Рабочая программа учебного предмета Родная литература 5-9 класс

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
основного общего образования на 2020-2025 годы,
утвержденной Советом школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №6 от
30.04.2020 г.,
введена в действие приказом директора Школы от 28.08.2020 г. №152

Рабочая программа по учебному предмету
«Родная литература (русская)»
для учащихся 5-9 классов
общеобразовательной школы

Составители программы:
Буторина С.А., учитель русского языка и литературы
Горбачева М.С., учитель русского языка и литературы
Имкина Л.Ф., учитель русского языка и литературы
Калашникова О.В., учитель русского языка и литературы
Макарова Н.Н., учитель русского языка и литературы
Пальшин Р.В., учитель русского языка и литературы

Надым

Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Родная литература (русская)»
Личностные результаты изучения предмета родная литература:











воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Учащийся научится:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского
народа;

уважительно относиться к родной литературе;

оценивать свои и чужие поступки;

проявлять внимание, желание больше узнать.

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами
формирование УУД.
Регулятивные УУД:






изучения

родная

литература

является

формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:


курса

планированию пути достижения цели;






установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не
знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:











овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в
разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану,
по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы;
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:











строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом
факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:







умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
(при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;





уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать
тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы.

продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении
обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина
внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их
применения.
Предметными результатами изучения курса родная литература является
сформированность следующих умений:

осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;

понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;

развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.

формирование понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

сформированность навыков понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции.
Учащийся научится:





владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;








находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку
зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете.

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части
программы.
Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные
уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий
урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные
уроки: зачѐт, семинар.
Виды и формы контроля:

письменный ответ на вопрос;

выразительное чтение (чтение наизусть);

сочинение на литературоведческую тему;

проект.
Устное народное творчество
Учащийся научится:





видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные
средства;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература
Учащийся научится:




характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений
древнерусской литературы;
характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:







осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
характеризовать нравственную позицию героев;
формулировать художественную идею произведения;
формулировать вопросы для размышления;








участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства,
аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты
в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Коррекционный модуль для учащихся
по адаптированной общеобразовательной программе
Для учащихся, которым решением ПМПК рекомендовано обучение по
адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического
развития предусмотрено освоение содержания по учебному предмету «Родная литература
(русская)» на уровне не ниже базового с результатом не ниже удовлетворительного.
Обучение организовано совместно с другими учащимися в условиях классно-урочной
системы. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература
(русская)» совпадают с результатами освоения предмета для учащихся по основной
общеобразовательной программе.
При реализации программы используются следующие формы обучения:

урок изучения нового материала;

урок проверки и коррекции знаний;

урок контроля знаний и умений;

комбинированный урок;

урок-практикум;

урок-игра;
Методы обучения:

частично-поисковый (подбор материала);

практические – упражнения;

методы изложения новых знаний;

методы повторения, закрепления знаний;

методы применения знаний;

методы контроля.
Работа с детьми с ЗПР происходит дифференцированно с применением
следующих

методических приемов:

поэтапное разъяснение заданий;

последовательное выполнение заданий;

повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;

близость к учащимся во время объяснения задания;

перемена видов деятельности;

предоставление дополнительного времени для завершения задания;

упрощенные задания на дом;

предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального
заполнения;

использование упрощенных упражнений;

использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и
затраченными усилиями;

ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

разрешение переделать задание, с которым учащийся не справился;

оценка переделанных работ;

использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере.
Коррекционно-развивающая работа с данной категорией учеников
проводится по следующим направлениям:
1 Совершенствование сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики
2 Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);

развитие пространственных представлений ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие слухового внимания и памяти.
3 Развитие основных мыслительных операций:

навыков соотносительного анализа;

навыков группировки и классификации;

умения работать по алгоритму;

умения планировать деятельность;

развитие комбинаторных способностей.
4 Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические

связи между предметами, явлениями и событиями).
5 Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

формирование умения преодолевать трудности;

воспитание самостоятельности принятия решения;

формирование адекватности чувств;

формирование устойчивой и адекватной самооценки;

формирование умения анализировать свою деятельность;

воспитание правильного отношения к критике.
6.Развитие речи, овладение техникой речи

развитие фонематического восприятия;

коррекция нарушений устной и письменной речи;

коррекция монологической речи;

коррекция диалогической речи.
7 Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Содержание курса
Место учебного курса «Родная литература (русская)» в учебном плане
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной
язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является
одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой
культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений
способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими
стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в
5-9 классах и рассчитана на 17 часов для каждого года обучения.
Класс

Количество часов в неделю

Количество

5
6
7
8
9

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

часов в год
17
17
17
17
17

из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и платформ
(Российская электронная школа, Учи.ру, Яндекс. Учебник, Инфоурок, videouroki.net, Skysmart
и другие), что составляет не менее 5 часов.

5 класс (17 часов)
Содержание

Кол-во
часов

Р/р

Введение

1

Русский фольклор

2

Древнерусская литература

1

Из литературы 18 века

1

Из русской литературы 19 века

6

1

Из русской литературы 20 века

6

2

Итого

17

4

1

Виды учебной деятельности
Работа с текстом, работа в парах, участие в игровой
ситуации.
Сообщения, составление вопросов, выразительное
чтение, работа с таблицей. Пересказ. Восприятие
фольклорных текстов и их выразительное чтение.
Сообщения, составление вопросов, выразительное
чтение, работа с таблицей.
Развернутое обоснование суждения, с
использованием цитирования.
Выразительное чтение наизусть, беседа, выявление
роли художественно-изобразительных средств в
лирическом произведении, работа с иллюстрациями в
учебнике. Работа с мини-проектами.
Сообщения, работа с учебником, презентация,
лексическая работа, составление цитатного плана.
Пересказ. Анализ эпизодов. Работа над
характеристикой героев. Работа с мини-проектами.

6 класс (17 часов)
Содержание

Кол-во
часов
1

Р/р

Русский фольклор

1

1

Древнерусская литература

1

Из русской литературы 19 века

6

1

Из русской литературы 20 века

8

2

Итого

17

4

Введение

7 класс (17 часов)

Виды учебной деятельности
Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока.
Устное и письменное высказывание.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и
отработка способа действия при решении задач.
Сообщения, составление вопросов, выразительное
чтение, работа с таблицей. Выразительное чтение,
выполнение заданий.
Определение
границы
знания
и
незнания,
выразительное чтение, развернутый ответ по теме
урока.
Сообщения, работа с учебником, презентация,
лексическая работа, составление цитатного плана.
Формирование разных способов и форм действия
оценки. Анализ эпизода.

Содержание

Кол-во
часов
1

Р/р

Древнерусская литература

2

1

Из литературы 18 века
Из русской литературы 19 века

1
6

1

Из русской литературы 20 века

7

2

Итого

17

4

Кол-во
часов
1
1

Р/р

Древнерусская литература

2

1

Из литературы 18 века

1

Из русской литературы 19 века

4

1

Из русской литературы 20 века

8

2

Итого

17

4

Кол-во
часов
1

Р/р

Русский фольклор

Виды учебной деятельности
Работа с теоретико-литературными понятиями.
Аналитическая беседа.
Работа с текстом: нахождение
незнакомых слов и определение их значений.
Выразительное чтение фрагментов произведений
древнерусской литературы.
Подробный пересказ эпизода и его анализ.
Развернутый устный ответ. Характеристика отдельных
персонажей и средств создания их
образов. Сопоставительная характеристика персонажей.
Определение тематики и проблематики произведения,
выявление авторской самобытности в постановке
общественно значимых проблем. Подробный пересказ
содержания художественного произведения.

8 класс (17 часов)
Содержание
Введение
Русский фольклор

Виды учебной деятельности
Сообщения.
Работа со статьей учебника. Анализ литературного
произведения. Работа учащихся с иллюстрациями.
Сообщения учащихся, работа с репродукциями,
ответы на вопросы, беседа. Анализ произведения:
определение его принадлежности к одному из
литературных родов и жанров; формулировка темы,
идеи, сопоставление героев одного или нескольких
произведений.
Работа в микрогруппах. Работа с терминами,
конспектирование.
Групповые выступления учащихся, мини-презентации.
Анализ литературного произведения: определение
его принадлежности к одному из литературных родов
и жанров; понимание и формулирование темы, идеи,
нравственного пафоса.
Определение в произведении элементов сюжета,
композиции, изобразительно-выразительных средств
языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения.

9 класс (17 часов)
Содержание
Древнерусская литература
Из литературы 18 века
Из русской литературы 19 века

2
2

1

Виды учебной деятельности
Сообщения учащихся, беседа.
Анализ произведения в единстве формы и содержания.
Создание презентаций, дискуссия.
Выразительное чтение. Исследование языка
произведения. Роль художественных средств в
создании картины мира.

Из русской литературы 20 века

12

3

Итого

17

4

Определение в произведении элементов сюжета,
композиции, изобразительно-выразительных средств
языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения.

Тематическое планирование
5 класс
№ п\п

тема

Количество
часов

Дата по
плану

Дата по
факту

Введение (1ч)
1.
2.
3.

4.
5.

Своеобразие родной литературы.
1
Русский фольклор (2ч)
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Тема
1
мирного труда и защиты родной земли.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
1
Народные представления о справедливости, добре
и зле в сказках о животных и бытовых сказках
Древнерусская литература (1ч)
Афанасий Никитин. «Хождения за три моря».
1
Из литературы XVIII века (1ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только
1
дневный шум умолк…».
Из литературы XIX века (6ч)

6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища».
Басни. Толстой Л.Н «Лгун», «Отец и сыновья».
Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?»
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».
Поэтический образ родины.
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь».
Поэтизация детства.
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь».
Художественный мир рассказа
Из литературы XX века (6ч)

1
1
1
1

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».
Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».
Пришвин М.М. «Остров спасения»
Рубцов Н.М. «Родная деревня»
Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».
Самойлов Д. «Сказка».
Берестов В. «Почему-то в детстве…»
Итого

1
1
1
1

1
1

1
1
17

6 класс
№ п\п
1.

тема
Введение (1ч)
Своеобразие родной литературы. Родная литература
как способ познания жизни.
Русский фольклор (1ч)

Количество
часов
1

Дата по
плану

Дата по
факту

2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в
фольклорных
произведениях
национального
характера.
Древнерусская литература (1ч)
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.
Образное отражение жизни в древнерусской
литературе.
Из литературы XIX века (6ч)
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тѐмы» (главы
«Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Роль семьи в
воспитании ребѐнка.
Н. Лесков «Человек на часах». Жизнь человека как
наивысшая ценность.
Н. Лесков «Человек на часах». Жизнь человека как
наивысшая ценность.
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это
слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю
тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»).
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край»,
«Благовест».
Из литературы XX века (8ч)
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души
подростка.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная
тематика и нравственная проблематика рассказа.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как
следование внутренним нравственным идеалам.
А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети.
Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Героиподростки и их взаимоотношения с родителями в
литературе и в жизни.
А. Блок «Там неба осветлѐнный край…», «Снег да
снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А.
Заболоцкий «Утро».
Н.А. Заболоцкий «Подмосковные рощи», А.
Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и
радуюсь…».
А. Вознесенский «Снег в сентябре».
Итого

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

7 класс
№ п\п
1.
2.
3.

4.

тема

Количество
часов

Русский фольклор (1ч)
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша
Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь».
Древнерусская литература (2ч)
«Моления Даниила Заточника» - памятник
гражданственности, духовности и нравственности.
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в
произведениях древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века (1ч)
А.Сумароков. «Эпиграмма».
В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича
Державина».
Из литературы XIX века (6ч)

1
1
1

1

Дата по
плану

Дата по
факту

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
Историческая основа басен.
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век,
ужасные сердца».
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема
отношения к гениальности.
И.С.Тургенев. «Бурмистр». Влияние крепостного
права на людей. И.С.Тургенев. «Певцы». Роль
таланта.
А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь
слезы».
А.И.Куприн «Изумруд». Сострадание к «братьям
нашим меньшим».
Из литературы XX века (7ч)
А.Аверченко. «Вечером». Два мира в рассказе.
Тэффи. «Свои и чужие». Проблема взаимоотношений
между своими и чужими.
М.Зощенко. «История болезни». Средства создания
комического в рассказе.
Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная
проблема красоты (внешней и внутренней).
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия
матери, потерявшей ребенка.
В.Шукшин.
«Критики».
Отношения
между
поколениями, проблема «отцов и детей».
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в
рассказе.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

8 класс
№ п\п
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.

тема

Количество
часов

Введение (1)
Значение художественного произведения
в культурном наследии страны.
Русский фольклор (1ч)
Фольклорные традиции в русской литературе. Роль
народных песен в произведениях А.С.Пушкина.
Древнерусская литература (2ч)
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
- памятник литературы.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
- памятник литературы.
Из литературы XVIII века (1ч)
Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия».
Из литературы XIX века (4ч)
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и
судьба» в идейном содержании произведения.
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Система образовперсонажей, сочетание в них реального и
символического
планов,
значение
образа
Петербурга.
Павел Засодимский. «В метель и вьюгу».
Рождественские рассказы. Мотив "божественного
дитя".
А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин".
Из литературы XX века (8ч)

1
1
1
1

1
1
1

1
1

Дата по
плану

Дата по
факту

10.

А.Т. Аверченко «Специалист». Сатирические и
юмористические рассказы писателя.
Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы).
Изображение жизни мальчишек во время Великой
Отечественной войны.
Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».
Героизм
жителей
осажденного
фашистами
Ленинграда.
Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Сила
характера русского человека.
Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке».
Героизм русского народа в Великой Отечественной
войне.
Д.Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос». Жизнь
современных подростков в жестоком мире взрослых.
Н. Назаркин. «Мандариновые острова».
Защита проектных работ.
Итого

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

1
1
1
1
1
1
1
1
17

9 класс
№ п\п
1.
2.
3
4

5

6
7
8
9

10
11
12

тема

Количество
часов
Древнерусская литература (1)
Особенности развития древнерусской литературы.
1
«Задонщина». Тема единения Русской земли.
Из литературы XVIII века (2ч)
«История государства Российского» (фрагмент).
1
«Уважение к минувшему» в исторической хронике
Н.М.Карамзина.
Русские баснописцы 18 века. Басни «Ворона и лиса»
1
В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.
Из литературы XIX (2ч)
Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.
1
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит,
тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX
века в творчестве Апухтина А.Н.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке».
1
Лицемерие и эгоизм светского общества и
благородство чувств героя рассказа
Из литературы XX века (12ч)
И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи».
1
«Холодная осень».
А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог
1
рассуждениям о русском человеке.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние
1
раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах
современного общества и о судьбе России.
Ю. Бондарев.
Рассказ
«Простите нас!»
1
Безнравственность забвения человека человеком.
Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти
о них.
Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба»
1
(или К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение
Насти к матери. Смысл названия рассказа).
А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для
1
счастья.
Глубина философского обобщения в рассказе А.
1

Дата по
плану

Дата по
факту

Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба
человека в годы Великой Отечественной войны.
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из
основных мотивов рассказа. Тема нравственного
выбора. Образ «вечной Сонечки».
Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».
Проблема отсутствия понимания между людьми.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное
взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга,
ответственности, непреходящей человеческой жизни
в изображении писателя.
Защита проектных работ.

13
14
15
16

17

1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.

1
1
1
1

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ
5 – 6 класс
Книги вчера, сегодня, завтра
Литература и мой край
Мои ровесники в литературных произведениях
Знаменитые поэты и писатели моего города
Что читают мои одноклассники
Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества
7 - 8 класс
Говорящие фамилии в произведениях писателей
Литературные премии
Памятники литературным героям
Символика яблока в русской литературе
Образы растений и цветов в литературе
Песни Б. Окуджавы о Великой Отечественной войне
8 – 9 классы
Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
Мудрость слова
Мой Высоцкий
Что читают в моем классе

-Учебно-методическое обеспечение:
Авторы учебников: Родная русская литература. 5-9 класс. Александрова О.М., Аристова
М.А., Беляева Н.В. 2021 г.
Информационно-методические интернет- ресурсы:

цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы (ЦОРы)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru
Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/
Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/

10. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция
видеоуроков по предметам программы основного образования
11. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».