Рабочая программа учебного предмета География 5-9 класс

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
основного общего образования
срок реализации 2 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«География»
для учащихся 5 - 9 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:
Меренкова Людмила Леонидовна, учитель географии

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «География)» на уровне
основного общего образования
Личностные результаты
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренче ских взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения. Изучение географии в
основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края,
общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному
многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования
на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учѐтом устойчивых
познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков
самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и
техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами
социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах;
формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей;
10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов
России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)
конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Позновательные:
-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
-выявлять причинно-следственные связи;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных
логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
-выслушивать и объективно оценивать другого;
-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать -ошибочность своего
мнения и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
-сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
-сохранения окружающей среды и социально- естественного поведения в ней;
-адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.
Предметные:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения
окружающей среды и рационального природопользования;
-формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
-овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее
экологических параметров;
-овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из языков международного общения;
-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания;

-создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению
географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного
образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных
результатов.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне основного общего
образования:
выпускник на базовом уровне научится:
Источники географической информации
Обучающийся научится:
-использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости
и закономерности;
-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим
картам разного содержания;
-в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять
содержащуюся в них противоречивую информацию;
-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных
источников;
-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных
приборов;
-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
-строить простые планы местности;
-создавать простейшие географические карты;
-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Обучающийся научится:
-различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические
объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую
классификацию;
-использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,
условий протекания и географических различий;
-проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости
течения водных потоков;
-оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
-Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
-приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования
географических знаний в различных областях деятельности;
-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации;
-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Обучающийся научится:

-различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
-сравнивать особенности населения регионов и стран;
-использовать знания о взаимосвязях между изученным демографическими процессами и явлениями
для объяснения их географических различий;
-проводить расчѐты демографических показателей;
-объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
-приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в
решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
-самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением
населения.
Материки, океаны и страны
Обучающийся научится:
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения
материков и океанов, отдельных регионов и стран;
-сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и
отдельных стран;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства
изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях объектов, событий, процессов в географической
оболочке;
-сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений
климата;
-оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных
регионов и стран;
-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с
природными и социально-экономическими факторами.
Особенности географического положения России
Обучающийся научится:
-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией
и исключительной экономической зоной России;
--использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения
практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с
контекстом из реальной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать возможные изменения географического положения России, обусловленные мировыми
геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями,
развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Обучающийся научится:
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и
отдельных регионов;
-сравнивать особенности природы регионов страны;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий
России;
-создавать собственные тексты и устные сообщения (в т. Ч. В форме презентаций) об особенностях
компонентов природы России на основе нескольких источников информации.

Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий России, связанные с
глобальными изменениями климата;
-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их
компонентов.
Население России
Обучающийся научится:
-различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения России и отдельных регионов и стран;
-анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,
особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне
занятости, качестве и уровне жизни населения;
-сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и
религиозному составу;
-объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения
России и еѐ отдельных регионов;
-находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера,
-узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или
закономерностей;
-использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной
структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе
для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности
населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
-оценивать ситуацию на рынке труда и еѐ динамику.
Хозяйство России
Обучающийся научится:
-различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
-анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по
территории страны;
-объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
-использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей
экономики России для решения практико-ориентированных задач в реальной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об
изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
-обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России
Обучающийся научится:
-объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
-сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
-оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально экономических,
техногенных и экологических факторов и процессов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
-самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с
изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
-создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных
районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией;
-оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
-выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социальноэкономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Россия в современном мире
Обучающийся научится:

-сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества
населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
-оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
-объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
-оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития.

Содержание учебного предмета «География»
Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).
Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских
землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию,
кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII - XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том
числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное
путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в XX веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов,
покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы,
открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для
географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования
Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь
людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их
географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные
круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени,
основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена
времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофотои аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности:
определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности
ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план
местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая
карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты.
Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические
координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота.
Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных
высот по карте.
Природа Земли.
Литосфера. Литосфера - "каменная" оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора.
Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни
современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности:
землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа - горы и
равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по
абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по
возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и
абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты,
шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных
глубин и их открытия.

Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его
части. Свойства вод Мирового океана - температура и соленость. Движение воды в океане - волны,
течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы,
характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное
оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота.
Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха.
Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная,
среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты.
Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер.
Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров.
Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды.
Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов
наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат.
Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты
Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера - живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности
суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах.
Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие
оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные,
региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности.
Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность.
Природные зоны Земли.
Человечество на Земле.
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.
Освоение Земли человеком.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и
источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие
географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и
труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).
Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А.
Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д.
Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI - XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л.
Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров,
Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М.
Пржевальский.
А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д.
Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле "Челленджер", Ф.
Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р.
Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической
экспедиций), В.А. Обручев).
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных
маршрутов.
Главные закономерности природы Земли.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса
Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа
Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления
на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле.
Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и
переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей.
Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения
солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по

разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте,
расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).
Мировой океан - основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового
океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты
природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты
природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты
природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы
океана и его отличительные особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие
географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение.
Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе
материков). Высотная поясность.
Характеристика материков Земли.
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные
ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий
Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного
разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а
также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с
развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче
полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр
происхождения культурных растений и древних государств).
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой
добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы
материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум - страна-материк; самый маленький материк, но одна
из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийсконовозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных
друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование - крупнейшее в мире скопление островов;
специфические особенности трех островных групп: Меланезия - "черные острова" (так как
проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими
жителями Океании), Микронезия и Полинезия - "маленькие" и "многочисленные острова").
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа
материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка - самый влажный материк. Природные зоны.
Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние
испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада
материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Антарктида. Антарктида - уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с
шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели
международных исследований материка в 20 - 21 веке. Современные исследования и разработки в
Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной
Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды.
Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки.
Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы
материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США - как одной из ведущих
стран современного мира.
Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные
ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную

деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение.
Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние
моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран
региона, один из главных центров мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для
развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более
развитые европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного
положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт
субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло,
консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех
частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых
религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие
пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные
условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие,
сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние
колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной
самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий:
даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в
плодородных речных долинах), население (большая численность и "молодость"), образ жизни
(распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения
древних религий - буддизма и индуизма; одна из самых "бедных и голодных территорий мира").
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона
(например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население
(главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни
населения - от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона
(влияние соседей на регион - двух мощных центров цивилизаций - Индии и Китая).
Взаимодействие природы и общества.
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень
воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного
сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на
современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая
Организация, ЮНЕСКО и др.).
Территория России на карте мира.
Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие
территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов.
Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История
освоения и заселения территории России в XI - XVI вв. История освоения и заселения территории
России в XVII - XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX - XXI вв.
Общая характеристика природы России.
Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России.
Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа
России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа.
Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на
картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы.
Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон,
атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории
России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на

разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат.
Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение
прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами.
Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек.
Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота,
многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни
человека.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие
факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение
рационального использования и охраны почв.
Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России.
Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.
Природно-территориальные комплексы России.
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природноантропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны
России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга,
смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.
Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин
мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса
на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого
течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к
речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути,
рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства,
особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского
морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и
природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социальноэкономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и
минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная,
предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова;
уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности
климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории;
уникальность природы Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство
полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге;
высотная поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы,
значение. Северный морской путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость
размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны
- размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон,
сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические
проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физикогеографических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные
мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных
ископаемых и формирование природных комплексов).

Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные
хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и
озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный
климат и их влияние на особенности формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история
развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал - как
объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и
пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных
равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере,
распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности
природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования,
особенности природы).
Население России.
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство
населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста/убыли.
Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России.
Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие
этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности
размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы
населенных пунктов. Города России их классификация.
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего
региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика
основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и
пути их решения. Особенности населения своего региона.
Хозяйство России.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная
география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства.
Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое
районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского
хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География
животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность.
Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная
промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс.
Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы
электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны.
Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности
размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс.
Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК.
Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав
отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение
для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная
инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей.
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение
труда.
Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего
региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География
важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Районы России.

Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП,
природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении,
народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального
района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное
значение городов. Москва - столица Российской Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние
города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население
и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География
важнейших отраслей хозяйства.
Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация.
География важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.
Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП,
природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в
социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.
Россия в мире.
Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в
экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные
внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг).
Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.
Примерные темы практических работ
1. Работа с картой "Имена на карте".
2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов

путешественников.
3. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.
4. Определение координат географических объектов по карте.
5. Определение положения объектов относительно друг друга:
6. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.
7. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.
8. Определение азимута.
9. Ориентирование на местности.
10. Составление плана местности.
11. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.
12. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.
13. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей
местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.
14. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.
15. Описание объектов гидрографии.
16. Ведение дневника погоды.
17. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов,
обработка результатов наблюдений).
18. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.
19. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм
облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.
20. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет
температуры воздуха в зависимости от высоты местности.
21. Изучение природных комплексов своей местности.
22. Описание основных компонентов природы океанов Земли.
23. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.
24. Описание основных компонентов природы материков Земли.
25. Описание природных зон Земли.
26. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников
информации.
27. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.
28. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.
29. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения
России.
30. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
31. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении
территории России.
32. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.
33. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых
на территории России.
34. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.
35. Описание элементов рельефа России.
36. Построение профиля своей местности.
37. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.
38. Описание объектов гидрографии России.
39. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс,
выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.
40. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.
41. Описание характеристики климата своего региона.
42. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.
43. Описание основных компонентов природы России.
44. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников
информации.
45. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.
46. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.
47. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и

статистических материалов для определения особенностей географии населения России.
48. Определение особенностей размещения крупных народов России.
49. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных
частях России.
50. Чтение и анализ половозрастных пирамид.
51. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.
52. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.
53. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин,
составление схемы.
54. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.
55. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.
56. Описание основных компонентов природы своей местности.
57. Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей
местности на основе различных источников информации.
58. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и
федеральных округов РФ.
59. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и
статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.
60. Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.
61. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных
источников информации.
62. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические,
политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.
Данная рабочая программа (5-9 класс) рассчитана на 280 часов, из них не менее 30% с
применением цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа,
Учу.ру, Яндекс.Учебник, Фоксфорд, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 84 часа
Учебно - тематическое планирование учебного предмета «География» 5 класс
№
п/
п

Наименование раздела и тем

Часы учебного
времени

o

Тема 1. Раздел 1. 2ч
1
1

o

Введение
Зачем нам география и как мы еѐ будем изучать.
Раздел 2. На какой Земле мы живем 4 ч
Как люди открывали Землю
Как люди открывали Землю
Российские путешественники
География сегодня
Раздел 3. Планета Земля 5 ч
Мы во Вселенной
Движения Земли
Солнечный свет на Земле
Обобщающее повторение по темам «На какой Земле мы живем. Планета
Земля».
«На какой земле мы живем. Планета Земля»
Раздел 4. План и карта 11 ч
Ориентирование на местности
Земная поверхность на плане и карте

1
1
1
1

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Земная поверхность на плане и карте
Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №1 «Построение плана
местности»
Географическая карта
Градусная сетка
Географические координаты
Географические координаты
Географические координаты
Учимся с «Полярной звездой" Практическая работа №2 «Определение
географических координат, расстояний и направлений»
«План и карта»
Раздел 5. Литосфера-твердая оболочка Земли 12 ч
Земная кора – верхняя часть литосферы
Движения земной коры. Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Движения земной коры
Рельеф Земли. Равнины.
Рельеф Земли. Равнины.
Рельеф Земли. Горы
Рельеф Земли. Горы
Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №4 « Скульптурный
портрет Земли» Решение практических задач по карте.
Литосфера и человек.
«Литосфера – твердая оболочка Земли».
Обобщающий урок.
Решение задач по карте. Анализ физических карт.
Итоговое тестирование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно - тематическое планирование учебного предмета «География» 6 класс
№
п/
п

Наименование раздела и тем

Часы учебного
времени

Раздел 1. Введение (1 час) 1 ч
1
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Что мы будем изучать в курсе географии 6 кл
Гидросфера — водная оболочка Земли (13 часов) 13 ч
Cостав и строение гидросферы
Мировой океан. Части Океана.
Мировой океан. Острова и полуострова.
Практическая работа № 1. «Решение практических задач по карте»
Практическая работа № 2.Проект «Прокладывание по карте маршрута
путешествия»
Воды Мирового океана
Реки – артерии Земли
Режим и работа рек
Практическая работа № 3. «Описание реки по плану»
Озера и болота
Подземные воды и ледники
Гидросфера и человек

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

o

14

o

15
16
17
18
19
20
21
22
22
24
25

o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли»
Раздел 3. Атмосфера-воздушная оболочка Земли 7 ч
Состав и строение атмосферы
Тепло в атмосфере
Тепло в атмосфере
Атмосферное давление.
Ветер
Влага в атмосфере
Влага в атмосфере
Погода и климат
Решение практических задач с использованием информации о погоде
Атмосфера и человек
обобщающий урок по разделу Атмосфера
Раздел 4. Биосфера-живая оболочка Земли 5 ч
Биосфера-земная оболочка
Биосфера-сфера жизни
Почвы
Биосфера и человек
обобщающий урок по разделу Биосфера
Раздел 5. Географическая оболочка 5 ч
Географическая оболочка Земли. Свойства и закономерности
Природные зоны Земли
Культурные ландшафты
Природное и культурное наследие
Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно - тематическое планирование учебного предмета «География» 7 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Наименование раздела и тем
Раздел 1. Введение. Что изучают в курсе географии 7 класса 3 ч
Особенности изучения в курсе географии в 7 классе
Географическая карта -особый источник информации
Учимся с «Полярной звездой»
Раздел 2. Человек на Земле 7 ч
Заселение Земли человеком
Население современного мира
Народы, языки и религии мира
Города и сельские поселения
Многообразие стран мира.Хозяйственная деятельность людей
Многообразие стран мира.
Учимся с «Полярной звездой»
Раздел 3. Природа Земли 14 ч
Развитие земной коры
Земная кора и литосфера
Рельеф Земли

Часы учебного
времени

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
o

31
32
33
34
35
36
37
38
39




40
41
42
43



44
45
46



47



48





49
50
51



52

Природные ресурсы земной коры
Тепло на Земле. Температура воздуха на разных широтах
Атмосферное давление. распределение влаги на поверхности Земли
Воздушные массы и их свойства
Климат и климатические пояса
Мировой океан и его роль в формировании климатов Земли
Океанические течения
Реки и озера Земли
Учимся с «Полярной звездой»
Растительный и животный мир Земли
Почва как особое природное образование
Раздел 4. Природные комплексы и регионы 6 ч
Природные зоны Земли
Природные зоны
Океаны Земли
Океаны Земли
Материки как крупные природные комплексы Земли
Культурно-исторические и природные регионы
Раздел 5. Материки и страны 16 ч
Африка-образ материка
Африка. Растительный и животный мир. Зональные природные комплексы
Африка в мире.
Африка. Многообразие стран
Страны мира
Египет
Учимся с "Полярной звездой" Охрана окружающей среды
Австралия-образ материка. Географическое положение, основные черты
климата и рельефа
Растительный и животный мир. Природные ресурсы. Население и его
хозяйственная деятельность
Австралия: путешествие
Австралия: путешествие
Антарктида-образ материка
Южная Америка. Географическое положение, рельеф, климат, внутренние
воды.
Растительный и животный мир. Природные ресурсы.
Многообразие стран. Население и его хозяйственная деятельность
Основные черты рельефа и климата и внутренних вод Южной Америки.
Растительный и животный мир. Зональные природные комплексы.
Латинская Америка в мире
Страны Латинской Америки
Географическое положение.Основные черты рельефа и климата и внутренних
вод Северной Америки.
Растительный и животный мир. Зональные природные комплексы.
Многообразие стран. НаселениеСеверной Америки и его хозяйственная
деятельность. Природные ресурсы и их использование.
Многообразие стран. Столицы и крупные города. Памятники природного и
культурного наследия. Зональные природные комплексы. Хозяйственная
деятельность людей.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1






53
54
55
56



57


58



59


60





61
62
63
64



65






66
67
68
69
70

Многообразие стран. США
Обобщающий урок
Основные черты рельефа и климата и внутренних вод Евразии. Растительный и
животный мир. Зональные природные комплексы.
Основные черты рельефа и климата и внутренних вод Евразии. Растительный и
животный мир. Зональные природные комплексы.
Многообразие стран .Население и его хозяйственная деятельность Природные
ресурсы и их использование.
Многообразие стран .Население и его хозяйственная деятельность Природные
ресурсы и их использование.
Многообразие стран. Столицы и крупные города. Памятники природного и
культурного населения. Зональные природные комплексы. Хозяйственная
деятельность людей
Многообразие стран. Столицы и крупные города. Памятники природного и
культурного населения. Зональные природные комплексы. Хозяйственная
деятельность людей.
Европа в мире
Страны Европы. Германия
Азия в мире
Многообразие стран Зарубежной Азии .Население и его хозяйственная
деятельность Природные ресурсы и их использование.
Многообразие стран. Столицы и крупные города Зарубежной Азии. Памятники
природного и культурного населения. Зональные природные комплексы.
Хозяйственная деятельность людей
Китай
Индия
Глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы человечества
Обобщающий урок по теме

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно - тематическое планирование учебного предмета «География» 8 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Наименование раздела и тем
Раздел 1. Географическое пространство России 14 ч
Как мы будем изучать географию России
Географическое положение России
Границы и страны. Соседи России.
Учимся с Полярной звездой
Время на территории России
История формирование, освоение и изучения территории России
Изменение территории России на разных исторических этапах
Административно-территориальное устройство России.
Районирование России
Всемирное природное и культурное наследие ЮНЕСКО. Особо охраняемые

Часы учебного
времени

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

51

природные территории
Учимся с «Полярной звездой»
Экологическая ситуация в России
Экологическая безопасность в России
Учимся с Полярной звездой
Раздел 2. Нселение России 12 ч
Численность населения
Воспроизводство населения
Половой и возрастной состав
Учимся с Полярной звездой
Мозаика народов
Размещение населения
Городские и сельские поселения. Урбанизация
Учимся с Полярной звездой
Миграции населения
Учимся с Полярной звездой
Трудовые ресурсы
Обобщающий урок по теме
Раздел 3. Природа России 24 ч
История развития земной коры.
Рельеф: тектоническая основа
Рельеф: скульптура поверхности
Учимся с Полярной звездой
Ресурсы земной коры
Учимся с Полярной звездой
Солнечная радиация
Атмосферная циркуляция
Зима и лето в нашей северной стране.
Учимся с Полярной звездой
Как мы живѐм и работаем в нашем климате.
Обобщение знаний
Наши моря
Наши реки
Учимся с Полярной звездой
Где спрятана вода
Водные дороги и перекрѐстки
Учимся с Полярной звездой
Почва – особое природное тело
Растительный мир
Животный мир
Учимся с Полярной звездой
Природно-территориальные комплексы России.
Обобщение знаний по разделу.
Раздел 4. Природно-хозяйственные зоны и районы 20 ч
Зональность в природе и жизни людей

52
53
54
55

Северные безлесные зоны.
Лесные зоны. Урок с использованием ИКТ
Южные безлесные зоны. Урок с использованием ИКТ
Субтропики. Высотная поясность.

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Учимся с Полярной звездой
Природно-хозяйственные зоны
Великие равнины
Восточно-Европейская равнина
Особенности климата Восточно-Европейской равнины
Западно-Сибирская равнина
Особенности климата Западно-Сибирской равнины
Северный Кавказ
Крым
Уральские горы
Средняя Сибирь
Северо-Восточная Сибирь
Пояс гор Южной Сибири
Дальний Восток
Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

o

Учебно - тематическое планирование учебного предмета «География» 9 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Наименование раздела и тем
Раздел 1. Введение 1 ч
Что изучают в курсе географии 9 кл.
Раздел 2. Хозяйство России 24 ч
Особенности хозяйства России
Развитие хозяйства
Особенности экономики России
Учимся с Полярной звездой
Национальное богатство России
Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность
Нефтяная промышленность
Газовая промышленность
Электроэнергетика
Чѐрная металлургия
Цветная металлургия
Машиностроение
Химическая промышленность
Лесопромышленный комплекс
Сельское хозяйство. Растениеводство
Сельское хозяйство. Животноводство
Учимся с Полярной звездой
Легкая промышленность
Транспортная инфраструктура
Транспортная инфраструктура
Социальная инфраструктура
Учимся с Полярной звездой
Информационная инфраструктура
Обобщение знаний по разделу.
Раздел 3. Регионы России 19 ч
Пространство Центральной России

Часы учебного
времени

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Центральная Россия: Освоение территории и население
Центральная Россия: хозяйство
Центральная Россия: хозяйство
Учимся с Полярной звездой
Москва – столица России
Пространство Северо-Запада
Северо-Запад «окно в Европу»
Северо-запад: хозяйство
Санкт-Петербург – культурная столица России
Пространство Европейского Севера
Европейский Север: освоение территории и население
Европейский Север: хозяйство и проблемы
Учимся с Полярной звездой
Обобщение знаний по теме.
Пространство Европейского Юга
Европейский Юг: население
Европейский Юг: освоение территории и хозяйство
Учимся с «Полярной звездой»
Поволжье. Состав и географическое положение
Поволжье. Освоение территории. Население,
Поволжье. Природные ресурсы и хозяйство
Поволжье. Волга — главная хозяйственная ось района. Всемирное
культурное наследие Поволжья Экологические проблемы
Учимся с «Полярной звездой»
Пространство Урала. Своеобразие географического положения. Состав и
соседи района
Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, национальный состав, специфика расселения,
занятия. Быт и традиции народов Урала
Этапы развития хозяйства Урала. Урал старейший горнопромышленный
район России. Роль Урала в создании «атомного щита» России. Современное
хозяйство Урала.
Учимся с «Полярной звездой»
Пространство Сибири Географическое положение. Особенности природы:
рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Заселение и освоение территории Сибири. Население: численность,
национальный состав, занятия, специфика расселения
Промышленная и транзитная функции Сибири. Транссибирская магистраль.
Этапы промышленного развития. Отрасли специализации.
Западная Сибирь — главная топливная база России.
Восточная Сибирь. Отрасли специализации и крупнейшие центры.
Норильский промышленный район.
Учимся с «Полярной звездой»
Пространство Дальнего Востока. Уникальность географического положения.
Состав и соседи района.
Особенности природы: cейсмичность, вулканизм. Высотная поясность
Население: национальный состав, специфика расселения.
Хозяйство Дальнего Востока.
География отраслей хозяйства. Отрасли специализации
Учимся с «Полярной звездой»
Место России в мире. Соседи России и взаимоотношения с ними.
Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние России в

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

69
70

разные исторические периоды.
Учимся с «Полярной звездой»
Итоговый урок

5класс
6 класс
7класс
8 класс
9класс

Количество часов в Количество
год
неделю
35
1
35
1
70
2
70
2
70
2

1
1
часов

в Повторение и обобщение
2
4
2
4
3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2019г.
2. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 7 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2019г.
3. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 8 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2019г.
4. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 9 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2019г.
5. А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии
«Полярная звезда». 5—11 классы, 2019г.

Информационно-методические интернет ресурсы:
цифровые образовательные платформы (ЦОПы), сервисы и электронные
(цифровые)образовательные ресурсы (ЦОРы)
1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru
4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/
5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login
6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ.ЕГЭ https://physege.sdamgia.ru/
7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/
11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/
13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/
14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor
15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция видиоуроков по
предметам программы основного образования
16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/
17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум»

18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус
19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/
20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»

http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор
образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и
многое другое.
http://www.rusolymp.ru - федеральный портал российских олимпиад школьников.
http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор
образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и
многое другое.
http://www.rusolymp.ru - федеральный портал российских олимпиад школьников.
http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
https://soc-ege.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat – образовательный портал для подготовки к экзаменам
https://soc-oge.sdamgia.ru/- образовательный портал для подготовки к экзаменам
https://fipi.ru/- федеральный институт педагогических измерений
https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ
https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа
http://hermitage.museum.ru/ - сайт одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа предлагает
совершить виртуальную экскурсию по своим залам, в том числе увидеть экспонаты,
иллюстрирующие начальный период мировой и российской истории.
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
Газета «География» и сайт для учителей «Я иду на урок географии»
http://geo.1setember.ru
GeoPort.ru: страноведческий портал http://www.geoport.ru
GeoSite – все о географии http://www.geosite.com.ru
Библиотека по географии. Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru
География. Планета Земля. http://www.gro.ru
География. ру: страноведческая журналистика http://www.geografia.ru
География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации
http://www.georus.by.ru
Гео-тур: география стран и континентов http://geo2000.nm.ru
Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www.mirkart.ru
Новая энциклопедия городов и регионов России «Мой город» http://www.mojgorod.ru
Сайт «Все флаги мира» http://www.flags.ru
Страны мира: географический справочник http://geo.historic.ru
Сайт редких карт Александра Акопяна http://www.karty.narod.ru
Территориальное устройство России: справочник-каталог «Вся Россия» по экономическим
районам http://www.terrus.ru
Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования
http://geo.metodist.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».