Рабочая программа учебного предмета Биология 5-9 класса

Приложение
к ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
основного общего образования
срок реализации 2 года
согласована Управляющим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – Школа)
Протокол №5 от 22.04.2021 г.,
утверждена приказом директора Школы от 26.04.2021 г. №110

Рабочая программа
учебного предмета
«Биология»
для учащихся 5-9 классов
общеобразовательной школы

Составитель программы:

1. Барцева Наталья Владимировна, учитель биологии
2. Чуменко Дмитрий Геннадьевич, учитель биологии

Надым

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» на уровне
основного общего образования
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и

здоровье-сберегающих технологий;
2. реализация установок здорового образа жизни;
3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать
выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. умение овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности: включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую
информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

 выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых
организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;
видов, экосистем; биосферы); и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма,
стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического

разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых
объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений
разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и
домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов
взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток,
тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,
скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета «Биология»
5 КЛАСС
Бактерии, грибы, растения.
Введение
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов,
растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой
обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые
организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Раздел 1. Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение:
оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в
клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание подмикроскопом пластид в клетках листа элодеи,
плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание подмикроскопом движения цитоплазмы в клетках
листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и
жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы.
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика
отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни
человека.
Демонстрация: муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик,
ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Раздел 4. Царство Растения
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика
растительного царства. Многообразие растений, ихсвязь со средой обитания. Роль в биосфере.
Охранарастений. Основные группы растений (водоросли,мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные,цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей.
Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни
человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в
природе и жизни человека. Мхи.Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природеи жизни

человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение
голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строениеи
многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождениерастений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация: гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
6 КЛАСС
Многообразие покрытосеменных растений.
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем.
Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля.
Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их
классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменѐнные побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка. Различные виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие,
размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений.
Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание
семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение
голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных
растений.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Раздел 3. Классификация растений
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с
классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика
3—4 семейств (с учѐтом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая
характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические
основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от
специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и
их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на
растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
7 КЛАСС
Животные.
Введение
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных.
Наука зоология и еѐ структура. Сходство и различия животных и растений.
Систематика животных.
Лабораторная работа
Изучение многообразия тканей животного.
Раздел 1. Одноклеточные животные
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Лабораторная работа
Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.
Раздел 2. Просто устроенные беспозвоночные
Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Раздел 3. Целомические беспозвоночные
Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические
и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение и сравнение раковин моллюсков.
Тип Членистоногие. Общая характеристика.
Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения насекомого. Изучение типов развития насекомых.
Раздел 4. Первичноводные позвоночные.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (
хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические
особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Раздел 5. Первично-наземные позвоночные
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические
и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения перьевого покрова птиц.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и
поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Раздел 6. Эволюция животного мира
Эволюция: опорно-двигательной системы, дыхательной системы, пищеварительной системы,
кровеносной системы, выделительной системы, нервной системы и органов чувств, половой
системы.
Этапы развития животного мира.
Раздел 7. Значение животных в природе и жизни человека.
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение,
основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира.
Рациональное использование животных.
8 КЛАСС
Человек.
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их
становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные
этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека.
Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 3. Строение организма
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы
органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и
функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки.
Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их
значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического
покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные,
нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем
организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы
и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и
торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и
обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клеток,
эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный
рефлекс и др.
Раздел 4. Опорно-двигательная система
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы
костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения,
связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные,
подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцыантагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной
единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного
сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия:
причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей
и вывихах суставов.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 5. Внутренняя среда организма
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз.
Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции
клеток крови. Свѐртывание крови. Роль кальция и витамина K в свѐртывании крови. Анализ крови.
Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры
организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический
иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной
защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции.
Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней.
Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и
искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость.
Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и
лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови,
пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и
сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Опыты, выявляющие природу пульса.
Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Раздел 7. Дыхание
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и
органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика,
доврачебная помощь. Газообмен в лѐгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и
гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности

дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ѐмкость лѐгких. Выявление и
предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулѐз и рак лѐгких. Первая
помощь утопающему, при удушении и заваливании землѐй, электротравме. Клиническая и
биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние
курения и других вредных привычек на организм.
Лабораторные и практические работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Раздел 8. Пищеварение
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.
Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы.
Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности
пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов
пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная
помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных
желѐз, движение гортани при глотании.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и энергии— основное свойство всех живых существ. Пластический и
энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и
незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.
Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий
обмен. Энергетическая ѐмкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам
функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в
зависимости от энергозатрат.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в
обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и
волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний.
Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги,
обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем
охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов
выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной
системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча.
Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.
Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Раздел 11. Нервная система
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг
— центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции
спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и
мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и
новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная
функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны
коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический
подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Лабораторные и практические работы

Пальценосовая проба и особенности движений, свя_Рефлексы продолговатого и среднего мозга.
Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и
парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации.
Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через
прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора.
Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза.
Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение
слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая
часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их
предупреждение. Органы равновесия, кожно_мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их
анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Лабораторные и практические работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные,
слуховые, тактильные иллюзии.
Обнаружение слепого пятна.
Определение остроты слуха.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Вклад отечественных учѐных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов
и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы.
Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.
А. Ухтомского о доминанте. Врождѐнные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты,
запечатление. Приобретѐнные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность,
динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека:
речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство
общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в
развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные
процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые
действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции:
эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).
Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины
рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового
динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усечѐнной пирамиды при непроизвольном, произвольном
внимании и при активной работе с объектом.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие
нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны
гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых
желѐз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового
размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых
хромосом в определении пола будущего ребѐнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие
зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша
и плода.
Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него.
Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врождѐнные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путѐм: СПИД,
сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребѐнка после рождения. Новорождѐнный и грудной
ребѐнок, уход за
ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов
и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни,
межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности,
способности. Выбор жизненного пути.
9 КЛАСС
Введение в общую биологию.
Введение
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни.
Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь».
Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации
живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции
органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты,
АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 2. Клеточный уровень
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и
функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки.
Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии —
основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание.
Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Автотрофы, гетеротрофы.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток бактерий, грибов, растений и животных под микроскопом.
Раздел 3. Организменный уровень
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное
развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной
информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Лабораторные и практические работы
Решение задач на моногибридное скрещивание.
Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании.
Решение задач на дигибридное скрещивание.
Решение задач на наследование признаков сцепленных с полом.
Выявление изменчивости организмов.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных
представлений. Популяция— элементарная единица эволюции. Борьба за существование и
естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные
положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за
существование, естественный отбор. Приспособленность и еѐ относительность. Искусственный
отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида.

Раздел 5. Экосистемный уровень
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания.
Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.
Экологическая сукцессия.
Раздел 6. Биосферный уровень
Биосфера и еѐ структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере.
Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие
жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития
органического мира. Доказательства эволюции.
Данная рабочая программа рассчитана на 245 часов, из них не менее 30% с применением
цифровых образовательных ресурсов и платформ (Российская электронная школа, Учу.ру, Яндекс.
Учебник, Видеоурок.net, Инфоурок.ру и др.), что составляет 75 часов.

Учебно - тематическое планирование учебного предмета «Биология»
№

Количество
Наименование раздела и тем

часов

В том числе практические
работы, лабораторные работы

5 класс
1
2
3
4
5

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8

1
2
3
4

Введение
Клеточное строение организмов
Царство Бактерии
Царство Грибы
Царство Растения
ИТОГО
6 класс
Строение и многообразие покрытосеменных
растений
Жизнь растений
Классификация растений
Природные сообщества
ИТОГО
7 класс
Введение
Раздел 1. Простейшие
Раздел 2. Многоклеточные животные
Раздел 3. Эволюция строения и функций
органов и их систем у животных
Раздел 4. Индивидуальное развитие
животных
Раздел 5. Развитие и закономерности
размещения животных на Земле
Раздел 6. Биоценозы
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная
деятельность человека
ИТОГО
8 класс
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие
организм человека (2 ч)
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)
Раздел 3. Строение организма (5 ч)
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч)

6
10
3
5
11
35

1
6
2
4
13

15

9

10
6
4
35

3
1
13

1
1
18
7

1
1
6
1

2

1

2

-

2
2

-

35

10

2

-

3
5
7

2
6

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

1
2
3
4
5
6
7

Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая
системы организма (6 ч)
Раздел 7. Дыхание (4 ч)
Раздел 8. Пищеварение (7 ч)
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Раздел
10.
Покровные
органы.
Терморегуляция. Выделение (5 ч)
Раздел 11. Нервная система (5 ч)
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (6 ч)
Раздел 13. Высшая нервная деятельность.
Поведение. Психика (6 ч)
Раздел 14. Железы внутренней секреции
(эндокринная система) (3 ч)
Раздел
15.
Индивидуальное
развитие
организма
ИТОГО
9 класс
Введение
Раздел 1. Молекулярный уровень
Раздел 2. Клеточный уровень
Раздел 3. Организменный уровень
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень
Раздел 5. Экосистемный уровень
Раздел 6. Биосферный уровень
ИТОГО
Всего 5 -9 класс

3
6

1
3

4
7
3
5

1
1
2
-

5
6
6

3
1
2

3

-

5

-

70

22

2
11
15
14
7
6

1
1
5
1
-

15
70
245

8
65

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Лабораторные работы
5 – й класс
Введение
Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений»
Тема «Клеточное строение организмов»
Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».
Лабораторная работа №3 «Изучение клеток растения с помощью лупы».
Лабораторная работа №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под
микроскопом».
Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом
пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
Лабораторная работа №6 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом
движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»
Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов
различных растительных тканей»
Тема «Царство Грибы»
Лабораторная работа №8 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Лабораторная работа №9 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»
Тема «Царство Растения»
Лабораторная работа №10 «Строение зеленых водорослей»
Лабораторная работа №11 «Строение мха (на местных видах)»
Лабораторная работа №12 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»
Лабораторная работа №13 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

6 – й класс
Тема: «Строение и многообразие покрытосеменных растений».
Лабораторная работа №1. Строение семян двудольных и однодольных растений.
Лабораторная работа №2. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Лабораторная работа №3. Корневой чехлик и корневые волоски.
Лабораторная работа №4. Строение почек. Расположение почек на стебле.
Лабораторная работа №5. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Лабораторная работа №6. Внутреннее строение ветки дерева.
Лабораторная работа №7. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).
Лабораторная работа №8. Строение цветка.
Лабораторная работа №9. Различные виды соцветий.
Лабораторная работа №10. Многообразие сухих и сочных плодов.
Тема: «Жизнь растений».
Лабораторная работа №10. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Лабораторная работа №11. Определение всхожести семян растений и их посев.
Практическая работа №1. Вегетативное размножение комнатных растений.
Тема: «Классификация растений».
Лабораторная работа №12. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
7 – й класс
Раздел 1. Простейшие
Лабораторная работа №1. Знакомство с многообразием водных простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные
Лабораторная работа №2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его
передвижением и реакцией на раздражение.
Лабораторная работа №3 Изучение и сравнение внешнего вида моллюсков
Лабораторная работа №4. Знакомство с разнообразием ракообразных..
Лабораторная работа №5. Изучение представителей отрядов насекомых.
Лабораторная работа №6. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Лабораторная работа №7. Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных
Лабораторная работа №8. Изучение особенностей различных покровов тела.
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных
Лабораторная работа №9. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
8 – й класс
Раздел 3. Строение организма
Лабораторная работа №1. «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.
Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».
Лабораторная работа №2. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления
и торможения».
Раздел 4. Опорно-двигательная система.
Лабораторная работа №3. «Микроскопическое строение кости».
Лабораторная работа №4. «Мышцы человеческого тела».
Лабораторная работа №5. «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в
движении руки».
Лабораторная работа №6. «Утомление при статической и динамической работе».
Лабораторная работа №7. «Выявление нарушений осанки».
Лабораторная работа №8. «Выявление плоскостопия».
Раздел 5. Внутренняя среда организма
Лабораторная работа №9. «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма
Лабораторная работа №10. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
Лабораторная
работа
«Определение
скоростикровообращение».
кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Изменения
в тканях
при№11.
перетяжках,
затрудняющих
Опыты, выясняющие природу пульса».

Лабораторная работа №12. «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на
дозированную нагрузку».
Раздел 7. Дыхание.
Лабораторная работа №13. «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».
Раздел 8. Пищеварение.
Лабораторная работа №14. «Действие ферментов слюны на крахмал».
Раздел 9. Обмен веществ и энергии.
Лабораторная работа №15. «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем
энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания».
Лабораторная работа №16. «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат».
Раздел 11. Нервная система.
Лабораторная работа №17. «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с
функциями мозжечка и среднего мозга».
Лабораторная работа №18. «Рефлексы продолговатого и среднего мозга».
Лабораторная работа №19. «Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение
тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при
раздражении».
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств .
Лабораторная работа №20. «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным
зрением».
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
Лабораторная работа №21. «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения
старого и выработки нового динамического стереотипа».
Лабораторная работа №22. «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при
непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом».
9 – й класс
Лабораторные работы
Раздел 1. Молекулярный уровень
Лабораторная работа №1. «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».
Раздел 2. Клеточный уровень
Лабораторная работа №2. «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».
Раздел 3. Организменный уровень
Практическая работа №1 Решение задач на моногибридное скрещивание.
Практическая работа №2 Решение задач на наследование признаков при неполном
доминировании.
Практическая работа №3 Решение задач на дигибридное скрещивание.
Практическая работа №4 Решение задач на наследование признаков сцепленных с полом.
Лабораторная работа №3. «Выявление изменчивости организмов».
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень
Лабораторная работа №4. «Изучение морфологического критерия вида».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.
В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 кл.
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 кл.
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.

Информационно-методические интернет ресурсы:
цифровые образовательные платформы (ЦОПы),
(цифровые)образовательные ресурсы (ЦОРы)

сервисы

и

электронные

1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/
2. Образовательная онлайн-платформа Видеоурок.net https://videouroki.net/
3. Платформа электронного образования «Якласс» https://www.yaklass.ru
4. Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru/
5. Открытая школа «Онлайн-платформа» https://2035school.ru/login
6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ.ЕГЭ https://physege.sdamgia.ru/
7. Образовательный портал для подготовки к ВПР https://vpr.sdamgia.ru/
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
9. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
10. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart https://edu.skysmart.ru/
11. Онлайн платформа «Инфошкола»: ИНФОУРОК.ру https://infourok.ru/
12. СЕРВИС «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК» https://education.yandex.ru/main/
13. Портал «Образовариум» https://obr.nd.ru/
14. Цифровой контект «ФИЗИКОН» https://physicon.ru/catalogeor
15. Библиотека видеоуроков школьной программы (https://interneturok.ru) – коллекция видиоуроков по
предметам программы основного образования
16. ЦИФРОВОЙ ПОРТАЛ «МОЯ ШКОЛА В ONLINE» https://cifra.school/
17. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум»
18. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус
19. СЕТЕВАЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА «Физтех - регионам» https://os.mipt.ru/#/
20. Платформа для проведения онлайн — занятий, в том числе в дистанте «Сферум»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

https://fipi.ru/ - сайт ФИПИ;
https://1-sept.ru/ - сайт газеты «Первое сентября»;
https://www.yaklass.ru/?ru - сайт образовательных проектов Сколково
www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»;
www.bio.nature.ru – научные новости биологии;
http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.priroda.ru – природа: национальный портал.
http://obi.img.ras.ru – база знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии
человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.
10. http://biologylib.ru/catalog/ - виртуальная образовательная лаборатория.
11. https://interneturok.ru/ - интернет-урок. Представлены материалы по всем разделам биологии:
запись урока, файл урока, тренажеры, онлайн-тесты.
12. http://biology-online.ru/ - современные уроки биологии.
13. http://biodat.ru – сайт о живой природе и биоразнообразии.
14. http://faunaflora.ru/39/ - энциклопедия флоры и фауны.
15. http://muzey-factov.ru/tag/biology - музей фактов о природе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3499)53-73-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».