Рабочая программа учебного предмета Общество 6-9 класс

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
основного общего образования
срок реализации 2 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание »
для учащихся 6-9 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
1. Халевина Елена Петровна, учитель истории и обществознания
2. Сушилова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания
3. Батракова Наталья Митрофановна, учитель истории и обществознания

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Обществознание» на уровне основного общего образования
ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫ КОММУНИКАТ ПОЗНАВАТЕЛЬ
Е
ИВНЫЕ
НЫЕ

6-класс
1.Создание
историкогеографического
образа,
включающего
представление о
территории и
границах России, ее
географических
особенностях, знание
основных
исторических
событий развития
государственности и
общества.
2.Формирование
образа социальнополитического
устройства России,
представления о ее
государственной
организации,
символике, знание
государственных
праздников.
3.Уважение и
принятие других
народов России и
мира, межэтническая
толерантность,
готовность к
равноправному
сотрудничеству
4.Гражданский
патриотизм, любовь
к Родине, чувство
гордости за свою
страну;
участие в школьном
самоуправлении в

1.Принятие и
самостоятельная
постановка новых
учебных задач
(анализ условий,
выбор
соответствующего
способа действий,
контроль и оценка
его выполнения)
2.Умение
планировать пути
достижения
намеченных
целей.
3.Умение
адекватно оценить
степень
объективной и
субъектной
трудности
выполнения
учебной задачи.
4.Умение
обнаружить
отклонение от
эталонного
образца и внести
соответствующие
коррективы в
процесс
выполнения
учебной задачи;
принимать
решения в
проблемной
ситуации на
основе
переговоров.

1.Понимать
возможности
различных точек
зрения, которые не
совпадают с
собственной.
2.Готовность к
обсуждению разных
точек зрения и
выработке общей
(групповой
позиции).
3.Определять цели и
функции участников,
способы их
взаимодействия.
4.Планировать
общие способы
работы группы.
5.Обмениваться
знаниями между
членами группы для
принятия
эффективных
совместных
решений;
уважительное
отношение к
партнерам, внимание
к личности другого

ПРЕДМЕТН
ЫЕ

1.Выбирать
1.Овладение
наиболее
целостными
эффективных
представления
способов решения ми об
задач в зависимости историческом
от конкретных
пути народов
условий.
своей страны
2.Контролировать и человечества
и оценивать
как
процесс и результат необходимой
деятельности.
основой для
3.Овладеть
миропонимани
навыками
я и познания
смыслового чтения современного
как способа
общества.
осмысление цели 2.Способность
чтения и выбор
применять
вида чтения в
понятийный
зависимости от
аппарат
цели.
исторического
4.Извлечение
знания и
необходимой
приемы
информации из
исторического
прослушанных
анализа для
текстов различных раскрытия
жанров.
сущности и
5.Определение
значения
основной и
событий и
второстепенной
явлений
информации.
прошлого и
6.Давать
современности
определения
3.Формирован
понятиям,
ие умений
устанавливать
изучать и
причинносистематизиро
следственные связи;вать
осуществлять
информацию
расширенный поискиз различных
информации с
исторических
использованием
и современных

пределах возраста
(дежурство в классе
и в школе, участие в
детский
общественных
организациях,
школьных и
внешкольных
мероприятиях).

7 класс
1.Знание о своей
этнической
принадлежности,
освоение
национальных
ценностей, традиций,
культуры, знание о
народах и
этнических группах
России;
эмоциональное
положительное
принятие своей
этнической
идентичности.
2.Уважение
личности, ее
достоинства,
доброжелательное
отношение к
окружающим,
нетерпимость к
любым видам
насилия и готовность
противостоять им.
3.Уважение
ценностей семьи,
любовь к природе,
признание ценности
здоровья своего и
других людей,
оптимизм в
восприятии мира;

ресурсов библиотек источников,
и Интернета.
раскрывая ее
социальную
принадлежнос
ть и
познавательну
ю ценность.
4.Готовность
применять
исторические
знания для
выявления и
сохранения
исторических
и культурных
памятников
своей страны
и мира.
1.Формирование
навыков
целеполагания,
включая
постановку новых
целей,
преобразование
практической
задачи в
познавательную.
2.Формирование
действий
планирования
деятельности во
времени и
регуляция темпа
его выполнения
на основе
овладения
приемами
управления
временем (таймменеджмент)
3.Адекватная
оценка
собственных
возможностей в
отношении
решения
поставленной
задачи.

1. Умение
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения, прежде
чем принимать
решение и делать
выбор.
2. Способность брать
на себя инициативу в
организации
совместного действия.
3. Готовность
адекватно реагировать
на нужды других,
оказывать помощь и
эмоциональную
поддержку партнерам
в процессе достижения
общей цели совместной
деятельности.
4.Использовать
адекватные языковые
средства для отражения
в форме речевых
высказываний своих
чувств, мыслей,
побуждений.

1.Свободно
ориентироваться
и воспринимать
тексты
художественного,
научного,
публицистическо
го и официальноделового стилей.
2.Понимать и
адекватно
оценивать язык
средств массовой
информации.
3.Умение
адекватно,
подробно, сжато,
выборочно
передавать
содержание
текста.
4.Составлять
тексты различных
жанров, соблюдая
нормы
построения
текста
(соответствие
теме, жанру,
стилю речи и др.).
5.Создавать и
преобразовывать
модели и схемы

1.Овладение
целостным
представление
м об
историческом
пути России и
зарубежных
стран.
2.Способность
применять
понятийный
аппарат
исторического
знания и
приемы
исторического
анализа для
раскрытия
сущности и
значения
событий
прошлого.
3.Формирован
ие умений
изучать и
систематизиро
вать
информацию
из различных
исторических
и
современных
источников,

умение вести диалог
на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения,
конструктивное
разрешение
конфликтов.

8 класс
1.Освоение
общекультурного
наследия России и
общемирового
культурного
наследи.
2.Экологическое
сознание, признание
высокой ценности
жизни во всех ее
проявлениях, знание
основных
принципов и правил
отношения к
природе, знание
основ здорового
образа жизни и
здоровьесберегающ
их технологий,
правил поведения в
чрезвычайных
ситуациях.
3.Сформированност
ь позитивной
моральной
самооценки и
моральных чувств –
чувства гордости
при следовании
моральным нормам,
переживание стыда
при их нарушении.
4.Устойчивый
познавательный

1.Умение
анализировать
причины проблем
и неудач в
выполнении
деятельности и
находить
рациональные
способы их
устранения.
2.Формирование
рефлексивной
самооценки своих
возможностей
управления.
3.Осуществлять
констатирующий
и
предвосхищающи
й контроль по
результату и по
способу действия.

1.Ввступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении проблем,
владеть
монологической и
диалогической
формами речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
формами родного
языка.
2.Умение
аргументировать
свою точку зрения ,
спорить и отстаивать
свою позицию
невраждебным для
оппонентов
способом.
3.Способность с
помощью вопросов
добывать
недостающую
информацию
(познавательная
инициативность).
4.Устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной

для решения
задач.
6.Умение
структурировать
тексты, выделять
главное и
второстепенное,
главную идею
текста,
выстраивать
последовательност
ь описываемых
событий.

раскрывая ее
социальную
принадлежнос
ть и
познавательну
ю ценность.
4.Готовность
применять
исторические
знания для
выявления и
сохранения
исторических
и культурных
памятников
своей страны
и мира.

1.Анализ
объектов с целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных).
2.Синтез как
составление
целого из частей,
в том числе
самостоятельно
достраивая,
восполняя
недостающие
компоненты.
3.Выбор
оснований и
критериев для
сравнения,
сериации,
классификации
объектов,
самостоятельно
выбирая
основания для
указанных
логических
операций.
4.Осуществлять
выбор наиболее
эффективных
способов
решения задач в
зависимости от

1.Овладение
целостным
представление
м об
историческом
пути России и
зарубежных
стран.
2.Способность
применять
понятийный
аппарат
исторического
знания и
приемы
исторического
анализа для
раскрытия
сущности и
значения
событий
прошлого.
3.Формирован
ие умений
изучать и
систематизиро
вать
информацию
из различных
исторических
и
современных
источников,
раскрывая ее

интерес и
становление
смыслообразующей
функции
познавательного
мотива.
5.Участие в
общественной
жизни на уровне
школы и социума.

9 класс
1.Знание основных
положений
Конституции РФ,
основных прав и
обязанностей
гражданина,
ориентация в
правовом
пространстве
государственнообщественных
отношений.
2.Сформированност
ь социальнокритического
мышления,
ориентация в
особенностях
социальных

1.Умение
самостоятельно
вырабатывать и
применять
критерии и
способы
дифференцирован
ной оценки
собственной
учебной
деятельности.
2.Самоконтроль в
организации
учебной и
внеучебной
деятельности.
3.Формирование
навыков
прогнозирования

кооперации;
адекватное
межличностное
восприятие партнера.

конкретных
условий;
5.Обобщать
понятия –
осуществлять
логическую
операцию
перехода от
видовых
признаков к
родовому
понятию, от
понятия с
наименьшим
объемом к
понятию с
большим
объемом;
6.Работать с
метафорами –
понимать
переносной
смысл
выражений,
понимать и
употреблять
обороты речи,
построенные на
скрытом
уподоблении,
образном
сближении слов.

социальную
принадлежнос
ть и
познавательну
ю ценность.
4.Готовность
применять
исторические
знания для
выявления и
сохранения
исторических
и культурных
памятников
своей страны
и мира.

1.Разрешать
конфликты через
выявление,
идентификацию
проблемы, поиск и
оценку
альтернативных
способов разрешение
конфликта,
принимать решение и
реализовывать его.
2.Управлять
поведением партнера
через контроль,
коррекцию, оценку
действий, умение
убеждать.
3.Интегрироваться в
группу сверстников и

1.Умение строить 1.Способность
классификацию на применять
основе
понятийный
дихотомического аппарат
деления (на
исторического
основе
знания и
отрицания).
приемы
2.Умение
исторического
устанавливать
анализа для
причиннораскрытия
следственных
сущности и
связей, строить
значения
логические цепи событий и
рассуждений,
явлений
доказательств.
прошлого и
3.Выдвижение
современности
гипотез, их
2.Формирован
обоснование через ие умений
поиск решения
изучать и

отношений и
взаимодействий,
установление
взаимосвязи между
общественнополитическими
событиями.
3.Ориентация в
системе моральных
норм и ценностей и
их иерархии,
понимание
конвенционального
характера морали;
4.Сформированност
ь потребности в
самовыражении и
самореализации,
социальном
признании.
5.Готовность к
выбору
профильного
образования;
умение строить
жизненные планы с
учетом конкретных
социальноисторических,
политических и
экономических
условий.

как предвидения
будущих событий
и развития
процесса;
принятие
ответственности за
свой выбор
организации своей
учебной
деятельности.

строить
продуктивное
взаимодействие с
людьми разных
возрастных
категорий.
4.Переводить
конфликтную
ситуацию в
логический план и
разрешать ее как
задачу через анализ
ее условий.
5.Стремиться
устанавливать
доверительные
отношения
взаимопонимания,
способность к
эмпатии.
6.Речевое
отображение
(описание,
объяснение)
содержания
совершаемых
действий в форме
речевых значений с
целью ориентировки
(планирование,
контроль, оценка)
предметнопрактической или
иной деятельности
как в форме громкой
социализированной
речи, так и в форме
внутренней речи
(внутреннего
говорения), служащей
этапом
интериоризации –
процесса переноса во
внутренний план в
ходе усвоения
умственных действий
и понятий.

путем проведения
исследования с
поэтапным
контролем и
коррекцией
результатов
работы.
4.Объяснять
явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в
ходе
исследования;
овладение
основами
ознакомительного
, изучающего,
усваивающего и
поискового
чтения.

систематизиро
вать
информацию
из различных
исторических
и современных
источников,
раскрывая ее
социальную
принадлежнос
ть и
познавательну
ю ценность.
3.Готовность
применять
исторические
знания для
выявления и
сохранения
исторических
и культурных
памятников
своей страны
и мира.

Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;

 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать
роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество
и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;
 выявлять
причинно-следственные
связи
общественных
явлений
и
характеризовать основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;

 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной
позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания
влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их
разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи
в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно
выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные
признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных
примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;

 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений
на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;

 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические
данные, отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и
личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической
деятельности;
оценивать
этические
нормы
трудовой
и
предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного
бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
I. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни.
Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности.
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные
«параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста.
Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?

Гражданско - правовая сторона социального положения личности в обществе. Юные
граждане России: какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и
воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. Стили общения.
Межличностные конфликты.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
III. Общество - большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.
Основные типы обществ. Общественный прогресс и регресс.
Различные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как
создаются материальные блага. Экономика и производство.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные
общности и группы.
Государственная власть, ее роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание,
сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живем
Ускорение общественного развития. Усиление взаимосвязей и взаимозависимостей стран и
народов.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном
мире: как спасти природу.
Российское общество в начале ХХI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие
задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав ее населения. Что
значит сегодня быть гражданином своего Отечества.
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их
сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
V. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и
обычаи.
Общественное
сознание
и
ценности.
Уважение
социального
многообразия.
Гражданственность и патриотизм.
Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные
нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных
устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской
Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права,
социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских
граждан.

Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского
гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным
богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Судебное разбирательство.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя.
Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
VII. Мир экономики
Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, экономические ресурсы и
потребности. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Новые технологии и их возможности. Факторы производства.
Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы
рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Финансовый кризис: его причины и последствия.
Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале ХХI в.
Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики - производители и потребители. Роль человеческого фактора
в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность.
Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как
взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в
обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество.
Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная
справедливость» И «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Усиление социальной
направленности политики Российского государства.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
Х. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства.
Функции государства.
Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России.
Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные
системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и
правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооруженные конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Глобализация и ее противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Как повлиять на политику?
Гражданская активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы ее распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, ее многообразие и формы. Культурные различия.
Диалог культур как черта современного мира.
Религия. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные группы.
Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение
религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное
образование. Образование и карьера. Новое отношение к труду. Мир современных
профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создается молодыми.
Данная рабочая программа рассчитана на 140 часов, из них не менее 30% с
применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная
школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет
42часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
6 -9 КЛАССЫ (140 Ч)
№

Тема

Количество
часов

6 класс
1
2
3
4
5

1
1
2
3

1

Введение
Человек в социальном измерении
Человек среди людей
Нравственные основы жизни
Резерв
Итого
7 класс
Введение
Мы живѐм в обществе
Наша Родина — Россия
Резерв
Итого
8 класс
Введение

1
11
10
8
5
35
1
23
10
1
35
1

2
3
4
5
6

Личность в обществе
Сфера духовной культуры
Социальная сфера
Экономика
Резерв
Итого

6
8
5
13
2
35
9 класс

1
2
3
4

Введение
Политика
Право
Резерв
Итого
Всего

1
10
20
4
35
140

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М:
Просвещение 2019
Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М:
Просвещение 2021
Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М:
Просвещение 2020
Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой,
А. И. Матвеева. М: Просвещение 2017

Информационно-методические интернет ресурсы:
цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные
(цифровые)образовательные ресурсы (ЦОРы)

1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru
4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/
5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login
6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА:
РЕШУ.ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/
7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/
11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/
13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/
14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor
15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция
видиоуроков по предметам программы основного образования
16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/
17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум»

18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус
19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/
20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»
1.
http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор
образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое
другое.
2.
.http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.
3.
http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология,
менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе
журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

4.
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти
Российской Федерации).
5.
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
6.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
7.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской
Федерации.
8.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным
наукам.
9.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
10. http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация.
11. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —
обществознание.
12. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в
школе (дистанционное обучение).
13. http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
14. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
15. http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный
образовательный портал.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
https://soc-oge.sdamgia.ru/- образовательный портал для подготовки к экзаменам
. https://fipi.ru/- федеральный институт педагогических измерений
https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ
https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа
http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения

22. http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
23. http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.
24. http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.
25. hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь
учителю.
26. http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.
27. http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
28. http://www.hpo.opg — Права человека в России.
29. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.

30. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации: официальный сайт.
31. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
32. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
33. http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
34. http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
35. http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
36. http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический
портал.
37. http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».
38. http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
39. http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».