Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство 5-7 класс

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
среднего общего образования
срок реализации 5 лет
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа) Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для учащихся 5-7 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Салиндер Л. Ю.,
учитель изо

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительного искусство» на уровне
среднего общего образования
Личностные результаты
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
5) сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
6) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического,
эмоционально-ценностного
видения
окружающего
мира;
развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения
мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном
искусстве,
в
национальных
образах
предметно-материальной
и
пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в
различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах







художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности.

Содержание учебного предмета
5 класс (34 часа)
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических
представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно
важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Декор русской избы
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в
трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Орнамент как основа декоративного украшения.
Внутренний мир русской избы
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол
— земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т.д.). Жизненно важные центры в крестьянском
доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство
дома. Единство пользы и красоты.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Самостоятельная работа. Дизайн кухни
Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной
фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и
декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического
значения декоративных элементов.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и
вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение.
Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Народный праздничный костюм
Творческая работа по теме «Народная праздничная одежда»
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и
южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в
различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой
связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Народные праздничные обряды
Календарные народные праздники – это способ участия человек, связанного с землей, в событиях
природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их
сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным
художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы
росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Творческая работа. Роспись посуды
История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и
скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание
синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением,
дополненный изящной линией.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Творческая работа. Роспись разделочных досок
История развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого
промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи.
Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и
сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы
городецкой росписи.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных
композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в
живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма,
формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Традиционные худ.промыслы и ремесла волгоградской области. Отличие художественного промысла от ремесла. Вязание пуховых платков (Урюпинский, Алексеевский и
Серафимовический районы); глиняная игрушка (Илов-ля); плетение из природного материала
Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения
Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов. Все
предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих
отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить
роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Декор и положение человека в обществе
Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян.
Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта.
Одежда говорит о человек
Самостоятельная работа. Костюм эпохи Древней Греции
Самостоятельная работа. Греческая керамика
Творческая работана тему «Бал в интерьере дворца»
Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства
Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, суть декора - выявить социальный статус людей.
О чем рассказывают гербы и эмблемы
Творческая работа на тему «Герб моей семьи»
Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов
История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и
изображения в геральдике. Части классического герба
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство
Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и
содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Технология работы с
выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.)
Создание декоративной работы в материале

Творческая работа. Коллективное панно
Изготовление куклы-берегини
Творческая работа. Декоративная ваза
Украшение декоративной вазы
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа
Древние образы в современном декоративном искусстве
Итоговая игра-викторина. Итоговая выставка творческих работ. Обобщение знаний по теме
«Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство».
Содержание учебного предмета
6 класс (34 часа)
Виды изобразительного искусства и основы образного мышления
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их
деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное
назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида
пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное
графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного
изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа.
Роль ритма в создании образа. Линейные
графические рисунки известных художников.
Пятно как средство выражения
Композиция как ритм пятен. Самостоятельная работа
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция
листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Цвет. Основы цветоведения. Творческая работа
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое
смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи.
Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и
т. д.
Объемные изображения в скульптуре
Основы языка изображения
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим
пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и
др.— и их выразительные свойства.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира.
Изображение
как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в
изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение
авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в
изобразительном искусстве.
Изображение предметного мира — натюрморт. Самостоятельная работа
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают

изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в
живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие
свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX
веке.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы
простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности.
Выразительность формы.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Самостоятельная работа
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного
изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила
объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет»,
«блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных
возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Натюрморт в графике. Творческая работа
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм
пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником
своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и
выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета
(локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых
пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.
Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека —главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета.
Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи
Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема
сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части.
Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа,
расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Изображение головы человека в пространстве.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение
головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.
Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности
конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного
искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете.
Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и
пятно. Выразительность графического материала.
Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории
искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ
эпохи в скульптурном портрете.

Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение
образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее
восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Портрет в живописи.
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в
живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете.
Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение
настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Великие портретисты
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Человек и пространство в изобразительном искусстве
Жанры в изобразительном искусстве.
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения
мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая
картина: бытовой и исторический жанры.
Изображение пространства.
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство
выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве
Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве,
ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его
смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в
искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение
правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Правила линейной и воздушной перспективы.
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка
зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка
схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний
китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация
перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Пейзаж-настроения
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок
окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота
разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Природа и художник и городской пейзаж.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные
наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных
изображений
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни
людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного
языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного

искусства.
Содержание учебного предмета
7 класс (34 часа)
Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос»
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и
асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие,
движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на
примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.) Задание: выполнение практических
работ по теме «Основы композиции в графическом дизайне» (зрительное равновесие масс в композиции,
динамическое равновесие в композиции, гармония, сгущенность и разреженность формы).
Прямые линии и организация пространства
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач.
Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и
членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций.
Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. Задание: выполнение практических
работ по теме «Прямые линии — элемент организации плоскостной композиции».
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета.
Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность
линии и пятна, интонационность и многоплановость. Задание: выполнение практических работ по теме
«Акцентирующая роль цвета в организации композиционного пространства»; выполнение аналитической
работы по теме «Абстрактные формы в искусстве».
Буква - строка - текст. Искусство шрифта
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура»
шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской
строки как элементов плоскостной композиции. Задание: выполнение аналитических и практических
работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции».
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом
дизайне.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образноинформационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в
пространстве плаката и поздравительной открытки. Задание: выполнение практических работ по теме
«Изображение — образный элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки».
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.
Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная
композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание. Задание: выполнение
практических работ по теме «Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала), создание
макета журнала» (в технике коллажа или на компьютере).
Современное декоративно-прикладное искусство народов Севера
Традиция и инновация в национальном и прикладном искусстве народов Севера.
Возрождение и развитие традиционных художественных ремесел: обработки дерева, кости и меха.
Современные, широко известные мастера декоративно-прикладного искусства
Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как
схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий
как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда
точка - вертикаль, круг цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся
проекционной природы чертежа. Задание: выполнение практических работ по теме «Соразмерность и
пропорциональность объемов в пространстве» (создание объемно-пространственных макетов)
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий.
Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и
способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. Задание:
выполнение практической работы по теме «Композиционная взаимосвязь объектов в макете» (создание
объемно-пространственного макета из 2—3 объемов).
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля
Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых
объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки.
Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение
выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности
постройки и домостроительной индустрии. Задание: выполнение практических работ по темам:
«Разнообразие объемных форм, их композиционное усложнение», «Соединение объемных форм в единое
архитектурное целое», «Модуль как основа эстетической цельности в конструкции».
Важнейшие архитектурные элементы здания
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных
элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных
элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.).
Использование элементов здания в макете проектируемого объекта. Задания: выполнение практических
работ по теме «Проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания»
(создание макетов).
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи
и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь
как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное
выявление функции вещи. Задания: выполнение аналитической работы по теме «Аналитическая
зарисовка бытового предмета», а также творческой работы «Создание образно- тематической
инсталляции» (портрет человека, портрет времени, портрет времени действия).
Форма и материал
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет
создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на
изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым
обтекаемым формам и т. д.) Задания: выполнение практических работ по теме «Определяющая роль
материала в создании формы, конструкции и назначении вещи» (проекты «Сочинение вещи», «Из вещи
— вещь»).
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на
восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в
конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.
Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового
покрытия. Задание, выполнение коллективной практической работы по теме «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта
упаковок из 3—5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона).
Символика и орнаментика в агитационном плакате на экологическую тему.
Красота природы Севера и призывы, агитация к ее сохранению. Экологическая тема в современном
плакате. Красота природы, воспетая в творчестве поэтов. Функции художественного языка плаката и
особенности его воздействия ярким, условным, лаконичным цветовым и графическим строем.
Специфические выразительные средства плаката (символы, изобразительные метафоры, эффектные
сопоставления образов, масштабов, точек зрения, сочетание фотографий с рисунком и живописью).
Использование в композиции плаката на экологическую тему мотивов национальных орнаментов.
Использование синтеза искусств - поэзии и графики — в разработке композиции плаката.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития
производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого
языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и
эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. Задания: выполнение работ
по теме «Архитектурные образы прошлых' эпох» (аналитические работы: зарисовки или живописные
этюды части города, создание узнаваемого силуэта города из фотоизображений; практическая работа:
фотоколлаж из изображений произведений архитектуры и дизайна одного стиля).
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Архитектурная и
градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки.
Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование
наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.
Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.
Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Задания:
выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»
(коллаж; графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной
из столиц мира).
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные
композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая,
асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание
пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в
формировании пространства. Цветовая среда. Задания: выполнение практических работ по теме
«Композиционная организация городского пространства» (создание макетной или графической схемы
(«карты») организации городского пространства; создание проекта расположения современного здания в
исторически сложившейся городской среде; создание макета небольшой части города, подчинение его
элементов какому- либо главному объекту).
Вещь в городе и дома. Городской дизайн
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного
дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и
архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в
городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков,
блоков локального озеленения и т. д. Задания: выполнение практических работ по теме
«Проектирование дизайна объектов городской среды» (создание коллажно-графической композиции и
дизайн-проекта оформления витрины магазина).
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные
материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного
наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера.
Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.) Задания:
выполнение практической и аналитической работ по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении
интерьера» (создание образно-коллажной композиции или подготовка реферата; создание
конструктивного или декоративно-цветового решения элемента сервиза по аналогии с остальными его
предметами).
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного
мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных
материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурноландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.). Задания: выполнение аналитической и
практической работ по теме «Композиция архитектурно-ландшафтного макета» (выполнение
аналитического упражнения, создание фотоизобразительного монтажа «Русская усадьба», создание
макета ландшафта с простейшим архитектурным объектом (беседка, мостик и т. д.).
Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды
жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры,
влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства
красоты и архитектурно-смысловой логики. Задание: выполнение практической творческой

коллективной работы по теме «Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город»,
«Сказочный город», «Город будущего»).
Монументально- декоративное искусство нашего города
Образ человека и индивидуальное проектирование
Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом
Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурнодизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные
зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте
инженерно-бытовых и санитарно-технических задач. Задания: выполнение аналитической и
практической работ по теме «Индивидуальное проектирование». Создание плана-проекта «Дом моей
мечты» (выполнение конспект - «проектного задания» с обоснованием планировки собственного дома,
выполнение графического (поэтажного) плана дома или квартиры, набросок внешнего вида дома и
прилегающей территории).
Интерьер, который мы создаем
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в
проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал.
Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое
оборудование). Задание: выполнение практической работы по теме «Проект организации
многофункционального пространства и вещной среды моей жилой комнаты» (фантазийный или
реальный).
Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй
Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые
архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды.
Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель,
кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки.
Икебана как пространственная композиция в интерьере. Задания: выполнение практических работ по
темам: «Дизайн-проект территории приусадебного участка», «Создание фитокомпозиции по типу
икебаны» (выполнение аранжировки растений, цветов и природных материалов исходя из принципов
композиции).
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода.
О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием.
Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Задания: выполнение аналитической и
практической работ по теме «Мода, культура и ты» (подбор костюмов для разных людей с учетом специфики их фигуры, пропорций, возраста; создание 2—3 эскизов разных видов одежды для собственного
гардероба).
Встречают по одежке
О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым
сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»?
Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.
Задания: выполнение коллективных практических работ по теме «Дизайн современной одежды»
(создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодежного костюма,
создание коллекции моделей образно-фантазийного костюма в натуральную величину).
Автопортрет на каждый день
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и
карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии.
Азбука визажистики и парикмахерского стилизма.
Боди-арт и татуаж как мода. Задания: выполнение
практических работ по теме «Изменение образа средствами внешней выразительности» (подбор
вариантов прически и грима для создания различных образов одного и того же лица — рисунок или коллаж; выполнение упражнений по освоению навыков и технологий бытового грима, т. е. макияжа;
создание средствами грима образа сценического или карнавального персонажа).
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей
различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм),

ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе.
Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой,
общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных
притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика. Задание: создание коллективной
практической работы по теме «Имидж- мейкерский сценарий-проект с использованием различных
визуально-дизайнерских элементов», соревновательно-игровая реализация сценария-проекта.
Моделируя себя - моделируешь мир
Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и
«душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. Заключительное занятие года,
которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие
демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной
формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного
языка в ряду пластических искусств. Задание: участие в выставке творческих работ, коллективное
обсуждение художественных особенностей работ.
Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей народов Севера.
Выполнение цветного или монохромного рисунка-иллюстрации к произведению литературы на
сюжеты рассказа, повести или стихов, написанных писателями. Писатели о сложных исторических
перипетиях формирования национальной культуры. Отражение в их творчестве традиций и обычаев
(почитание старших, женщины, этикет гостеприимства, оказание взаимопомощи, воспитание
нравственности), красоты природы. Практическое творческое задание:
1.
Выбор литературного произведения одного из писателей народов Севера и несколько интересных
эпизодов из него.
2.
Сбор необходимого для иллюстрирования материала (характер одежды героев, особенности
построек и помещений, характерные бытовые вещи и принадлежности):
3. Сочинение (разработка) эскизов будущих иллюстраций и исполнение их в материале. Техника
исполнения:
I
вариант - монохромный рисунок простым карандашом, гелевой ручкой или отмывной черной
тушью.
II
вариант - цветной рисунок акварельными красками.
Данная рабочая программа рассчитана на 105 часов (один час в неделю), из них не менее 30% с
применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа,
Учу.ру, Яндекс.Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру, и др.), что составляет 31 часа.
Тематическое планирование
№
Наименование этапов и разделов
п/п

Количество часов
5 класс 6 класс 7 класс

1

Древние корни народного искусства

9

2

Связь времен в народном искусстве

7

3

Декор – человек, общество, время

10

4

Декоративное искусство в современном мире

10

5

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

9

6

Мир наших вещей. Натюрморт

7

7

Вглядываясь в человека. Портрет

10

8

Человек и пространство в изобразительном искусстве

10

9

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

6

10

Художественный язык конструктивных искусств

9

11
12

Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни
человека
Образ жизни и индивидуальное проектирование

9
10

Тематическое планирование
Базовый курс, по 1 часу в неделю в 5 классе (всего 34 часа)
Таблица 1.

№
Тема
Древние корни народного искусства
1
Древние образы в народном искусстве
2
Декор русской избы
3
Внутренний мир русской избы
4
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
5
Самостоятельная работа. Дизайн кухни
6
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
7
Народный праздничный костюм
8
Творческая работа по теме «Народная праздничная одежда»
9
Народные праздничные обряды
Итого:
Связь времен в народном искусстве
10
Древние образы в современных народных игрушках
11
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
12
Творческая работа. Роспись посуды
13
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
14
Творческая работа. Роспись разделочных досок
15
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
16
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Итого:
Декор – человек, общество, время
17
Зачем людям украшения
18
Декор и положение человека в обществе
19
Одежда говорит о человеке
20
Самостоятельная работа. Костюм эпохи Древней Греции
21
Самостоятельная работа. Греческая керамика
22
Творческая работа по теме «Бал в интерьере дворца»
23
О чем рассказывают гербы и эмблемы
24
Творческая работа на тему «Герб моей семьи»
25
Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов
26
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Итого:
Декоративное искусство в современном мире
27
Современное выставочное искусство
28
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.
29
Создание декоративной работы в материале
30
Творческая работа. Коллективное панно
31
Изготовление куклы-берегини
32
Творческая работа. Декоративная ваза
33
Украшение декоративной вазы
34
Древние образы в современном декоративном искусстве
Итого:

Кол-во

1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Базовый курс, по 1 часу в неделю в 6 классе (всего 34 часа)
Таблица 2.

№

Тема

Кол-во

Виды изобразительного искусства и основы образного языка
1
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
2
Рисунок – основа изобразительного творчества
3
Линия и ее выразительные возможности
4
Пятно как средство выражения.
5
Композиция как ритм пятен. Самостоятельная работа.
6
Цвет. Основы цветоведения. Творческая работа.
7
Цвет в произведениях живописи
8
Объемные изображения в скульптуре
9
Основы языка изображения
Итого:
Мир наших вещей. Натюрморт
10
Реальность и фантазия в творчестве художника
11
Изображение предметного мира – натюрморт. Самостоятельная
работа.
12
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
13
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Самостоятельная работа
14
Освещение. Свет и тень.
15
Натюрморт в графике. Творческая работа.
16
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Итого:
Вглядываясь в человека. Портрет
17
Образ человека – главная тема искусства
18
Конструкция головы человека и ее пропорции
19
Изображение головы человека в пространстве.
20
Графический портретный рисунок и выразительность образа
человека
21
Портрет в скульптуре
22
Сатирические образы человека
23
Образные возможности освещения в портрете
24
Портрет в живописи.
25
Роль цвета в портрете
26
Великие портретисты
Итого:
Человек и пространство в изобразительном искусстве
27
Жанры в изобразительном искусстве.
28
Изображение пространства
29
Правила линейной и воздушной перспективы
30
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства
31
Пейзаж – настроения.
32
Природа и художник и городской пейзаж.
33
Выразительные возможности изобразительного искусства.
34
Язык и смысл
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Базовый курс, по 1 часу в неделю в 7 классе (всего 34 часа)
Таблица 3.
№
Тема
Художник – дизайн- архитектура
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры
1
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции,
или «Внесем порядок в хаос»

Кол-во

1

Прямые линии и организация пространства
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы:
линии и пятна
4
Буква - строка - текст. Искусство шрифта
5
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне
6
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм
графического дизайна
Итого:
Художественный язык конструктивных искусств
7
Современное декоративно-прикладное искусство народов Севера
8
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному
макету.
9
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
10
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных
объемных форм. Понятие модуля
11
Важнейшие архитектурные элементы здания
12
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и
материальный образ времени
13
Форма и материал
14
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
15
Символика и орнаментика в агитационном плакате на
экологическую тему

1
1

Итого:
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
16
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры
прошлого
17
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и
дизайна.
18
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
19
Вещь в городе и дома. Городской дизайн
20
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды
интерьера
21
Природа и архитектура.
22
Организация архитектурно-ландшафтного пространства
23
Ты - архитектор. Замысел
архитектурного проекта
и его
осуществление
24
Монументально- декоративное искусство нашего города
Итого:
Образ жизни и индивидуальное проектирование
25
Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу,
какой у тебя дом
26
Интерьер, который мы создаем
27
Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй
28
Мода, культура и ты.
29
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
30
Встречают по одежке
31
Автопортрет на каждый день
32
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна
33
Моделируя себя - моделируешь мир
34
Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей
народов Севера
Итого:

9

2
3

1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (базовый уровень) для 5-7
классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта, на основе Примерной программы по изобразительному искусству (5-7 классы), авторской
программы Б.М. Неменский.
УМК:
1. Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник
для общеобразовательных организаций/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского.
- М.: Просвещение, 2018;
2. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2018;
3. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7 классов/ А. С.
Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского - М.: Просвещение, 2018.
Информационно-методические интернет ресурсы: цифровые образовательные платформы (ЦОПы),
сервисы и электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОРы)
1. interneturok.ru,
2. uchi.ru,
3. krugosvet.ru,
4. https://resh.edu.ru/,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».