Рекомендации Минпросвещения России от 30.03.2020 № б/н

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка с тяжелым нарушением речи

Рекомендации
для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка с тяжелым нарушением речи

Уважаемые родители!

Наиболее благоприятные условия дистанционного обучения школьников складываются тогда, когда непосредственными участниками образовательного процесса являются родители обучающихся.

В организации обучения есть несколько важных факторов, которые значительно облегчат обучение Вам и Вашему ребенку. Эти факторы – учебная обстановка, режим дня, взаимодействие с ребенком в процессе обучения, график учебных занятий.

1. Создание дома учебной обстановки. Обучение ребёнка в дистанционном режиме потребует от Вас учёта некоторых правил для создания учебного пространства в условиях Вашей квартиры. Создание пространства, в котором ребенок учится, важно для формирования мотивации к выполнению учебных занятий. Рабочее место ребенка должно быть чистым, свободным от посторонних предметов и игрушек, достаточно просторным, чтобы ребенок мог разместить учебные принадлежности и удерживать правильную позу при письме и чтении. Рабочее место должно находиться недалеко от естественного освещения. Если Вы используете компьютер или другую технику, предусмотрите возможность регулировки естественного освещения, чтобы избежать засветки экрана при ярком солнце. Необходимо установить компьютер и периферийные устройства, а также специальное и учебное оборудование, в безопасном и устойчивом положении. Для дополнительного освещения можно применять обычные светильники (люминисцентные желательно не использовать). Свет должен падать на клавиатуру сверху. Если возможно, компьютерное оборудование должно быть убрано в то время, когда ребенок им не пользуется. Если убрать оборудование нельзя, необходимо предусмотреть на рабочем столе место для письма, чтения, ручной работы.

2. Старайтесь сохранять привычный ребенку режим дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Это позволит наиболее эффективно использовать утренние часы для обучения. Сохраняйте среднюю продолжительность занятий по предметам для обеспечения комфортного и привычного ребенку темпа выполнения заданий. Не перегружайте первую половину дня дополнительными делами, помогите ребенку сохранить режим обучения. Резкие изменения режима дня могут привести к излишнему напряжению и стрессу. Не допускайте сдвига учебной деятельности на конец дня, когда ребенок уже устает. Режим дня ребенка в обязательном порядке включает прогулки и свободное время. Дополнительные (коррекционные) занятия проводятся в распорядке, согласованном с педагогами.

3. В процессе дистанционного обучения решение о том, занимается ребенок сам или с ним рядом находится взрослый – принимаете вы вместе с ребенком. При этом необходимо помнить о том, что в условиях школы во время урока учебную деятельность ребенка контролирует учитель. Возможно, ребенок не готов к полной самостоятельности в процессе обучения дома. Если Вы хотите, чтобы ребенок самостоятельно выполнял задания, формируйте эту привычку постепенно, оговорив все нюансы и последовательность выполнения заданий. Эта рекомендация особенно важна для учащихся начальных классов. При контроле выполненных заданий относитесь к ребенку с уважением и терпением. При возникновении у ребенка затруднений при выполнении заданий будьте готовы к оказанию ему необходимой помощи. Помощь может касаться разбора задания, помощи в установлении связи с учителем, технической помощи, если ребенку она требуется. Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей.

4. График учебных занятий в процессе дистанционного обучения согласовывается с администрацией образовательной организации. Во время онлайн подключений, общих чатов связи выключайте телевизор, радио в комнате, обеспечьте тишину и рабочую обстановку. Постарайтесь первое время наблюдать за работой ребёнка на компьютере, процессом обучения в целом и целевым использованием оборудования и Интернета. Это позволит избежать лишних проблем. Обязательно контролируйте время работы ребёнка на компьютере. Старайтесь снижать зрительную нагрузку ребёнка при работе с компьютером в свободное от учёбы время.

Особенности дистанционного обучения ребенка с речевым нарушением.

При разъяснении задания Вам необходимо контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление, говорить четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Старайтесь, чтобы фраза была простой, не перегружайте инструкцию сложными словами, вводными фразами, отвлеченными пояснениями. «Оречевляйте» каждое действие, которое демонстрируете ребенку. Уточняйте значения слов, непонятных ребенку или тех, значение которых понятно ему не полностью.

При анализе заданий, текстов акцентируйте внимание ребенка на анализе существенных признаков предметов, объектов и явлений, особенно слов с абстрактным значением. Если есть у ребенка есть в этом необходимость, при разъяснении задания используйте наглядные модели всего, что объясняете ребенку, это способствует формированию положительного эмоционального настроя, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной деятельности и компенсирует речевые проблемы.

Контролируйте понимание ребенком инструкций, учебных заданий и т.д. различными средствами – попросите повторить инструкцию, нарисовать схему, выделить основные «шаги» выполняемого задания. Соблюдение определенной последовательности, поэтапности действий позволяет развивать способность к планированию, оречевление этих последовательностей развивает способность ребенка строить связное высказывание.

При выполнении упражнений по чтению в приоритете осмысленное чтение – ребенок должен читать в комфортном для него темпе, понимая прочитанное. Увеличение скорости чтения не является абсолютным приоритетом. Допустимо неоднократное перечитывание. Чтобы перечитывание не носило характер монотонного действия, включайте в упражнения различные его виды: выборочное чтение, ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста, нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания; чтение трудных слов, встречающихся в тексте, использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом или подготовка таких таблиц, которая будет связана с поиском информации в тексте. Если возникают сомнения в понимании ребенком прочитанного текста, постарайтесь понять, с чем связаны сложности – непонимание слова/слов, незнакомая или неупотребляемая грамматическая структура, сложное по структуре предложение, непонимание ребенком переносного смысла фразы/слова. Если сам навык чтения развит хорошо, проблемы с чтением у ребенка связаны только с пониманием прочитанного, применяйте любые упражнения, направленные на структурирование текста – составление плана (картинного, вопросного, символьного и других видов плана), составляйте схемы сюжета текста или, если это текст-рассуждение или учебный текст с информацией.

При выполнении письменных упражнений приучайте ребенка проговаривать правило, отработка которого проводится в упражнении, проговаривать слово, которое будет написано, для предупреждения ошибок. Не торопите ребенка при письме. При необходимости приучайте ребенка использовать черновик. Дозируйте объем письменной работы в ходе занятия, при возникновении усталости меняйте вид деятельности.

Уточните рекомендации специалистов, которые занимаются с Вашим ребенком и выполняйте все рекомендации и задания систематически и ежедневно, закрепляя полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Родители могут быть инициаторами контактов с любыми участниками образовательного процесса, задействованными в обучении их ребёнка. Они могут получить квалифицированную консультацию педагога, администратора школы или тьютора, если он сопровождает ребенка, по вопросам оказания детям помощи в планировании и организации их учебного времени, выбора способа освоения учебных курсов, а также, в случае необходимости, обсудить возможность корректировки индивидуального учебного плана их ребёнка. Школа окажет содействие в решении технических проблем, которые могут возникнуть при работе ребёнка в Интернете с сетевым образовательным ресурсом.

Не забывайте, что важным ресурсом развития речи вашего ребенка является общения с другими детьми. Обеспечьте возможность дистанционного общения ребенка с друзьями и знакомыми путем чатов или видеоконференций. Возможные ресурсы для этого предоставляются ресурсами Whatsapp, Skype, Zoom, Facebook, VK, Viber.

Ресуры интерактивного обучения предоставляют Яндекс.Учебник,Учи.ру, Mersibo и другие провайдеры образовательных услуг.

Не забывайте, что Санитарные правила и нормы ограничивают использование компьютера, в том числе для образования детей. В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников I-IVклассов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут, для учеников V-VIIклассов – 20 минут, для учеников VIII-IXклассов – 25 минут, для старшеклассников X-XIклассов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут.

Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

для обучающихся II-Vклассов – не более 60 минут;

для обучающихся VIклассов и старше – не более 90 минут.