Действующая редакция
Особенности реализации коррекционно-развивающей области для обучающихся с ЗПР в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме
Л.М. Пономарева,
н.сотр. лаборатории образования и
комплексной абилитации детей с
задержкой психического развития
ФГБНУ «ИКП РАО»
Н.В. Бабкина,
зав. лабораторией образования и
комплексной абилитации детей с
задержкой психического развития
ФГБНУ «ИКП РАО»
Коррекционно-развивающая область является неотъемлемой частью адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Реализация входящих в нее коррекционно-развивающих курсов специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога), направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей каждого ученика, способствует преодолению, ослаблению тех объективно существующих трудностей, которые могут препятствовать усвоению ребенком учебного материала, формированию у него учебных навыков, адаптации в социуме. Таким образом, успешность освоения образовательной программы (как академического компонента, так и компонента жизненной компетенции) непосредственно связана с успехами ребенка в освоении коррекционно-развивающих курсов.
Особенности обучающихся с ЗПР диктуют необходимость преодоления недостатков развития эмоционально-личностной сферы, формирования произвольной регуляции деятельности и поведения, развития познавательной деятельности и целенаправленного формирования высших психических функций. Успешное решение этих задач, в свою очередь, создает фундамент для успешной учебной деятельности обучающегося.
В условиях перехода на удаленный формат обучения ключевой является задача сохранения ребенку с ЗПР коррекционно-развивающей помощи и обеспечения условий для проведения курсов коррекционно-развивающей области и индивидуальных коррекционных занятий в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, разработанным специалистами школьного ППк.
Для решения этой важной задачи необходима организация психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ЗПР в двух взаимодополняющих формах: дистанционной и электронной.
Дистанционная форма предполагает организацию взаимодействия с обучающимся посредством интернет-связи в режиме реального времени с использованием аудио- и видеотрансляции. При этом стоит отметить необходимость жесткого соблюдения расписания занятий и более высоких требований к общей организации процесса, чем при использовании электронной формы.
Электронная форма предполагает передачу обучающимся материалов для занятий в цифровом виде. Педагог-психолог заранее готовит материал с описанием заданий и упражнений и либо высылает его ребенку, либо обеспечивает доступ к нему иным способом в пространстве интернет-сети. В этом случае обучающийся сам (или с помощью родителей) определяет время выполнения работы.
В зависимости от выбора той или иной формы специалист может по-разному подойти к организации своей профессиональной деятельности.
При дистанционной форме возможно использование различных мессенджеров, обеспечивающих использование аудио- и видеосвязи. Наиболее распространенными являются Skype, Discord, Hangouts. Эти и некоторые другие приложения можно использовать как на компьютере, так и на мобильных устройствах. При этом педагог-психолог может организовать и групповую, и индивидуальную форму работы. Общение с обучающимся в режиме онлайн позволяет проводить занятия, включающие в себя все традционные этапы, получать обратную связь от ребенка в реальном времени, дает возможность ответить на его вопросы, уточнить непонятные для него моменты.
Отметим ряд особенностей проведения занятий в такой форме, которые необходимо обязательно учитывать. Во-первых, стоит принимать во внимание реальные возможности специалиста и обучающегося по техническому обеспечению связи. Во-вторых, специфика психологических занятий требует некоторой предварительной подготовки со стороны обучающегося. Стоит заранее предупредить, какие материалы будут необходимы, возможно, потребуется распечатать какие-либо бланки, и т. д. Также при определении содержания занятия педагог-психолог должен учитывать ограниченные возможности контроля хода выполнения заданий и упражнений и оказания ребенку помощи при возникновении у него затруднений.
При электронной форме представляется целесообразным использование файлообменников, например «Яндекс Диск» или «Google Диск». Специалист может заранее размещать материалы, необходимые для занятия, инструкции к заданиям и упражнениям, различные памятки, ссылки на другие ресурсы или файлы. Информацию для обучающегося и его родителей можно объединять в тематические папки, дополнять таблицами с расписанием занятий и вариантами обратной связи. Ребенок может самостоятельно выбирать удобное для него время и темп выполнения задания. Со стороны педагога-психолога требуется лишь информирование о месте размещения материалов посредством отправки ссылки на электронную почту или любой другой мессенджер. Обеспечение аудио- и видеосвязи при этой форме психолого-педагогического сопровождения не требуется. При этом существует возможность получения обратной связи от обучающегося через мессенджеры и электронную почту. Формами этой обратной связи могут быть фотографии и скриншоты выполненных заданий, заполненные опросники и анкеты. Например, после просмотра тематического видео его можно обсудить с ребенком, предложив заполнить простую анкету из трех-пяти вопросов. Размещать такие опросники можно не только на файлообменниках в формате Word, но и используя специальные интернет-ресурсы (например, onlinetestpad.com). Также электронная форма дает педагогу-психологу возможность размещать материалы для родителей, направленные на их психологическое просвещение.
Характерными проблемами данной формы реализации коррекционно-развивающей области являются: отсутствие возможности организовать групповую работу обучающихся, существенные ограничения контроля выполнения заданий и упражнений, ограниченные возможности оказания ребенку помощи сразу при возникновении необходимости в ней.
Независимо от выбираемой формы, очень значимым для эффективности реализации коррекционно-развивающей области обучающихся с ЗПР является поддержание контакта с родителями, их активное включение в работу с ребенком. Именно родители в условиях удаленного обучения могут помочь специалисту отследить правильность выполнения тех или иных заданий и упражнений, рассказать об эмоциональных реакциях ребенка, его впечатлениях. Чтобы такая совместная работа давала наибольший результат, специалист должен проинструктировать родителей о том, как должно проходить занятие, как выполняются задания, на что необходимо обращать особое внимание, по каким признакам определить, что ребенок уже утомился, какие приемы следует использовать для снятия у него психоэмоционального напряжения и т.д.
При использовании электронной формы родителям необходимо предварительно предоставить краткий план занятия или перечень заданий с более подробной инструкцией, включающей как описание проведения отдельных заданий и упражнений, так и указание на необходимость соблюдения определенной последовательности их выполнения, порядок перехода от одного задания к другому. Также целесообразно организовать возможность онлайн-консультирования родителей обучающихся по вопросам прохождения коррекционно-развивающих курсов и оказания психологической поддержки. В этих целях можно использовать Skype, WhatsApp и другие приложения, обеспечивающие аудио- и видеосвязь в индивидуальном формате.
Активное включение обучающихся совместно с родителями в процесс освоения коррекционно-развивающей области в удаленном формате позволяет обеспечить эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию дома условий для дистанционной формы обучения ребенка представлены на сайте ИКП РАО в разделе «Дистанционное обучение детей с ОВЗ».
Обращаем внимание, что вне зависимости от выбора формы реализации коррекционно-развивающей области в условиях удаленного обучения, педагог-психолог должен фиксировать проведение занятий в отчетной документации. В зависимости от того, как это принято в образовательной организации, специалист фиксирует факт проведения занятий в Журнале учета проведенных групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий и/или в Журнале учета рабочего времени педагога-психолога. В первом случае в графах, отражающих факт присутствия обучающегося, проставляется буква «Д» или «Э» (соответственно для дистанционной или электронной формы). В графах, отражающих тематическое содержание, проставляется тема из календарно-тематического планирования коррекционно-развивающего курса. Во втором случае фиксируется факт проведения занятия в определенный циклограммой рабочего времени промежуток. При этом в примечаниях делается пометка об использовании дистанционной или электронной формы.
В завершении приведем перечень методической литературы для педагога-психолога и учебно-методических пособий для обучающихся с ЗПР, позволяющих реализовывать курсы коррекционно-развивающей области АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Рекомендуемая литература для проведения коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога:
1. Аржакаева Т.А, Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий. 1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс. - М.: Генезис, 2019.
2. Аржакаева Т.А, Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс. - М.: Генезис, 2019.
3. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. - М.: ВЛАДОС, 2018.
4. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития : методич. пособие. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 80 с.
5. Бабкина Н.В. Использование наглядного материала при формировании жизненных компетенций у детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 3. Цветная вкладка.
6. Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития: учеб.-методическое пособие. - М.: Школьная Книга, 2015. - 136 с.
7. Бабкина Н.В., Бабкин С.В. Занимательные задачи для детей и их родителей. М.: Айрис-пресс, 2006.
8. Бабкина Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников. М.: Школьная Пресса, 2006.
9. Бабкина Н.В., Бабкин С.В. Занимательные игры со словами. М.: Айрис-пресс, 2007.
10. Еремина Ю.Е. Космическая одиссея: 25 заданий для развития саморегуляции произвольной деятельности. - М.: НКЦ, 2019.
11. Жизненные навыки. Рабочая тетрадь для учащегося 1-го класса. Рабочая тетрадь для учащегося 2-го класса. Рабочая тетрадь для учащегося 3-го класса. Рабочая тетрадь для учащегося 4-го класса / Под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2002.
12. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5 - 6 класс) / Под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2018
13. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с подростками (7 - 8 класс) / Под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2018
14. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. Уроки психологии во втором классе. Уроки психологии в третьем классе. Уроки психологии в четвертом классе / Под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2002.
15. Инденбаум Е.Л., Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дети с задержкой психического развития : учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2019.
16. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1: Тетрадь 1. Тетрадь 2. Часть 2: Тетрадь 1. Тетрадь 2. Часть 3: Тетрадь 1. Тетрадь 2. - М.: УЦ «Перспектива», 2007.
17. Пилипко Н.В. Шпаргалка для взрослых: Методические рекомендации по проведению развивающих занятий по психологии общения с учащимися младших классов по программе «Приглашение в мир общения» - М.: УЦ «Перспектива», 2006.
18. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет. Рабочая тетрадь. - М.: Изд. В. Секачев, 2017.
19. Слободяник Н.П. Я учусь владеть собой. Рабочая тетрадь к развивающей программе формирования эмоцион. стабильности. - М.: Аркти, 2019.
20. Слободяник Н.П. Я учусь владеть собой. Развивающая программа формирования эмоциональной стабильности. - М.: Аркти, 2019.
21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4. - М.: Генезис, 2010.
22. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста. - М.: Генезис, 2010.
23. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. 1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс. - М.: Генезис, 2013.
24. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5 - 6 класс). - М.: Генезис, 2017.
25. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7 - 8 класс). - М.: Генезис, 2017.
26. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 - 4). - М.: Генезис, 2018.