. Дыхательный
субстрат. Клеточное дыхание..
Катаболизм. Кислородный этап. Кодон. Комплементарность. Липопротеиды. Локус.
Макроэлементы. Матрикс. Матричный синтез. Метаболизм.
Микроэлементы.
Мономер. Нуклеопротеиды. Нуклеотид. Оперон.
Осмос. Оператор. Полимер.
Полипептид. Пептидная связь. Прокариоты. Репрессор. РНК. СПИД. Структурные
гены. Трансляция. Транскрипция. Триплет. Тимин. Ферменты. Хроматин. Хромосома..
Цитозин. Урацил. Фотосинтез. Хемосинтез. Экзоцитоз. Эндоцитоз.
Практическая работа № 1 «Решение задач по молекулярной биологии».
Строение и функции клеток (16 ч)
Клеточные формы жизни – прокариоты и эукариоты. Особенности строения
прокариот, их рост и размножение. Значение прокариот в природе и жизни человека.
7

Строение клетки и ее органоиды. Плазматическая мембрана и оболочка клетки. Строение
мембраны клеток. Проникновение веществ через мембрану клеток. Виды транспорта
веществ через цитоплазматическую мембрану клеток (пассивный и активный транспорт,
экзоцитоз и эндоцитоз). Особенности строения оболочек прокариотических и
эукариотических клеток. Цитоплазма и ее структурные компоненты. Основное вещество
цитоплазмы, его свойства и функции. Ядро интерфазной клетки. Химический состав и
строение ядра. Значение ядра в обмене веществ и передаче генетической информации.
Ядрышко, особенности строения и функции. Хромосомы, постоянство числа и формы,
тонкое строение. Понятие о кариотипе. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом.
Аппарат Гольджи. Строение, расположение в клетках животных и растений, функции
аппарата Гольджи: синтез полисахаридов и липидов, накопление и созревание секретов
(белки, липиды, полисахариды), транспорт веществ, роль в формировании плазматической
мембраны и лизосом. Строение и функции лизосом. Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее
типы. Особенности строения агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС.
Значение гладкой ЭПС в синтезе полисахаридов и липидов, их накоплении и транспорте.
Защитная функция ЭПС (изоляция и нейтрализация вредных для клетки веществ).
Функции шероховатой ЭПС (участие в синтезе белков, в накоплении белковых продуктов
и их транспорте, связь с другими органоидами и оболочкой клетки). Рибосомы,
особенности строения и роль в биосинтезе белка. Полирибосомы. Вакуоли растительных
клеток, их значение, связь с ЭПС. Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты.
Особенности, строение и функции пластид. ДНК пластид. Происхождение хлоропластов.
Взаимное превращение пластид. Митохондрии, строение (наружная и внутренняя
мембраны, кристы). Митохондриальные ДНК, РНК, рибосомы, их роль. Функции
митохондрий. Гипотезы о происхождении митохондрий. Значение возникновения кислородного дыхания в эволюции. Клеточный центр, его строение и функции. Органоиды
движения. Клеточные включения. Жизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка
клетки к делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический,
постсинтетический). Биологическое значение интерфазы. Митотический цикл. Амитоз и
его значение. Митоз - цитологическая основа бесполого размножения. Фазы митоза, их
характеристика. Структурные изменения и физиологические особенности органоидов
клетки во время митотического деления. Веретено деления, строение и функции нитей
веретена. Биологическое значение митоза. Неклеточные формы жизни. Вирусы,
особенности строения, жизнедеятельности и репродукции. Бактериофаги. Профилактика и
лечение вирусных заболеваний растений, животных и человека.
Основные понятия.
Аппарат Гольджи. Активный транспорт. Аэробы.
Бактериофаги.ние. Вакуоль. Включения.
Гликокаликс. Гликопротеиды. Грана.
Кариоплазма.
Криста. Лейкопласты. Лизосома.
Матрикс. Микротрубочки.
Микрофиламенты. Пластиды. Пиноцитоз. Прокариоты. Рибосомы. СПИД. Строма.
Тилакоид.
Фагоцитоз.
Хлоропласт.
Хромопласт. Хромосома. Центриоли.
Цитоплазматическая мембрана. Экзоцитоз. Эндоцитоз. Эндоплазматическая сеть.
Эукариоты. Ядро. Ядрышко. Апоптоз. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Амитоз.
Митоз. Вирусы. Бактериофаги.
Лабораторная работа №3 «Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука
на готовых микропрепаратах»
Лабораторная работа №4 «Изучение растительной, животной, грибной и
бактериальной клеток»
Размножение организмов (7 ч)
Бесполое и половое размножение. Формы и способы размножения организмов.
8

Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды и
эволюционное значение. Общая характеристика и особенности размножения основных
групп организмов. Развитие мужских и женских половых клеток у животных и растений.
Мейоз - цитологическая основа полового размножения. Первое деление мейоза, его фазы,
их характеристика. Уменьшение числа хромосом как результат первого деления. Второе
деление мейоза, фазы, их характеристика. Биологическое значение мейоза.
Основные понятия. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Зигота.
Половое размножение. Почкование. Сперматозоид. Спора. Яйцеклетка. Мейоз.
Центромера. Интерфаза. Профаза. Анафаза. Метафаза. Телофаза. Веретено деления.
Бивалент. Генеративная ткань. Гомологичные хромосомы. Двойное оплодотворение.
Зародышевый мешок. Коньюгация. Кроссинговер. Редукционное деление. Сперматогенез.
Овогенез.
Индивидуальное развитие организмов (19 ч)
Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Оплодотворение и его типы.
Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Основные этапы эмбрионального
развития животных. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Биогенетический
закон, его современная интерпретация. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние
алкоголя, никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие зародыша
животных и человека.
Особенности размножения некоторых групп организмов. Общая характеристика и
особенности
размножения
вирусов,
бактерий,
водорослей,
мохообразных,
папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных, грибов и лишайников. Смена
фаз в жизненном цикле.
Основные понятия. Жизненный цикл. Гаметофит. Спорофит. Биогенетический
закон. Бластула. Бластомер. Оплодотворение. Онтогенез. Внутреннее оплодотворение.
Наружное оплодотворение. Зародышевые листки. Органогенез. Партеногенез.
Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Филогенез. Эктодерма.
Энтодерма. Мезодерма.
Практическая работа №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и
других позвоночных животных как доказательство их родства»
Основные понятия генетики (2ч)
Закономерности наследования признаков(12 ч)
Генетика как наука Предмет, задачи и методы генетики. Основные разделы
генетики. Место генетики среди биологических наук. Значение генетики в разработке
проблем охраны природы, здравоохранения, медицины, сельского хозяйства.
Практическое значение генетики. История возникновения и развития генетики. Значение
эволюционной теории Ч.Дарвина в становлении генетики. Вклад отечественных ученых в
развитие генетики в России (Н.И. Вавилов, Н.К. Кольцов, Г.А. Надсон, С.Г. Филиппов,
Г.Д. Карпеченко, С.С.Четвериков, П.П. Лукьяненко, Н.П.Дубинин).
Г.Мендель – основоположник генетики. Метод генетического анализа,
разработанный Г.Менделем. Генетическая символика. Правила записи схем скрещивания.
Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессивные
9

признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения.
Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет. Цитологические
основы расщепления при моногибридном скрещивании. Статистический характер
расщепления.
Понятие о генах и аллелях. Фенотип и генотип. Гомозиготы и гетерозиготы.
Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании.
Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование
независимых пар признаков - третий закон Менделя. Цитологические основы независимого комбинирования пар признаков.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Наследование при взаимодействии
аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Кодомнирование.
Сверхдоминирование. Множественный аллелизм. Взаимодействие неаллельных генов.
Новообразования при скрещивании. Особенности наследования количественных
признаков. Комплиментарность. Эпистаз. Полимерия. Множественное действие генов.
Примеры множественного действия генов. Возможные механизмы объяснения этого
явления. Генотип как целостная исторически сложившаяся система.
Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Хромосомная теория
определения пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Типы определения пола.
Механизм поддержания соотношения полов 1:1. Наследование признаков, сцепленных с
полом.
Хромосомная теория наследственности. Явление сцепленного наследования и
ограниченность третьего закона Менделя. Значение работ Т.Г.Моргана и его школы в
изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его биологическое значение.
Генетические карты хромосом. Основные положения хромосомной теории
наследственности. Вклад школы Т.Г. Моргана в разработку хромосомной теории
наследственности.
Основные понятия. Генетика. Гибридологический метод. Наследственность.
Изменчивость. Аллель. Альтернативные признаки. Генотип. Фенотип. Гетерозигота.
Гомозигота. Гибрид. Доминантный признак. Рецессивный признак. Анализирующее
скрещивание. Возвратное скрещивание. Дигетерозигота. Полигибридное скрещивание.
Комплиментарное действие генов. Эпистаз. Полимерия. Плейотропия. Множественный
аллелизм. Кодоминирование. Сверхдоминирование. Неполное доминирование. Сцепленное
наследование. Группы сцепления. Кроссинговер. Кроссоверные и некроссоверные гаметы.
Аутосомы. Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол. Сцепленное с полом наследование.
Практическая работа №3 «Составление и анализ родословных человека».
Практическая работа №4 «Решение генетических задач».
Закономерности изменчивости (7 ч)
Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной генетики.
Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость. Норма реакции и
ее зависимость от генотипа. Статистические закономерности модификационной
изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая.
Генотипическая

(комбинативная

и

мутационная)

изменчивость.

Значение
10

комбинативной изменчивости в объяснении эволюционных процессов, селекции
организмов. Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации, их причины. Классификация
мутаций по характеру изменения генотипа (генные, хромосомные, геномные,
цитоплазматические). Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты
окружающей среды от загрязнения мутагенами. Закон гомологических рядов в
наследственной изменчивости. Н.И. Вавилова. Экспериментальное получение мутаций.
Основные
понятия.
Фенотипическая
изменчивость.
Модификационная
изменчивость. Варианта. Вариационный ряд. Вариационная кривая. Норма реакции.
Онтогенетическая изменчивость. Генотипическая изменчивость. Мутационная
изменчивость. Мутации. Мутагены. Генные мутации. Геномные мутации. Хромосомные
мутации.
Комбинативная
изменчивость.
Цитоплазматическая
изменчивость.
Спонтанные мутации. Летальные мутации. Закон гомологических рядов в
наследственной изменчивости.
Демонстрация гербарных материалов по результатам скрещивания растений;
моделей-аппликаций и динамических (компьютерных) моделей, иллюстрирующих законы
Г.Менделя и перекрест хромосом; результатов опытов, проведенных учащимися; опытов,
моделей, таблиц, иллюстрирующих влияние условий среды на изменчивость растений и
животных; коллекции семян диплоидных и полипдоидных форм растений; гербариев,
таблиц, иллюстрирующих особенности отдаленных гибридов; портретов ученых –
генетиков и их биографий; карт хромосом; примеров модификационной и мутационной
изменчивости.
Практическая работа №5 «Изучение изменчивости, построение вариационного
ряда и вариационной кривой»
Основы селекции (7 ч)
Селекция как наука. Задачи современной селекции. Значение исходного материала
для селекции. Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову. Основные
методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Значение различных видов
искусственного отбора в селекции. Близкородственные и дальнородственные
скрещивания.
Селекция растений. Основные методы селекции растений. Получение чистых линий.
Гетерозисная селекция. Полиплоидия. Методы получения полиплоидов и их
использование в селекции. Отдаленная гибридизация. Методы преодоления бесплодия
отдаленных гибридов, работы Г.Д. Карпеченко.
Селекция животных. Типы скрещиваний и методы разведения животных. Методы
анализа наследственных
признаков у животных-производителей. Гетерозис и
отдаленная гибридизация в селекции животных.
Селекция
бактерий,
грибов.
микробиологической
промышленности
препаратов и т.д.).

Значение
достижений
селекции
для
(получение
антибиотиков,
ферментных

Основные направления биотехнологии. Генетическая инженерия, ее задачи и
достижения. Синтез и выделение генов, доставка генов в ДНК клетки. Хромосомный
уровень генетической инженерии. Клеточная инженерия; гибридизация соматических
клеток, культура клеток и тканей. Селекционные учреждения и селекционная работа в
11

вашей местности. Достижения селекции в России.
Основные понятия. Селекция. Порода. Сорт. Штамм. Искусственный отбор.
Близкородственные
скрещивания.
Внутривидовая
гибридизация.
Генетическая
инженерия. Гибридные популяции. Естественные популяции. Индивидуальный отбор.
Массовый
отбор.
Неродственное
скрещивание.
Отдаленная
гибридизация.
Самоопыляемые линии. Гетерозис. Соматическая гибридизация. Чистая линия.
Полиплоидия. Аутбридинг. Инбридинг. Клонирование. Партеногенез. Биотехнология.
Генная инженерия. Клеточная инженерия. Микробиология. Микробиологический синтез.
Общая биология. Профильный уровень. 11 класс
Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение (26 ч)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об
«изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по
систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье
и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские
эволюционисты.
Демонстрация биографии ученых, внесших вклад в развитие
эволюционных идей. Жизнь и деятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных
наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица.
Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за
существование и естественный отбор. Генетика и эволюционная теория. Эволюционная
роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций.
Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в
популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного
отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия
естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании
(С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое
и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические
адаптации. Темпы эволюции.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина
во время путешествия на корабле «Бигль».
Схемы, иллюстрирующие процесс
географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и
коллекций, демонстрирующих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов
культурных растений и пород домашних животных, а также результаты
приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторная работа № 1 «Изучение приспособленности организмов к среде
обитания».
Лабораторная работа № 2. «Описание приспособленности организма и ее
относительного характера»
Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений (6
ч)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и
биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.
Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение
крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и
12

прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как
форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные
закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции
групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая
целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и
происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической
эволюции. Характеристика представителей животных и растений, внесенных в
Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за
существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных
условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость
видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс.
Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, общая
дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности
объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их
приспособленность к условиям окружающей среды.
Лабораторная работа № 3. «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у
насекомых».
Развитие жизни на Земле (10 ч)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни
на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая
характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные
направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления
эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие
водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление
первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные
растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные
направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение
покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и
млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных
позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений,
многообразие
насекомых
(параллельная
эволюция).
Развитие
плацентарных
млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых
представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих.
Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и
человекообразных обезьян.
Демонстрация. Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору
различных периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки
растений в древних породах.
Происхождение человека (14 ч)
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в
системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к
13

различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические
предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии
эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo
sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф.
Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие
членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека.
Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная
сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной
жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого
общества.
Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды
существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к
условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека.
Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.
Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц,
отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст
учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику
расизма и «социального дарвинизма».
Биосфера, ее структура и функции (5 ч)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера,
атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и
вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И.
Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Демонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее
отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов
биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.
Жизнь в сообществах. Основы экологии (27 ч)
История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история
материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и
Мирового океана. Биогеографические области.
Демонстрация. Карты, отражающие геологическую историю материков;
распространенность основных биомов суши.
Взаимоотношения организма и среды
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз.
Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое
разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и
других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора;
ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши.
Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена
биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Взаимоотношения между организмами
14

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз:
мутуализм,
кооперация,
комменсализм,
нахлебничество,
квартирантство.
Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно
антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма.
Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация. Примеры симбиоза представителей различных царств живой
природы.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность.
Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология.
Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные
факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты,
консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному
существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов.
Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые
цепи в конкретных условиях обитания.
Практическая работа 1 «Составление пищевых цепей»
Лабораторная работа № 4. «Выявление черт приспособленности организмов к
воздействию экологических факторов».
Биосфера и человек. Ноосфера (17 ч)
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе).
Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений,
сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами
населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое
образование.
Демонстрация. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты
заповедных территорий нашей страны и ближнего зарубежья.
Демонстрация. Примеры структурной организации живых организмов и созданных
на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).
Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы;
биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов.
Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники,
заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология. Умения.
Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об
экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной
организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач
охраны окружающей среды и рационального природопользования. Бионика.
Данная рабочая программа рассчитана на 210 часов, из них не менее 30% с
применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная
школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 63
часа.

Тематическое планирование
№

Наименование темы

Количество
часов

В том числе
практические
15

работы,
лабораторные
работы
10 класс
Введение
Многообразие живого мира. Основные свойства живой
материи .
Возникновение жизни на Земле.
Химическая организация клетки.
Реализация наследственной информации. Метаболизм
.
Строение и функции клеток .
Размножение организмов.
Индивидуальное развитие организмов.
Основные понятия генетики.
Закономерности наследования признаков.
Закономерности изменчивости.
Основы селекции.
Итого

1

-

5

-

8
13

2

8

1

16
7

2
2

19
2
12
7
7
105

1
2
1
11

26

2

11 класс
Закономерности развития живой природы.
Эволюционное учение
Макроэволюция. Биологические последствия
приобретения приспособлений.
Развитие жизни на Земле.
Происхождение человека.
Биосфера, ее структура и функции.
Жизнь в сообществах. Основы экологии..
Биосфера и человек. Ноосфера.
Итого

6

1

10
14
5
27
17
105

2
5

Всего за 10-11 класс

210

16

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т. Захарова. Биология. Общая
биология. углублѐнный учебник, 10 класс, М, Дрофа, 2017
2. В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т. Захарова. Биология. Общая
биология. углублѐнный учебник, 11 класс, М, Дрофа, 2017
3. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина,
Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. 10 класс. Углублѐнный уровень» / В.
Б. Захаров. — М. : Дрофа, 2019.
4. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина,
Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Углублѐнный уровень. 11 класс» / В.
Б. Захаров, М. В. Демичев. — М. :Дрофа, 2019.

Информационно-методические интернет ресурсы:
цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные
(цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы)

16

1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru
4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/
5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login
6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА:
РЕШУ.ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/
7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/
11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/
13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/
14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor
15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция
видиоуроков по предметам программы основного образования
16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/
17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум»
18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус
19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/
20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»

1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. – Подборка интернетматериалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
2. https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа.
3. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов набор цифровых ресурсов к учебникам линии Н. И. Сонин).
4. http://www.priroda.ru – Природа: национальный портал.
5. http://obi.img.ras.ru – База знаний по биологии человека. Учебник по
молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой
инженерии.
6. http://www.zoomax.ru – Зоология: человек и домашние животные.
7. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
8. http://ege.edu.ru – Информационной портал ЕГЭ
9. https://bio-ege.sdamgia.ru/ Образовательный портал для подготовки к экзаменам
«Решу ЕГЭ»
10. http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
11. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
12. http://www.examen.ru/db/ExamineBase/default.html/ - экзамены онлайн.
13. http://www.edu.yar.ru/catalog.php?edu=middle&thread=biology/ - онлайн-курсы по
биологии.
14. http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/tokranov1/titul.htm - «удивительные
творения природы.
15. http://www.learnbiology.ru/ - виртуальное обучение биологии.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».