Рабочая программа учебного предмета История 5-9 класс

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
основного общего образования
срок реализации 2 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«История России. Всеобщая история»
для учащихся 5 -9 классов
общеобразовательной школы

Составители программы:
1.
2.
3.

Халевина Елена Петровна, учитель истории и обществознания
Сушилова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания
Батракова Наталья Митрофановна, учитель истории и обществознания

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «История России.
Всеобщая история.» на уровне основного общего образования
Метапредметные результаты
класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

5
класс

1.Ценить
и
принимать
следующие
базовые ценности:
«добро»,
«терпение»,
«любовь к России к
своей
малой
родине»,
«природа»,
«семья»,
«мир»,
«справедливость»,
«желание понимать
друг
друга»,
«доверие к людям»,
«милосердие»,
«честь»
и
«достоинство»;
2.Уважение к своему
народу,
развитие
толерантности;
3.Освоения
личностного
смысла
учения,
выбор дальнейшего
образовательного
маршрута;
Оценка жизненных
ситуаций
и
поступков героев
художественных
текстов с точки
зрения
общечеловеческих
норм,
нравственных
и
этических
ценностей
гражданина
России;
4.Выполнение норм
и
требований
школьной жизни и
обязанностей
ученика;
знание
прав учащихся и
умение
ими
пользоваться.

1.Постановка частных
задач на усвоение
готовых знаний и
действий
(стоит
задача
понять,
запомнить,
воспроизвести)
2.Использовать
справочную
литературу,
ИКТ,
инструменты
и
приборы;
умение
самостоятельно
анализировать
условия достижения
цели на основе учета
выделенных
учителем ориентиров
действий в новом
учебном материале;

Познавательные
УУД
1.Самостоятельно
выделять
и
формулировать
цель;
2.Ориентироваться в
учебных
источниках;
3.Отбирать
и
сопоставлять
необходимую
информацию
из
разных
источников;
4.Анализировать,
сравнивать,
структурировать
различные
объекты, явления и
факты;
5.Самостоятельно
делать
выводы,
перерабатывать
информацию,
преобразовывать
ее,
представлять
информацию
на
основе
схем,
моделей,
сообщений;
6.Уметь передавать
содержание
в
сжатом,
выборочном
и
развернутом виде;
7.Строить
речевое
высказывание
в
устной
и
письменной
форме; проводить
наблюдение
и
эксперимент под
руководством
учителя.

Коммуникативн
ые УУД
1.Участвовать в
диалоге:
слушать
и
понимать
других,
высказывать
свою
точку
зрения
на
события,
поступки;
2.Оформлять
свои мысли в
устной
и
письменной
речи;
3.Выполнять
различные роли
в
группе,
сотрудничать в
совместном
решении
проблемы;
4.Отстаивать
и
аргументироват
ь свою точку
зрения,
соблюдая
правила
речевого
этикета;критич
но относиться к
своему мнению,
договариваться
с людьми иных
позиций,
понимать точку
зрения другого;
предвидеть
последствия
коллективных
решений.

2

6
класс

7
класс

1.Создание
историкогеографического
образа,
включающего
представление
о
территории
и
границах России,
ее географических
особенностях,
знание основных
исторических
событий развития
государственности
и общества;
2.Формирование
образа социальнополитического
устройства России,
представления о ее
государственной
организации,
символике, знание
государственных
праздников;
3.Уважение
и
принятие
других
народов России и
мира,
межэтническая
толерантность,
готовность
к
равноправному
сотрудничеству;
4.Гражданский
патриотизм,
любовь к Родине,
чувство гордости за
свою страну;
участие в школьном
самоуправлении в
пределах возраста
(дежурство в классе и
в школе, участие в
детский
общественных
организациях,
школьных и
внешкольных
мероприятиях).
1.Знание о своей
этнической
принадлежности,

1.Принятие
и
самостоятельная
постановка
новых
учебных
задач
(анализ
условий,
выбор
соответствующего
способа
действий,
контроль и оценка
его выполнения)
2.Умение планировать
пути
достижения
намеченных целей;
3.Умение
адекватно
оценить
степень
объективной
и
субъектной
трудности
выполнения учебной
задачи;
4.Умение обнаружить
отклонение
от
эталонного образца и
внести
соответствующие
коррективы
в
процесс выполнения
учебной
задачи;
принимать решения в
проблемной
ситуации на основе
переговоров.

1.Выбирать
наиболее
эффективных
способов решения
задач
в
зависимости
от
конкретных
условий;
2.Контролировать и
оценивать процесс
и
результат
деятельности;
3.Овладеть
навыками
смыслового чтения
как
способа
осмысление цели
чтения и выбор
вида чтения в
зависимости
от
цели;
4.Извлечение
необходимой
информации
из
прослушанных
текстов различных
жанров;
5.Определение
основной
и
второстепенной
информации;
6.Давать
определения
понятиям,
устанавливать
причинноследственные
связи;
осуществлять
расширенный
поиск информации
с использованием
ресурсов
библиотек
и
Интернета.

1.Понимать
возможности
различных
точек зрения,
которые
не
совпадают
с
собственной;
2.Готовность
к
обсуждению
разных
точек
зрения
и
выработке
общей
(групповой
позиции);
3.Определять
цели и функции
участников,
способы
их
взаимодействия
;
4.Планировать
общие способы
работы группы;
5.Обмениваться
знаниями
между членами
группы
для
принятия
эффективных
совместных
решений;
уважительное
отношение
к
партнерам,
внимание
к
личности
другого.

1.Формирование
навыков
целеполагания,

1.Свободно
ориентироваться и
воспринимать

1.Умение
устанавливать и
сравнивать
3

8
класс

освоение
национальных
ценностей,
традиций,
культуры, знание о
народах
и
этнических группах
России;
эмоциональное
положительное
принятие
своей
этнической
идентичности;
2.Уважение
личности,
ее
достоинства,
доброжелательное
отношение
к
окружающим,
нетерпимость
к
любым
видам
насилия
и
готовность
противостоять им;
3.Уважение
ценностей семьи,
любовь к природе,
признание
ценности здоровья
своего и других
людей, оптимизм в
восприятии мира;
умение
вести
диалог на основе
равноправных
отношений
и
взаимного
уважения,
конструктивное
разрешение
конфликтов.
1.Освоение
общекультурного
наследия России и
общемирового
культурного
наследия;
2.Экологическое
сознание,
признание высокой
ценности жизни во
всех
ее
проявлениях,
знание основных

включая постановку
новых
целей,
преобразование
практической задачи
в познавательную;
2.Формирование
действий
планирования
деятельности
во
времени и регуляция
темпа
его
выполнения
на
основе
овладения
приемами
управления временем
(тайм-менеджмент)
адекватная
оценка
собственных
возможностей
в
отношении решения
поставленной задачи.

тексты
художественного,
научного,
публицистического
и
официальноделового стилей;
2.Понимать
и
адекватно
оценивать
язык
средств массовой
информации;
3.Умение адекватно,
подробно, сжато,
выборочно
передавать
содержание текста;
4.Составлять тексты
различных жанров,
соблюдая нормы
построения текста
(соответствие
теме, жанру, стилю
речи и др.);
5.Создавать
и
преобразовывать
модели и схемы
для решения задач;
умение
структурировать
тексты, выделять
главное
и
второстепенное,
главную
идею
текста,
выстраивать
последовательност
ь
описываемых
событий.

разные точки
зрения, прежде
чем принимать
решение
и
делать выбор;
2.Способность
брать на себя
инициативу в
организации
совместного
действия;
3.Готовность
адекватно
реагировать на
нужды других,
оказывать
помощь
и
эмоциональную
поддержку
партнерам
в
процессе
достижения
общей
цели
совместной
деятельности;
использовать
адекватные
языковые
средства
для
отражения
в
форме речевых
высказываний
своих чувств,
мыслей,
побуждений.

1.Умение
анализировать
причины проблем и
неудач в выполнении
деятельности
и
находить
рациональные
способы
их
устранения;
2.Формирование
рефлексивной
самооценки
своих
возможностей

1.Анализ объектов с
целью выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
2.Синтез
как
составление целого
из частей, в том
числе
самостоятельно
достраивая,
восполняя
недостающие

1.Вступать
в
диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем,
владеть
монологическо
й
и
диалогической
формами речи в
соответствии с
грамматически
4

9
класс

принципов
и
правил отношения
к природе, знание
основ
здорового
образа жизни и
здоровье
сберегающих
технологий, правил
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях;
3.Сформированность
позитивной
моральной
самооценки
и
моральных чувств
– чувства гордости
при
следовании
моральным
нормам,
переживание стыда
при их нарушении;
4.Устойчивый
познавательный
интерес
и
становление
смыслообразующей
функции
познавательного
мотива;
5.Участие
в
общественной
жизни на уровне
школы и социума;

управления;
осуществлять
констатирующий и
предвосхищающий
контроль по результату
и по способу действия.

1.Знание основных
положений
Конституции РФ,
основных прав и
обязанностей
гражданина,
ориентация
в
правовом

1.Умение
самостоятельно
вырабатывать и
применять критерии
и способы
дифференцированной
оценки собственной
учебной

компоненты;
3.Выбор оснований
и критериев для
сравнения,
сериации,
классификации
объектов,
самостоятельно
выбирая основания
для
указанных
логических
операций;
4.Осуществлять
выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задач
в
зависимости
от
конкретных
условий;
5.Обобщать понятия
–
осуществлять
логическую
операцию
перехода
от
видовых признаков
к
родовому
понятию,
от
понятия
с
наименьшим
объемом
к
понятию
с
большим объемом;
работать
с
метафорами
–
понимать
переносной смысл
выражений,
понимать
и
употреблять
обороты
речи,
построенные
на
скрытом
уподоблении,
образном
сближении слов.
1.Умение
строить
классификацию на
основе
дихотомического
деления (на основе
отрицания);
2.Умение
устанавливать

ми
и
синтаксическим
и
формами
родного языка;
2.Умение
аргументироват
ь свою точку
зрения, спорить
и
отстаивать
свою позицию
невраждебным
для оппонентов
способом;
3.Способность с
помощью
вопросов
добывать
недостающую
информацию
(познавательная
инициативность
);
4.Устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации;
адекватное
межличностное
восприятие
партнера.

1.Разрешать
конфликты
через
выявление,
идентификацию
проблемы,
поиск и оценку
альтернативных
5

пространстве
государственнообщественных
отношений;
2.Сформированность
социальнокритического
мышления,
ориентация
в
особенностях
социальных
отношений
и
взаимодействий,
установление
взаимосвязи между
общественнополитическими
событиями;
3.Ориентация
в
системе моральных
норм и ценностей,
и их иерархии,
понимание
конвенционального
характера морали;
4.Сформированность
потребности
в
самовыражении и
самореализации,
социальном
признании;
5.Готовность
к
выбору
профильного
образования;
умение
строить
жизненные планы с
учетом конкретных
социальноисторических,
политических
и
экономических
условий.

деятельности;
2.Самоконтроль в
организации учебной
и внеучебной
деятельности;
3.Формирование
навыков
прогнозирования как
предвидения
будущих событий и
развития процесса;
принятие
ответственности за
свой выбор
организации своей
учебной
деятельности.

причинноследственных
связей,
строить
логические
цепи
рассуждений,
доказательств;
3.Выдвижение
гипотез,
их
обоснование через
поиск
решения
путем проведения
исследования
с
поэтапным
контролем
и
коррекцией
результатов
работы;
4.Объяснять
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования;
овладение
основами
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего
и
поискового чтения.

способов
разрешение
конфликта,
принимать
решение
и
реализовывать
его;
2.Управлять
поведением
партнера через
контроль,
коррекцию,
оценку
действий,
умение
убеждать;
3.Интегрироватьс
я
в
группу
сверстников и
строить
продуктивное
взаимодействие
с
людьми
разных
возрастных
категорий;
4.Переводить
конфликтную
ситуацию
в
логический
план
и
разрешать
ее
как
задачу
через анализ ее
условий;
5.Стремиться
устанавливать
доверительные
отношения
взаимопониман
ия, способность
к эмпатии; о
речевое
отображение
(описание,
объяснение)
содержания
совершаемых
действий
в
форме речевых
значений
с
целью
ориентировки
(планирование,
6

контроль,
оценка)
предметнопрактической
или
иной
деятельности
как в форме
громкой
социализирован
ной речи, так и
в
форме
внутренней
речи
(внутреннего
говорения),
служащей
этапом
интериоризаци
и – процесса
переноса
во
внутренний
план в ходе
усвоения
умственных
действий и с
5 КЛАСС
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
•
представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и
общества, для жизни в современном поликультурном мире;
•
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его
познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
•
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в
Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных
народов;
•
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и
историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
•
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную
деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней
работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
•
готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам
прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки
исторических фактов, вести конструктивный диалог;
•
умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и
научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать еѐ в
соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей
творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы,
презентации, проекты);
•
способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания
и эвристические приемы.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
•
целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности
до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
7

•
яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями
и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
•
способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической
науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления,
обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и
личностной позиции в отношении дискуссионных и морально - этических вопросов далекого
прошлого;
•
представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в
Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
•
умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять
последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями,
вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
•
уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историкогеографические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
•
уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и
группировать их по предложенным признакам;
•
уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира,
выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и
общие выводы о результатах своего исследования;
•
умения давать образную характеристику исторических личностей, описание
памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся
фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и
дополнительные источники информации;
•
умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию,
формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
•
умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими
явлениями и процессами;
•
готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и
взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками
истории Древнего мира, способствовать их охране.
6 КЛАСС
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, еѐ аргументация в соответствии с возрастными
возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих
эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными
возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под
руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учѐбе и познавательной
деятельности;
8

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной
задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять
план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически
оценивать еѐ достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации —материалы на электронных
носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде
образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных
ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному
материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью
учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного
сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных
работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать
продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных
хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого
общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих еѐ
территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и
роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении
человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и
государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности,
расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности,
памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на
жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных
славян и их соседей;

9

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного
устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных
верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности,
отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях и правовых документах и
публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;
• использование приѐмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических
источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода
развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности
исторических личностей;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную)
информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и
личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление еѐ результатов
как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на
территории современной России;
•
приобретение
опыта
историко-культурного,
историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и
Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного
многообразия народов Евразии в изучаемый период.
7 КЛАСС
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание
важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, еѐ аргументация (в соответствии с возрастными
возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как
понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других
обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие
умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

10

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать
правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной
задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную,
текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и
фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить
информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного
учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и
Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью
учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах
публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация,
дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать
продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—
XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах
населяющих еѐ народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России,
исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в
изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих
черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский
рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их
влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия
предков;

11

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках,
фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников,
выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приѐмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и
др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и
политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека
о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи
Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических
установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и
личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление еѐ результатов
как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих
знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории
современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников
средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных
достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное
осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
8 КЛАСС
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения
являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец
XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с
возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме,
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как
понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание
исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального
российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными
возможностями;
12

• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под
руководством учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих
умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной
деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения
действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать
правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми
результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты,
составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически
оценивать еѐ достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в
индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в
федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом
Интернете (под руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному
материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя
выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах
публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание,
монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных
работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать
продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий
результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой
основой миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их
познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира.
13

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных
учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств,
города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов
исторических источников; использовать приобретѐнные знания при написании творческих
работ (в том числе сочинений), отчѐтов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные
черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и
события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических
событий;
• объяснять своѐ отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории
России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для понимания исторических причин, и исторического значения событий и явлений
современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии
народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения,
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении
с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
9 КЛАСС
Личностные результаты изучения истории включают:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических
группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на
территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и еѐ
достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и еѐ достоинству, способность давать моральную оценку действиям
исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание еѐ роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
14

• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных
предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта обозначенных
учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно
оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций путѐм сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путѐм
сотрудничества;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать еѐ актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить
исследование еѐ объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
• представление о территории России и еѐ границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый
период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий
социальных групп;
• представление о социальной стратификации и еѐ эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и
славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их
отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями
(на примере реформ и контрреформ);
15

• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии
в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе)
информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные
акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка,
мемуарная литература и др.);
• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими
решений;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и
личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным
вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя
России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление еѐ результатов
в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
•
приобретение
опыта
историко-культурного,
историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места
культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Коррекционный блок для учащихся по адаптированной
общеобразовательной программе
Для учащихся, которым решением ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной
общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития
предусмотрено освоение содержания по учебному предмету «История» на уровне не ниже
базового с результатом не ниже удовлетворительного. Обучение организовано совместно с
другими учащимися в условиях классно-урочной системы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ».
5 класс.
Всеобщая история
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и
собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные
земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление
неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по
годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и
ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия
древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.
Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская
держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди
Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый
властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма
Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их
16

борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах
Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами
в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до
н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и
гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские
завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра
Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до
установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии.
Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая
война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье.
Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов.
Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в
первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые
христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э.
Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской
империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
6 класс
Всеобщая история.
Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.).
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII
вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и
славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение
ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне.
Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в
Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их
образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые
походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как
происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод.
Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские
государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание туркамиосманами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в Средние века.
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и
изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия:
Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
История России.
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в
древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая
революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых
государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые
известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира.
Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава
Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси.
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения.
17

Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине
ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. ВладимироСуздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские
княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение
политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между
Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и
культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в СевероВосточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие
культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и
культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на
политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине
XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во
второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в
Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства
единого Российского государства. Истории и культура родного края.
7 класс
Всеобщая история
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение.
Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и
выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их
последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух
предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время.
Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры
Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные
войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового
времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях).
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединѐнных провинций.
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.
Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало
европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего
Нового времени. Начало европейской колонизации.
История России
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых
государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя
политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного
Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине
XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце
XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в
XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи
России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве.
Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых
Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре
российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных
отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России.
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские
путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы
18

России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная
жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс
Всеобщая история
Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII
в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир
художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный
переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость.
Создание Соединѐнных Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой
французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От
якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные
отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
История России
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I.
Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра
I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая
политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа.
Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция
реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и
быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при
наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов
(1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика
России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская
империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя
политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная
структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под
предводительством Е. И. Пугачѐва. Народы России. Религиозная и национальная политика
Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма.
Россия при Павле I.
Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль,
публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в
XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное
искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
9 класс
Всеобщая история
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу
индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция:
достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире:
материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в
зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.
Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи.
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и
процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому
кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству.
19

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская
коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы
индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем».
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время
реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски
выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и
сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская
Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый
этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника».
Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного
общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение
противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение
колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация.
Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой
мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
История России
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I:
начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—
1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя
политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во
внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I.
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное
движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в.
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное
движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный
облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская
война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в
эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.:
социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в
пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика
правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос
в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в
экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и
религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное
пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоѐв
населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика
и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX
вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя
политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и
политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А.
Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской
культуры.
Данная рабочая программа ( 5-9 классы) рассчитана на 350 часов ( в каждом классе по
70 часов), из них не менее 30% с применением цифровых образовательных ресурсов и
платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net,
Инфоурок.ру и др.), что составляет 105 часов.

20

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (70 ч.)
Всеобщая история
№

ТЕМА

1
Введение
2
Счет лет в истории
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
3
Первобытные собиратели и охотники
4
Первобытные земледельцы и скотоводы
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
5
Древний Египет
6
Западная Азия в древности
Индия и Китай в древности
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
7
Древнейшая Греция
8
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
9
Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии
10
Македонские завоевания в IV в. до н.э.
ДРЕВНИЙ РИМ
11
Рим: от его возникновения до установления господства над
Италией
12
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья
13
Гражданские войны в Риме
14
Римская империя в первые века нашей эры
15
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
16
Резерв
ИТОГО

№

6 класс
Всеобщая история 28 часов
История России 42 часов
ТЕМА

КОЛ.
часов
1
1
5
3
2
18
8
7
5
21
5
7
5
4
17
3
3
4
5
2
7
70

КОЛ.
часов

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Введение
Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)
Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
Арабы в VI-XI вв.
Феодалы и крестьяне
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы
Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV вв.)
Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.
Культура Западной Европы в Средние века
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Резерв
Итого
ИСТОРИЯ РОССИИ
Введение. Наша Родина - Россия

1
5
2
2
2
2
2
7
2
1
1
1
28
1
21

14
15
16
17
18

Народы и государства на территории нашей страны в древности
Русь в IX- первой половине XII в.
Русь в середине XII в – начале XIII в.
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Формирование единого Русского государства
Итого
ИТОГО по всем разделам

5
12
5
11
8
42
70

7 класс
Всеобщая история 28 часов
История России 42 часов
№
1
2
3
4
5
6
7

ТЕМА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация
Первые революции Нового времени. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и колониях)
Резерв
Итого
ИСТОРИЯ РОССИИ
Введение.
Россия в XVI веке
Смутное время. Россия при первых Романовых
Резерв
Итого
ИТОГО по всем разделам

КОЛ.
часов
19
8
1
28
1
20
20
1
42
70

8 класс (70 ч.)
Всеобщая история 28 часов
История России 42 часов
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

ТЕМА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Мир на рубеже XVII-XVIII вв.
Эпоха Просвещения. Время преобразований
Страны Востока в XVIII вв.
Международные отношения в 18 в.
Резерв
Итого
ИСТОРИЯ РОССИИ
Введение.
Россия в эпоху преобразований Петра I
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов
Российская империя при Екатерине II
Россия при Павле I
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Итого
ИТОГО по всем разделам

КОЛ.
часов
2
17
1
2
6
28
1
15
6
9
2
9
42
70

9 класс (70 ч.)
22

Всеобщая история 28 часов
История России 42 часов
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

ТЕМА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв.
Становление индустриального общества
Строительство новой Европы
Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы
индустриального общества
Две Америки
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма
Международные отношения: обострение противоречий
Новейшая история: понятие и периодизация
Резерв
Итого
ИСТОРИЯ РОССИИ
Россия в первой четверти XIX в.
Россия во второй четверти XIX в.
Россия в эпоху Великих реформ
Россия в 1880—1890-е гг
Россия в начале XX в
Итого
ИТОГО по всем разделам

КОЛ.
часов
1
6
7
5
2
2
1
2
2
28
9
8
8
7
10
42
70

Учебно – методический комплекс
Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. -М.
"Просвещение"2018
-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6
класс. - М. "Просвещение"2018
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового
времени. 1500—1800. Под редакцией А. А. Искендерова. 7 класс. - М. "Просвещение"2020
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового
времени. 1800—1900. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. - М. "Просвещение"2020 г.
-Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Всеобщая история. Новейшая история. Под
редакцией А. А. Искендерова. 9 класс. - М. "Просвещение"2020
-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред.
Торкунова А.В.- М. "Просвещение"2017
-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред.
Торкунова А.В.- М. "Просвещение"2017г.
-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред.
Торкунова А.В.- М. "Просвещение"2017г.
-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред.
Торкунова А.В.- М. "Просвещение"2019г.

Информационно-методические интернет ресурсы:
цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные
(цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы)

23

1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru
4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/
5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login
6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА:
РЕШУ.ЕГЭ https://phys-ege.sdamgia.ru/
7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/
11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/
13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/
14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor
15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция
видиоуроков по предметам программы основного образования
16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/
17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум»
18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус
19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/
20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»

1.
Уроки всемирной истории. Новейшее время [Электронный ресурс]. - М.: ООО «
Кирилл и Мефодий»,2005.-1 электрон, опт, диск (СР-ЯОМ)
2.
Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.
3.
История России 20 век ч 1-4 [Электронный ресурс] -М.: КЛИО СОФТ,2002.-1
электрон, опт. диск (СР-ЯОМ)
4.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории» и «Уроки
Всемирной истории»
5.
д/ф «История государства Российского» (500 серий)
6.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Древний мир
7.
д/ф «Великая Китайская стена»
8.
д/ф «История Олимпийских игр»
9.
д/ф «Исторические личности (проект «Энциклопедия»)»
10.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 век.
11. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор
образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты
и многое другое.
12. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.
13. http://his.1september.ru/index.php - электронная версия газеты «История» - приложение к
газете «Первое сентября».
14. http://www.historia.ru/ - российский электронный журнал «Мир истории».
15. http://hermitage.museum.ru/ - сайт одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа
предлагает совершить виртуальную экскурсию по своим залам, в том числе увидеть
экспонаты, иллюстрирующие начальный период мировой и российской истории.
16. http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
17. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
18. http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
19. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
20 http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного
экзамена
21. http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ
24

22. http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
23. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
24. http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
25. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
26. http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
27. http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
28. http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в
школе»
29. http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение
методистов
30. http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих
учителей
31. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая
коллекция А.И.Чернова)
32. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго
поколения
33. Дополнительные Интернет-ресурсы
34. hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
35. http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982
гг.
36. http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим
общественных наукам
37. http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»
38. http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
39. http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
40. http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
41. http://www.hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса
42. http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам
43. http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
44. http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
45. http://www.old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»:
46. http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
47. http://www.praviteli.narod.ru – сайт-информация о главах Российского государства,
правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС
48. http://www.rusarchives.ru – сайт «Архивы России»
49. http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения
50. http://www.warheroes.ru – биографии Героев Советского Союза и России
51. http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России
52. www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
53. https://soc-ege.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat – образовательный портал для подготовки к
экзаменам
54 https://soc-oge.sdamgia.ru/- образовательный портал для подготовки к экзаменам
55. https://fipi.ru/- федеральный институт педагогических измерений
56. https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ
57 https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».